Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ

Работа №160626

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Клинико-психологическая характеристика дошкольников с дизартрией 7
1.2. Нарушение просодической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией 11
1.3 Теоретические основы сюжетно-ролевой игры 16
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 20
2.1. Организация, цель, задачи и методика обследования просодической стороны речи детей со дизартрией 20
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 36
3.1. Основные направления в работе по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией 36
3.2. Содержание логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией с помощью комплекса сюжетных игр 39
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Многие зарубежные и отечественные учёные отмечают, что в последнее время значительно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями, которые не могут не оказывать влияния на дальнейшую жизнь растущего поколения. Одной из глобальных проблем в логопедии предстаёт проблема развития просодической стороны речи.
Существенной характеристикой звучащей речи является голос и ритмико-интонационная сторона речи. Голос представляет собой основной инструмент, который обеспечивает эмоциональность и выразительность речи говорящего. Учёные Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова и др. считают, что его расстройства оказывают негативное влияние на процессы общения и на формирование нервно-психического статуса, а так же общего речевого развития. В современной общей и специальной педагогике этим вопросом задавались такие учёные, как Г.А. Волкова, Л.З. Андронова-Арутюнян, Г.Н. Иванова-Лукьянова и другие. Н.Д. Светозарова говорит, что «Совокупность ритмико-интонационных свойств обеспечивает интонационную выразительность речи, играющую важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние» [30, С. 8].
Речевая просодика представляет собой целый сложный комплекс ритмико-интонационных элементов: мелодики речи, относительной силы произнесения слов и их частей, длительность отрезков звучащей речи, темпа, ударения, тембральной окраски, тона, ритма и интонации. Когда ребёнок осознаёт свою особенность, то, как правило, либо замыкается, либо пытается проговорить требуемый от него материал быстрее, не заостряя внимание на логическом ударении, выражении, речевом дыхании и не придавая значение ритмичности. Из этого следует вывод, что просодическая сторона речи детей дошкольного возраста недостаточно сформирована.
Исследователи Л.З. Андронова-Арутюнян, Г.А. Волкова, Л.И. Белякова, Н.Н. Трауготт, В.К. Воробьёва, и другие считают, что просодическая недостаточность в речи сопровождает многие нозологические формы, как детского речевого недоразвития различного генеза, так и случаи распада речи у детей. Ряд педагогов достаточно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Проблема исследования просодической организации речи является предметом многих исследований в лингвистике и психолингвистике. Ей достаточно подробно занимались В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина, Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и другие.
Актуальность этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики речи, обеспечивающие интонационную выразительность, играют огромную роль в осуществлении коммуникативной функции, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.
Цель - выявить особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией и разработать серию занятий по развитию просодической стороны речи дошкольников с использованием сюжетных игр.
Объект исследования: просодическая сторона речи дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития просодической стороны речи детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2. Подобрать методический материал для исследования просодической стороны речи детей дошкольного возраста;
3. Изучить особенности просодической стороны речи дошкольников;
4. Определить уровни развития просодической стороны речи детей дошкольного возраста;
5. Разработать и апробировать серию занятий по развитию просодической стороны речи дошкольников с использованием сюжетных игр;
6. Определить динамику уровня развития просодической стороны речи детей дошкольного возраста посредством сюжетных игр....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роль просодической стороны речи переоценить сложно. Она, безусловно, очень важна. Эта сторона речи обеспечивает оформление фраз говорящего как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, помогает передать информацию о коммуникативном типе высказывания, а так же об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач и овладения интонационными характеристиками звучащей речи.
Исходя из результатов изучения литературы, можно сделать определённый ряд выводов: просодическая сторона речи играет важнейшую роль для реализации коммуникативной функции речи, поскольку средства просодики обеспечивают выразительность и эмоциональную окраску речи говорящего. Разнообразие всех просодических компонентов определяет выразительность речи и прямо влияет на эффективность общения. Интонационные характеристики устной речи постепенно формируются в ходе онтогенеза речи и становятся достаточно устойчивыми и индивидуальными у взрослого человека.
У детей с дизартрией, как правило, отмечаются нарушения просодической стороны речи. Эти речевые изменения проявляются в стойком снижении интонационно-выразительной окраски речи.
Обобщение полученных данных в первой главе работы послужило основанием для проведения нами исследовательской работы по изучению просодической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией. Диагностика выявила ряд особенностей: у детей нарушаются уже базовые компоненты речевой коммуникации, такие как дыхание, голос, интонация, что и препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности.
На основе этих данных строится программа комплексного коррекционно-логопедического воздействия по формированию, как восприятия, так и воспроизведения интонации с учетом ведущего дефекта. Следовательно, у детей с дизартрией формирование просодической стороны речи должно быть включено в общее коррекционно-логопедическое воздействие по развитию речи.
Сюжетно-ролевые игры, в которых дети постепенно учатся подчёркивать логическим ударением главное слово, а также регулировать силу голоса и менять свою интонацию в зависимости от ситуации. Логопед или воспитатель, обладающий всеми основными средствами выразительности (например, интонацией и силой голоса), должен помогать не только совершенствованию выразительности речи у детей, но становится объектом для подражания.
Целью нашей работы являлось разработка универсального средства, которое будет положительно влиять на просодические компоненты речи дошкольников - это серия сюжетных игр, включённых в логопедические занятия. Это поспособствовало положительной динамике просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.


1. Азина, Е.Г. Коррекция стёртой дизартрии в условиях логопедического пункта / Е.Г. Азина. // [Электронный ресурс]: ййрз://игок.1зер1.ги/статьи/584238/
2. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дисс. на соискание уч. ст. к.п.н. / Е.Э. Артёмова // [Электронный ресурс]:https://www.dissercat.com/content/osobennosti-formirovaniya-prosodiki-u-doshkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami
3. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е.Э. Артёмова. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 123 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
5. Асыкина, Н.А. Коррекция апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрией / Н.А. Асыкина. - Р/Д.: МарТ, 2002. - 356 с.
6. Бадалян, Л.О. Детская неврология. / Л.О. Бадалян. - М.: Медицина, 1984. - 576 с.
7. Белякова, Л.И. Логопедия: дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Белянин, В.П. Психолингвистика: учебник / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-пресс, 2007. - 472 с.
11. Гуровец, Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская. // Вопросы логопедии, - М.: Изд-во МИГИ им. В. И. Ленина, 1982. - С. 60 - 67.
12. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Директ- Медиа, 2008. - 90 с.
13. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии / И.Б. Карелина. // Дефектология. - 1996. - С. 10 - 14.
14. Киселёва, В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии / В.А. Киселёва. - М.: Школьная пресса, 2007. - 106 с.
15. Кондратенко, И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с...(40)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