Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 63 респондента в возрасте от 25 до 50 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1.Понятие агрессии и агрессивного поведения 7
1.2.Виды и формы агрессивного поведения 13
1.3.Причины и факторы агрессивного поведения 17
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 31
2.1. Понятие эмоционального интеллекта 31
2.2. Структура и основные модели эмоционального интеллекта 34
2.3. Роль эмоционального интеллекта в регуляции поведения 43
Выводы по второй главе 50
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА52
3.1. Организация и методы исследования 52
3.2. Анализ и интерпретация результатов 57
Выводы по третьей главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность исследования. Агрессия и агрессивное поведение являются одной из наиболее острых проблем сегодняшнего общества. Несмотря на общества по формированию спокойной среды для жизни, проявления агрессии - как физической, так и вербальной - остаются достаточно распространённым явлением в различных сферах жизни. Однако ещё более опасными последствиями чревато агрессивное поведение взрослых людей, занимающих ответственные должности в какой-либо организации, так как это создает угрозу здоровью и благополучию многих остальных людей.
Во-вторых, в последние десятилетия в психологической науке активно исследуется такой феномен, как эмоциональный интеллект. Под эмоциональным интеллектом понимается способность человека распознавать эмоции (как собственные, так и окружающих), понимать и анализировать их и на этой основе регулировать своё поведение и отношения с другими людьми. Есть объективные данные, отражающие то, что низкий уровень эмоционального интеллекта коррелирует со склонностью к агрессии, так как человек с таким уровнем эмоционального интеллекта не способен контролировать свои негативные эмоции и находить конструктивные способы выхода из фрустрирующих ситуаций.
Однако такие особенности до сих пор недостаточно изучены. Подобные исследования могли бы внести ценный вклад в понимание глубинных психологических причин агрессивного поведения. Их результаты могут стать основой для разработки и внедрения более действенных программ диагностики и коррекции агрессии. Такие программы могут быть направлены, в частности, на повышение уровня эмоционального интеллекта в группах риска.
Таким образом, тема данного исследования является крайне важной и актуальной. Ее практическая значимость определяется возможностью использовать полученные результаты для совершенствования методов предотвращения и преодоления агрессии, особенно в группах риска, путем повышения уровня эмоционального интеллекта.
Цель – выявление влияния фактора эмоционального интеллекта на особенности агрессивного поведения.
Объект – эмоциональный интеллект; агрессивное поведение.
Предмет – Особенности агрессивного поведения взрослых людей с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотеза. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что эмоциональный интеллект снижает уровень агрессивного поведения. Данная общая гипотеза предполагает три эмпирические гипотезы, подлежащие проверке в ходе эмпирического исследования:
1. По мере роста показателя эмоционального интеллекта снижается уровень показателей агрессии
2. Мужчины и женщины различаются в уровне эмоционального интеллекта и уровне агрессивности: у мужчин выше показатели агрессии и ниже показатели эмоционального интеллекта по сравнению с женщинами
3. Агрессия и эмоциональный интеллект отрицательно коррелируют друг с другом и это касается основных видов агрессивного поведения и всех видов и компонентов эмоционального интеллекта.
Задачи исследования:
- рассмотреть научные представления о понятии, видах, формах и причинах агрессивного поведения в психологии;
- рассмотреть концепции эмоционального интеллекта и его роли в регуляции деятельности;
- изучить различия в развитии агрессивном поведении в зависимости от уровня эмоционального интеллекта;
Этапы проведения исследования:
1. теоретический – определение концептуального замысла исследования (постановка целей, задач, рабочей гипотезы); изучение и анализ научной и учебно-методической литературы; осмысление теоретических и методологических основ исследования; подбор методик;
2. эмпирический – формирование выборки; диагностика уровня эмоционального интеллекта и агрессивного поведения;
3. аналитический – анализ эмпирических данных; генерация заключительных выводов; подготовка к защите.
Выборка. В исследовании приняли участие 63 респондента в возрасте от 25 до 50 лет. Среди них 30 – мужчин и 33 женщины.
