ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЕ 6
1.1. Характеристика конного спорта как вида спорта и его отличительные особенности 6
1.2. Методические особенности обучения всадника 16
1.2.1. Правильная посадка и умение держать равновесие 16
1.2.2. Умение входить в ритм движения лошади 25
1.3. Контакт всадника с лошадью 27
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ -КОННИКОВ 31
2.1. Специфика организации тренировочного процесса 31
2.2. Характеристика тренировочных процессов 40
2.3. Программный материал для практических занятий по физической подготовке спортсменов-конников 45
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Конный спорт относится к видам спорта с использованием животных,участвующих в спортивных соревнованиях. Конный спорт - один из древнейших видов спорта, включает в себя несколько спортивных дисциплин: конкур, выездка, троеборье, вольтижировка, драйвинг, дистанционные пробеги, национальные игры-состязания. Конкур, выездка и троеборье являются Олимпийскими видами спорта. Основной отличительное особенностью всех дисциплин конного спорта является использование в соревнованиях животных - лошадей, причем спортсмен активно взаимодействует с лошадью, и показанный результат зависит как от подготовленности спортсмена, так и от подготовленности лошади; лошадь является полноценным партнером в спортивной паре. Вследствие этого, каждый спортсмен одновременно является тренером своей лошади, а при планировании подготовки необходимо учитывать не только возможности спортсмена, но и возможности лошади. Таким образом, подготовка спортивной пары должна включать:
• формирование и совершенствование физических возможностей и спортивных навыков спортсмена;
• формирование и совершенствование физических возможностей и спортивных навыков лошади;
• совершенствование взаимодействия спортсмена и лошади.
Именно взаимодействие спортсмена с лошадью является глубинной сутью конного спорта; высокая степень подготовленности отдельно всадника и отдельно лошади, безусловно, важна, но недостаточна для получения высокого спортивного результата. В связи с этим, реализация спортивной подготовки в конном спорте возможна только при условии одновременной работы с всадником и лошадью как спортивной парой.
Развитию физической культуры и спорта в нашей стране уделяется огромное внимание. В приобщении молодежи, особенно сельской, к занятиям различными видами спорта, заметную роль играет конный спорт.
На протяжении тысячелетий лошадь всегда была рядом с человеком помогала ему в труде и ратных подвигах, давала пищу и одежду, верно служила на спортивных состязаниях.
Конный спорт возник в глубокой древности, задолго до нашей эры был включен в программу Олимпийских игр в Древней Греции. Конный спорт во всех своих видах - красивое зрелище, это подлинное искусство, которое достигается длительной и целенаправленной подготовкой лошади и человека, хорошо понимать друг друга, действовать согласованно, синхронно.
Занятия конным спортом воспитывает у занимающихся смелость, решительность, уверенность в себе, волю к победе. В процессе тренировок и соревнований необходимо добиться полного взаимопонимания - «всадник- лошадь», что невозможно, без глубокого анализа всех своих действий, для того чтобы чувствовать лошадь, а лошадь в свою очередь понимала , что хотят от нее, обоюдными усилиями достичь необходимых результатов.
Конный спорт - это творчество всадника, осознанно применить в тренировочной работе методики созданные великими мастерами верховой езды и свой опыт и знания.
Конным спортом увлекаются многие народы. Но именно древнетюркским способом проводят скачку лишь некоторые народы Сибири: это тувинцы, буряты, монголы, алтайцы. По своему стилю и содержанию тувинская скачка отличается от казахской «какбуре» (дерут козу), которую проводили на мусульманских праздниках, или киргизского «кыз-быры» «байги» (скачки) и от грузинского «джирити» и др.
Из истории тувинцев и их предков известно, что современная территория Тувы была театром кровопролитных многочисленных войн. Долгое время здесь хозяйничали монголы, маньчжуры, кыргызы, джунгарские алдынханы и т. д.Известно; что еще в XVIII веке среди войск других народов выделялась отборная, кавалерия Мунгатской Армии из Урянхая. В истории Монголии мы читаем имена чингисханских полководцев из Урянхая - Субутая, Цевен-Рабтана, Церен-Дондука и др. Интересы защиты своей земли и сохранения самостоятельности народа, естественно, требовали хорошо подготовленных воинов.
