Моделирование как средство формирования письменных приемов сложения и вычитания в начальной школе
|
Введение ; 3
1. Понятие «моделирование» в психолого-педагогической и
методической литературе 6
2. Характеристика понятий «вычислительный прием» и
«вычислительный навык». Виды вычислительных приемов 10
3. Методика работы с вычислительными приемами 14
4. Анализ учебников с целью выявления заданий на использование
приема моделирования при работе с вычислительными приемами 25
5. Апробация заданий направленных на использование моделирования
письменных приемов сложения и вычитание 48
Заключение 63
Список литературы 64
1. Понятие «моделирование» в психолого-педагогической и
методической литературе 6
2. Характеристика понятий «вычислительный прием» и
«вычислительный навык». Виды вычислительных приемов 10
3. Методика работы с вычислительными приемами 14
4. Анализ учебников с целью выявления заданий на использование
приема моделирования при работе с вычислительными приемами 25
5. Апробация заданий направленных на использование моделирования
письменных приемов сложения и вычитание 48
Заключение 63
Список литературы 64
В последние годы школа испытывает преобразования, которые связанны с изменением всех сфер общественной жизни в стране. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач, а именно достижение нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования - это формирование новой системы универсальных знаний, умений и владений, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.
Математика представляет широкие возможности для развития личности ребенка. В курсе математики выделены такие разделы, как:
1) числа и величины;
2) арифметические действия;
3) работа с текстовыми задачами;
4) пространственные отношения. Геометрические фигуры;
5) геометрические величины [4].
В примерной программе отмечено что, дети должны «научиться использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; приобретать в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы» [19]. Особое внимание уделяется формированию прочных вычислительных навыков.
Вычислительной культуре и проблеме формирования вычислительных приемов уделяли внимание такие ученые-методисты как Бантова М.А., Федотова Л.Н., Истомина Н.Б., Ивашова О.В., Ефимов В.Ф. и т.д. В их работах рассматриваются такие вопросы, как: понятие вычислительного приема, виды вычислительных приемов, методика формирования вычислительных приемов, особенности работы над вычислительными приемами и т.д.
Но практика доказывает, что вычислительные умения у учащихся находятся не на высоком уровне. Это вызвано рядом причин, таких как: уровень развития детей; психологические особенности ребенка; организация работы с вычислительным приемом; используемая методика для знакомства с вычислительным приемом; введение электронных средств в обиход жизни и т.д.
Как показывает анализ школьных учебников, в них чаще всего отсутствует обобщенный вывод о том, как выполнять тот или иной вычислительный прием, т.е. не выделена система операций, входящих в прием. Этот факт так же может являться причиной того, что ученики допускают ошибки в вычислениях. Дети допускают ошибки, как в устных, так и в письменных вычислительных приемах.
Тема нашего исследования посвящена письменным вычислительным приемам, которым уделяется большое внимание в 3 и 4 классах.
Прием моделирования, на наш взгляд, является эффективным способом преодоления трудностей в работе с письменными вычислительными приемами.
Анализ литературы позволил сделать вывод, что прием моделирования чаще всего используется при работе с задачами, а так же при работе с геометрическим материалом, намного реже этот прием используется при работе с вычисли-тельными приемами. Это сказывается как на усвоении вычислительного приема, так и на формирования интереса к вычислениям. Все сказанное выше подчеркивает актуальность выбранной темы нашего исследования.
В своей работе мы поставили цель - разработать и апробировать задания с использованием приема моделирования в ходе письменных вычислений на сложение и вычитание в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников письменным вычислительным приемам сложения и вычитания.
Предмет исследования - прием моделирования и его использование, при работе с письменными вычислительными приемами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятия «моделирование», «вычислительный прием» и «вычислительный навык».
2. Описать методику работы с вычислительными приемами.
3. Проанализировать школьные учебники по математики с целью выявления заданий, связанных с выполнением письменных приемов сложения и вычитания с использованием различных видов моделей.
4. Апробировать выявленные и разработанные задания на практике.
Для решения данных задач были задействованы следующие методы исследования: наблюдение, педагогическое исследование, теоретический анализ научной, методической и учебной литературы, анализ результатов деятельности.
Логика исследования и его содержание определили структуру выпускной квалифицированной работы, которая состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Математика представляет широкие возможности для развития личности ребенка. В курсе математики выделены такие разделы, как:
1) числа и величины;
2) арифметические действия;
3) работа с текстовыми задачами;
4) пространственные отношения. Геометрические фигуры;
5) геометрические величины [4].
В примерной программе отмечено что, дети должны «научиться использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; приобретать в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы» [19]. Особое внимание уделяется формированию прочных вычислительных навыков.
Вычислительной культуре и проблеме формирования вычислительных приемов уделяли внимание такие ученые-методисты как Бантова М.А., Федотова Л.Н., Истомина Н.Б., Ивашова О.В., Ефимов В.Ф. и т.д. В их работах рассматриваются такие вопросы, как: понятие вычислительного приема, виды вычислительных приемов, методика формирования вычислительных приемов, особенности работы над вычислительными приемами и т.д.
