Развитие универсальных учебных действий при обучении физике
|
ВВЕДЕНИЕ 9
Глава 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 14
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» и виды универсальных учебных действий 14
1.2. Современные педагогические технологии как средства развития универсальных учебных действий 22
Выводы по первой главе 39
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ 40
2.1. Методика развития универсальных учебных действий на занятиях по физике 40
2.2. Система занятий направленная на развитие универсальных учебных действий 61
Выводы по второй главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
Глава 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 14
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» и виды универсальных учебных действий 14
1.2. Современные педагогические технологии как средства развития универсальных учебных действий 22
Выводы по первой главе 39
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ 40
2.1. Методика развития универсальных учебных действий на занятиях по физике 40
2.2. Система занятий направленная на развитие универсальных учебных действий 61
Выводы по второй главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
Актуальность темы исследования. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Новый стандарт образования включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Ключевое отличие нового образовательного стандарта заключается в переходе от минимума знаний к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Это принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.
В современном обществе актуальными являются все универсальные учебные действия. Так как, в настоящее время только 4-5 % учащихся 7-9 классов и 9-10 % старшеклассников обладают достаточным уровнем владения универсальными учебными действиями, выступающими как способность к саморазвитию и самосовершенствованию при изучении предмета физики.
В этой связи возникают вопросы: какими умениями, навыками, действиями должен овладеть учащийся, чтобы решать в определенных жизненных ситуациях любые типы задач? Как педагогу сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия, чтобы он УМЕЛ И ХОТЕЛ учиться?
В связи с этим объектом исследования данной работы является формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.
Предметом же выбрано формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике.
Гипотеза. Развитие универсальных учебных действий при обучение физике будет идти более успешно, если:
• учитель будет планировать учебные занятия на основе УУД в процессе обучения;
• использовать методику развития УУД при обучении физике посредством современных педагогических технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- научно-методический анализ литературы, стандартов образования в контексте рассматриваемой проблемы, фундаментальное ядро;
Методологическую основу исследования составляют:
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования (под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М.), ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/file doc fgos oo.pdf), работы по методике проведения учебных занятий с применение современных педагогических технологий таких как:
Игровые технологии (автор/авторы, последователи Шмаков С.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Никитин Б.П., Азаров Ю.П);
Проблемное обучение (автор/авторы, последователи Д.Джон, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский,Т.В. Кудрявцев,И.Я. Лернер, Дж.Дьюи);
Групповые технологии (автор/авторы, последователи: В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, К.Б. Первин, Маркова А.К., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Виноградова М.Д);
Педагогика сотрудничества (автор/авторы, последователи: С.Л.
Соловейчик, В.М. Матвеев, И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины).....
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Новый стандарт образования включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Ключевое отличие нового образовательного стандарта заключается в переходе от минимума знаний к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Это принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.
В современном обществе актуальными являются все универсальные учебные действия. Так как, в настоящее время только 4-5 % учащихся 7-9 классов и 9-10 % старшеклассников обладают достаточным уровнем владения универсальными учебными действиями, выступающими как способность к саморазвитию и самосовершенствованию при изучении предмета физики.
В этой связи возникают вопросы: какими умениями, навыками, действиями должен овладеть учащийся, чтобы решать в определенных жизненных ситуациях любые типы задач? Как педагогу сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия, чтобы он УМЕЛ И ХОТЕЛ учиться?
В связи с этим объектом исследования данной работы является формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.
Предметом же выбрано формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике.
Гипотеза. Развитие универсальных учебных действий при обучение физике будет идти более успешно, если:
• учитель будет планировать учебные занятия на основе УУД в процессе обучения;
• использовать методику развития УУД при обучении физике посредством современных педагогических технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- научно-методический анализ литературы, стандартов образования в контексте рассматриваемой проблемы, фундаментальное ядро;
Методологическую основу исследования составляют:
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования (под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М.), ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/file doc fgos oo.pdf), работы по методике проведения учебных занятий с применение современных педагогических технологий таких как:
Игровые технологии (автор/авторы, последователи Шмаков С.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Никитин Б.П., Азаров Ю.П);
Проблемное обучение (автор/авторы, последователи Д.Джон, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский,Т.В. Кудрявцев,И.Я. Лернер, Дж.Дьюи);
Групповые технологии (автор/авторы, последователи: В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, К.Б. Первин, Маркова А.К., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Виноградова М.Д);
Педагогика сотрудничества (автор/авторы, последователи: С.Л.
Соловейчик, В.М. Матвеев, И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины).....
Цель данной работы заключалась в том, чтобы разработать систему занятий, на которых у учащихся будут развиваться универсальные учебные действия посредством современных педагогических технологий. Активизировать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся хотели и умели получать знания, могли их применять в новых жизненных ситуациях.
Для достижения цели, был поставлен ряд задач, в ходе решения которых была изучена литература по теме магистерской работы, так же была разработана и апробирована система занятий по физике для 8 класса, раздел «Тепловые явления».
По результатам проведенной апробации сформированы основные научно-практические выводы, которые подтверждают выдвинутую гипотезу.
1. Развитие универсальных учебных действий повышает качество обучения физике и заинтересованность предметом учащихся.
2. Современный урок необходимо планировать с применением современных педагогических технологий.
Проведенная апробация по развитию универсальных учебных действий с применением современных педагогических технологий при обучении физике, показала свою эффективность в процессе обучении.
Проблема, рассматриваемая в магистерской диссертации, решена только на определенном уровне и требует ее дальнейшего исследования, при обучении учащихся работе с учебной литературой по физике и обучении в старшей школе.
Для достижения цели, был поставлен ряд задач, в ходе решения которых была изучена литература по теме магистерской работы, так же была разработана и апробирована система занятий по физике для 8 класса, раздел «Тепловые явления».
По результатам проведенной апробации сформированы основные научно-практические выводы, которые подтверждают выдвинутую гипотезу.
1. Развитие универсальных учебных действий повышает качество обучения физике и заинтересованность предметом учащихся.
2. Современный урок необходимо планировать с применением современных педагогических технологий.
Проведенная апробация по развитию универсальных учебных действий с применением современных педагогических технологий при обучении физике, показала свою эффективность в процессе обучении.
Проблема, рассматриваемая в магистерской диссертации, решена только на определенном уровне и требует ее дальнейшего исследования, при обучении учащихся работе с учебной литературой по физике и обучении в старшей школе.
Подобные работы
- Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ
РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Разработка программ развития универсальных учебных действий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ И АЛГЕБРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ
ФИЗИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022





