Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения подростков на основе использования элементов архитектурного проектирования

Работа №160575

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы211
Год сдачи2018
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 15
1.1 Сущность и содержание понятий «воображение», «творческое воображение» 15
1.2 Особенности развития творческого воображения в подростковом возрасте 30
1.3 Образовательные возможности архитектурного проектирования 38
Выводы по Главе I 50
Глава II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 53
2.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента 53
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 65
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 78
Выводы по Главе II 84
Заключение 86
Список используемых источников 89
Приложение 100

В основе новой концепции образования лежит задача формирования личности и обозначаются основные средства её достижения, приоритетом которых являются культурные ценности, главенство духовного развития личности. Необходимым условием духовного развития личности является процесс творчества, который, в свою очередь, не возможен без «творческого воображения».
Уникальная особенность творческого воображения заключается в создании новых образов, не опираясь на готовое описание или условное обозначение. Благодаря воображению человек создаёт новые продукты творчества, предназначенные как для него самого, так и для общества в целом. Человечество никогда бы не достигло современного уровня развития, если бы не существовало творческого воображения.
Решению многих проблем творческой мыслительной деятельности мешает стереотип. Мысли однообразны, со стандартной формой все эти проявления являются противниками творчества, творческого воображения. Для устранения данной проблемы необходимо целенаправленное развитие творческого воображения. Более того, психологические исследования показывают, что люди, обладающие богатым воображением и способностью придумывать интересные идеи, пользуются авторитетом и популярностью. Поэтому творческое воображение считается необходимой способностью современного человека.
Актуальная проблема в практике обучения подростков 10-15 лет - это проблема недостаточного внимания к такому важному процессу как творческое воображение. При основном акценте на развитие таких психических процессов, как мышление, восприятие, память.
Развитие творческого воображения подростков требует специального педагогического воздействия, так как процесс не развивается сам по себе и не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, его нужно стимулировать и активизировать.
В качестве основного звена работы с творческим воображением мы выбрали архитектурное проектирование, где архитектура выступает как самый масштабный из всех видов пластических искусств, который возможно воплотить в различных вариациях (в разнообразных материалах, формах): рисунки (2d, 3d, в виде панорамы), макеты, трёхмерные компьютерные модели и т. д.
Анализ проведенных исследований по проблеме развития творческого воображения подростков позволил выделить два наиболее важных противоречия:
1. Между потребностью общества в мыслящих творчески личностях и недостаточным развитием творческого воображения у подростков.
2. Между потребностями практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении модели развития творческого воображения подростков через архитектурное проектирование и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.
Поиск возможных путей разрешения данных противоречий определил выбор темы нашего исследования - «Развитие творческого воображения подростков на основе использования элементов архитектурного проектирования».
Тема работы предполагала обращение к весьма обширному и разнообразному кругу материалов по вопросам, раскрывающим: психологические аспекты понятия «творческое воображения»; определения потенциальных возможностей архитектурного проектирования на занятиях ИЗО для развития творческого воображения подростков; изучение методической литературы на предмет отбора методов, приемов, направленных на развитие творческого воображения средствами архитектурного проектирования.
Цель исследования: изучение возможностей развития творческого воображения подростков через элементы архитектурного проектирования.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения в подростковом возрасте....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на развитие творческого воображения подростков на основе использования элементов архитектурного проектирования.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого -педагогической науке, проанализированы такие понятия, как: «воображение», «творческое воображение», «архитектурное проектирование».
Говоря о творческом воображении, необходимо понимать, что особенностью возникновения данного процесса является обратная связь между воображением и творческой деятельностью. Именно творческая деятельность порождает в воображении высший уровень (творческое воображение).
У каждого человека творческое воображение проявляется по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать творческое воображение. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, инженерии и других — развитие воображения происходит именно в занятиях данными видами деятельности.
Основным условием развития воображения человека является его включение в разнообразную деятельность. Чем больше он видел, слышал и пережил, чем больше знает, тем продуктивнее будет активность его творческого воображения.
Развитие воображение может идти совершенно разными путями, но главное, чтобы выбранная деятельность исключала давления.
Сложность развития данного процесса заключается в том, что нужно научить подростка видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны и обучить его творческим методам решения поставленных задач, что успешно решает предмет исследования - архитектурное проектирование.
Педагогической поддержкой в развитии творческого воображения среди подростков является грамотное оснащение методами и приёмами самих педагогов, которые помогут снарядить учащегося оригинальными идеями в процессе работы, удовлетворить необходимые подростку коммуникативные потребности, вызвать подъём духовных сил. А самое главное звено развития творческого воображения среди подростков как двигателя прогресса - это творческая личность педагога. Именно через творческую личность педагога подросток вдохновляется, берёт новые силы на достижение цели, а может быть заветной мечты.
Анализ теоретических положений позволил приступить к осуществлению экспериментальной работы, направленной на развитие творческого воображения подростков посредством включения на занятиях элементов архитектурного проектирования.
На этапе констатирующего эксперимента были получены результаты уровня развития творческого воображения подростков.
Экспериментальное исследование показало, что большинство подростков обладает средним и низким уровнями развития творческого воображения, что свидетельствует о недостаточном развитии данного процесса. В связи с этим развитие творческого воображения подростков приобретает особую важность.
Нами была разработана и апробирована программа повышения уровня творческого воображения подростков, включающая элементы архитектурного проектирования. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня творческого воображения подростков.
Реализация составленной нами программы занятий «Введение в архитектурное проектирование» после проведённого эксперимента показала, что практическая работа (в форме эскиз-проекта, включение в программу упражнений по активизации творческого воображения, знакомство и освоение подростками теоретических основ архитектуры, приобщение группы к лучшим образцам архитектурных сооружений) способствует развитию творческого воображения подростков....


1. Аверина И.С. Тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов [Текст] / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова. - М.: Соборъ, 1996. - 60 с.
2. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев П.Н. Цвет в архитектуре. - М.: Госстройиздат.,1934. - 134 с.
3. Альтшуллер Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности [Текст] / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. - Минск: Беларусь, 1994. - 387 с.
4. Анварова О.В. Формирование художественно-творческих способностей обучающихся как актуальная проблема системы дополнительного образования детей [Текст] / О.В. Анварова, И.М. Рязанцева // Евразийский Союз Ученых. - 2015, №11(20). - С. 17-20.
5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
6. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. - М.: Стройиздат, 1984.-192 с.
7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 468 с.
8. Архитектурно-композиционное формообразование: Учеб.пособие /Под ред. Иовлева В.И. - Екатеринбург: Архитектон, 2000. - С. 191 -248.
9. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 347 с.
10. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - М.: Стройиздат,1993. - 436 с.
11. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как её создать: Книга для учителя [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
12. Беляева О.М. Образы природы как средство диагностики художественно-творческих способностей школьников / О.М. Беляева, И.Л. Голованова // Начальная школа плюс До и После. - 2009, № 9. - С. 28- 31.
13. Бердяев Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Высш. шк., 2006. - 416 с.
14. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России [Текст] / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, - 2007. - 512 с.
15. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни [Текст] / Н.П. Бехтерева. - М., 2008. - 383 с....(123)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