Традиционный конный спорт в Туве является одним из исторически сложившихся органических частей национальной культуры. С древних времен традиционный конный спорт служил в общественной жизни тувинского народа - удовлетворению его эстетических, физических и духовных потребностей. Не случайно традиционный конный спорт наших предков нашел отражение в богатом устном народном творчестве. Ни одно народное торжество не проходило без скачек на конях, которое является средством народной педагогики.
Традиционный тувинский стиль предполагает езду на значительные расстояния, для чего требуется спокойствие и максимальное сохранение сил лошади. Наиболее подходящей для этого является мягкая, ненапряженная рысь шошкуур. По исследованиям В.Даржа такой рысью за 15 часов (летний световой день) конь способен преодолеть 250 километров (расстояние от Кызыла до Сут-Холя). Манера тувинцев сидеть верхом на лошади достаточно специфична - это прямая, чуть развернутая левым боком вперед, ненапряженная, расслабленная посадка. Часто всадники сидят в седле, свесившись на бок. Стремя опускаются на среднюю длину, слегка согнутые в коленях ноги свободно свисают по бокам лошади, в результате чего всадник меньше утомляется в дальних поездках при передвижениях рысью и иноходью.. средняя длина стремени очень важна при точном броске арканом, требующем совместных усилий руки и всего корпуса, чего можно достичь, только приподнявшись на стременах.
В настоящее время конный спорт в Туве не сильно развит по сравнению с другими регионами, но для маленькой республики как Тува конный спорт в виде национальных скачек очень популярен.
Актуальным и недостаточно изученным остается вопрос о физической подготовке наездника по конным скачкам тувинцев в современных условиях.
Гипотеза исследования: предполагалось, что исследование теоретико-методических основ физической подготовки лиц занимающихся по конным скачкам будет способствовать дальнейшему развитию конного спорта нашей республики.
Объект исследования: процесс подготовки спортсменов-конников по конным скачкам.
Предмет исследования: средства и методы подготовки спортсменов-конников по конным скачкам.
Цель исследования: Разработать программный материал для практических занятий по физической подготовке спортсменов-конников.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику конного спорта как вида спорта и его отличительные особенности, а так же методические особенности подготовки верховой езде.
2. Изучить специфику организации тренировочного процесса и характеристику тренировочных процессов конного спорта.
Методической основой работы явились труды Вуда П.; Гуревича Д.Я.; Климке И., Кремера М., Вячеслава Даржа.
Практическая значимость работы. Разработанный программный материал для практических занятий по физической подготовке спортсменов-конников будут способствовать дальнейшему развитию конного спорта и развертыванию научных исследований конного спорта в Республики Тыва.
1. Конный спорт - понятие сборное, которое означает спортивные игры с использованием лошадей, а именно езды верхом на них. Садясь на лошадь, всадник активно взаимодействует с ее движениями, лошадь в свою очередь управляется перемещением веса всадника, сжатием бедер или наоборот их ослаблением, так же для управления лошадью существует конная амуниция, такая как седло, уздечка, шпоры и т.д. Так же, всадник может управлять лошадью голосом, если того понимает сама лошадь или же это разрешено в определенном виде конного спорта (не во всех видах конного спорта разрешено управление голосом). Конный спорт - это полное понимание человеком лошади и наоборот, полное взаимодействие всадника с конем. Классические виды конного спорта, которые официально признаны Международной федерацией конного спорта, это: выездка, конкур, троеборье.
2. К методическим особенностям обучения верховой езде относят: правильную посадку и умение держать равновесие, умение входить в ритм движения лошади и контакт всадника с лошадью. Понятие "посадка всадника" часто истолковывают неверно, ибо важно в конечном счете не положение конечностей, как это обычно считают, а то, как всадник: держится в седле, сохраняя равновесие;. сидит на лошади, расслабив мускулы;. умеет входить в ритм движения лошади. Правильная посадка у того, кто овладел этими тремя элементами, сидит хорошо и красиво, что в свою очередь позволяет ему правильно воздействовать на лошадь.
3. Обучение неопытного всадника начинается с упражнений, способствующих выработке правильной посадки, одновременно с этим его учат поддерживать контакт с лошадью и воздействовать на нее. Нередко говорят, что посадка - это основа верховой езды. До некоторой степени это, конечно, верно. С другой же стороны, характер посадки всадника целиком зависит от того, какое воздействие он хочет оказать на лошадь. А посадка и воздействие в не меньшей степени определяются наличием контакта между всадником и лошадью.
