Развитие физических качеств слабовидящих школьников 14-15 лет на занятиях футболом
|
Введение 3
Глава I. Особенности физического и двигательного развития слабовидящих школьников 14 15 лет
1.1. Характеристика зрительного анализатора и наиболее распространенные зрительные дисфункции у детей школьного возраста
1.2. Особенности физического развития и характер двигательных нарушений слабовидящих детей 14-15 лет
1.3. Характерные особенности физического воспитания детей 14-15 лет с нарушением зрения
1.4. Теоретические основы занятий физической культурой слабовидящими школьниками 14-15 лет
Выводы по первой главе 52
Глава II. Комбинированная программа повышения уровня физической подготовленности слабовидящих школьников
2.1 Обоснование комбинированной программы повышения уровня физической подготовленности слабовидящих обучающихся
2.2. Принцип комбинированного обучения в проектировании процесса физической подготовки слабовидящих школьников
2.3. Эффективность комбинированной программы физической подготовки слабовидящих школьников
Выводы по второй главе 95
Практические рекомендации 96
Заключение 99
Библиографический список 101
Глава I. Особенности физического и двигательного развития слабовидящих школьников 14 15 лет
1.1. Характеристика зрительного анализатора и наиболее распространенные зрительные дисфункции у детей школьного возраста
1.2. Особенности физического развития и характер двигательных нарушений слабовидящих детей 14-15 лет
1.3. Характерные особенности физического воспитания детей 14-15 лет с нарушением зрения
1.4. Теоретические основы занятий физической культурой слабовидящими школьниками 14-15 лет
Выводы по первой главе 52
Глава II. Комбинированная программа повышения уровня физической подготовленности слабовидящих школьников
2.1 Обоснование комбинированной программы повышения уровня физической подготовленности слабовидящих обучающихся
2.2. Принцип комбинированного обучения в проектировании процесса физической подготовки слабовидящих школьников
2.3. Эффективность комбинированной программы физической подготовки слабовидящих школьников
Выводы по второй главе 95
Практические рекомендации 96
Заключение 99
Библиографический список 101
Актуальность. Уровень цивилизованности общества во многом оценивается по отношению к детям с ограниченными возможностями и нарушениями здоровья. К сожалению, число таких детей растет как во всем мире, так и в Российской Федерации. По прогнозам ЮНЕСКО, в ближайшие годы мировое сообщество не сможет изменить данную негативную тенденцию, поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями и сниженным уровнем здоровья следует рассматривать как постоянно действующий фактор.
В настоящее время в специальных средствах образования нуждается до 8% населения Российской Федерации, а фактически, по данным Министерства просвещения Российской Федерации, по всем показателям специальную педагогическую помощь получает только четвертая часть нуждающихся детей.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с отклонениями в развитии имеют равные со всеми права на образование, которые предусматривают создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Необходимость развития коррекционного обучения подтверждается следующими данными: ежегодно 50-60% от общего числа детей, обследованных психолого-медико-педагогическим консилиумом, рекомендовано обучение в коррекционных учреждениях [2].
Физическое воспитание в школах для слабовидящих детей осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием и профессионально-трудовым обучением и занимает одно из важнейших мест в подготовке слабовидящих школьников к самостоятельной жизни и производительному труду.
Вопросам обучения и воспитания детей со зрительной патологией посвящено значительное количество научных исследований (Э.С. Аветисов, В.А. Булкин, ГТ. Демирчоглян, СП. Евсеев, АТ. Литвак, Л.И. Солнцева). При этом изучение разных аспектов физической культуры и спорта, результаты многочисленных исследований, а также анализ программы физического воспитания учащихся школ для слабовидящих детей свидетельствуют о том, что необходимо продолжить научный поиск из-за нерешенности таких вопросов, как оценка роли физической культуры и спорта в коррекции физического и психического развития учащихся, сниженного физического развития, ослабленной физической подготовленности, отсутствие рекомендаций по направленному использованию средств и методов физической культуры в дальнейшей жизни учащихся. Все это создает определенные трудности в работе преподавателей физического воспитания, проводящих коррекционную работу.
Исходя из вышесказанного, разработка новых направлений содержания физического воспитания слабовидящих детей, оценка состояния их физического и психического здоровья являются весьма актуальными, поэтому и было предпринято настоящее исследование.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречием между социальным заказом общества и государства на всесторонне и гармонически развитую личность и недостаточной разработанностью научно-педагогического обеспечения этого процесса для слабовидящих школьников.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных путей реализации физического воспитания слабовидящих школьников. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие физических качеств слабовидящих школьников 14-15 лет на занятиях футболом».....
В настоящее время в специальных средствах образования нуждается до 8% населения Российской Федерации, а фактически, по данным Министерства просвещения Российской Федерации, по всем показателям специальную педагогическую помощь получает только четвертая часть нуждающихся детей.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с отклонениями в развитии имеют равные со всеми права на образование, которые предусматривают создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Необходимость развития коррекционного обучения подтверждается следующими данными: ежегодно 50-60% от общего числа детей, обследованных психолого-медико-педагогическим консилиумом, рекомендовано обучение в коррекционных учреждениях [2].
