ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ
ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 10
1.1 Понятие и структура экспорта в современной России 10
1.2 Место экспорта алкогольной продукции в общей структуре современного
российского экспорта 16
1.3 Основные показатели экспорта алкогольной продукции предприятий
Пензенской области 21
2 АНАЛИЗ ЭКСПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РЕАЛ») 27
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ООО
«РЕАЛ» 27
2.2 Структура и особенности экспорта алкогольной продукции ООО
«РЕАЛ» 36
2.3 Проблемы экспорта алкогольной продукции предприятиями региона (на
примере ООО «РЕАЛ») 43
3 СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В
РЕГИОНЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 48
3.1 Государственная поддержка экспортеров в Пензенской
области 48
3.2 Направления развития экспорта алкогольной продукции предприятиями
Пензенской области 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Проблема развития экспорта, особенно регионального, сегодня приобретает особое значение. Изучение его структуры, динамики, условий роста способно повысить эффективность бизнес-механизмов и государственных мер для его развития.
Оценка различных товаров в товарной структуре экспорта призвана найти выгодный для России экспортные ниши, способные позитивно отразиться на экономике страны в целом. Нами рассмотрены теоретические основы анализа экспорта алкогольной продукции предприятиями на уровне России и региона. В условиях развития экспортного потенциала России в целом и ее регионов в частности особую актуальность приобретают вопросы производства и экспорта алкогольной продукции региональными промышленными предприятиями. В современных условиях усиления санкционного давления развитие несырьевого экспорта региональными предприятиями при обретает особое значение. Кроме того, существенно сузился рынок сбыта российской продукции за счет «недружественных» стран. Все это требует научного осмысления, экономического обоснования в целях последующей оптимизации сложившейся во внешней торговле ситуации.
Целью дипломной работы является анализ экспорта алкогольной продукции предприятиями Пензенской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и структуру экспорта в современной России;
- определить место экспорта алкогольной продукции в общей структуре современного российского экспорта;
- выделить основные показатели экспорта алкогольной продукции предприятиями Пензенской области;
- дать общую организационно-экономическую характеристику ООО «РЕАЛ»;
- охарактеризовать структуру и особенности экспорта алкогольной продукции ООО «РЕАЛ»;
- выделить проблемы экспорта алкогольной продукции предприятиями региона (на примере ООО «РЕАЛ»);
- охарактеризовать государственную поддержку экспортеров в
Пензенской области;
- выделить основные направления развития экспорта алкогольной продукции предприятиями Пензенской области.
Объектом исследования выступает ООО «РЕАЛ».
Предметом исследования выступили особенности и тенденции экспорта алкогольной продукции предприятиями региона в современный период.
Информационной основой научно-исследовательской работы выступили материалы официального сайта ООО «ДАЛ», Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Росстата, ФТС России; технические регламенты (проекты технических регламентов), ресурсы Интернет, нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.
Тема экспорта алкогольной продукции в науке исследована недостаточно. Среди авторов, исследующих вопросы экспорта алкогольной продукции, следует выделить следующих. Т.О. Алексеева исследует факторы влияния вывозных таможенных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Представляет интерес работа Ивановой С.А., в которой проведен анализ внешнеэкономической деятельности России в условиях неопределенности. Каукин А. и Фрейнкман Л. изучают структуру и продуктивность российского экспорта.
Петрушина О.М. и Голышева Н.В. выделяют современные тенденции и перспективы развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации, оценивая в ней экспортную составляющую.
Методологической основой работы послужили методы нормативно-правового, теоретического, статистического анализа, а также методы аналогии и сравнения.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию современных мировых моделей экспорта алкогольной продукции на примере России.
В параграфе 1.1 дано понятие экспорта, выделена его структура в современной России.
Параграф 1.2 определяет место экспорта алкогольной продукции в общей структуре современного российского экспорта .
Параграф 1.3 характеризует основные показатели экспорта алкогольной продукции предприятиями Пензенской области.
Вторая глава имеет практическую направленность и посвящена анализу экспорта алкогольной продукции предприятиями региона на примере ООО «РЕАЛ».
В параграфе 2.1 дана общая организационно-экономическая характеристика ООО «РЕАЛ».
В параграфе 2.2 охарактеризована структура и выделены особенности экспорта алкогольной продукции ООО «РЕАЛ».
Параграф 2.3 посвящен проблемам экспорта алкогольной продукции предприятиями региона (на примере ООО «РЕАЛ»).
Третья глава посвящена стимулированию экспорта алкогольной продукции предприятиями региона на примере ООО «РЕАЛ».
Параграф 3.1 посвящен государственной поддержке экспортеров в Пензенской области.
В параграфе 3.2 выделены направления развития экспорта алкогольной продукции предприятиями Пензенской области.
В заключении приводятся выводы по результатам исследования, даны рекомендации для оптимизации экспорта алкогольной продукции предприятиями региона с учетом российского и мирового опыта.
