Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация досуга молодёжи как социальная проблема на примере Монгун-Тайгинского кожууна

Работа №16061

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
1.1. Общая характеристика понятий «досуг», «досуговая деятельность», «молодежь» 9
1.2. Функции, задачи и особенности досуга 14
1.3. Особенности образа жизни молодежи 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В МОНГУН-ТАЙГИНСКОМ КОЖУУНЕ
2.1. Основные характеристики и особенности организации досуга сельской молодежи 21
2.2. Общественная активность и организация досуга молодежи в Монгун-Тайгинском кожууне 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важнейшим аспектом жизнедеятельности молодежи является досуг. В этой сфере молодые люди могут реализовать свою индивидуальность, в ней они становятся свободными от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей. Использование свободного времени молодежью служит своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи и развитие ее творческой активности приобретает особую остроту и требует изучения.
Неорганизованность досуга молодежи во многом ведет к отрицательным проявлениям. Таким образом, возникает острая потребность определения способов регулирования досуговой сферы молодежи. Досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности молодежи требует глубокого научного осмысления, в том числе и с социологической точки зрения.
О.А.Иванова определяет сельскую молодежь как «совокупность людей определенного возраста, входящую в состав территориальной группы населения, объединенных сходными социально-экономическими условиями жизни, характеризующими их положение в социальной структуре общества, а также определяющими возможность удовлетворения членами группы своих интересов в границах соответствующей сельской территориальной общности».
Известно, что у молодых людей, проживающих в сельской местности, существует большое количество проблем, к основным из которых следует отнести следующие: безработица, низкая заработная плата, организация и проведение досуга.
Организация досуга сельской молодежи стала актуальной проблемой в современном мире. Сельская молодежь как составная часть населения страны играет важную роль не только в воспроизводстве населения, но и в развитии сельского социума [9, с. 120].
Степень научной изученности темы является недостаточной. Отсутствуют обобщающие труды, комплексные исследования, монографические работы, рассматривающие организацию досуга молодежи как в республике целом, так и отдельно в Монгун-Тайгинском кожууне. Молодежь как особая социальная группа в Туве с самоидентификацией, со своими особенностями, внутренней дифференциацией была осмыслена лишь с 1980 года. Именно тогда в свет вышли результаты комплексного изучения молодежи как особой социальной группы в Туве. Они были опубликованы в коллективной монографии «Молодежь Тувы: социальный портрет» (Молодежь Тувы ... , 1988).
Изменения в ценностных ориентациях молодежи Тувы в начале 2000-х годов фиксировала Ч. К. Ламажаа (Даргын-оол) (Даргын-оол, 2004).
Разработка вопросов в рамках социологии молодежи Тувы предпринимается ныне отдельными исследователями и группами авторов. В Тувинском институте гуманитарных и прикладных социально- экономических исследований разработкой проблем молодежи занимаются М. М.-Б. Харунова, В. С. Каи и др.
В отечественной и зарубежной социологической науке исследованиями досуга и свободного времени занимались такие ученые как Б.Л.Грушин, Ж.Дюмазедье, М.Каплан, С. Г. Струм ил ин. Они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга.
Наиболее широкое изучение свободного времени сельской молодежи развернулось в рамках социологических исследований культуры современного села. Здесь был накоплен большой материал о культурных потребностях молодежи села, в частности, о структуре и формах ее деятельности в свободное время. Этот материал лег в основу монографий и статей: А. В. Арутюняна, М.П.Василенко, П.П.Великого, Т.В.Захаровой, Р.В.Рывкиной и др.
Социальный механизм организации досуга молодежи является весьма сложным и многоаспектным. Некоторые особенности данной проблематики рассматриваются в работах Л.Н.Галепской, И.Ф.Даний, А.Д.Жаркова, Н.А. Михневой.
В современной России ведутся научные исследования на тему досуговой жизнедеятельности молодежи, социальной роли досуга, его специфики и характеристики (Л.А.Акимова, И.А.Бутенко, Т.Г.Бутова, А.Л.Маршак). Однако они не полностью раскрывают всех аспектов данной проблематики.
Периодическая печать является ценнейшим источником информации, все события, происходившие в стране, республике публикуются на страницах газет. Таким образом, газеты для нас являются первоисточником и проводником в жизни молодежи Монгун - Тайгинского кожууна.
Объект исследования — досуг молодежи Монгун-Тайгинского кожууна.
Предмет исследования - факторы и социальные механизмы организации досуга сельской молодежи на примере Монгун-Тайгинского кожууна.
Цель исследования - выявить основные проблемы в сфере организации досуга сельской молодежи на примере Монгун-Тайгинского кожууна, и предложить рекомендации по совершенствованию организации данной сферы.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику понятий «досуг», «досуговая деятельность»;
- изучить функции, задачи и особенности досуга;
- охарактеризовать особенности образа жизни молодежи;
-определить социальный механизм организации досуговой жизнедеятельности молодежи в Монгун-Тайгинском кожууне органами региональной и муниципальной власти;
- провести анализ общественной активности молодежи в Монгун- Тайгинском кожууне;
- найти возможные способы организации досуга молодежи в Монгун- Тайгинском кожууне.