Физическое воспитание в школах для слабовидящих детей осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием и профессионально-трудовым обучением и занимает одно из важнейших мест в подготовке слабовидящих школьников к самостоятельной жизни и производительному труду.
Вопросам обучения и воспитания детей со зрительной патологией посвящено значительное количество научных исследований (Э.С. Аветисов, В.А. Булкин, ГТ. Демирчоглян, СП. Евсеев, АТ. Литвак, Л.И. Солнцева). При этом изучение разных аспектов физической культуры и спорта, результаты многочисленных исследований, а также анализ программы физического воспитания учащихся школ для слабовидящих детей свидетельствуют о том, что необходимо продолжить научный поиск из-за нерешенности таких вопросов, как оценка роли физической культуры и спорта в коррекции физического и психического развития учащихся, сниженного физического развития, ослабленной физической подготовленности, отсутствие рекомендаций по направленному использованию средств и методов физической культуры в дальнейшей жизни учащихся. Все это создает определенные трудности в работе преподавателей физического воспитания, проводящих коррекционную работу.
Исходя из вышесказанного, разработка новых направлений содержания физического воспитания слабовидящих детей, оценка состояния их физического и психического здоровья являются весьма актуальными, поэтому и было предпринято настоящее исследование.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречием между социальным заказом общества и государства на всесторонне и гармонически развитую личность и недостаточной разработанностью научно-педагогического обеспечения этого процесса для слабовидящих школьников.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных путей реализации физического воспитания слабовидящих школьников. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие физических качеств слабовидящих школьников 14-15 лет на занятиях футболом».....
Проведенные исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. В процессе исследования установлено выраженное снижение показателей физических качеств, физического развития, функциональных резервов и уровня психоэмоционального состояния у слабовидящих школьников в начале эксперимента.
2. Предложенная комбинированная методика учебно-тренировочного процесса адаптивной направленности способствует улучшению у слабовидящих школьников физических качеств, физического развития, функциональных резервов и психоэмоционального состояния.
3. Комбинированная методика организации учебно-тренировочного процесса слабовидящих школьников позволяет повысить оперативность управления развитием физической подготовленности и осуществлять гибкое корректирование тренирующих воздействий и дает более эффективный результат, чем реализация стандартной программы.
4. Использование комбинированной организации процесса физической подготовки слабовидящих детей на подготовительном этапе обеспечивает комплексное развитие физических качеств, при параллельном дифференцированном развитии «доминантных» для каждого двигательных качеств и свойств, позволяет более эффективно решать основные задачи в каждом периоде подготовки.
5. В качестве главных структурных единиц комбинированной методики построения учебного процесса слабовидящих учащихся целесообразно использовать «уроки» - отдельные тренировочные занятия и «шаги» - несколько тренировочных занятий.
6. Специально подобранные средства в виде «шагов» и «уроков» тренирующих воздействий на подготовительном этапе формируются из разно-образных стандартизированных физических упражнений комплексной направленности и различной степени нагрузки и дифференцируются в зависимости от периода подготовки.
1. В процессе исследования установлено выраженное снижение показателей физических качеств, физического развития, функциональных резервов и уровня психоэмоционального состояния у слабовидящих школьников в начале эксперимента.
2. Предложенная комбинированная методика учебно-тренировочного процесса адаптивной направленности способствует улучшению у слабовидящих школьников физических качеств, физического развития, функциональных резервов и психоэмоционального состояния.
3. Комбинированная методика организации учебно-тренировочного процесса слабовидящих школьников позволяет повысить оперативность управления развитием физической подготовленности и осуществлять гибкое корректирование тренирующих воздействий и дает более эффективный результат, чем реализация стандартной программы.
4. Использование комбинированной организации процесса физической подготовки слабовидящих детей на подготовительном этапе обеспечивает комплексное развитие физических качеств, при параллельном дифференцированном развитии «доминантных» для каждого двигательных качеств и свойств, позволяет более эффективно решать основные задачи в каждом периоде подготовки.
5. В качестве главных структурных единиц комбинированной методики построения учебного процесса слабовидящих учащихся целесообразно использовать «уроки» - отдельные тренировочные занятия и «шаги» - несколько тренировочных занятий.
6. Специально подобранные средства в виде «шагов» и «уроков» тренирующих воздействий на подготовительном этапе формируются из разно-образных стандартизированных физических упражнений комплексной направленности и различной степени нагрузки и дифференцируются в зависимости от периода подготовки.
Подобные работы
- Развитие двигательных способностей слабовидящих детей 6-7 лет средствами футбола
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Управление перспективными возможностями слабослышащих футболистов на этапах предварительной и базовой подготовки
Магистерская диссертация, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020





