Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся на внеурочных занятиях 5
1.1. Психолого-педагогические аспекты творческих способностей учащихся средней школы 5
1.2. Характеристика внеурочной деятельности учащихся 12
1.3. Методы и способы развития творческих способностей через кружковую работу 16
Глава 2. Методика обучения учащихся средней школы и развитие их творческих способностей на внеурочных занятиях по лазерной пригорафии 20
2.1. Анализ программы кружка лазерной пирографии
2.2. Тематический план кружка лазерной пирографии
2.3. План-конспект занятия кружка лазерной пирографии
2.4. Методика проведения практической деятельности учащихся
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Современный мир - очень изменчивый, торопливый, суровый, в таком мире успешная жизнь является привилегий. Современная школьная система образования, помимо прочих функций, направлена на подготовку молодого поколения к возможным трудностям реальной жизни. Так, например, для того чтобы реализоваться, добиться успеха и стать востребованным на рынке труда, выпускник школы должен иметь конкурентоспособные качества и навыки, располагать большим объемом технических знаний и понятий, а кроме того, обладать творческими способностями и оригинальным мышлением, умением самостоятельно получать и анализировать знания, получаемые в процессе творческой деятельности.
Образовательные учреждения способствуют столь многогранному развитию способностей у детей. Так, одной из основных задач школьного образовательного курса «Технология» является донесение основной базы технических знаний, повышение заинтересованности в обучении, прорабатывание умений по применению знаний в жизни. К сожалению, в силу ограниченности во времени (как правило, два часа в неделю), возникает недостаток внимания к процессу по формированию творческих способностей.
Для исправления подобных ситуаций в школах проводятся не только классные занятия, а так же осуществляется и внеклассная деятельность учащихся в различных формах (кружки, научные общества и т.д.). Такой подход к обучению обеспечивает и получение обширных, в том числе технических, знаний и способствует повышению уровня творческого развития мышления.
Идея исследования творческих способностей уже не нова. Однако, в современном мире, где с каждым днем устанавливаются все более высокие требования, проблема человеческих способностей особенно актуальна.
Объяснение в том, что образование как ресурс науки, техники и искусства переживает сейчас коренные изменения. Все эти изменения являются следствием необходимой постоянной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям, а так же постоянного увеличения объема информации используемого и изучаемого учеником.
На современном этапе, вследствие постоянно меняющихся условий жизни, социальных и экономических преобразований, сменой ценностей и потребностей общества, резко возрастает значимость творческо - созидательской деятельности. Такая деятельность основывается на определенных творческих способностях, которые заложены природой в человеке, но нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании.
Объект исследовании - процесс развития творческих способностей у учащихся средней общеобразовательной школы на внеурочных занятиях по технологии.
Предмет исследования — лазерная пирография как способ развития творческих способностей учащихся на внеурочных занятиях.
Цель работы - сконструировать методику обучения учащихся средней школы на внеурочных занятиях по технологии с использованием лазерной пирографии для развития творческих способностей.
Для реализации цели необходимо поставлены и решены следующие задачи:
1 Анализ психолого-педагогических основ по проблеме и выявление сущности термина «творческие способности»
2 Изучение способов, методов, форм и особенностей развития творческих способностей на внеурочных занятиях и выявление наиболее оптимальной формы их проведения.
3 Разработка рабочей программы обучения учащихся на внеурочных занятиях по технологии с использованием лазерной пирографии.
Во второй главе «Методика обучения учащихся средней школы и развитие их творческих способностей на внеурочных занятиях по лазерной пирографии мы пользовались научной и методической литературой, в добавок результатами собственной педагогической практики. В первом разделе второй главы мы представили пояснительную записку к рабочей программе, в основе которой лежит уже используемая рабочая программа «средней школы № 32» города Красноярска. Во втором разделе обнародовали тематический план с выделением часов....
1. hnp://doil-yourSelf.ru/people/uSer/l/b|og/763/
2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб, собие для студентов сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубровина, А.М. црихожан. - М.: Академия, 1999. - 313 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Спб . Союз, 1997.-222 с.
4. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
5. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Союз, 2001.-290 с.
7. Кругликов Г.И. Методика преподавания технология с практикой: учебник / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2004. - 200 с.
8. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В А Крутецкий. - М.: Просвещение, 2004. - 346 с.
9 Дук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Просвещение, 1978. — 265 с. /лс Пинпа — М *.
10. Лында А.С. методика трудового обучения / А.С. Союз, 1999.-250 с. Немов - М.: Просвещение, 2001. -
11. Немов Р.С. Психология / PC. 346 с. я с практикумом. / Под ред.
12. Методика трудовою ие 1987 -255 с. Тхоржевского Д А. - М.. Пр°св> обучения с практикумом Большая Учебных мастерских ‘Я.А. энциклопедия, педагогическая
14. Российская пед* 1993 — 608 с" Российская энциклопедия,
15. Рубинштейн С.Л. Бытие „ со, 1957. - 368 с. a'lllL'с-I- Рубинштейн. - м.: Союз,...(29)