4. Специфика подготовки спортсменов по конному спорту определяется основным содержанием тренировочной и соревновательной деятельности, являющихся компонентами тренировочного процесса. Занятия конным спортом могут удовлетворить различные потребности занимающихся: укрепить здоровье, достичь физического совершенства, развить личностные качества, воспитать характер, сформировать необходимые двигательные умения и навыки. В зависимости от потребностей у занимающихся формируется цель занятий. Формирование цели не происходит одномоментно. Поставленная цель оказывает влияние на интерес и усиливает положительное отношение к системе занятий конным спортом. Отличительными признаками конного спорта являются сфера занятий, используемый инвентарь и правила соревнований. Занятия и соревнования по конному спорту проходят на специальных конноспортивных сооружениях, таких как открытый манеж по конкуру, выездке и специальной трассы по троеборью.
5. В спортивной подготовке спортсменов-конников применяются упражнения и сопутствующие мероприятия трёх типов: основные, вспомогательные и восстановительные. Основные средства - приобретение умений и навыков, необходимых для достижений высоких результатов в конном спорте. Вспомогательные средства - применяются в тренировочном процессе с целью всестороннего и гармоничного развития спортсменов-конников. Восстановительные средства особо значимы на этапе совершенствования спортивного мастерства, так как позволяют спортсменам-конникам выполнять необходимый объём работы без ущерба для здоровья.
6. Общая физическая подготовка является обязательной составной частью каждого учебно-тренировочного занятия, проводится перед основной частью тренировки с целью разогреть организм учащихся, подготовить его к более серьезным физическим нагрузкам. Продолжительность общей физической подготовки на одном учебно-тренировочном занятии (УТЗ) составляет 20-25мин. При проведении общей физической подготовки следует помнить, что это именно подготовительная часть занятия, ее интенсивность должна быть средней. Отличительной особенностью конного спорта является необходимость заботиться о лошади, т.е. обязывает спортсмена овладеть знаниями и навыками по уходу за лошадью, ее содержанию. Поэтому обязательной частью каждого занятия в конноспортивной школе является уход за лошадью, включающий в себя отбивку денника, чистку самой лошади, раскрючковывание копыт, поддержание в чистоте амуниции. Так же обязательным является освоение учащимися навыков по кормлению, поению лошадей, а так же простейшие приемы ветеринарной обработки по рекомендации ветеринарного врача. Выполнение данных мероприятий одновременно является средством повышения специальной физической подготовки.
1. Алексеев Н. Д. Краткие советы коневодам. // Советы коневодам: Рекомендации. - Якутск: Агроинформ, 1999. - С.5-13.
2. Анисимов М.Д., Кузин С.А., Рогалев Г.Т. Дрессировка лошадей в цирке. М.: Искусство, 1979.
3. Барминцев Ю.Н. и др. Коннозаводство и конный спорт. М.: Колос, 1972.
4. Барминцев Ю.Н., Кожевников Е.В. Коневодство в СССР. М.: Колос, 1983.
5. Барминцев Ю.Н. и др. Продуктивное коневодство. М.: Колос, 1980.
6. Бегунова А.И. В звонком топоте копыт... М.: Физкультура и спорт, 1989.
7. Бобылев И.Ф., Котов Г.Г., Филиппов С.П. Конный туризм. М.: Профиздат,
1985.
8. Борисович Ю.Ф., Кириллов И.В. Инфекционные болезни животных: Справочник.
М.: Агропромиздат, 1987.
9. Боярский П.В. Седлайте коней. М.: Детгиз, 1983.
10. Барчуков И.С.; . Теория и методика физического воспитания и спорта. М., ООО «КноРус», 2011г.
11. Витт В.О. Из истории русского коннозаводства. М.: Сельхозгиз, 1952.
12. Витт В.О. Практика и теория чистокровного коннозаводства. М.: Изд-во Центр, моек, ипподрома, 1957.
13. Вуд П.; «Искусство верховой езды. В гармонии с лошадью»; Москва, изд. «Аквариум», 2012г.;
14. Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган. - Л. 1950.
15. Гуревич Д.Я.; Справочник по конному спорту и коневодству; М., изд. «Центрполиграф», 2001г.;
16. Даржа В.К. Лошадь в традиционной практике тувинцев кочевников. - Кызыл ТувИКОПР 2003.
17. Даржа В. Лошадь в практике тувинцев кочевников. 2001.
18. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. - ФиС. 1961.
