Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические основы систем развивающего обучения (Психология учебной деятельности, Московский Университет им. Витте)

Работа №160631

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы39
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа».
Выборка: 30 учащихся третьего класса в возрасте 9-10 лет.

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Содержание понятия развивающего обучения 6
1.2 Проблема соотношения обучения и развития 9
1.3 Теории развивающего обучения в отечественной психологии. Приемы развития познавательной деятельности младших школьников 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 18
2.1 Констатирующий этап эксперимента 18
2.2. Формирующий этап эксперимента 25
2.3. Контрольный этап эксперимента 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Актуальность темы. В современном образовательном пространстве развивающее обучение приобретает всё большее значение, так как оно ориентировано на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. В условиях быстрого развития технологий и изменения требований к профессиональным компетенциям, система традиционного обучения, направленная преимущественно на передачу знаний, всё меньше удовлетворяет запросы современного общества. Это вызывает необходимость внедрения систем развивающего обучения, которые строятся на научных психологических основах.
Психологические основы развивающего обучения включают в себя изучение особенностей когнитивного развития детей, индивидуальных различий, мотивационных аспектов, а также факторов, влияющих на успешность освоения новых знаний и умений. Такие подходы позволяют учитывать возрастные и личностные особенности обучающихся, развивать их самостоятельность, критическое мышление и способность к сотрудничеству.
Система развивающего обучения — это подход к образовательному процессу, в котором приоритетной целью является развитие личности учащегося, его интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков, а не только передача знаний и формирование академических умений [33].
Развивающее обучение (РО) – активно-деятельностный метод, который пришел на смену объяснительно-иллюстративному. Он учитывает закономерности развития и адаптируется к уровню и особенностям каждого ученика. Идея о главной роли обучения в развитии природных задатков была заложена в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и В.А. Дистервега. В российской педагогике эта концепция развивалась в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского и Л.С. Выготского.
Исследования Л.С. Выготского, а также Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова заложили психологические основы российской и концепции развивающего обучения. Основная идея Л.С. Выготского выражается в том, что обучение и развитие взаимосвязаны: обучение, опережая развитие, стимулирует его и, одновременно, опирается на актуальный уровень развития. Соответственно, обучение должно быть направлено на будущее развитие ребенка[7, с.389].
Объект исследования – развивающее обучение.
Предмет исследования – психологические основы систем развивающего обучения заключаются в изучении ключевых психологических механизмов, принципов и условий, которые способствуют развитию личности учащегося в процессе обучения.
Цель исследования: изучение и обоснование психологических основ систем развивающего обучения, анализ их влияния на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи исследования:
- изучить содержание понятия развивающего обучения;
- исследовать проблему соотношения обучения и развития;
- ознакомиться с теориями развивающего обучения в отечественной и зарубежной психологии;
- провести эмпирическое исследование эффективности применения принципов и методы развивающего обучения;
- проанализировать данные констатирующего этапа эксперимента;
- оценить результаты контрольного этапа эксперимента.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, что использование основных систем развивающего обучения оказывает положительное влияние на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
База исследования: в исследовании участвовали 30 обучающихся третьего класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа в возрасте 9-10 лет.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические методы (констатирующий и формирующий эксперименты), наблюдение, диагностика, а также методы обработки данных (количественные и качественные).
Методологической основой для исследования послужили труды таких отечественных и зарубежных ученых, как И.А. Букреева, В.Г. Васильев, А.Б. Воронцов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.С. Ермаков, Ж.В. Рассказова и другие.
Теоретическая значимость данной курсовой работы состоит в систематизации и углублении знаний о психологических основах систем развивающего обучения. Исследование позволит обобщить и проанализировать существующие теории развивающего обучения, представленные в отечественной и зарубежной психологии.
Практическая значимость результаты исследования могут помочь педагогам и образовательным учреждениям разработать и внедрить более эффективные методы и подходы к обучению. Определение успешных систем развивающего обучения позволит практикам применять проверенные стратегии для повышения мотивации и вовлеченности учащихся, что в свою очередь улучшит качество образовательного процесса.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретического анализа аспектов системы развивающего обучения были подробно рассмотрены содержание понятия развивающего обучения, проблема соотношения обучения и развития, теории развивающего обучения в отечественной психологии.
Так, установлено, что в развивающем обучении особое внимание уделяется содействию когнитивному, эмоциональному и социальному росту, взаимосвязи этих аспектов в процессе обучения. Ориентируясь на зону ближайшего развития, развивающее обучение стремится создать благоприятную среду.
Взаимосвязь между обучением и развитием образует важнейшую связь в педагогической психологии, отмечая динамическое взаимодействие между структурированным опытом обучения и более широкой эволюцией личности. Динамическое взаимодействие между обучением и развитием проявляется в том, как развиваются когнитивные способности, эмоциональная устойчивость и социальные взаимодействия детей по мере их участия в образовательном контенте и деятельности.
Оба направления развивающего обучения – система Л.В. Занкова и система В.В. Давыдова – стремятся к достижению глубокой и качественной подготовки школьников, но при этом основываются на различных методологических подходах и теоретических предпосылках. Система Л.В. Занкова сконцентрирована на интенсификации процесса обучения, углублении теоретических знаний и преодолении поверхностного характера учебного материала. Система В.В. Давыдова ориентирована на развитие теоретического мышления через обратный традиционному путь познания, от общего к частному, что позволяет детям лучше понимать сущность явлений и систем.
Эмпирическое исследование, проведенное с целью оценки эффективности реализации развивающего обучения с принципами психологических основ, показало, что такие методы могут существенно влиять на познавательную активность и мотивацию младших школьников. На констатирующем этапе эксперимента была выявлена необходимость разработки и внедрения развивающих методик обучения, поскольку большинство учащихся демонстрировали средний уровень школьной мотивации и планирования, а также средний уровень инициативности и самостоятельности.
Формирующий этап эксперимента содержал разработку и внедрение технологий развивающего обучения, направленных на повышение познавательной активности и учебной мотивации. Результаты повторной диагностики подтвердили эффективность нашей работы. Уровень школьной мотивации и инициативности показали положительные изменения, хотя и выявили необходимость дальнейшего улучшения и индивидуализации подходов.
Исследовательская гипотеза о том, что программа по реализации развивающего обучения с принципами психологических основ способствует увеличению познавательной активности младших школьников, подтверждается.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что развивающее обучение с принципами психологических основ может эффективно повышать познавательную активность и мотивацию младших школьников. Однако для достижения устойчивых результатов необходимо продолжать индивидуализировать подходы и оказывать дополнительную поддержку ученикам с более слабыми навыками. Развивающие методики обучения должны быть адаптированы к потребностям каждого ученика, что позволит обеспечить более высокий уровень образовательных достижений и улучшить общий образовательный процесс.



