Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Различные подходы к изучению феномена идентичности 7
1.2. Понятия конфликта и конфликтности. Причины конфликтов и способы поведения в них 16
1.3. Становление личности в юношеском возрасте 26
Глава 2. Изучение связи уровня сформированности эго-идентичности с поведением в конфликтных ситуациях лиц юношеского возраста
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 45
Выводы 56
Заключение 59
Список используемых источников 60
Приложение
Проблемы личностной идентичности долгое время изучалась в основном зарубежными психологами. В России эта проблема долгое время была представлена только в работах И.С. Кона и В.А. Ядова.
Значительные социальные изменения, происходящие в нашем обществе, делают актуальными исследования проблемы идентичности. В психологических исследованиях сегодня изучаются как общие вопросы самоидентификации, так и конкретные направления - личностная идентичность, социальная, гендерная, этническая, профессиональная и т.д. [40].
Сегодня проблемы идентичности стали предметом активного изучения таких отечественных исследователей, как Белинская ЕЛ, Стефаненко Т.Г., Тиводар А.Р., Шнейдер Л.Б. и др.
Становление личностной идентичности происходит как во взаимодействии человека с социальным миром, так и в его внутреннем психическом пространстве. Идентичность в этом смысле есть феномен, расположенный на границе личности и мира, и обращенный в обе стороны [48]. Идентичность - состояние личности, основанное на переживаемой и осознаваемой ею определенности в разнообразных связях и отношениях мира. Становление идентичности - это процесс постепенного осознания человеком своего места и назначения в мире, это организация своей жизни в соответствии с пониманием того, что есть, что должно быть и того, что возможно.
В число важнейших факторов, определяющих становление идентичности, входят отношения и взаимодействие человека с окружающими людьми. Наиболее важные для жизни связи и отношения субъекта реализуются во взаимодействии с ближайшим окружением. Общение с другими людьми опосредует связь человека с обществом в целом и является способом усвоения социального опыта. Именно в общении происходит становление личности, формирование мировоззрения и нравственных свойств. Без межличностного общения неосуществимо формирование идентичности.
Юность - важный период социализации и формирования идентичности. Это период выработки ценностных ориентаций и мировоззрения. Сложные задачи, стоящие перед человеком в юношеском возрасте, при неблагоприятных микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности [15].
Движущей силой развития являются противоречия, к которым относятся конфликты. Успешно разрешенные конфликты приводят к скачку личностного развития, к новообразованиям, составляющим основу структуры личности. Характер, причины конфликтов и способы их разрешения оказывают существенное влияние на процесс и результат формирования идентичности.
В психологической, социологической и психолого-педагогической научной практике накоплены данные по изучению связи уровня сформированности идентичности с показателями личностной зрелости, с различными социально-демографическими характеристиками
Связь уровня сформированности эго-идентичности с поведением в конфликтных ситуациях лиц юношеского возраста не становилась предметом изучения. Между тем сам концепт личностной идентичности должен быть определенным образом связан с пониманием субъектом других людей и способами взаимодействия с ними. Э. Эриксон предполагал, что формирование идентичности связано с другим человеком, то есть процесс общения с другими людьми и формирование личностной идентичности взаимосвязаны и обусловливают друг друга, и характер этой связи требует прояснения....
Личностные ресурсы человека определяют эффективность преодоления им трудных ситуаций, в том числе конфликтных. Идентичность является главным ориентиром действий и поведения человека в его повседневной жизни. Процесс формирования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Так, юноша осуществляет выбор из огромного количества потенциальных элементов идентичности, оценивая преимущества и ограничения каждого из них, а также значимость каждого элемента для собственной личности. Переживание чувства идентичности по мере развития личности усиливается. В юности человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил ранее, и тем, что он предполагает пережить в будущем.
Проведенное исследование было направлено на изучение связи статуса эго-идентичности с показателями конфликтности лиц юношеского возраста.
В ходе исследования доказана связь статуса эго-идентичности лиц возраста ранней юности со способами поведения в конфликте. Результаты проведенного исследования показывают, что ключевыми особенностями в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации является степень согласованности / рассогласованности структурной организации личностной идентичности. Старшеклассники с разным статусом эго-идентичности используют разные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования полученных результатов для разработки программ психолого-педагогической поддержки становления идентичности юношей и девушек в старших классах школы и формирования у них конструктивных способов общения, в том числе в конфликтных ситуациях.