ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ образовательного туризма 5
1.1 Изучение зарубежного опыта организации архитектурно¬строительных ту- 5
ров
1.2 Анализ предложений архитектурных туров среди российских
турфирм 1
7
1.3 Анализ потребительского спроса на архитектурные туры студен¬
тами Пензенского государственного университета архитектуры и строи¬тельства 2
9
2 Разработка образовательного тура для студентов Пензенского
государственного университета архитектуры и строительства 4
2
2.1 Разработка технологической карты образовательного тура
«Москва архитектурная» 4
2
2. 2 Расчёт стоимости тура «Москва архитектурная» 6
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6
5
ГЛОССАРИЙ 6
7 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
9
ПРИЛОЖЕНИЯ 7
Туризм играет немаловажную роль в развитии экономики страны. Большое значение в последнее время приобрел внутренний туризм. Правительство Российской Федерации предпринимает особые меры по поддержанию и развитию туризма. На сегодняшний момент действуют такие меры, как:
- уменьшение взносов туроператоров;
- туристический кешбэк;
- льготы для семейного и детского отдыха (к примеру, при покупке путевки в детский лагерь возвращается 50 % от ее стоимости, а также действуют скидки на билеты РЖД для семей с детьми) [16].
Одним из востребованных видов туризма является образовательный туризм, участниками таких туров, как правило, являются школьники и студенты. Основными целями таких поездок обычно являются: изучение языков; прохождение стажировок среди студентов специальностей «Туризм» или «Гостиничное дело», программы по обмену в области IT-сферы, изучение архитектуры. Архитекторы, дизайнеры, проектировщики всегда были востребованными специалистами как в России, так и за рубежом. При обучении будущих специалистов важна не только теория в рамках аудиторных занятий, но также и посещение новых проектов, строящихся зданий, экскурсий и выставок.
Среди предложений российских туроператоров и турагентств существует достаточное количество образовательных туров за рубеж. В связи с развитием внутреннего туризма нами были изучены предложения образовательных поездок по России. Проанализировав полученную информацию, мы пришли к выводу о том, что на российском рынке туристских услуг имеется недостаточное количество образовательных туров внутри страны. Что касается туров для студентов университетов архитектуры и строительства, на данный момент их намного меньше, чем предложений для других актуальных специальностей. Для решения проблемы было принято создать такое предложение.
Объектом исследования является образовательный туризм.
Предметом исследования является возможность разработки и внедрения образовательного тура для студентов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Целью работы является разработка образовательного тура для студентов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Изучить зарубежный опыт организации архитектурно - строительных туров.
2) Проанализировать предложения архитектурных туров среди российских турфирм.
3) Провести анализ потребительского спроса на архитектурные туры студентами Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
4) Разработать технологическую карту образовательного тура «Москва архитектурная».
5) Произвести расчёт стоимости тура «Москва архитектурная».
Практическая значимость работы заключается в возможности реализации разработанного тура для удовлетворения спроса обучающихся на образовательные туры в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, а также в расширении ассортимента туристских услуг на российском рынке.
В рамках работы при анализе спроса и количества предложений на образовательные туры для студентов архитектурно-строительных университетов было выявлено, что на российском рынке имеется недостаточное для удовлетворения потребностей студентов количество туристских услуг. Основной упор при формировании образовательных поездок делается на языковые туры, международные конференции и семинары, которые организуются преимущественно для студентов таких направлений, как: иностранный язык, туризм, гостиничное дело, информатика.
Для разработки оптимального образовательного тура был изучен опыт организации подобных туров за рубежом, который показал достаточно широкое предложение туров для студентов-архитекторов за рубежом и разнообразие мероприятий, проводимых в рамках этих туров, некоторые из которых мы учли при формировании своего образовательного тура.
Анализ российского рынка образовательного туризма показал крайне бедное предложение, в том числе по направлению архитектуры. Поэтому нами была поставлена цель разработать образовательный тур для студентов Пензенского архитектурно-строительного университета с возможностью его адаптации для аналогичных вузов других городов.
Участие в образовательном туре поможет студентам не только расширить кругозор, получить новые и углубить имеющиеся знания по своему направлению деятельности. В рамках поездки студенты смогут наглядно изучить направления архитектуры и дизайна, обсудить полученные на аудиторных занятиях знания и способы их реализации совместно с преподавателями и студентами Московского архитектурного института.
В рамках работы нами был проведен опрос студентов Пензенского архитектурно-строительного университета, результаты которого стали основой для разработки тура «Москва архитектурная».
На основании проведенного нами исследования был разработан образовательный тур «Москва архитектурная», включающий разработку технологической карты, программы тура, памятки для туристов, отправляющихся в поездку. По предложенной программе тура был проведен расчет себестоимости и определена отпускная цена.
Разработанный тур рекомендуется к внедрению в ассортимент туроператоров, работающих на рынке внутреннего туризма г. Пензы. Он позволит расширить ассортимент предлагаемых услуг в турагентствах, основной упор в работе которых на данный момент делается на популяризации внутреннего туризма среди жителей страны.
Таким образом, в ходе написания работы были выполнены все задачи, что позволяет нам говорить, что поставленная в выпускной квалификационной работе цель достигнута.
1. Государственная программа Пензенской области «Развитие культуры и туризма на 2014-2020 годы» : утв. постановлением Правительства Пензенской области от 22 октября 2013 г. № 783-пП [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/553241227 (дата обращения: 11.11.2022).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» : утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162185/8d37c0aee614 48e3ddb60eb5b3eb856ca2abff01/ (дата обращения: 15.11.2022).
3. Государственный стандарт ГОСТ 5118598 «Туристские услуги. Средства размещения». Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 9 июля 1998 г. № 286 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200024374 (дата обращения: 15.11.2022).
4. Закон РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ от 21.12.2012 г. (29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.11.2022).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192840/b6325f523fd7 7e860aed9fdb7cf9d0d343ce90b3/ (дата обращения: 10.11.2022).
6. Стратегия развития туризма в Пензенской области на 2011-2016 годы : утв. распоряжением Правительства Пензенской области от 6 августа 2010 г. № 418-рП [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/428553017 (дата обращения: 15.11.2022).
7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации
на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/561260503 (дата обращения: 15.11.2022).
8. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 12.11.2022).
9. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения:
23.11.2022) .
10. Введение в туризм : учебник / М. Б. Биржаков. - 8-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Герда, 2017. - 512 с.
11. Косолапов, А. Б. Технология и организация туроператорской и ту- рагентской деятельности. Учебное пособие / А.Б. Косолапов. - М.: КноРус, 2018. - 294 с.
12. Соломин В. П. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России / В. П. Соломин, В. Л. Погодина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. - 576 с.
13. Архитектурные туры [Электронный ресурс] // ARCHITIME. - URL: https://www.architime.ru/index.htm#ARCH (дата обращения: 25.11.2022).
14. Высшая школа экономики и Институт «Стрелка» запускают совместную образовательную программу [Электронный ресурс] // ВШЭ. - URL: https://www.hse.ru/ (дата обращения: 29.11.2022).
15. Геворкян К. Л. Лучшие архитектурные вузы России и Москвы - рейтинг 2022 [Электронный ресурс] // Zao.chnik.ru. - URL: https://zaochnik.ru/blog (дата обращения: 29.11.2022)...39