Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «музыкальный вкус» в иерархии понятий о вкусе 7
1.2. Формирование музыкального вкуса как педагогический процесс 10
1.3. Особенности музыкального вкуса у детей младшего школьного
возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Условия и организация опытно-поисковой работы 23
2.2. Содержание этапов опытно-поисковой работы 26
2.3. Динамика формирования музыкального вкуса 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «музыкальный вкус» в иерархии понятий о вкусе 7
1.2. Формирование музыкального вкуса как педагогический процесс 10
1.3. Особенности музыкального вкуса у детей младшего школьного
возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Условия и организация опытно-поисковой работы 23
2.2. Содержание этапов опытно-поисковой работы 26
2.3. Динамика формирования музыкального вкуса 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность исследования. В настоящее время в формировании музыкальных интересов и предпочтений детей младшего школьного возраста доминируют окружающая звуковая среда и средства массовой информации, ориентированные на массовую культуру. Данная ситуация не является новой как для широкой общественности, так и для педагогики музыкального образования. Однако, если в 1970-е-1980-е годы речь шла о влиянии образцов массовой культуры, транслируемых по радио и телевидению, а в 1990-е годы - бесконтрольно тиражируемых аудио- и видеозаписей, то к началу 2000-х годов эту функцию выполняет Интернет. С появлением интернета и различных гаджетов, а также спутникового телевидения с большим количеством музыкальных каналов, пропагандирующих бездумный и праздный образ жизни, молодой, ещё несформированной личности становится сложнее ориентироваться в этом океане информации и научиться отличать качественный музыкальный продукт от откровенного суррогата. В условиях множественности выбора подросток ориентируется на молодежную музыкальную субкультуру и игнорирует телевизионные каналы и интернет- ресурсы, пропагандирующие высокое музыкальное искусство. Вращаясь в атмосфере бездуховности, подросток все более отчуждается от моральных и духовных ценностей.
В данной ситуации для многих учащихся только на школьном уроке музыки предоставляются возможности ознакомиться с различными музыкальными направлениями, приобщиться к классической академической музыке, классике эстрады и др., тем самым расширив свой кругозор, получить знания о музыкальном искусстве, включиться в ситуацию обсуждения музыкальных впечатлений, выходящих за пределы молодежной субкультуры. Задача формирования музыкального вкуса на школьных уроках музыки становится приоритетной.
Проблемы формирования, развития, воспитания вкуса (эстетического, художественного, музыкального) неизменно находятся в центре внимания представителей философии, эстетики, психологии, педагогики на протяжении многих веков и не утрачивают актуальности. Сущность вкуса как эстетической категории выявлена в трудах И. Канта. В работах отечественных ученых ХХ в. (Л. С. Выготский, Н. И. Киященко, Л. П. Печко, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков, Л. Н. Столович, Е. Г. Яковлев и др.) представлено глубокое теоретическое обоснование проблем формирования эстетического вкуса в процессе систематических занятий искусством. В работах Ю. Б. Алиева, В. Н. Шацкой понятие «музыкальный вкус» интерпретируется в аспекте его формирования у детей и подкрепляется соответствующими методическими рекомендациями. рассматриваются в научных статьях и диссертационных исследованиях (О. И. Стихар, Е. Н. Тарасенко, Е. М. Торшилова и др.).
Актуальность, теоретическая значимость и необходимость разрешения данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки».
Цель исследования: разработать содержание уроков музыки в общеобразовательной школе, способствующее формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки».
Объект исследования: процесс музыкального образования школьников. Предмет исследования: содержание уроков музыки в младших классах общеобразовательной школы, способствующее формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Гипотеза исследования. Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки будет результативным, если:
- на уроке, в опоре на механизмы восприятия, размышления и оценки, будут формироваться в единстве интеллектуальный, эмоциональный и оценочные компоненты музыкального вкуса;
- в рамках темы урока будут объединены музыкальные произведения различных направлений, стилей и жанров, близкие по образной сфере, с привлечением произведений других видов искусств;
- будет определен и последовательно реализован в содержании уроков музыки перечень классических музыкальных произведений «золотого фонда», с которыми должен ознакомиться каждый человек, лучших образцов эстрадного жанра, песен отечественных композиторов для исполнения обучающимися;
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Сопоставить трактовки понятия «вкус» и его разновидностей, выбрать трактовку понятия «музыкальный вкус», отвечающую задачам исследования.