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение теоретических источников по проблеме исследования
2. Эмпирические методы:
Методика диагностики эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (методика «ЭмИн»)
Тест эмоционального интеллекта К. Бачард
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory)
Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
3. Статистические методы:
Методы описательной статистики (частота, среднее арифметическое)
Непараметрический критерий Н-Крускалла-Уоллиса
Непараметрический критерий U-Манна-Уитни
Коэффициент корреляции Спирмена
Обработка результатов осуществлялась при помощи электронных таблиц Microsoft Excel и статистического пакета SPSS 23.0
Научная новизна работы заключается в установлении роли эмоционального интеллекта в агрессивном поведении в зрелом возрасте.
Теоретическое значение данной работы заключается в углублении знаний о психологическом содержании понятия эмоциональный интеллект в и его роли в агрессивном поведении.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике психологического консультирования взрослых людей, испытывающих проблемы в межличностных отношениях.
Агрессия и агрессивное поведение являются одной из наиболее острых проблем сегодняшнего общества. Несмотря на общества по формированию спокойной среды для жизни, проявления агрессии - как физической, так и вербальной - остаются достаточно распространённым явлением в различных сферах жизни.
Теоретический анализ понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» позволяет утверждать, что агрессия рассматривается в качестве модели поведения, а не только как эмоция, мотив или установка; агрессивность – ситуативное, психосоциальное состояние, возникающее непосредственно перед или во время агрессивных действий; агрессивное поведение – устойчивые, постоянно повторяющиеся агрессивные действия, возникающие вследствие неудовлетворения потребностей личности, внутреннего конфликта, угрозы жизни или других ситуаций, фрустрационных для конкретной личности.
В настоящее время проблема агрессии активно разрабатывается в самых различных направлениях психологии: психоаналитическое (З. Фрейд), этологическое (К. Лоренц, П. Ардри, Д. Моррис), неофрейдистское (Э. Фромм), фрустрационная теория (Д. Доллард, Н. Миллер), когнитивная теория (Д. Берковиц), теория психологического дисфункционирования (А. Эллис), переноса возбуждения (М. Зильман), социального научения (А. Бандура), теория стигматизации (Д. Шефа, Дж. Мид) и др.
Основываясь на положениях этих теорий, можно сказать, что агрессивное поведение обусловлено различными личностными сферами: когнитивная (понимание личностью собственного агрессивного поведения, регуляция ее проявлений путем осмысления причин возникновения); ценностно-мотивационная (ценностные ориентации и неудовлетворенные потребности, как движущие мотивы к совершению агрессивного поведения); эмоциональная (ситуативные неконтролируемые эмоциональные проявления агрессивного поведения, как следствие неумение распознавать, контролировать и нивелировать собственные негативные эмоции); поведенческая (репродукция агрессивного поведения как особенность усвоенных поведенческих норм и установок в процессе обучения).
На наш взгляд, одним из слабо изученных аспектов агрессивного поведения является его связь с интеллектом и особенно с эмоциональным интеллектом человека, который является интегративной личностной особенностью, позволяющей успешно адаптироваться и функционировать в обществе. Традиция выделения эмоционального интеллекта как отдельного вида интеллекта начинается с изучения интеллекта как всеобщей умственной способности, направленной на успешную адаптацию личности в процессе решения проблем и новых жизненных задач.
В психологии интеллект изучался в контексте феноменологического, текстологического, генетического, фактологического, регуляционного, структурно-функционального, информационного подходов, давших толчок к специфической концептуализации его структуры, функций, а впоследствии и видов. Идея выделения эмоционального интеллекта вытекает из теории множественного интеллекта Г. Гарднера. Ученый разделил так называемый личностный интеллект на подвиды внутриличностного и межличностного интеллектов. Линию Г. Гарднера продолжили Дж. Стай, Р. Стернберг (в положении о практическом интеллекте), Р. Бар-Он (понятие об эмоционально-социальном интеллекте).
Основы современной теории эмоционального интеллекта заложили Дж. Мейер и П. Саловей, предложившие четырехкомпонентную структуру эмоционального интеллекта: понимание эмоций своих и чужих, их оценка и выражение, использование эмоций и управление ими. К. В. Петридес и Э. Фернхэм являются родоначальниками диспозиционных теорий эмоционального интеллекта. Они выделили в эмоциональном интеллекте адаптивность, ассертивность, эмоциональную экспрессивность, оптимизм, самоконтроль.
Д. Гоулман объединил оба подхода к изучению эмоционального интеллекта, выделив следующие его составляющие: самосознание, самоконтроль, социальную чувствительность, управление взаимоотношениями.
