Развитие творческого потенциала старших школьников средствами кинопедагогики
|
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕСДТВАМИ КИНОПЕДАГОГИКИ 16
1.1. Развитие творческого потенциала как психолого-педагогическая проблема 16
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей старших школьников 21
1.3. Методы развития творческого потенциала старших школьников в дополнительном образовании. Образовательные и воспитательные возможности кинопедагогики 25
Выводы по 1 Главе 42
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КИНОПЕДАГОГИКИ 44
2.1 Выявление актуального уровня развития творческого потенциала старших школьников 44
2.2. Разработка и реализация программы развития творческого потенциала учащихся старшего школьного возраста средствами кинопедагогики 62
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала старших школьников средствами кинопедагогики 72
Выводы по 2 Главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
ВВЕДЕНИЕ 9
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕСДТВАМИ КИНОПЕДАГОГИКИ 16
1.1. Развитие творческого потенциала как психолого-педагогическая проблема 16
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей старших школьников 21
1.3. Методы развития творческого потенциала старших школьников в дополнительном образовании. Образовательные и воспитательные возможности кинопедагогики 25
Выводы по 1 Главе 42
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КИНОПЕДАГОГИКИ 44
2.1 Выявление актуального уровня развития творческого потенциала старших школьников 44
2.2. Разработка и реализация программы развития творческого потенциала учащихся старшего школьного возраста средствами кинопедагогики 62
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала старших школьников средствами кинопедагогики 72
Выводы по 2 Главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность развития творческого потенциала личности заключается в том, что в современном обществе существует особая потребность в людях, способных неординарно мыслить, быть творчески активными и умеющим решать поставленные задачи для достижения новых целей нестандартными и новыми методами. Тема творчества в педагогической науке всегда была одной из важнейших, поэтому и современное среднее образование ставит своей первоочерёдной задачей сохранение индивидуальности юного поколения и развитие его творческого потенциала. Старшие подростки часто сталкиваются с новыми для себя проблемами, решение которых может зависеть только от них самих, как и пути их решения. Важно сохранять свою индивидуальность и выражать её творчески, ведь творчество прежде всего это создание нечто нового в разных сферах нашей жизни. Одним из новейших методов развития творческого потенциала в образовании является кинообразование и такой раздел педагогики как кинопедагогика.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ред. от 11.12.2020) к результатам освоения образовательной программы по направлению «Искусство» у старших школьников (5-9 класс) относят: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению [2].
Актуальность нашего исследования заключается в том, что кинообразование принципиально отличается от других форм просвещения зрителей тем, что ничего им не диктует, не навязывает, а лишь формирует эстетический запрос — потребность в хорошем, серьезном кино. Благодаря качественному кинообразованию, человек способен самостоятельно оценить фильм и сделать выводы о нём. Процесс обучения и воспитания должен быть ориентирован, так как есть необходимость так подготовить публику, чтобы она смогла самостоятельно оценивать фильм и делать собственные выводы на основе увиденного. Следовательно, можно говорить о том, что необходимое условие успешного кинообразования — участие в процессе обучения педагога, который сделает его целенаправленным и полезным, не будет навязывать обучающемуся свою точку зрения и поможет разобраться с трудностями. Проблема восприятия киноискусства старшими школьниками имеет и свой очевидный психолого-педагогический аспект. Ведь от характера восприятия киноискусства в конечном счете во многом зависит нравственный, воспитательный эффект его воздействия на юного зрителя.
Кино оказывает мощное воздействие на мысли и чувства людей, на их восприятие мира, так как в нём объединены всевозможные коммуникативные системы. Охват аудитории с помощью кино невероятно огромно и значительно больше, чем у театра, литературы и даже музыкальной индустрии. В психологической науке существует факт, что социальная приспособленность детей происходит с помощью подражанию близким людям, а помимо этого внутренне-предпочитаемым и любимым героям фильмов, сериалов, мультфильмов. Нынешнее поколение растёт со свободным доступом к разным фильмам и сериалам в большом количестве, то влияние на их поведение в жизни на протяжении всего взросления очевидно. Образцы поведения, идеалы, ценности или даже мечты усваиваются и находятся ими на экране. Объединяя большие группы людей, развлекательное и познавательное кино является огромным и мощным информационным полем, при помощи которого зрители пассивно обогащаются новыми знаниями, узнают о событиях и людях, культурах, обучаются языкам и лучше чувствуют человеческую психологию, запоминают на будущее действия, которые могут пригодится им в разных жизненных ситуациях....
Федеральные государственные образовательные стандарты (ред. от 11.12.2020) к результатам освоения образовательной программы по направлению «Искусство» у старших школьников (5-9 класс) относят: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению [2].
Актуальность нашего исследования заключается в том, что кинообразование принципиально отличается от других форм просвещения зрителей тем, что ничего им не диктует, не навязывает, а лишь формирует эстетический запрос — потребность в хорошем, серьезном кино. Благодаря качественному кинообразованию, человек способен самостоятельно оценить фильм и сделать выводы о нём. Процесс обучения и воспитания должен быть ориентирован, так как есть необходимость так подготовить публику, чтобы она смогла самостоятельно оценивать фильм и делать собственные выводы на основе увиденного. Следовательно, можно говорить о том, что необходимое условие успешного кинообразования — участие в процессе обучения педагога, который сделает его целенаправленным и полезным, не будет навязывать обучающемуся свою точку зрения и поможет разобраться с трудностями. Проблема восприятия киноискусства старшими школьниками имеет и свой очевидный психолого-педагогический аспект. Ведь от характера восприятия киноискусства в конечном счете во многом зависит нравственный, воспитательный эффект его воздействия на юного зрителя.