2. Обобщить методические рекомендации по формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать музыкальные вкусы современных подростков.
4. Разработать содержание уроков музыки, способствующее формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста, и проверить его эффективность в процессе опытно- поисковой работы.
Методологическая основа исследования: теоретические положения о сущности вкуса как эстетической категории (Ю. Б. Борев, Л. С. Выготский, О. В. Дивненко, И. Кант, И. Л. Маца, Г. А. Недошивин, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков, Л. Н. Столович, Е. Г. Яковлев); теоретические положения о музыкальном вкусе детей и его формировании (Ю. Б. Алиев, В. Н. Шацкая); положения исследований эстетического и музыкально¬эстетического вкуса подростков и старшеклассников (О. И. Стихар, Е. Н. Тарасенко, Е. М. Торшилова); теоретические положения о природе музыкального искусства и механизмах его восприятия (Б. В. Асафьев, Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, М. С. Каган, В. В. Медушевский, В. И. Петрушин, В. Н. Холопова); теоретические положения об психологических особенностях подростков (Л. И. Божович); теоретические положения об организации процесса музыкального восприятия детей на школьных уроках музыки (Л. А. Безбородова, Л. В. Горюнова, Н. Л. Гродзенская, М. С. Осеннева, Л. В. Школяр).
Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования:
теоретические - анализ литературных и электронных источников по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление, систематизация;
эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседа, опытно-поисковая работа.
Опытная база исследования:
МОБУ СОШ № 18 г. Пензы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений
В данной ситуации для многих учащихся только на школьном уроке музыки предоставляются возможности ознакомиться с различными музыкальными направлениями, приобщиться к классической академической музыке, классике эстрады и др., тем самым расширив свой кругозор, получить знания о музыкальном искусстве, включиться в ситуацию обсуждения музыкальных впечатлений, выходящих за пределы молодежной субкультуры. Задача формирования музыкального вкуса на школьных уроках музыки становится приоритетной.
Проблемы формирования, развития, воспитания вкуса (эстетического, художественного, музыкального) неизменно находятся в центре внимания представителей философии, эстетики, психологии, педагогики на протяжении многих веков и не утрачивают актуальности. Сущность вкуса как эстетической категории выявлена в трудах И. Канта. В работах отечественных ученых ХХ в. (Л. С. Выготский, Н. И. Киященко, Л. П. Печко, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков, Л. Н. Столович, Е. Г. Яковлев и др.) представлено глубокое теоретическое обоснование проблем формирования эстетического вкуса в процессе систематических занятий искусством. В работах Ю. Б. Алиева, В. Н. Шацкой понятие «музыкальный вкус» интерпретируется в аспекте его формирования у детей и подкрепляется соответствующими методическими рекомендациями. рассматриваются в научных статьях и диссертационных исследованиях (О. И. Стихар, Е. Н. Тарасенко, Е. М. Торшилова и др.).
Актуальность, теоретическая значимость и необходимость разрешения данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки».
Цель исследования: разработать содержание уроков музыки в общеобразовательной школе, способствующее формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки».
Объект исследования: процесс музыкального образования школьников. Предмет исследования: содержание уроков музыки в младших классах общеобразовательной школы, способствующее формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Гипотеза исследования. Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки будет результативным, если:
- на уроке, в опоре на механизмы восприятия, размышления и оценки, будут формироваться в единстве интеллектуальный, эмоциональный и оценочные компоненты музыкального вкуса;
- в рамках темы урока будут объединены музыкальные произведения различных направлений, стилей и жанров, близкие по образной сфере, с привлечением произведений других видов искусств;
- будет определен и последовательно реализован в содержании уроков музыки перечень классических музыкальных произведений «золотого фонда», с которыми должен ознакомиться каждый человек, лучших образцов эстрадного жанра, песен отечественных композиторов для исполнения обучающимися;
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Сопоставить трактовки понятия «вкус» и его разновидностей, выбрать трактовку понятия «музыкальный вкус», отвечающую задачам исследования.
