Введение ; 3
1. Понятие «моделирование» в психолого-педагогической и
методической литературе 6
2. Характеристика понятий «вычислительный прием» и
«вычислительный навык». Виды вычислительных приемов 10
3. Методика работы с вычислительными приемами 14
4. Анализ учебников с целью выявления заданий на использование
приема моделирования при работе с вычислительными приемами 25
5. Апробация заданий направленных на использование моделирования
письменных приемов сложения и вычитание 48
Заключение 63
Список литературы 64
В последние годы школа испытывает преобразования, которые связанны с изменением всех сфер общественной жизни в стране. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач, а именно достижение нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования - это формирование новой системы универсальных знаний, умений и владений, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.
Математика представляет широкие возможности для развития личности ребенка. В курсе математики выделены такие разделы, как:
1) числа и величины;
2) арифметические действия;
3) работа с текстовыми задачами;
4) пространственные отношения. Геометрические фигуры;
5) геометрические величины [4].
В примерной программе отмечено что, дети должны «научиться использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; приобретать в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы» [19]. Особое внимание уделяется формированию прочных вычислительных навыков.
Вычислительной культуре и проблеме формирования вычислительных приемов уделяли внимание такие ученые-методисты как Бантова М.А., Федотова Л.Н., Истомина Н.Б., Ивашова О.В., Ефимов В.Ф. и т.д. В их работах рассматриваются такие вопросы, как: понятие вычислительного приема, виды вычислительных приемов, методика формирования вычислительных приемов, особенности работы над вычислительными приемами и т.д.
Но практика доказывает, что вычислительные умения у учащихся находятся не на высоком уровне. Это вызвано рядом причин, таких как: уровень развития детей; психологические особенности ребенка; организация работы с вычислительным приемом; используемая методика для знакомства с вычислительным приемом; введение электронных средств в обиход жизни и т.д.
Как показывает анализ школьных учебников, в них чаще всего отсутствует обобщенный вывод о том, как выполнять тот или иной вычислительный прием, т.е. не выделена система операций, входящих в прием. Этот факт так же может являться причиной того, что ученики допускают ошибки в вычислениях. Дети допускают ошибки, как в устных, так и в письменных вычислительных приемах.
Тема нашего исследования посвящена письменным вычислительным приемам, которым уделяется большое внимание в 3 и 4 классах.
Прием моделирования, на наш взгляд, является эффективным способом преодоления трудностей в работе с письменными вычислительными приемами.
Анализ литературы позволил сделать вывод, что прием моделирования чаще всего используется при работе с задачами, а так же при работе с геометрическим материалом, намного реже этот прием используется при работе с вычисли-тельными приемами. Это сказывается как на усвоении вычислительного приема, так и на формирования интереса к вычислениям. Все сказанное выше подчеркивает актуальность выбранной темы нашего исследования.
В своей работе мы поставили цель - разработать и апробировать задания с использованием приема моделирования в ходе письменных вычислений на сложение и вычитание в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников письменным вычислительным приемам сложения и вычитания.
Предмет исследования - прием моделирования и его использование, при работе с письменными вычислительными приемами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятия «моделирование», «вычислительный прием» и «вычислительный навык».
2. Описать методику работы с вычислительными приемами.
3. Проанализировать школьные учебники по математики с целью выявления заданий, связанных с выполнением письменных приемов сложения и вычитания с использованием различных видов моделей.
4. Апробировать выявленные и разработанные задания на практике.
Для решения данных задач были задействованы следующие методы исследования: наблюдение, педагогическое исследование, теоретический анализ научной, методической и учебной литературы, анализ результатов деятельности.
Логика исследования и его содержание определили структуру выпускной квалифицированной работы, которая состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Приведенный анализ литературы по теме исследования показал, что проблема формирования вычислительных приемов и навыков у школьников является достаточно актуальной. Особую трудность у учащихся вызывают письменные вычислительные приемы. Поэтому необходимо продумывать методы и приемы, которые будут способствовать более эффективному усвоению учебного материала. Одним из таких приемов является моделирование. Анализ литературы показал, что этот прием чаще всего используется при работе с задачами и очень редко при работе с вычислительными приемами.
Проанализировав учебники математики трех школьных программ, мы также выявили, что в них содержится недостаточное количество заданий связанных с вычислительными приемами, в которых используются модели.
Мы подобрали задания, в которых использовались символические модели, направленные на развитие вычислительных умений на уроках в целом. Учитель может использовать эти задания непосредственно при работе с вычислительными приемами, развивая тем самым интерес к математике.
Символические модели помогают детям лучше усвоить вербальную модель, которая для детей оказывается более сложной, поскольку вербальная модель является объемной и более подробной, а дети в начальной школе не могут запомнить такой объем информации. Символическая модель помогает детям запомнить этот алгоритм, а если дети запомнили его, значит, они будут допускать меньше ошибок в вычислениях.