Д. Люсин выделял внутри- и межличностный эмоциональный интеллект, направляемый на понимание и управление эмоциями. Эта модель является наиболее популярной в отечественной психологии.
Современные исследования эмоционального интеллекта применяются в различных областях психологической науки и практики, прежде всего организационной психологии и психологии лидерства, возрастной и педагогической психологии, клинической психологии и психотерапии. Однако исследования эмоционального интеллекта в контексте психологии агрессии крайне малочисленны и разрозненны не только в российской, но и зарубежной психологии.
Проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить выдвинутые предположения об особенностях агрессивного поведения взрослых людей с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотеза о том, что по мере роста показателя эмоционального интеллекта снижается уровень показателей агрессии - подтвердилась. Было установлено, что в группе с высоким показателем эмоционального интеллекта ниже такие показатели методики Басса-Дарки, как физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражение, подозрительность и чувство вины. В отношении различных видов агрессии, которые измеряются при помощи методики Ильина-Ковалева, было установлено, что по мере увеличения показателя эмоционального интеллекта происходит снижение каждого вида агрессивного поведения.
Вторая гипотеза о том, что мужчины и женщины различаются в уровне эмоционального интеллекта и уровне агрессивности - также подтвердилась. Было установлено, что в группе женщин выше такие компоненты и виды эмоционального интеллекта по методике ЭмИн, как внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ), понимание эмоций (ПЭ и управление своими эмоциями (ВУ) и выше уровень таких компонентов эмоционального интеллекта по методике К.Бачард, как позитивная экспрессивность (женщины сильнее выражают положительные эмоции), выше показатель сопереживания радости и более выраженная эмпатия. Относительно агрессии было установлено, что у мужчин выше индекс агрессивности и враждебности по методике Басса-Дарки и более высокие показатели основных видов агрессии по методике «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.
Третья эмпирическая гипотеза о том, что агрессия и эмоциональный интеллект отрицательно коррелируют друг с другом и это касается основных видов агрессивного поведения и всех видов и компонентов эмоционального интеллекта был подтверждена в том, что общий индекс враждебности по методике Басса-Дарки отрицательно коррелирует со всеми компонентами внутриличностного эмоционального интеллекта (ВП, ВУ и ВЭ) и управлением чужими эмоциями (МУ). Индекс враждебности также отрицательно связан с компонентами эмоционального интеллекта и в первую очередь межличностного (МУ и МП). Было уточнено, что общий уровень эмоционального интеллекта отрицательно связан с большинством видов агрессивного поведения, за исключением косвенной агрессии и негативизма. Еще одна особенность корреляций между видами агрессии и компонентами эмоционального интеллекта является то, что наибольшее количество корреляций с эмоциональным интеллектом было получено у тех видов агрессии, которые носят преимущественно «эмоциональный» характер: чувство вины, обида, раздражительность, подозрительность. Также отрицательные корреляции видов агрессии были получены с управлением эмоциями (как своими, так и чужими) и пониманием эмоций. Таким образом, неумение сдерживать себя, слабая способность к распознаванию чувств партнера являются факторами, которые способствуют провоцированию агрессии.
Научная новизна работы заключается в установлении роли эмоционального интеллекта в агрессивном поведении в зрелом возрасте.
Теоретическое значение данной работы заключается в углублении знаний о психологическом содержании понятия эмоциональный интеллект в и его роли в агрессивном поведении.
Полученные на основе эмпирического исследования результаты могут найти широкое применение – в психологическом консультировании клиентов, испытывающих трудности в межличностных отношениях и в разработке программ по развитию эмоционального интеллекта и снижению агрессивности.
1. Адлер А. Понятие природы человека / Адлер А. – СПб. : Акад. проект, 2000. – 253 с.
2. Алахакоон С. К., Филиппович Ю. С. Палка о двух концах: как обучение влияет на агрессию //Электронный научный журнал" Коллекция гуманитарных исследований". – 2024. – №. 1. – С. 64-71.
3. Алаева М. В., Сухарева Н. Ф. Особенности эмоционального интеллекта у юношей и девушек старшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 407-410.
4. Алимбаева Р. Т., Есназарова Л. У. Теоретические аспекты эмоционального интеллекта //Инновационная наука. – 2017. – №. 3-1.
5. Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Андреева Ирина Николаевна; [Место защиты: Белорусский государственный университет]. - Минск, 2017. - 46 с.