Гипотеза: большая часть молодых людей в селах сталкивается с проблемой организации собственного свободного от работы или учебы времени вследствие таких факторов, как материальная недоступность большинства институтов проведения досуга или же вовсе их отсутствие. Такая ситуация в свою очередь порождает другие социальные проблемы вроде алкоголизма и наркомании, общей неудовлетворенности своей жизнью, невозможности самореализации.
Если мы сможем -найти решение проблемы организации досуга молодежи в сельской местности, то молодое поколение будет правильно использовать свое свободное время. А это в свою очередь приводит к росту числа самодостаточной, творческой молодежи, повысит их работоспособность, что, несомненно, ведет к процветанию села.
Методы исследования:
- анализ научно-методической, психолого-педагогической и правовой литературы,
- синтез,
- наблюдение,
- анкетирование,
- опрос.
Теоретическая и методологическая база. При написании настоящей дипломной работы были использованы Государственная программа «Решение вопросов занятости молодежи» на 2014-2018 г.г.; республиканская программа «Молодежь Республики Тыва» на 2014-2018 годы; Статистический сборник «Молодежь в Республике Тыва» от 31.08.2013 г.; Российский статистический ежегодник: Статистический сб. / М.: Госкомстат России,2013,2014,2015,2016; Социально-экономическое положение России: Статистический сб. / М.: Госкомстат России, 2014. Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.). В научный анализ теории и практики культурно - досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты расширяют и углубляют представления о понятии «досуг молодежи»; обо всех возможных путях разрешения проблем, возникающих у молодёжи по поводу организации досуга.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что результаты, полученные в ходе проведения исследования, могут быть использованы такими специалистами как социальный работник, психолог, социальный педагог, специалист по работе с молодежью для более эффективной работы по социальной поддержке молодежи Республики Тыва. Также результаты исследований могут стать основой для разработки новых культурных услуг и активизации культурного досуга молодежи. 
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе рассматривается основное содержание понятий «молодежь», «досуг». Во второй главе даны основные характеристики и особенности организации досуга сельской молодежи, анализ уровня организации молодежного досуга в Монгун-Тайгинском кожууне. В заключении сделаны обобщающие выводы и разработаны рекомендации по активизации досуга молодежи в Монгун-Тайгинском кожууне в современных условиях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В республике координирует и направляет усилия всех государственных органов и ведомств разной принадлежности в реализации досуга молодежи Правительство Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, а также управления и отделы по делам молодежи в составе муниципальных органов.
Главным механизмом участия в решении проблем молодежи государственных органов является реализация ими социальных программ, по которым они выступают государственными заказчиками. Важную роль в реализации государственной молодежной политики имеют республиканская программа «Развитие системы государственной молодежной политики на 2014-2018 годы», межведомственные, ведомственные и муниципальные программы по реализации государственной молодежной политики в Республике Тыва.
Несмотря на проводимую работу на региональном уровне анализ современного состояния досуга молодежной политики на всероссийском уровне указывает на то, что есть зона, где необходимо качественно поменять тенденции и подходы к молодежной политике. Это федеральный уровень — требующий, совершенно нового нормативно-правового регулирования. В него должны войти: профильный закон о молодежной политике, стратегия, федеральная целевая программа и иные правила государственного регулирования в сфере, с расстановкой качественных приоритетов.
Необходимо задействовать огромный потенциал молодежной политики находящийся на муниципальном уровне. Однако, в действующем Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления» № 131-ФЗ за муниципалитетами закреплено проведение мероприятий по работе с молодежью. Закон не содержит стимулирующих мер для муниципалитета заниматься данными вопросами в полную меру, и ресурсы, которые на это закладываются, зависят от личного мнения каждого конкретного главы. Глава поселения или района принимает решение о том, будет ли в его
муниципальном образовании программа по работе с молодежью и какие разделы она будет включать.
Из-за отсутствия федеральных нормативных стандартов сферы молодежной политики, работа с молодым поколением, по сути, монополизирована муниципалитетами, а ресурсов и достаточных правовых условий для её эффективной реализации у них нет. Создаваемая инфраструктура отрасли должна способствовать появлению и росту числа клубов по месту жительства, где молодежь не только может проводить свой досуг, но и приобретать некие важные навыки, в том числе по выстраиванию коммуникаций и привлечению ресурсов. Основные усилия молодежной политики, образования, культуры и иных сфер должны быть сфокусированы на формирование у нового поколения системы ценностей лояльности к государству и чувства патриотизма.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач. Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы общенациональных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
Проводя исследование я открыла лично для себя одну простую истину: народ имеет дело с той молодёжью, которую сам воспитывает - любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: цель работы
достигнута. Мне удалось привлечь внимание, как молодежи, так и взрослого поколения к проблеме организации досуга молодежи.