19. Жигжитов Д. Б. Тувинская лошадь и пути ее улучшения. Кызыл, 2000.
20. Ильин Е.П.; «Психология спорта»; Спб., изд. «Питер», 2011г.
21. Камбегов В.Д. Коневодство и коннозаводство России. М.: Росагро-промиздат, 1988.
22. Карташов В.Т. Упряжь и седла (производство и ремонт). М.: Все- союзн. кооперативное изд-во, 1956.
23. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. - М. 1951.
24. Кожевников Е.В., Гуревич Д.Я. Отечественное коневодство. История, современность, проблемы. М.: Агропромиздат, 1990.
25. Конный спорт. Правила соревнований. М.: Физкультура и спорт, 1987.
26. Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов. Сокр. пер. с нем. яз./Под ред. Э. Эзе. М.: Физкультура и спорт, 1983.
27. Красников А.С. Практикум по коневодству. М.: Колос, 1977.
28. Кревер С.Н. Подковывание и болезни копыт лошади. 2-е изд. М.: Сельхозгиз, 1954.
29. Климке И., Климке Р.; Кавалетти. «Выездка и Прыжки.»; М., изд. «Аквариум», 2012г.;
30. Кремер М.; «Мотивация лошади к достижению высоких результатов»; М., изд. «Аквариум», 2012г.;
31. Ливанова Т.К., Ливанова М.А.; «Все о лошади»; Москва, изд. «АСТ-Пресс», 2012г.;
32. Ласков А.А. и др. Тренинг и испытания верховых лошадей. М.: Колос, 1982.
33. Ласков А.А. Подготовка лошадей к олимпийским видам спорта. ВНИИК, 1997.
34. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - Ф и С. 1964.
35. Монгуш Б. М., Монгуш А. Н. Современное описание мастей тувинских лошадей. ГОУ ВПО «Тывинский государственный университет», г. Кызыл
36. Озолин Н.Г. Спортсменам о спортивной тренировке. - Ф и С. 1966.
37. Правила испытаний племенных лошадей верховых пород на ипподромах Российской Федерации. М., 2000.
38. Правила испытаний племенных лошадей рысистых и верховых пород на ипподромах СССР. М.: Изд-во Центр, моек, ипподрома, 1984.
39. Правила испытаний племенных лошадей рысистых пород на ипподромах Российской Федерации. М., 1995.
40. Приказ Минспорта России от 12.09.2013г. № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;
41. Приказ Минспорта России от 27.12.2013г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
42. Приказ Минспорта России от 12.09.2013гг. № 730 «Об утверждении государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам»;
43. «Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства», утверждена Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 18.01.1984г., подготовленна по разработкам заслуженного тренера СССР А. П. Соколова, методическим материалам заслуженного мастера спорта СССР А.Л.Левиной, заслуженных тренеров СССР А. М. Евдокимова, М. Д. Трухачева, Н. Ф. Шеленкова, мастера спорта СССР О. Б. Оводова, судьи международной категории Г. Т. Рогалева, ветерана сборной команды СССР по конному спорту Е. И. Ильина. Раздел «Воспитательная работа» подготовлен по материалам кандидата психологических наук А. Н. Романина (ВНИИФК). Раздел «Психологическая подготовка» составлен по материалам кандидата педагогических наук Н. А. Худадова (ВНИИФК).
44. Свечин К.Б., Бобылев И.Ф., Гопка Б.М. Коневодство. М.: Колос, 1984.
45. Справочник по коневодству. М.: Колос, 1983.
46. Специализированная подготовка лошадей и всадников»; ФКСР, перевод с немецкого руководства по конному спорту; М., 2012г.
47. Шавердова А.И. Конный спорт. - М. 2000.
48. Щелоков А.; «Искусство вольтижировки»; М., Изд. Дом «Гелеос», 2004;
49. Урусов С.П. Книга о лошади. Т. 1—2. 3-е изд. С.-Петербург: Изд- во Деятель, 1911.
50. .Уоллес Д.; «Обучение детей верховой езде»; М., изд. «Аквариум», 2002г.;
51. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
52. Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
53. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта конный спорт
(утв. приказом Министерства спорта РФ от 18 июня 2013 г. N 402);
54. Федотов П.А. Коневодство. 2-е изд. М.: Агропромиздат, 1989.
55. Хосроев Л.С. Система тренировки рысистой лошади. М.: Сельхозгиз, 1955.