6. Бадмацыренов Г. Х. Взаимосвязь агрессии, как эмоционально-оценочной характеристики спортсменов-самбистов, с успешностью их спортивной деятельности //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. – Т. 19. – №. 1. – С. 6-11.
7. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р.Уолтерс; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. – М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. – 512 с.
8. Бартол К. Психология криминального поведения / Бартол К. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. – 352 с.
9. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль /Берковиц Л. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.
10. Бешимова М. О., Усманова М. Н. Агрессия в социуме. Методы ее подавления //Science and Education. – 2023. – Т. 4. – №. 11. – С. 266-272.
11. Богачева Н. В., Епишин В. Е. Легитимизированная агрессия в контексте компьютерной игровой зависимости и жанровых предпочтений геймеров //Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. – 2024. – Т. 1. – №. 7. – С. 231-246.
12. Буслаева Е. Л., Власова Н. В. Особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии //Психология и право. – 2024. – Т. 14. – №. 2. – С. 33-44.
13. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Бютнер К. – М. : Педагогика, 1991. –144 с.
14. Вайсберг В. В. Влияние гендерных различий эмоционального интеллекта на процесс адаптации студенческой молодежи // Научные записки молодых исследователей. 2021. № 2. С. 68-75.
15. Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Эмоциональный интеллект и школьное благополучие современных подростков //Педагогическое образование в России. – 2020. – №. 1. – С. 103-108.
16. Гавриленко А. И. Особенности проявления эмоционального интеллекта: гендерный аспект // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2021. № 2. С. 52-61.
17. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / пер. с англ. А. Свирид. Москва : Вильямс, 2007. 512 с.
18. Гарскова Г.Г. Введение понятия "эмоциональный интеллект" в психологическую теорию. Ананьевские чтения: тезисы науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 26-28 октября 1999 г. / под. ред. А. Крылова. СанктПетербург, 1999. С. 25-26.
19. Голубь М. С., Кураева Д. А. Микросреда семьи как фактор возникновения агрессивного поведения у детей //Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11. – №. 2А.
20. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 461 с.
21. Гордеев К. С. и др. Эмоциональный интеллект //Современные научные исследования и инновации. – 2018. – №. 12. – С. 5-5.
22. Демина Л. Д., Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности / Л. Д. Демина, Т. В. Манянина // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – №2/1. –С.57-59.
23. Егорова А., Реан А., Тихомандрицкая О. Половозрастные особенности проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2024. – Т. 14. – №. 2. – С. 205–222-205–222.
24. Карабулатова И. С., Чжан Л. Вербальная дискриминация в медиапространстве как отражение осмысления речеповеденческой агрессии: различия в трактовках Востока и Запада //Вопросы современной лингвистики. – 2024. – №. 2. – С. 18-39.
25. Каргина А. Е., Морозова И. С. Гендерные различия параметров эмоционального интеллекта подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. С. 59-63.
26. Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых //автореферат дисс.... канд. психол. наук/ТС Киселева. – 2015.
27. Колосова С. Л. Развитие личности детей с агрессивным поведением в период от дошкольного к младшему школьному возрасту: дис.… док. психол. наук: 19.00. 13. – 2006.
28. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях //Современная зарубежная психология. – 2019. – Т. 8. – №. 3. – С. 29-36.
29. Крейхи Б. Социальная психология агрессии / Крейхи Б. – СПб. : Питер, 2003. – 213 с.
30. Ларина А. Т. Эмоциональный интеллект //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – №. 3 (16).
31. Литвиненко В. А., Обухова Ю. В. Современные исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2020. Т. 18. № 2. С. 28-43.
32. Лоренц К. Агрессия / Лоренц К. – М.: Прогресс; Универс, 1994. – 234 с.
33. Люсин Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. // Социальный интеллект: эмпирический анализ / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 128-140.
34. Манойлова М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.
35. Матренин Д. И., Харитонова И. В. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации //Universum: психология и образование. – 2019. – №. 1 (55).
36. Петрановская Л. Школьная травля как болезнь группы: причины и лечение / Л. Петрановская // Современная семья. Профилактика рискованного поведения: материалы Междунар. упр. конф., (г. Киев, 27–28 апреля 2016 г.). – К.: [б. и.], 2016. – С. 16–29.