Были выявлены направления работы по решению данной проблемы:
1. Проведение «круглого стола» с представителями:
а) администрации кожууна,
б) работниками культуры, спорта села,
в) молодежью Монгун-Тайги
для выработки общей стратегии по решению проблемы организации досуга молодежи в селе.
2. Привлечение внимания молодежи к здоровому образу жизни через средства массовой информации: работа юнкоров, творческие конкурсы рисунков, плакатов, фотографий.
2017 год в Туве объявлен годом Молодежных инициатив. У молодежи Монтун-Тайгинского кожууна есть возможность реализовать свои желания в области организации своего досуга посредством разработки социальных и бизнес проектов.
Сельская молодежь как составная часть населения страны играет важную роль не только в воспроизводстве населения, но и в развитии сельского социума.



1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 22.11.2011) // Справочно-правовая система Гарант- Студент. Осенний семестр 2015. Версия от 19 сентября 2015 г.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «О государственной молодежной политике в Российской Федерации»» // Справочно-правовая система Гарант-Студент. Осенний семестр 2015. Версия от 19 сентября 2015 г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"» // Справочно-правовая система Гарант-Студент. Осенний семестр 2015. Версия от 19 сентября 2015 г.
4. Федеральный Закон «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования» от 05 мая 2014 N 84-ФЗ (принят ГД ФС РФ 15.11.1995). И Справочно-правовая система Гарант-Студент. Осенний семестр 2015. Версия от 19 сентября 2015 г.
5. Бестужев, А.П., Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 2004 - 240 с.
6. Бутенко, И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко И Социологические исследования. 1998, № 7.- С 8-10.
7. Бутенко, И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Сонис. 2001.№12.-С 18.
8. Воловик, А.Ф., Воловик В.А. «Педагогика досуга»-М. издательство «Флинта» 1998 - 360 с.
9. Вишневский, А.О. «Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24.
10. Дробииская, Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2004. - С.7-17.
11. Журнал «Молодёжь» - ст. «Досуг и статус» - СПб: 2002 г., №1 О.- СП, С 25. 
12. Измайлов, К.Н. - Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы - СПб: 1995 - 143 с.
13. Кон, И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1997. -300 с.
14. Культурно - досуговая деятельность. Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.-456 с.
15. Кэндо, Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С 288.
16. Клубоведение: Учебное пособие/ Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,2005.- С 29-46.
17. Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето - 2004» составитель Корсак Е.Н. - Минск 2004. - 420 с.
18. Мосалев, Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995 - 350 с.
19. Понукалина, О.В. Социокультурное значение досуга. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001. - 780 с.
20. Понукалина, О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001. - 456 с.
21. Психология современного подростка., под редакцией Д.И. Фельдштейна - М. Педагогика, 1999. - 620 с.
22. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга. - Л.. 1992. - 300 с
23. Стеббинс, Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс И Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-66.
24. Суртаев, В.Я. - Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности - СПб: 1992 - 182 с.
25. Теменьева, Р.А. - Изучение досуговых интересов населения - М:2005г-120 с. 
26. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1997. - 712 с.
27. Сайт «Министерство спорта Российской федерации»: http://www.minsport.gov.ru/ [электронный ресурс] - Режим доступа свободный, время обращения 12.04.2015.
28. Сайт «Министерство образования Республики Тыва»: http:// minobmaukirt [электронный ресурс] - Режим доступа свободный, время обращения 12.04.2015.
29. Сайт «Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва» molsporttuva.ru [электронный ресурс] - Режим доступа свободный, время обращения 12.04.2015.
30. По данным официального сайта Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва: http://www.tuvastat.ru/ [электронный ресурс] - Режим доступа свободный, время обращения 10.04.2015 г. -
31. Седей, А. В. Осуществление государственной молодежной политики в Туве как фактор обеспечения социальной безопасности И Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 4-3. - С.269.
32. Соколова, Е. С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи / Е. С. Соколова // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 2,- 335с.
33. Троцковский, А.Я. Социально-территориальная структура региона: строение и основные тенденции трансформации / А.Я. Троцковский. - Новосибирск, 1997.-206с
34. Организация работы с молодежью: Учебное пособие / Т.Э. Петрова, И.Э. Петрова. - М.: Альфа-М: НИЦ, ИНФРА-М, 2015. - 208 с
35. Харунова, М. М.-Б. Образование и работа как факторы социального самочувствия молодежи Тувы (по материалам социологического опроса) 
[Электронный ресурс] / М. М.-Б. Харунова. И Новые исследования Тувы. -2010,-№4. С.467
36. Ширшин, Г. Ч. Создание Тувинского революционного союза молодежи // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл : Типография управления по печати при Совете министров Тувинской АССР. - 1970. - Вып. XIV. - С.345.
37. Бояк, Т.Н. Социология молодежи : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 071401.65 "Социально- культурная деятельность" / Т.Н. Бояк. - Улан-Удэ : Издательско- полиграфический комплекс ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, 2009. - с. 456.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