2. Обобщить методические рекомендации по формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать музыкальные вкусы современных подростков.
4. Разработать содержание уроков музыки, способствующее формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста, и проверить его эффективность в процессе опытно- поисковой работы.
Методологическая основа исследования: теоретические положения о сущности вкуса как эстетической категории (Ю. Б. Борев, Л. С. Выготский, О. В. Дивненко, И. Кант, И. Л. Маца, Г. А. Недошивин, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков, Л. Н. Столович, Е. Г. Яковлев); теоретические положения о музыкальном вкусе детей и его формировании (Ю. Б. Алиев, В. Н. Шацкая); положения исследований эстетического и музыкально¬эстетического вкуса подростков и старшеклассников (О. И. Стихар, Е. Н. Тарасенко, Е. М. Торшилова); теоретические положения о природе музыкального искусства и механизмах его восприятия (Б. В. Асафьев, Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, М. С. Каган, В. В. Медушевский, В. И. Петрушин, В. Н. Холопова); теоретические положения об психологических особенностях подростков (Л. И. Божович); теоретические положения об организации процесса музыкального восприятия детей на школьных уроках музыки (Л. А. Безбородова, Л. В. Горюнова, Н. Л. Гродзенская, М. С. Осеннева, Л. В. Школяр).
Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования:
теоретические - анализ литературных и электронных источников по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление, систематизация;
эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседа, опытно-поисковая работа.
Опытная база исследования:
МОБУ СОШ № 18 г. Пензы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений
В процессе решения поставленных в исследовании задач мы пришли к следующим выводам:
Анализ литературных и электронных источников по проблеме и теме исследования показал, что понятие «музыкальный вкус», несмотря на устойчивое употребление в теории и практике музыкального образования, на уровне теоретических определений встречается реже, чем понятия «вкус» как таковой, эстетический, музыкально-эстетический вкус. Применительно к решению задач формирования музыкального вкуса у учащихся подросткового возраста на школьном уроке музыки мы считаем наиболее целесообразным опираться на трактовки музыкального вкуса как способности отмечать и ценить прекрасное в музыке, наслаждаться красотой музыки, переживать ее содержание; способности или умения адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства (давать им свою оценку), отдавать предпочтение самому ценному, отвергать безобразное.
Музыкальный вкус человека обладает подвижностью. Он развивается и формируется у человека на протяжении всей жизни под воздействием окружающей среды и в процессе музыкального образования. Задачи развития музыкального вкуса детей являются приоритетными при организации музыкально-образовательного процесса. В формировании музыкального вкуса большое значение имеют механизмы восприятия, размышления и оценки. При этом в равной степени формируются все три структурных компонента музыкального вкуса: интеллектуальный, эмоциональный, оценочный. Формирование музыкального вкуса детей младшего школьного возраста соотносится с расширением их музыкального кругозора, ознакомлением с различными музыкальными направлениями, организацией процесса музыкального восприятия, создания условий для высказывания мотивированных оценочных суждений в опоре на знания о музыкальном искусстве.
Музыкальные вкусы детей младшего школьного возраста ориентированы преимущественно на молодежную субкультуру и свойственные ей музыкальные направления. В выражении своих музыкальных предпочтений ярко проявляются специфические особенности возраста (полярность суждений, резкость высказываний, демонстративное отрицание классической музыки).
Музыкальный вкус у детей младшего возраста на уроках музыки формируется в опоре на механизмы восприятия, размышления и оценки в единстве интеллектуального, эмоционального и оценочного компонентов музыкального вкуса. Содержание уроков музыки, способствующее формированию у учащихся младшего школьного возраста музыкального вкуса, включает музыкальные произведения различных направлений, стилей и жанров, близкие по образной сфере, а также произведения других видов искусства, объединенные в рамках темы урока. В разработанном содержании уроков музыки последовательно осваивается перечень классических музыкальных произведений «золотого фонда», лучших образцов эстрадного жанра, песен отечественных композиторов для исполнения обучающимися. В обсуждении с подростками музыкальных впечатлений акцентируется идея «проверки временем» данных произведений, их «вечности», востребованности представителями разных поколений, что требует, по меньшей мере, уважительного отношения.