37. Петрова И. К., Трофимова В. В., Яковлева И. В. Эмоциональный интеллект ребенка //Рецензенты: Кутанова Рано Алымбековна, канд. пед. наук, доцент. – 2020. – С. 36.
38. Петрюк А. П. Агрессивное поведение при различных психических расстройствах с учетом качества жизни пациентов //Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2023. – №. 3 (13). – С. 99-102.
39. Реан А. А. Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: типичные проявления (семантический анализ) //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2023. – №. 4. – С. 131-156.
40. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: [учеб. пособ.] / Семенюк Л.М. – М.: Флинта, 1998. – 96 с.
41. Сергиенко Е. А. Эмоциональный интеллект-разработка понятия //Разработка понятий в современной психологии. – 2019. – С. 201-254.
42. Соловьева С. Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис.... д-ра психол. наук //СПб: СПб ГМУ им. акад. ИП Павлова. – 1996.
43. Тарасова С. Ю., Бушманова М. С. Исследование агрессии и тревожности в совместной творческой деятельности школьников //МИР ПСИХОЛОГИИ. – 2024. – С. 217.
44. Уруков Ю. Н. и др. Характерные особенности проявления различных форм агрессивного поведения у подростков //Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №. 79-4. – С. 318-320.
45. Ушаков Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 11-28
46. Ушанова А. А. Личностные детерминанты агрессии подростков : дис. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ярославль, 2010
47. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Фромм Э. – М.: Республика, 1994. – 147 с.
48. Черненко Т. А. Гендерные особенности эмоционального интеллекта и социально-психологических установок в трудовом коллективе // StudNet. 2020. Т. 3. № 12. С. 741-747.
49. Чернушевич В. А. Применение традиционной игры в работе с агрессией //Психология и педагогика служебной деятельности. – 2024. – №. 1. – С. 55-60.
50. Шейнов В. П., Карпиевич В. А. Эмоциональный интеллект и виктимизация курсантов МЧС //Системная психология и социология. – 2020. – №. 1. – С. 33.
51. Широких И., Федина А. Проявление агрессии в речи зарубежных политиков (на материале речей Э. Трасс) //Юрислингвистика. – 2024. – №. 32 (43). – С. 105-111.
52. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход: пер. с англ. / Эллис А. – СПб. : Сова ; М.: ЭКСМОПресс, 2002. – 272 с.
53. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. – 8-е изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 432с.
54. Эмоциональный интеллект/сост. А. Козлова. Киев: Школьный мир, 2018. 126 с.
55. Юрьева О. В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 55-65.
56. Ardrey R. The Territorial Imperative: A Personal Inquiry в Animal Origins of Property and Nations / Ardrey R. – New York : Atheneum, 1966. – 213 с.
57. Arnett JJ Young people's conceptions of transition to adulthood / JJ Arnett // Youth & Society. – 2014. – V. 29. – P. 3–23.
58. Averill J.R. Emotional creativity/JR Averill, C. Thomas-Knowles. In KT Strongman (Ed.) // International review of studies on emotion. – 1991. – Vol. Первый – P. 269–299
59. Bar-On R., Maree J., Elias M., eds. Educating People To Be Emotionally Intelligent. Greenwood: Praeger Publishers, 2007. 323 p.
60. Caruso D., Salovey P., Brackett M., Mayer J. The Ability Model of Emotional Intelligence // Positive Psychology in Practice / ed. S. Joseph. 2015.
61. Feshbach N. Children aggression / N. Feshbach, S. Feshbach. // Young children. – 1971. – V. 26 (6). – P. 364–377.
62. Huesmann LR Стабильность aggression over time and generation / LR Huesmann // Development Psyhology. – 1984. – V. 20 (6). – P. 1120–1134.
63. Mayer J. D.,Salovey P., Caruso D. Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications. PsychologicalInquiry. 2004. Vol. 15 (3). P. 197–215.
64. Olweus D. Bully и victim проблем в школе. Facts and intervention / D. Olweus // European Journal of Psychology of Education. – 1997. – V. 12. – P. 495–510.
65. Petrides K. V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence. Personality and Individual Differences. 2000. Vol. 29. P. 313–320.
66. Stein S. J., Book H. The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success. Ontario : Stoddard Publishing Co. Limited. 2012. 370 p.
67. Sternberg R.J. Beyond IQ: Triarchic theory of human intelligence / R J. Sternberg. – Cambridge: Cambridge University Press. 1987. – XVI – 411 p.