Кино оказывает мощное воздействие на мысли и чувства людей, на их восприятие мира, так как в нём объединены всевозможные коммуникативные системы. Охват аудитории с помощью кино невероятно огромно и значительно больше, чем у театра, литературы и даже музыкальной индустрии. В психологической науке существует факт, что социальная приспособленность детей происходит с помощью подражанию близким людям, а помимо этого внутренне-предпочитаемым и любимым героям фильмов, сериалов, мультфильмов. Нынешнее поколение растёт со свободным доступом к разным фильмам и сериалам в большом количестве, то влияние на их поведение в жизни на протяжении всего взросления очевидно. Образцы поведения, идеалы, ценности или даже мечты усваиваются и находятся ими на экране. Объединяя большие группы людей, развлекательное и познавательное кино является огромным и мощным информационным полем, при помощи которого зрители пассивно обогащаются новыми знаниями, узнают о событиях и людях, культурах, обучаются языкам и лучше чувствуют человеческую психологию, запоминают на будущее действия, которые могут пригодится им в разных жизненных ситуациях....
В диссертации представлено теоретическое обоснование развития творческого потенциала старших школьников через творческую деятельность с помощью методов кинопедагогики. Это нам позволило расширить научные знания о предмете исследования, а именно, определить диагностический инструмент исследования, обосновать, разработать педагогические технологии, выбрать методики и их реализовать в процессе экспериментальной работы и доказать их результативность. В соответствии с целями и задачами проведенного исследования, можно сделать следующие выводы по его результатам:
Уточнено понятие развитие «творческого потенциала», выделяя понятия «творчество», «потенциал», «творческая деятельность», рассмотрена особенность развития творческого потенциала старших школьников, определена специфика кинопедагогики и её возможности в развитии творческого потенциала старших школьников, на основе теоретической и практической разработки предмета исследования обоснованы и разработаны педагогические технологии развития творческого потенциала старших школьников через творческую деятельность с помощью методов кинопедагогики, разработан диагностический инструмент изучения творческого потенциала старшего школьного возраста через творческую деятельность с помощью методов кинопедагогики. Определены критерии: диагностика критерия «Стремление к саморазвитию» заключается в проведении диагностического теста по «Готовность к саморазвитию» В. Павловой. Для диагностики критерия активности творческой деятельности было использовано модифицированное задание «Видеозарисовка» из рабочей программы, разработчик кандидат педагогических наук, профессор кафедры НХК Гинтер С.М. Диагностика критерия эстетическая потребность в творческой деятельности замерялась тестом на знание кинематографа по дисциплине «История кино», составленным на основе учебного пособия Гука А.А.
Экспериментальная работа была организована последовательно, что позволило обеспечить результативность разработанной программы и условий для ее апробации, которая проходила на базе МБОУ СШ №13, город Красноярск, в участие приняло 10 учащихся, которые потом разделились на группы контрольная и экспериментальная. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что есть необходимость в разработки и проведения формирующего эксперимента, направленного на развитие необходимых компонентов и уровней в развитие творческого потенциала старших школьников через творческую деятельность с помощью методов кинопедагогики, для формирования развития творческого потенциала старших школьников через творческую деятельность с помощью методов кинопедагогики была разработана и реализована программа, по завершению экспериментальной работы был проведен итоговый контрольный срез, который показал, что в экспериментальной группе наблюдались положительные изменения по всем критериям. Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать результативными.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что его задачи выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, которые отражены в новизне, теоретической и практической значимости исследования и соответственно доказана гипотеза исследования.
Уточнено понятие развитие «творческого потенциала», выделяя понятия «творчество», «потенциал», «творческая деятельность», рассмотрена особенность развития творческого потенциала старших школьников, определена специфика кинопедагогики и её возможности в развитии творческого потенциала старших школьников, на основе теоретической и практической разработки предмета исследования обоснованы и разработаны педагогические технологии развития творческого потенциала старших школьников через творческую деятельность с помощью методов кинопедагогики, разработан диагностический инструмент изучения творческого потенциала старшего школьного возраста через творческую деятельность с помощью методов кинопедагогики. Определены критерии: диагностика критерия «Стремление к саморазвитию» заключается в проведении диагностического теста по «Готовность к саморазвитию» В. Павловой. Для диагностики критерия активности творческой деятельности было использовано модифицированное задание «Видеозарисовка» из рабочей программы, разработчик кандидат педагогических наук, профессор кафедры НХК Гинтер С.М. Диагностика критерия эстетическая потребность в творческой деятельности замерялась тестом на знание кинематографа по дисциплине «История кино», составленным на основе учебного пособия Гука А.А.
Экспериментальная работа была организована последовательно, что позволило обеспечить результативность разработанной программы и условий для ее апробации, которая проходила на базе МБОУ СШ №13, город Красноярск, в участие приняло 10 учащихся, которые потом разделились на группы контрольная и экспериментальная. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что есть необходимость в разработки и проведения формирующего эксперимента, направленного на развитие необходимых компонентов и уровней в развитие творческого потенциала старших школьников через творческую деятельность с помощью методов кинопедагогики, для формирования развития творческого потенциала старших школьников через творческую деятельность с помощью методов кинопедагогики была разработана и реализована программа, по завершению экспериментальной работы был проведен итоговый контрольный срез, который показал, что в экспериментальной группе наблюдались положительные изменения по всем критериям. Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать результативными.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что его задачи выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, которые отражены в новизне, теоретической и практической значимости исследования и соответственно доказана гипотеза исследования.





