ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРОДВИЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА 6
1.1 Сфера общественного питания и тренды ресторанного бизнеса 6
1.2 Реклама и PR как средства продвижения ресторана 17
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ РЕСТОРАНА «ШАМОНИ МОНБЛАН» 23
2.1 Анализ деятельности ресторана «Шамони Монблан» 23
2.2 Рекомендации по совершенствованию рекламы и PR ресторана «Шамони Монблан» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ресторанный бизнес в России претерпевает большие изменения. Если раньше посещение ресторанов было прерогативой высокооплачиваемых слоев населения, то сегодня чуть ли не каждый житель мегаполиса может выбрать для себя подходящее место для проведения досуга.
При выборе ресторана потребители ориентируются на следующие критерии: качество и культура обслуживания, уровень предоставляемых услуг, ассортимент кулинарной продукции, общую атмосферу заведения, концепция ресторана, месторасположения предприятия, цены на продукцию и услуги.
Стало уделяться больше внимания качественному обслуживанию, ассортименту меню, разработке концепции заведения. В связи с этим у потребителя появилась возможность выбора кухни на любой вкус.
Концепция маркетинга определяет рыночно ориентированное предприятие, как направленное на достижение успеха, прежде всего у своего потребителя. Для достижения этой цели необходимо определение стратегического направления развития предприятия, которое заключается в оценке внутренних возможностей и компетенции; выделении основных конкурентов, оценка их сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ.
Самым главным направлением в продвижении самого заведения и его услуг является оптимальный выбор инструментов продвижения и их комбинации. Традиционно маркетологи выделяют четыре основных инструмента политики продвижения - рекламу, личные продажи, стимулирование потребителя и PR-деятельность (связи с общественностью).
Внимание ресторатора акцентируется на применении рекламных средств и действиях стимулирующего характера. Эти положения определили актуальность данного исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является реклама и PR в продвижении ресторана.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают реклама и PR в продвижении ресторана «Шамони Монблан».
Цель выпускной квалификационной работы - изучение методов продвижения ресторана средствами рекламы и PR и разработка рекомендаций, направленных на продвижение ресторана «Шамони Монблан».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить состояние сферы общественного питания и тренды ресторанного бизнеса;
- рассмотреть рекламу и PR как средства продвижения ресторана
- проанализировать опыт продвижения услуг ресторана «Шамони Монблан»;
- разработать рекомендации по совершенствованию рекламы и пиар ресторана «Шамони Монблан».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава содержит теоретические основы изучения особенностей ресторанного бизнеса и развитие предприятий общественного питания в России.
Во второй главе выпускной квалификационной работы разрабатываются рекомендации для продвижения ресторана «Шамони Монблан».
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и даются рекомендации по результатам работы.
Развитие рыночных отношений в нашей стране устранило многолетнюю государственную монополию на сферу общественного питания. Экономические перемены обусловили возрождение отечественного ресторанного бизнеса, черпающего свои истоки в богатом культурном и историческом наследии ресторанного дела дореволюционной России. Смена собственности и владельцев этих предприятий поставили во главу угла обеспечение прибыльности предприятий общественного питания. Между ними стала возникать реальная конкуренция за потребителя, готового оплачивать предлагаемые кулинарные изыски, причудливый интерьер и настоящий сервис. В итоге шаг за шагом постепенно стал возрождаться реальный ресторанный рынок в нашей стране, подчиняющийся экономическим законам спроса и предложения, а также конкуренции.
Эффективная деятельность любого предприятия общественного питания складывается из множества факторов. Это и ведение продуманной финансовой и маркетинговой деятельности, и формирование команды опытных профессионалов, и грамотное позиционирование заведения на рынке, и создание условий для успешного продвижения бренда. Искусство устроительства ресторана сродни всем остальным видам искусства.
Ресторанный рынок не может быть однообразным, он формируется под воздействием вкусовых предпочтений совершенно разных людей, отсюда и целый спектр предложений. Большинство популярных концепций успешно уживаются на одной территории и дают возможность в буквальном смысле накормить каждого — вегетарианца, любителя мяса или даже сыроеда. Совершенно верный и логичный вектор направления рынка в принципе, сегодня, в кризис, приобретает еще большую актуальность, обеспечивая людей возможностью совершить самое настоящее гастрономическое путешествие, не выезжая за пределы родного города.
Несомненным преимуществам инструментов PR относится, во-первых, то, что чаще всего они действует не напрямую на клиента, а они ориентированы на его подсознание. Они не такие навязчивые.
Во-вторых, образ ресторана, который создается именно посредством PR методов, с точки зрения клиента выглядит намного более правдоподобным, так как у современных людей очень часто открытая реклама ассоциируется с недостоверной и необъективной информацией.
В-третьих, с финансовой точки зрения, PR стоит дешевле, чем размещение рекламы, например, в газетах или журналах.
Жесткая конкуренция на рынке ресторанных услуг вынуждает менеджеров прибегать к различным PR акциям и неординарным маркетинговым идеям. Вместе с тем масштабы осуществления PR деятельности в ресторанном бизнесе в России по сравнению с зарубежом значительно меньше.
Повышение эффективности рекламной деятельности ресторана может быть достигнуто путем совершенствования организации рекламной деятельности.
Исходя из проведенного анализа рекламной деятельности ресторана можно выделить ряд недостатков, одним из больших недостатков рекламной деятельности ресторана «Шамони Монблан» является полное отсутствие рекламы в прессе. Ресторан может ориентироваться либо на деловую и информационную, либо на развлекательную прессу. Первая подходит для рекламы и продвижения акций, актуальных для деловой аудитории (бизнес- ланчи, доставка в офис), вторая - для имиджевой рекламы информационных целей. В целом, реклама в прессе больше подходит для имиджевой рекламы: продвижения образа семейного итальянского ресторана.
1. ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей». - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 13.05.2017)
2. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественногопитания» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. N 34, ст. 3980. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 13.05.2017)
3. ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания.
Классификация предприятий общественного питания». - URL:
http:vsegost.com(дата обращения 13.05.2017)
4. ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия». - URL: http://docs.cntd.ru(дата обращения 13.05.2017)
5. ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования». - URL: http://ohranatruda.ru(дата обращения 13.05.2017)
6. Авруцкая, И. Битва за гостя: стратегия и тактика ресторанного маркетинга / И. Авруцкая. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2015 - 271 с.
7. Айситулина, К. М. Тренинги персонала в ресторане / К. М. Айситулина. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2014 - 178 с.
8. Богатова, Н. Хочу такой ресторан! От мечты до открытия / Н. Богатова. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2016. - 325 с.
9. Боуэн, Дж. Т. Маркетинг в ресторанном бизнесе / Дж. Т. Боуэн, П.Д. Шок. - М.: ИД «Ресторанные ведомости», 2016 - 125 с.
10. Гвоздовская, В. Управление рестораном, который любит своих гостей / В. Гвоздовская. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2015 - 261 с.
11. Гисак, А. Как заработать на фаст-фуде. Сделаем всё по-быстрому / А. Гисак. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2016 - 478 с.
12. Горкина, М. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR / М. Горкина, А. Мамонтов, И. Манн. - М.:Альпина-Паблишер, 2015. - 327 с.
13. Давыдов, В. От теста до готовой пиццы / В. Давыдов, О. Давыдов. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2016. - 336 с.
14. Дурович, А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов: учебное пособие / А.П. Дурович. - М.: Новое знание, 2016. - 314 с.
15. Ефимов, С.Л. Ресторанный бизнес в России: технология успеха / С.Л. Ефимов, Л.С. Кучер. - М.: Росконсульт, 2015. - 512 с.
16. Ефременко, С. NEWSLETTER - новый инструмент российских связей с общественностью / С. Ефременко. М.: ПР-диалог, 2014 - 22 с.
17. Жоголева, М. Заставьте интернет работать на ваш ресторан / М. Жоголева. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2016 - 56 с.
18. Жоголева, М. БИЗНЕС-СЕРИЯ HORECA BOOK / М. Жголева, А. Гисак, Е. Победоносцева, Н. Богатова. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2016 - 123 с.
19. Кондрашин, А. Ресторанный бизнес в малых городах. Секреты эффективного открытия и успешного управления / А. Кондрашин. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2015 - 145 с.
20. Курочкина, О. Ресторан: работа над ошибками. Книга для неидеальных рестораторов / О. Курочкина. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2015 - 167 с.
21. Лесник А.Л., Практика маркетинга в гостинично-ресторанном бизнесе / А. Л. Лесник, А.В. Чернышев. - М.: Москва, 2014 - 275 с.
22. Микаелян, И. Ресторанный бизнес: состояние и вектор развития / И. Микаелян. - М.: Ресторановедъ, 2014 - №4 - с. 14.
23. Назаров, О. Продвижение ресторана за три копейки / О. Назаров. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2014 - с. 15.
24. Назаров, О.В. Как «раскрутить» ресторан. Мастер-класс эффективного продвижения / О. В. Назаров. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2014 - 33 с.
25. Новые тренды ресторанного бизнеса: куда уходят люди? - URL: http://restoranoved.ru/articles/novye-trendy-restorannogo-biznesa-kuda- uhodyat-lyudi/(дата обращения: 01.06.2017)
26. Неганова, В. П. Состояние и тенденции развития рынка
общественного питания региона // Экономика региона. 2014. №1.-
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-rynka-obschestvennogo-pitaniya-regiona (дата обращения: 26.05.2017)
27. Победоносцева, Е. Всё дело в людях. Ваш ресторан: как из персонала сделать команду / Е. Победоносцева. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2016 - с. 19.
28. Российский рынок общественного питания. -
URL: http://www.research.rbc.ru/articles/11/07/2013/562949987835652.shtml(дата обращения 26.05.2017)
29. Ресторанные тренды в России. - URL: www.research.rbc.ru (дата обращения: 26.05.2017)
30. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. - URL: http:// docs.cntd.ru(дата обращения 13.05.2017)
31. Теория и практика общественного развития. 2015. №8. -
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/segmentirovanie-potrebiteley-s-uchetom-ih- loyalnosti-k-organizatsii(дата обращения: 26.05.2017)
32. Тинчурина, Л. Р. Факторы и особенности эволюции рынка
общественного питания города-миллионера // Пространство экономики. 2009. №1-2. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/faktory-i-osobennosti-
evolyutsii-rynka-obschestvennogo-pitaniya-goroda-millionera-1 (дата обращения: 26.05.2017)
33. Управление лояльностью гостей в ресторане // Сервис в России и
за рубежом. 2014,№5. - URL:http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/upravlenie-
loyalnostyu-gostey-v-restorane (дата обращения: 26.05.2017
34. Чарыева, М. Как накормить миллион гостей. Организация питания на массовых мероприятиях / М. Чарыева. - М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2015 - 22 с.
35. Эгертон-Томас, Кристофер. Ресторанный бизнес. Как открыть и успешно управлять рестораном / Кристофер Эгертон - Томас. - М.: РосКонсульт, 2015 - с. 14.
36. Яшкина, Н.Н. Управление системой продвижения предприятия общественного питания // Проблемы экономики и менеджмента. 2017. №3 (67). - URL: http:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZupravlenie-sistemoy-prodvizheniya-predpriyatiya-obschestvennogo-pitaniya (дата обращения: 26.05.2017)