Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №160585

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятия «творчество» и «творческие способности» 6
1.2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 12
1.3. Понятия «ритм», «ритмичность», «музыкально-ритмическая деятельность» 20
1.4. Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего дошкольного возраста 23
1.5. Необходимые условия организации музыкально-ритмической деятельности в дошкольном учреждении 29
1.6. Влияние музыкально-ритмической деятельности на творческие способности детей старшего дошкольного возраста 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО¬ РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Методы исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 39
2.2. Проведение констатирующего эксперимента по исследованию развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 41
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 47
2.4. Организация работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности (формирующий эксперимент) 50
2.5. Результаты исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста после формирующего эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Проблема творческих способностей - не новый предмет исследований, она всегда привлекало внимание ученых и практиков. Однако многие исследователи-педагоги отмечают, что проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей - актуальные проблемы современной педагогики. Известно, что дошкольный возраст является наиболее восприимчивым для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные психологи (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина и др.).
На сегодняшний день потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. Так, М. Васильева и Т. Юнг отмечают: «...большинство новых программ (имеются в виду программы обучения дошкольников) концентрируется, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Поэтому, на наш взгляд, и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей, с одой стороны, и практикой их развития - с другой». [4, с.9]
В наше же время накопленных знаний человеку недостаточно для его деятельности. Сама жизнь требует от людей не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из приоритетных в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности. И то, насколько продвинется вперед общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Музыкально-ритмическая деятельность является одним из способов развития творческих способностей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Например, Платон «мистическое искусство» (звучание песен) считал самым проникающим в глубь души видом искусства, где ритм и гармония несут благообразие. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством.
Таким образом, восприятию музыки не только можно, но и следует обучать. Поскольку восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс (по мнению психолога Б. М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения...»), [31, с. 104-132] то через движение ребенок ярче и эмоциональнее будет «осваивать» музыкальные образы.
Цель работы - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы нами определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
3. Разработать и провести комплекс занятий музыкально-ритмической деятельностью, с использованием методических приемов, способствующих развитию творческого потенциала старших дошкольников (формирующий эксперимент).
4. Изучить влияние музыкально-ритмической деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент).
Объект - творческие способности детей старшего дошкольного возраста....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как уже упоминалось выше, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т.к. в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Именно воображение является основой формирования уникальной творческой личности. В дошкольном детстве оно признано центральным психологическим новообразованием.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей, и происходит это только через деятельность.
Поэтому целью исследования было развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности.
Эксперимент состоял из трех этапов: I - проведение диагностики для определения уровня развития творческих способностей у детей в экспериментальной и контрольной группах; II - формирующий эксперимент с проведением музыкально-ритмических занятий; III - проведение второго констатирующего среза для определения уровня развития творческих способностей у детей, анализ результатов и выявление эффективности проделанной работы.
При проведении исследования были поставлены задачи: проанализировать уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; провести с детьми комплекс музыкально-ритмических занятий; и оценить эффективность формирующего эксперимента.
Исследование показало, что:
- музыкально-ритмическая деятельность может быть с успехом использована для руководства развития музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, владению свободного и осознанного владения телом;
- применение специально организованных мероприятий по музыкально-ритмической деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста эффективно влияет на развитие творческих способностей.
Следовательно, можно говорить о том, что систематическое использование специальных методов и приемов музыкально-ритмической деятельности способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.


1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей - Л. - 1961
2. Бекина С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е изд. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220с.
4. Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 9-17.
б. Введение в психодиагностику. Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой, и др. - 3-е изд. - М.: Академия, 1999. - 192 с.
6. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского - М.: Академия, 1996. - 496 с.
7. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание. - 1982 -№11. - С. 32-38
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 1997. - 93 с.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 1. Пер. с фр. Н.Н. Алипова и др. -2-е изд., стер. -М.: Мир, 1996. -491 с.
10. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. -72 с.
11. Дьяченко О.М., Холмовская В.В. Образовательная работа в детском саду. М.: Новая школа, 1996.
12. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.,1960.
13. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности. Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 21-29
14. Збруева Н. Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие. -М.: ВЦХТ, 2003. - 144 с.
15. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособие для воспитателей и муз. руководителей д/с. -М.: Просвещение, 1986. - с. 144....(36)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