Выводы, сделанные по результатам исследования, представляют теоретическую и практическую ценность и могут быть использованы для оптимизации экспорта алкогольной продукции предприятиями региона .
Предлагаемые в работе рекомендации по направлениям развития и перспективам экспорта алкогольной продукции предприятиями региона с учетом мирового опыта в современных условиях могут быть использованы в практике поддержки несырьевого экспорта в условиях санкционного давления.
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Стратегия развития несырьевого экспорта обуславливает необходимость поиска новых ниш экспорта продукции предприятиями региона. Одной из категорий продукции с экспортным потенциалом выступает алкогольная продукция.
В рамках дипломной работы было определено понятие и структура экспорта в современной России, выделено место экспорта алкогольной продукции в общей структуре современного российского экспорта, представлены основные показатели экспорта алкогольной продукции предприятиями Пензенской области.
Рынок алкогольных и слабоалкогольных напитков - один из самых высокодоходных сегментов продовольственного рынка России. Алкогольные напитки - жидкие продукты с массовой долей этилового спирта 8,5% и выше. Эксперты оценивают потенциал экспорта алкогольной продукции в России (особенно, водки и иных крепких алкогольных напитков) как склонный к росту.
Оборот алкогольной продукции имеет особенности, связанные с лицензированием и иными требованиями к производству и обороту подобной продукции. При этом данному рынку присущи определенные сложности, связанные как с лицензированием подобной деятельности, так и усилением доли контрафактной продукции на российском алкогольном рынке. В работе рассмотрены оба этих проблемных аспекта с точки зрения региональных производителей.
Развитие регионального экспорта алкогольной продукции выступает перспективным направлением экспортной политики России сегодня. Для его развития необходимо знать нормативные основы и особенности внешнеторговых операций в отношении алкогольной продукции.
В настоящее время в связи с усилением процессов глобализации и либерализацией внешнеторговой деятельности в России, участие во внешнеэкономической деятельности принимают десятки тысяч предприятий и сотни тысяч предпринимателей и государственных служащих.
Компания ООО «РЕАЛ» входит в структуру ООО «ОПВЗ» и является непосредственным участником ВЭД, осуществляя экспортные операции на рынке алкогольной продукции, который на сегодняшний день претерпевает значительные структурные изменения, а также изменения в сфере государственного регулирования данного сектора экономики.
Алкогольный сектор в России с давних пор представляет особое значение, как с социальной точки зрения, так и с позиции российской экономики в целом, т.к. является одним из важных источников поступления доходов в российский бюджет, поскольку основная масса алкогольной продукции, и производимой России и поставляемой из-за рубежа является акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы от любых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции. Кроме того, рынок алкогольной продукции характеризуется высокой рентабельностью и быстрым оборотом капитала.
Основными тенденциями современного рынка алкогольной продукции являются:
1. Восстановление физического объема рынка легальной продукции.
2. Восстановление баланса рынков отечественной и импортной продукции на алкогольном рынке России.
3. Межрегиональная и региональная консолидация алкогольных компаний.
4. Смещением потребительских предпочтений с высоких ценовых сегментов в низкие.
Наряду с динамичным развитием алкогольный сектор по-прежнему остается наиболее проблемной отраслью российской экономики, так как характеризуется высоким уровнем криминализации и коррупции, большим объемом фальсифицированной, контрафактной и низкокачественной продукции на российском рынке.
Что касается внешнеторговой деятельности, то здесь отмечается увеличение поставок алкогольной продукции, при этом большая доля поставок алкогольной продукции приходится на ликероводочные изделия.
ООО «ОПВЗ» и ООО «РЕАЛ» (в предыдущий период - ООО «ДАЛ») играют немаловажную роль в экспорте алкогольной продукции региона. Ее доля в экспорте алкогольной продукции России на текущий момент невелика, однако у предприятия имеются хорошие перспективы в рамках развития экспортной деятельности.
В качестве проблем экспортной деятельности предприятия нами выделены скудный ассортимент и необходимость поиска новых экспортных рынков, отсутствие собственного товарного знака и использование незарегистрированных обозначений, а также выставочная пассивность. В качестве предлагаемых мероприятий по оптимизации и активизации экспорта продукции ООО «РЕАЛ» выделим следующие:
- Расширение ассортимента безалкогольных напитков;
- Получение лицензии на алкогольную продукцию (водку и др.);
- Расширение рынков сбыта готовой продукции за счет Казахстана, Узбекистана, Таджикистана;
- Регистрация собственных товарных знаков на безалкогольные напитки;
- Работа по внедрению собственных товарных знаков на ведущие торговые электронные площадки;
- Обращение в Центр поддержки экспорта Пензенской области за информационной и иной поддержкой
- Участие в выставочных мероприятиях.
Расширение экспортных поставок предприятия видится, прежде всего, за счет рынков стран СНГ, в частности, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенарюдным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // "Собрание законодательства РФ", 08.08.2011, N 32, ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений).
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 16.02.2021) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23.07.2012.