1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 30.05.2024)
2. Букреева, И.А., Евченко, Н.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций. – Журн. Молодой ученый. – 2018. – № 8. – С. 309-312.
3. Васильев, В.Г., Перевозчикова, А.В. Постановка учебной задачи в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в условиях введения нового образовательного стандарта в начальной школе. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» 2019. – Том 7. – № 1. – С. 69-79.
4. Васильев, В.Г., Третьяк, М.В. Структура мотивов учебной деятельности и ее связь с системой учебных действий. Материалы Международной научно-практической конференции «Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее», (г. Новосибирск, 25 – 28 декабря 2022 г.) под ред. О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой; Из-во НГПУ, – Новосибирск 2022. – 334 с.
5. Воронцов, А.Б., Чудинова, Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [Текст]. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. – М.: Рассказов А.И., 2021. – 304 с.
6. Выготский, Л.С. Мир психологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2018. – 1008 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2018. – 419 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека. Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2021. – 1136 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
10. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966. – С. 12-102.
11. Го Ю. В. Развитие познавательной и творческо-поисковой активности младших школьников через развивающие игры и упражнения // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – №23. – С.24-27
12. Гуружапов, В.А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Часть 1. Методическое пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности». – М.: АНО «ПЭБ», 2018. – 80 с.
13. Дусавицкий, А.К., Кондратюк, Е.М., Толмачева, И.Н., Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2018. – 288 с.
14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2019. – 240 с.
15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР. 2021. – 648 с.
16. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. М.: Вопросы психологии. – 2022. – № 3-4. – 363 с.
17. Еловикова Д.А. Теория обучения: Учебно-методический комплекс. – Брянск: РИО БГУ, 2014. – 300 с.
18. Ермаков, С.С., Юркевич, В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения. Современная зарубежная психология. – 2018. – Том 2. – № 2. – С. 87-100.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – 480 с.
20. Костюк, Г.С. Принцип развития в психологии / Г.С. Костюк // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969. – С. 118-152.
21. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 272 с.
22. Педагогическая психология. Под ред. В.А. Гуружапова. – М.: Юрайт, 2019. – 496 с.
23. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 2021. – 98 с.
24. Рассказова, Ж.В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации. Журн. Молодой ученый. – 2018. – № 4. – С. 108-112.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
26. Смирнов, А. Психология, педагогика, школа / А. Смирнов // Народное образование. – 1969. – № 1. – С. 26-31.
27. Сластенин, В.А. Педагогика Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Просвещение. – 285 с.
28. Сухов, В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. – 93 с.
29. Фридман, Л. М. Проблемная организация учебного процесса / Л.М. Фридман, В.И. Маху. – М.: Росмэн, 2018. – 140 с.
30. Цукерман, Г.А., Елизарова, Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. 2021. – № 6. – С. 37-44
31. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1974. – 64 с.
32. Юрко Ю.Ю. Приемы развития познавательной активности младших школьников // Теория и практика современной науки. – 2017. – №3 (21). – С.880-885.
33. Развивающее обучение в современной школьной практике: тенденции, противоречия, перспективы // https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