ВВЕДЕНИЕ 9
Глава 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 14
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» и виды универсальных учебных действий 14
1.2. Современные педагогические технологии как средства развития универсальных учебных действий 22
Выводы по первой главе 39
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ 40
2.1. Методика развития универсальных учебных действий на занятиях по физике 40
2.2. Система занятий направленная на развитие универсальных учебных действий 61
Выводы по второй главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
Актуальность темы исследования. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Новый стандарт образования включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Ключевое отличие нового образовательного стандарта заключается в переходе от минимума знаний к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Это принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.
В современном обществе актуальными являются все универсальные учебные действия. Так как, в настоящее время только 4-5 % учащихся 7-9 классов и 9-10 % старшеклассников обладают достаточным уровнем владения универсальными учебными действиями, выступающими как способность к саморазвитию и самосовершенствованию при изучении предмета физики.
В этой связи возникают вопросы: какими умениями, навыками, действиями должен овладеть учащийся, чтобы решать в определенных жизненных ситуациях любые типы задач? Как педагогу сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия, чтобы он УМЕЛ И ХОТЕЛ учиться?
В связи с этим объектом исследования данной работы является формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.
Предметом же выбрано формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике.
Гипотеза. Развитие универсальных учебных действий при обучение физике будет идти более успешно, если:
• учитель будет планировать учебные занятия на основе УУД в процессе обучения;
• использовать методику развития УУД при обучении физике посредством современных педагогических технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- научно-методический анализ литературы, стандартов образования в контексте рассматриваемой проблемы, фундаментальное ядро;
Методологическую основу исследования составляют:
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования (под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М.), ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/file doc fgos oo.pdf), работы по методике проведения учебных занятий с применение современных педагогических технологий таких как:
Игровые технологии (автор/авторы, последователи Шмаков С.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Никитин Б.П., Азаров Ю.П);
Проблемное обучение (автор/авторы, последователи Д.Джон, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский,Т.В. Кудрявцев,И.Я. Лернер, Дж.Дьюи);
Групповые технологии (автор/авторы, последователи: В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, К.Б. Первин, Маркова А.К., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Виноградова М.Д);
Педагогика сотрудничества (автор/авторы, последователи: С.Л.
Соловейчик, В.М. Матвеев, И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины).....
Цель данной работы заключалась в том, чтобы разработать систему занятий, на которых у учащихся будут развиваться универсальные учебные действия посредством современных педагогических технологий. Активизировать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся хотели и умели получать знания, могли их применять в новых жизненных ситуациях.
Для достижения цели, был поставлен ряд задач, в ходе решения которых была изучена литература по теме магистерской работы, так же была разработана и апробирована система занятий по физике для 8 класса, раздел «Тепловые явления».
По результатам проведенной апробации сформированы основные научно-практические выводы, которые подтверждают выдвинутую гипотезу.
1. Развитие универсальных учебных действий повышает качество обучения физике и заинтересованность предметом учащихся.
2. Современный урок необходимо планировать с применением современных педагогических технологий.
Проведенная апробация по развитию универсальных учебных действий с применением современных педагогических технологий при обучении физике, показала свою эффективность в процессе обучении.
Проблема, рассматриваемая в магистерской диссертации, решена только на определенном уровне и требует ее дальнейшего исследования, при обучении учащихся работе с учебной литературой по физике и обучении в старшей школе.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalo gId=6408
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4!е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
4. Концепция структуры и содержание общего образования Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03 2001 №224// Нормативно- правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. -М.: АПК и ПРО, 2002.
5. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина - М.: ИТиИП РАО, 2004. - стр. 503
6. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.- Казань, 1967.
7. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. - 230 с.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М. : Народное образование, 1998. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. Академия. — 1999.
10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская Энциклопедия.- 1993.-608с.
11. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
12. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.kaverin.ru/methodical/profesional chtenie/740
13. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.kaverin.ru/methodical/profesional chtenie/740
14. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности. / Л.А. Венгер - М.: Вопр. псих, №3. - 1978.- 163-165с
15. Виноградова, М.Д., Первин, И.Б. Коллективная деятельность и воспитание школьников. / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин - М.- 1977.- 155 с...(21)