6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 N 98 (ред. от 30.10.2020) "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (вместе с "ТР ЕАЭС 047/2018. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной
продукции") // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 10.12.2018.
7. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (ред. от 14.09.2018) "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (вместе с "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки") // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011.
8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от
26.05.2020 № 69 "О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011)" // Официальный сайт Евразийского экономического союза
http://www.eaeunion.org/, 29.05.2020.
9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 29.11.2021) «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с "Порядком заполнения декларации на товары") // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 02.06.2010.
10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 34 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (вместе с "ТР ТС 027/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания") // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 18.06.2012.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
12. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ //
"Собрание законодательства РФ", 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082.
13. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ // "Парламентская газета", № 4-5, 11.01.2000.
14. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ // "Российская газета", № 9, 19.01.1999.
15. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
16. Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе,
внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 // "Собрание
законодательства РФ", 03.05.2021, № 18, ст. 3146.
17. Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории
Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию: Постановление Правительства РФ от 06.08.1996 № 943 // "Российская газета", № 153,
14.08.1996.
18. О государственной поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей в целях возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях: Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2316 // "Собрание законодательства РФ", 04.01.2021, № 1 (часть II), ст. 169.
19. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации
до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р // Официальный интернет-портал правовой информации
http: //www. pravo. gov. ru, 26.05.2020.
20. Об утверждении Стратегии развития экспортной деятельности Пензенской области до 2035 года: распоряжение Правительства Пензенской области от 14 мая 2018 года № 238-рП // Официальный сайт Правительства Пензенской области.https: //pnzre g. ru/proj ect-office/proj ects/strate giya-razvitiya-penzenskoy-oblasti-do-2035-goda-1/57883/(дата обр.: 12.04.2022).
21. Р 1.2.2099-06. 1.2. Гигиена, токсикология, санитария.
Руководство по контролю и надзору за безопасностью и качеством алкогольной и винодельческой продукции, находящейся в обороте на территории Российской Федерации. Руководство (утв. Роспотребнадзором 08.08.2006). М., 2006.
Монографии и учебные пособия
22. Грибанова, И. В. Товароведение : учебное пособие / И. В. Грибанова, Л. И. Первойкина. Минск : РИПО, 2019. 359 с.
23. Ксенофонтова, Е.М. Основы внешнеэкономической
деятельности : учебное пособие / Е.М. Ксенофонтова. Санкт-Петербург : Интермедия, 2017. 196 с.
24. Рыжиков, С. Н. Товароведение продовольственных товаров : учебное пособие / С. Н. Рыжиков. Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. 347 с.
25. Толмачёв, А.С. Основы внешнеэкономической деятельности : региональный аспект : учебно-методическое пособие / А.С. Толмачёв. Калининград : БФУ им. И. Канта, 2019. 204 с.
Периодические издания
26. Алексеева Т.О. Анализ влияния вывозных таможенных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. N 9. С. 23 - 31.
27. Иванова С.А. Анализ внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях неопределенности // Universum: экономика и юриспруденция. 2016. № 2 (23). С. 1.
28. Каукин А., Фрейнкман Л. Структура и продуктивность российского экспорта // Экономическая политика. 2009. № 5. С. 99-117.
29. Макаренко, В.Г. Таможенная криминалистическая экспертиза при выявлении контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий // Таможенное дело. 2017. N 1. С. 37 - 40.
30. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 158-162.
31. Тарасов, Н.А. Методология расчета ввозной таможенной пошлины на винодельческую продукцию // Вестник Российской таможенной академии. 2020. N 1. С. 167 - 173.
32. Тарчуков, В.А. Влияние интеграционных процессов России, Беларуси и Казахстана на локальные рынки (на примере алкогольного рынка Казахстана) // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2014. № 4. С. 174-181.
33. Якимова В.А. Особенности применения комплаенс-процедур в системе внутреннего контроля экспортной деятельности предприятий // Международный бухгалтерский учет. 2021. N 4. С. 459 - 486.
Электронные ресурсы
34. Портал поддержки малого и среднего предпринимательства Пензенской области.http: //mbpenza. ru/
35. Официальный сайт Центра поддержки экспорта Пензенской области.http://export58.ru
36. Официальный портал Правительства Пензенской области. http://pnzreg.ru/
37. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. http: //www. customs. ru/
38. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. http://www.eurasiancommission.org/
39. Официальный сайт Правительства РФ.http://government. ru/
40. Официальный сайт Министерства финансов РФ.
https://minfin. gov. ru/ru/
41. Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.https: //fsrar. gov. ru/
42. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. https://pnz.gks.ru/
43. Информация о случаях выявления алкогольной продукции с поддельными ФСМ. Официальный сайт Росалкогольрегулирования. https://fsrar. gov. ru/print/state? state=/fsm/informacionnye-materialy/informaciya- o- sluchayah-vyyavleniya-alkogolnoi-pro/stranica-02 (дата обр. 29.03.2022).
44. Официальный сайт ООО «Объединенные Пензенские водочные заводы».http://opvz.ru/