Но практика доказывает, что вычислительные умения у учащихся находятся не на высоком уровне. Это вызвано рядом причин, таких как: уровень развития детей; психологические особенности ребенка; организация работы с вычислительным приемом; используемая методика для знакомства с вычислительным приемом; введение электронных средств в обиход жизни и т.д.
Как показывает анализ школьных учебников, в них чаще всего отсутствует обобщенный вывод о том, как выполнять тот или иной вычислительный прием, т.е. не выделена система операций, входящих в прием. Этот факт так же может являться причиной того, что ученики допускают ошибки в вычислениях. Дети допускают ошибки, как в устных, так и в письменных вычислительных приемах.
Тема нашего исследования посвящена письменным вычислительным приемам, которым уделяется большое внимание в 3 и 4 классах.
Прием моделирования, на наш взгляд, является эффективным способом преодоления трудностей в работе с письменными вычислительными приемами.
Анализ литературы позволил сделать вывод, что прием моделирования чаще всего используется при работе с задачами, а так же при работе с геометрическим материалом, намного реже этот прием используется при работе с вычисли-тельными приемами. Это сказывается как на усвоении вычислительного приема, так и на формирования интереса к вычислениям. Все сказанное выше подчеркивает актуальность выбранной темы нашего исследования.
В своей работе мы поставили цель - разработать и апробировать задания с использованием приема моделирования в ходе письменных вычислений на сложение и вычитание в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников письменным вычислительным приемам сложения и вычитания.
Предмет исследования - прием моделирования и его использование, при работе с письменными вычислительными приемами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятия «моделирование», «вычислительный прием» и «вычислительный навык».
2. Описать методику работы с вычислительными приемами.
3. Проанализировать школьные учебники по математики с целью выявления заданий, связанных с выполнением письменных приемов сложения и вычитания с использованием различных видов моделей.
4. Апробировать выявленные и разработанные задания на практике.
Для решения данных задач были задействованы следующие методы исследования: наблюдение, педагогическое исследование, теоретический анализ научной, методической и учебной литературы, анализ результатов деятельности.
Логика исследования и его содержание определили структуру выпускной квалифицированной работы, которая состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Приведенный анализ литературы по теме исследования показал, что проблема формирования вычислительных приемов и навыков у школьников является достаточно актуальной. Особую трудность у учащихся вызывают письменные вычислительные приемы. Поэтому необходимо продумывать методы и приемы, которые будут способствовать более эффективному усвоению учебного материала. Одним из таких приемов является моделирование. Анализ литературы показал, что этот прием чаще всего используется при работе с задачами и очень редко при работе с вычислительными приемами.
Проанализировав учебники математики трех школьных программ, мы также выявили, что в них содержится недостаточное количество заданий связанных с вычислительными приемами, в которых используются модели.
Мы подобрали задания, в которых использовались символические модели, направленные на развитие вычислительных умений на уроках в целом. Учитель может использовать эти задания непосредственно при работе с вычислительными приемами, развивая тем самым интерес к математике.
Символические модели помогают детям лучше усвоить вербальную модель, которая для детей оказывается более сложной, поскольку вербальная модель является объемной и более подробной, а дети в начальной школе не могут запомнить такой объем информации. Символическая модель помогает детям запомнить этот алгоритм, а если дети запомнили его, значит, они будут допускать меньше ошибок в вычислениях.
Поэтому учителю, на наш взгляд, целесообразно включать больше различных упражнений, связанных с использованием приема моделирования при работе с письменными вычислительными приемами. Такие упражнения были подобраны нами во время проведения исследования и апробированы на практике во время работы в школе. Результаты апробации показали положительные результаты, таким образом, задачи решены, цель достигнута.
Проанализировав учебники математики трех школьных программ, мы также выявили, что в них содержится недостаточное количество заданий связанных с вычислительными приемами, в которых используются модели.
Мы подобрали задания, в которых использовались символические модели, направленные на развитие вычислительных умений на уроках в целом. Учитель может использовать эти задания непосредственно при работе с вычислительными приемами, развивая тем самым интерес к математике.
Символические модели помогают детям лучше усвоить вербальную модель, которая для детей оказывается более сложной, поскольку вербальная модель является объемной и более подробной, а дети в начальной школе не могут запомнить такой объем информации. Символическая модель помогает детям запомнить этот алгоритм, а если дети запомнили его, значит, они будут допускать меньше ошибок в вычислениях.
Поэтому учителю, на наш взгляд, целесообразно включать больше различных упражнений, связанных с использованием приема моделирования при работе с письменными вычислительными приемами. Такие упражнения были подобраны нами во время проведения исследования и апробированы на практике во время работы в школе. Результаты апробации показали положительные результаты, таким образом, задачи решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Использование моделирования при изучении табличных случаев сложения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017



