РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
1.1. Представления о творческих способностях в психологии и педагогике.. 15
1.2. Особенности творческих способностей младших школьников и определение возможностей их развития 20
1.3. Использование лингвистической сказки как приема развития творческих способностей обучающихся начальной школы 33
Выводы по ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 45
2.1. Выявление актуального уровня сформированности творческих способностей у младших школьников 45
2.2. Использование лингвистической сказки в процессе изучения русского языка для развития творческих способностей у младших школьников 62
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 70
Выводы по ГЛАВЕ 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
Рассмотрение проблемы развития творческих способностей для психолого-педагогических исследований было и остаётся актуальным в обществе. Современность нуждается в активных личностях, которые способны быстро реагировать на изменения и искать качественные решения проблемных ситуаций. В силу данных потребностей перед школой и родителями ставится задача личностно-ориентированного развития учащихся, и это решается с помощью двух основных видов деятельности: во - первых, ребёнок развивается на основе прошлого опыта человечества через приобщение к современной культуре, во-вторых, в процессе развития, учащийся реализует свои возможности самостоятельно, благодаря творческой деятельности. Одной из задач развития в начальной школе выступает «развитие творческих способностей», что прописано в п. 14 ФГОС НОО.
Именно творческие способности детей на протяжении многих лет привлекают к себе внимание представителей различных областей научного знания - психологии, философии, педагогики. Исследователи В.И. Андреев, К.Л. Кряжева, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин и др. акцентируют внимание на повышении продуктивности познавательной деятельности, организации совместной творческой деятельности учащихся, рассматриваются вопросы развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий. В работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна описано, что процесс овладения устной и письменной речью связан с различными механизмами мышления. Развитие в детях творческой личности становится одной из важных задач современной школы. Именно в творчестве содержится источник самореализации и саморазвития личности человека.
Теория и практика показывает, что русский язык как общеобразовательная дисциплина обладает потенциальными развивающими возможностями в области формирования творческих способностей. Младшие школьники мыслят абстрактно (о понятиях, правилах, закономерностях), могут анализировать, рассуждать, сочинять. Для работы с обучающимися младшего школьного возраста педагоги могут прибегать к использованию лингвистической сказки - приему, потенциал которого в современных педагогических исследованиях исследован недостаточно. Имеющиеся исследования (Е.Э. Грибанская [43], Л.Д. Короткова [40], З.С. Смелкова [63] и др.) определяют работу с лингвистической сказкой как прием развития орфографической зоркости, однако при методически обоснованном подходе, с нашей точки зрения, в такой работе могут развиваться и творческие способности обучающихся.
Нами выделена проблема: как можно развивать творческие способности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка с помощью приема «лингвистическая сказка»?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние приема «лингвистическая сказка» на уроках русского языка на развитие творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: прием «лингвистическая сказка».
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование приема «лингвистическая сказка» на уроках русского языка может привести к развитию творческих способностей у младших школьников при условиях, что в процессе написания сказки:
а) используется широкий спектр языкового материала;
б) применяются различные приемы для создания композиции текстов;
в) обеспечиваются условия для развития компонентов: беглости, оригинальности, гибкости;
г) создаются ситуации, способствующие увеличению уровня самостоятельности учащихся....
Среди актуальных задач современного образования называется развитие творческих способностей обучающихся. ФГОС НОО нового поколения ставит задачу воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника. Личностные результаты должны отражать наличие мотивации к творческому труду. Метапредметные результаты - усвоение способов решения проблем творческого характера.
Достаточный уровень развития творческих способностей облегчает жизнедеятельность ребенка - в коммуникации, в учебной деятельности, в творчестве, в самовыражении, самоопределении, социализации. Творческие способности особенно актуально развивать в младшем школьном возрасте: обучающиеся данного возраста любознательны, активны, а потому стремятся к познанию и способны к творчеству.
Ученые психологии и педагогики изучают, как, в каких условиях можно развивать творческие способности обучающихся младшего школьного возраста. Наша работа посвящена проблеме использования лингвистической сказки в процессе изучения уроков русского языка для развития творческих способностей у младших школьников. Лингвистическая сказка - это особый дидактический рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения об языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка и речи.
В исследовании проверялась гипотеза о том, что использование приема «лингвистическая сказка» на уроках русского языка может привести к развитию творческих способностей у младших школьников при условиях, что в процессе написания сказки:
а) используется широкий спектр языкового материала;
б) применяются различные приемы для создания композиции текстов;
в) обеспечиваются условия для развития компонентов: беглости, оригинальности, гибкости;
г) создаются ситуации, способствующие увеличению уровня самостоятельности учащихся.
На констатирующем этапе исследования были выделены показатели творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста, определены их уровневые характеристики, подобраны методики их диагностики, определена выборка исследования, а также проведено диагностическое обследование. Показатели гибкости и оригинальности в целом по выборкам оказались более низкими, чем показатели беглости и разработанности. Это связано, возможно, с тем, что у младших школьников уже накоплен определенный багаж образов, идей, однако при задействовании воображения они используют типичные решения, без попыток комбинирования, преобразования.
В рамках формирующего эксперимента была разработана и реализована в несколько этапов программа педагогической работы по использованию лингвистической сказки, которая в процессе изучения русского языка способствовала для развития творческих способностей у младших школьников....
1. Айкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2011. №. 5. С. 6 - 9.
2. Аминова А.Р. Еще раз о лингвистических сказках к вопросу о работе с учениками младших классов // Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Пенза, 10 января 2020 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. С. 158-161.
3. Аржанцева Т.В., Гончарова Ю.В. Использование лингвистических сказок на уроках русского языка как эффективный прием формирования познавательной мотивации // Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Филологические науки. 2016. Т. 2. №4. С. 116-126.
4. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 2012. 98 с.
5. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. М.: Советский композитор, 1938. 118 с.
6. Бабаркина О.А. Формирование коммуникативно-аналитических умений школьников в процессе работы с лингвистической сказкой // Вестник ГУУ. 2014. № 15. С. 246-251.
7. Барышева Т.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? Р. - н/Д.: Феникс, 2004. 224 с.
8. Барышева Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. М., 2020. 416 c.
9. Бекоева М.И. Механизмы развития творческих способностей младших школьников // Современный ученый. 2017. № 1-1. С. 190-193.
10. Белкина Ю.А. Дидактический потенциал лингвистической сказки при формировании креативной компетенции учащихся // Наука и образование транспорту. 2013. № 1. С. 386-387.
11. Белоцерковец Н.И., Кириллова Л.С. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2015. № 2. С. 18-22.
12. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5. С. 49-58.
13. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Самара: ИД «Федоров», 2009. 416 с.
14. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника // Завуч начальной школы. 2016. № 2. С.14-20.
15. Бушуева Л.С., Блошицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников // Начальная школа плюс: до и после. 2008. № 3. С. 88-92....(80)