Введение 2
Глава 1. Теоретическое исследование связи межполушарной асимметрии и когнитивных функций старших школьников
1.1. Психолого-педагогические аспекты межполушарной асимметрии
головного мозга 6
1.2 Особенности асимметрии головного мозга в старшем школьном
возрасте 10
1.3. Когнитивные функции старших школьников 13
1.4. Характеристика когнитивных стилей 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Эмпирическое исследование связи межполушарной
асимметрии и когнитивных функций старших школьников
2.1. Организация эмпирического исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связи
межполушарной асимметрии и когнитивных функций старших школьников 28
2.3 Рекомендации по индивидуализации обучения старших
школьников с учетом их психофизиологических особенностей 37
Выводы 42
Заключение 44
Список используемых источников 47
Приложения
Интенсификация учебного процесса и качественное ухудшение здоровья школьников, происходящие в последние годы в отечественном образовании, рассматриваются в качестве одних из основных факторов, снижающих способность школьников к усвоению учебных программ (Чепурных, 1998). Наличие этих факторов вместе с заявленной потребностью среднего образования в гуманизации и индивидуализации обучающего процесса, требуют разработки таких учебных программ, технологий педагогического воздействия, которые максимально будут соответствовать функциональным и возрастным особенностям обучающихся.
В то же время, как указывают Ю.Г. Молоков и А.С. Потапов, до настоящего времени ни один самый широкомасштабный и разрекламированный подход к инновационным технологиям не взял в полной мере за основу психофизиологические особенности ребенка, его природу. Эти авторы отмечают, что современная педагогика, обходит вниманием психофизиологические процессы и декларирует необходимость развития в процессе обучения когнитивных функций, предполагая получение конечного продукта без погружения в сущность их происхождения и формирования.
Вместе с тем, в последние годы в педагогической психологии значительно возрос интерес к возможности дифференцированного обучения школьников с учетом их индивидуальных различий, детерминированных функциональной асимметрией мозга. Этот интерес инициирован проникновением в образовательный процесс идей о функциональной асимметрии мозга (ФАМ), концепции специализации полушарий головного мозга человека относительно психических процессов восприятия , переработки информации, и связанными с ними индивидуальными стилями познавательной активности. Психологи и педагоги предполагают, что обучение детей с учетом особенностей мозговой организации головного мозга школьника, специализации полушарий в управлении психическими функциями может благоприятно сказаться на развитии их личности, познавательной сферы и повысить их адаптивных возможности. К этим выводам приходят в своих исследованиях Ротенберг, Бондаренко, Еремеева, Степанов, Молоков, Потапов, Потапов и другие. [7, 10, 26, 31]
Проблема успешности и эффективности обучения, несмотря на то, что к ее решению педагоги и психологи подходили с разных сторон в течение многих десятилетий, сохраняет свою актуальность. Значимость ее в настоящее время усиливается в связи с повсеместно декларируемой необходимостью организации индивидуально-ориентированного подхода к учащимся.
Индивидуальный подход в обучении и воспитании ребенка предполагает знание его личностных особенностей, специфики его когнитивной и эмоциональной сферы. Исследование мозговой регуляции сложных психических функций и ее особенностей у детей с разными типами психики, для которых характерны разные стратегии обработки информации, когнитивные стили, является одним из путей изучения механизмов когнитивных процессов, заключает Еремеева в своем исследовании. [7]
Индивидуальный профиль латеральной организации или латеральный фенотип личности является одной из ее психофизиологических характеристик. Многочисленные исследования показывают, что индивидуальный профиль латеральной организации необходимо учитывать при решении широкого круга проблем, связанных с адаптацией к различным природным и социальным условиям, в том числе и к процессу обучения в школе отмечают Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, В.П. Леутин, Е.В. Николаева, Е.Д. Хомская и др. [7, 27, 37] Особое значение приобретает индивидуальный профиль латеральной организации при адаптации детей к образовательному процессу. Современное образование ориентировано преимущественно на развитие левополушарных компонентов мышления - логико-знаковых, и не создают условий для возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, правое полушарие которого работает в режиме гиперкомсенсации (правополушарный тип). [5]
Теоретический анализ выявил, что в литературе представлены исследования латеральных фенотипов в образовательном процессе младших школьников и в меньшей степени подростков [32]. Менее исследованным в данном контексте является юношеский возраст. В данный возрастной период формируется самосознание, происходит личностное самопределение, формируется новый вид ведущей деятельности - учебно-профессиональной, правильная организация которой определяет в дальнейшем профессиональную самореализацию личности. [14] В свою очередь, переход на новый вид деятельности в конце подросткового к юношескому возрасту требует напряжения адаптационных процессов. [21]
Цель исследования - выявить связь когнитивных функций с типом индивидуального профиля старших школьников для разработки рекомендаций по индивидуализации обучения с учетом их психофизиологических особенностей.