Поэтому учителю, на наш взгляд, целесообразно включать больше различных упражнений, связанных с использованием приема моделирования при работе с письменными вычислительными приемами. Такие упражнения были подобраны нами во время проведения исследования и апробированы на практике во время работы в школе. Результаты апробации показали положительные результаты, таким образом, задачи решены, цель достигнута.
1. Александрова Э.И. Математика. Учебник. 2 класс 1-2 часть - М.: Вита-Пресс
-2015.
2. Александрова Э.И. Математика. Учебник. 3 класс 1-2 часть - М.: Вита-Пресс
-2015.
3. Александрова Э.И. Математика. Учебник. 4 класс 1-2 часть - М.: Вита-Пресс
-2015.
4. Алексеева, Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования / Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова. - М.: Просвещение. - 2009. - C.120.
5. Андрушенко А.В. «Использование числового материала из жизни на уроках математики»// Начальная школа - 1992 - №7 - с.32.
6. Бантова, М.А. «Методика преподавания математики в начальных классах»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение. - 1973.
7. Белошистая А.В., Казакова Н.В. «Моделирование в курсе «Математика и конструирование»// Начальная школа - 1990 - №9 - с.38-45.
8. Гальперин П.Я. «Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления: учебное пособие для студентов вузов»/ под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова - М. -1981.
9. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник. 2 класс 1-3 часть - М.: «Баласс» - 2013.
10. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник. 3 класс 1-3 часть - М.: «Баласс» - 2013.
11. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник. 4 класс 1-3 часть - М.: «Баласс» - 2013.
12. Ефимов В.Ф. «Формирование вычислительной культуры младших школьников/ В.Ф.Ефимов// Начальная школа - 2014 - №1 - с.61-66.
13. Ивашова О.А. «Вычислительная культура младших школьников [математическая культура]»// Начальная школа - 2017 - №2 - с.44-48.
14. Ивашова О.А. «Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам»// Начальная школа - 2005 - №12 - с.23-32.
15. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Академия. - 2001.
16. Истомина Н.Б. «Развитие мышления младшими школьниками в процессе обучения математики»// Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение/ Н.Б.Истомина - Смоленск, 2005 - с.28-57.
17. Клименченко Д.В. «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков» // М.: Начальная школа, 1989 - с.62
18. Кром В.И. «Активизация познавательной деятельности на уроках математике» // М.: Начальная школа, 1999 - с.36
19. Кузнецова Ю.А. «Моделирование как средство реализации проблемного обучения математике в начальных классах»// Развивающее обучение математике: Межвуз. сборник научных статей под ред. А.К.Артемова - 1999 - с.27¬31.
20. Лядова Т. «Формирование УУД на уроках математики»// Учитель - 2015 - №14 - с.77-77.
21. Лысорогова Л.В. «Моделирование как средство формирования математических способностей учащихся»// Развивающее обучение математике: Меж-вуз.сборник научных статей/ Под ред. А.К.Артемова/ ПГПУ - Пенза, 1999 - с.61-66.
22. Рудницкая В.Н. «Формирование вычислительных навыков»// Рудницкая В.Н. Предмет «Математика» в начальной школе - 1995 - с.30-37.
23. Максимов Л.К. «Учебное моделирование и формирование математического мышления младших школьников// Новые исследования в психологии №1(36) - М.,1987 - с.18-22.
24. Моро, М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Учебник. 2 класс 1¬2 часть. - М.: Просвещение. - 2013.
25. Моро, М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Учебник. 3 класс 1¬2 часть. - М.: Просвещение. - 2013.
26. Моро, М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Учебник. 4 класс 1¬2 часть. - М.: Просвещение. - 2013.
27. Муртазина Н.А. «Прием предложения как способ удовлетворения познавательных потребностей школьников на уроках математики»/ Н.А.Муртазина// Начальная школа плюс До и После - 2013 - №3 - с.53-55.
28. Пичугин С.С. «О формировании и развитии УУД на примере математики/ С.С.Пичугин// Начальная школа - 2016 - №7 - с.16-21.
29. Фаюстова Н.П. «Формирование универсального учебного действия моделирования»// Начальная школа - 2014 - №4 - с.15-18.
30. Харламова Т.Н. «Моделирование при изучении нумерации»// Начальная школа - 1996 - №9 - с.54.
31. Хамиров М.М. «Психолого-педагогические основы развития математической культуры у младших школьников»// Начальная школа - 2006 - №8 - с.60-67.
32. Царева С.Е. «Формирование вычислительных умений в новых условиях» // М.: Начальная школа, 2012 - с.51.
33. Чекин А.Л. «Обучение математики в начальной школе»/ А.Л.Чекин// Начальная школа - 2014 - №9 - с.38-40.
34. Шадрина И.В. «Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки»/ И.В.Шадрина// Начальная школа - 2013 - №4 - с.72-77.
35. Шадрина И.В. «Моделирование математических объектов и понимания математики младшими школьниками»/ И.В.Шадрина// Начальная школа плюс До и После - 2011 - №6 - с.86-90.
36. Шадрина И.В. «Использование графических моделей для разъяснения смысла арифметических действий»// Начальная школа - 1991 - №12 - с.77¬81.