Количественные и качественные результаты опытно-поисковой работы подтвердили результативность предлагаемых подходов к определению содержания урока музыки и организации процесса обсуждения музыкальных впечатлений в аспекте формирования музыкального вкуса у учащихся младшего школьного возраста. Полученный результат - достижение подавляющим большинством подростков «допустимого» уровня сформированности музыкального вкуса - считаем позитивным и отвечающим реалиям музыкально-образовательного процесса в общеобразовательной школе.
Анализ литературных и электронных источников по проблеме и теме исследования показал, что понятие «музыкальный вкус», несмотря на устойчивое употребление в теории и практике музыкального образования, на уровне теоретических определений встречается реже, чем понятия «вкус» как таковой, эстетический, музыкально-эстетический вкус. Применительно к решению задач формирования музыкального вкуса у учащихся подросткового возраста на школьном уроке музыки мы считаем наиболее целесообразным опираться на трактовки музыкального вкуса как способности отмечать и ценить прекрасное в музыке, наслаждаться красотой музыки, переживать ее содержание; способности или умения адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства (давать им свою оценку), отдавать предпочтение самому ценному, отвергать безобразное.
Музыкальный вкус человека обладает подвижностью. Он развивается и формируется у человека на протяжении всей жизни под воздействием окружающей среды и в процессе музыкального образования. Задачи развития музыкального вкуса детей являются приоритетными при организации музыкально-образовательного процесса. В формировании музыкального вкуса большое значение имеют механизмы восприятия, размышления и оценки. При этом в равной степени формируются все три структурных компонента музыкального вкуса: интеллектуальный, эмоциональный, оценочный. Формирование музыкального вкуса детей младшего школьного возраста соотносится с расширением их музыкального кругозора, ознакомлением с различными музыкальными направлениями, организацией процесса музыкального восприятия, создания условий для высказывания мотивированных оценочных суждений в опоре на знания о музыкальном искусстве.
Музыкальные вкусы детей младшего школьного возраста ориентированы преимущественно на молодежную субкультуру и свойственные ей музыкальные направления. В выражении своих музыкальных предпочтений ярко проявляются специфические особенности возраста (полярность суждений, резкость высказываний, демонстративное отрицание классической музыки).
Музыкальный вкус у детей младшего возраста на уроках музыки формируется в опоре на механизмы восприятия, размышления и оценки в единстве интеллектуального, эмоционального и оценочного компонентов музыкального вкуса. Содержание уроков музыки, способствующее формированию у учащихся младшего школьного возраста музыкального вкуса, включает музыкальные произведения различных направлений, стилей и жанров, близкие по образной сфере, а также произведения других видов искусства, объединенные в рамках темы урока. В разработанном содержании уроков музыки последовательно осваивается перечень классических музыкальных произведений «золотого фонда», лучших образцов эстрадного жанра, песен отечественных композиторов для исполнения обучающимися. В обсуждении с подростками музыкальных впечатлений акцентируется идея «проверки временем» данных произведений, их «вечности», востребованности представителями разных поколений, что требует, по меньшей мере, уважительного отношения.
Количественные и качественные результаты опытно-поисковой работы подтвердили результативность предлагаемых подходов к определению содержания урока музыки и организации процесса обсуждения музыкальных впечатлений в аспекте формирования музыкального вкуса у учащихся младшего школьного возраста. Полученный результат - достижение подавляющим большинством подростков «допустимого» уровня сформированности музыкального вкуса - считаем позитивным и отвечающим реалиям музыкально-образовательного процесса в общеобразовательной школе.
Подобные работы
- Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Развитие музыкальных способностей у младших школьников на уроках
музыки
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста па занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ПОСТРОЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ И ТАНЦА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие образовательной организации с муниципальными учреждениями культуры по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017