Объект исследования - межполушарная асимметрия и когнитивные функции старших школьников.
Предмет исследования - связь межполушарной асимметрии и когнитивных функций в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: существует связь межполушарной асимметрии и когнитивных функций, так преобладание левосторонней асимметрии обусловливает большую выраженность вербального, поленезависимого мышления и вербальной памяти старших школьников, в сравнении с их сверстниками с правосторонней доминантой функций, отличающихся преобладанием невербального, полезависимого мышления.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психофизиологической и возрастно-психологической литературы по проблеме исследования.
2. Организовать эмпирическое исследование.
3. Провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования.
4. Разработать рекомендации по индивидуализации обучения старших школьников с учетом их психофизиологических особенностей.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- опрос, беседа, наблюдение;
- методы математической статистики: критерий углового
преобразования Фишера, критерий Стьюдента.
Методики исследования:
Для определения индивидуальных особенностей функциональной асимметрии мозга (ФАМ) использовали батарею тестов для определения моторной, сенсорной асимметрий. [7]
Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. [3]
Для исследования когнитивного стиля - методика «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна измеряет когнитивный стиль «полезависимость—поленезависимость». [3]
Методологическую базу исследования составили научные положения:
- теория функциональной асимметрии головного мозга (Глезер В.Д., 1966; Лурия, 1973; Меерсон, 1990; Невская, Леушина, 1990; Зальцман, Гольберг, Коста, 1995; Деглин, 1996; Бианки и др., 1996; Вассерман и др., 1997; Вассерман и др., 1997; Брагина, Доброхотова, 1998; Хомская и др., 1999 и мн. др.);
- положения о развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- теория интеллекта Л.Л. Терстоуна.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБОУ ЛСТУ № 2, в нем приняло участие 77 учащихся старшей школы 10 - 11 классов. Из них 32 - девушки и 45 - юношей.
В последние годы в психологии и педагогике значительно возрос интерес к возможности учета их индивидуальных различий, детерминированных функциональной асимметрией мозга. Исследование мозговой регуляции сложных психических функций и ее особенностей у школьников с разными типами психики, для которых характерны разные стратегии обработки информации, когнитивные стили, является одним из путей изучения механизмов когнитивных процессов.
Результаты исследования внесли свой вклад в расширение представлений о положении учащихся старшего школьного возраста с различными латеральными фенотипами в обучающем процессе. Важность этого возрастного периода определяется тем, что формируется самосознание, происходит жизненное определение человека, формируется новый вид ведущей деятельности - учебно-профессиональная, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности. Переход на новый вид деятельности в профильном или профессиональном образовании в конце подросткового и в начале юношеского возраста так же требует напряжения адаптационных процессов.
В ходе теоретического анализа психофизиологической, возрастно-психологической и психолого-педагогической литературы были рассмотрены вопросы относительно индивидуального профиля асимметрии как психофизиологической характеристики, особенности асимметрии головного мозга в раннем юношеском возрасте, дана характеристика когнитивных функции старших школьников и конкретно когнитивных стилей.
С целью выявления связи когнитивных функций с типом индивидуального профиля старших школьников была разработана процедура эмпирического исследования.
На первом этапе эмпирического исследования у всех испытуемых измерялись общие параметры функциональной асимметрии (ФА) и определялся ее индивидуальный профиль (ИПА).
Далее исследовались когнитивные функции с помощью теста структуры интеллекта Амтхауера и методики «Скрытые фигуры» дифференцированно для каждого из типов ИПА.
В результате эмпирического исследования гипотеза полностью подтвердилась. Действительно, существует связь когнитивных функций с типом индивидуального профиля асимметрии старших школьников, так левостороннее преобладание признаков в ИПА обусловливает большую выраженность вербального, поленезависимого мышления и вербальной памяти, в сравнении с учащимися с правосторонней доминантой функций, отличающихся преобладанием невербального, полезависимого мышления.
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по индивидуализации обучения старших школьников с учетом их психофизиологических особенностей.
Результаты исследования могут представлять интерес для педагогов- психологов, валеологов с целью учета психофизиологических характеристик старших школьников в организации обучающего процесса
1. Айрапетянц В.А., Сухоролец В., Гиров В. Функциональные асимметрии мозга у детей и подростков //Здоровье, развитие, личность. - М.: Медицина, 1990. - С.107-122
2. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Учеб.пособие.-
Ростов-на-Дону: Изд-во ООО “ЦВВР”, 2000. - 204с
3. Р.Амтхауэр, Тест структуры интеллекта (TSI) / Елисеев О.П.
Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.342-370.
4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Уч. пос. СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
5. Безруких М.М. Леворукий ребенок: 2-е изд., доп./М.М.Безруких- М.: Вентана- Граф, 2008. - 64с.
6. Блинова Н.Г. Развитие и роль асимметрии мозга в адаптации и дезадаптации школьников профильных классов и перспективы ее коррекции/ Н.Г. Блинова, Е.С. Гольдшмидт, С.Н. Витязь, Т.Н. Окунцова/Валеология № 4, 2005.- с.20-25
7. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии
человека. - М.: Медицина, 2008.
8. Будохоска В., Шелонг Э., Собутка С. Полушарная асимметрия головного мозга при обработке вербального материала //Физиология человека, 1990. - Т.16. - № 1. - С.26-32
9. Бурлачук Л. Ф.. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер,2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»). 2006
10. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский.
- М.: Норма, 2009. - 671 с. - ISBN 5-980-74686-8
12. Витязь С.В. Особенности психофизиологического развития и формирования приспособительных реакций к обучению у подростков в условиях гимназии/ Н.Г.Блинова, Э.М.Казин, Е.В.Васина С.В.Витязь/ Физиология человека, 2009, том 35, № 6.-С.68- 75.
13. Геодакян В. А. Эволюционная роль асимметризации организмов,
мозга и тела (Модель и правило правой руки) /ХХ съезд физиолог. общ-ва им. И. П. Павлова. Симпозиум: «Функциональная межполушарная асимметрия». Тез. докладов. 4-8 июня 2007 г. Москва. С. 28.
14. Голицин Г.А., Данилова О.Н., Петров В.М. Показатели асимметрии
творческого процесса //Психологический ж-л, 1988. - Т.9.- №2. - С.
128-137
15. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация/ пер. с англ.- М.: Смысл, 2003.- 335с.
16. Гольдшмидт Е.С. Асимметрия мозга при формировании адаптивного и девиантного поведения школьников/ Материалы научно-практ. конференции «Ананьевские чтения — 2005» / СПб.: 2005.-С.437-438.
17. Данилова Н. Н. Психофизиология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008.
18. Дубровицкая Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.Н. Психофизиология ребенка. Учеб.пособие - М.: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 144с
19. Душенина Т.В., Витязь С.Н., Блинова Н.Г. Лонгитюдинальное изучение развития свойств нервной системы и становления функциональной асимметрии головного мозга в период с 7 до 16 лет. - IV Съезд физиологов Сибири. - Тез.докл. - Новосибирск, 2002. - С.83
20. Жаворонкова Л.А., Гогитидзе Н.В., Холодова Н.Б.
Посттрадиционные изменения асимметрии мозга и высших психических функций правшей и левшей // Высш.нервн. деят-ть,
2000. - Т.50. - Вып.8.С.68-77
21. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2008. - 208 с. - ISBN 5-97-379414-4
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Инфра-М, 2009. - 228 с. - ISBN 5-16-697034-3
23. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 74-77.
24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
25. Маркина Н.В. Мозг правшей и левшей - в чем разница?/ Н.В.Маркина// Наука и жизнь.-2001.-№ 6 - (http://www.nkj.ru/archive/articles/6059/)
26. Моросанова В. И. Проблема индивидуального стиля саморегуляции
произвольной активности человека / Социально-гуманитарное и политологическое образование. РУДН, 2003. URL:
http: //www.humanities.edu.ru/db/msg/38817.
27. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение,
коррекция:Учебно-методическое пособие/Е.И.Николаева-СПб.:
"ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2005. - 128 с.
28. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Прогресс, 2007. - 380 с. - ISBN 5-01-687043-5
29. Савельев А.Я. Инновационное образование и научные школы //Вестник высшей школы.- 2000.- № 3.- С. 15-18.
30. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
31. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
32. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва: ACADEMA 2002.
33. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. M.,1983.
34. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Искусство, 2007. - 580 с. - ISBN 5-210-46803-4
35. Стоунс, Э. Психопедагогика [Текст] / Э. Стоунс. - М.: РИОР, 2008. - 217 с. - ISBN 5-0963-4374-5
36. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст] / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 2008. - ISBN 5-09-174067-4
37. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
38. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005.
39. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума.
2 изд. СПб.: Питер, 2004. - 384 с.