КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1. Письмо как вид письменной речи 5
1.2. Нарушения письменной речи 10
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
2.1. Организация эксперимента 17
2.2. Результаты экспериментального изучения предпосылок
нарушения письменной речи 25
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
3.1. Организация формирующего эксперимента 30
3.2. Приёмы и содержание коррекционной работы 32
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1. Письмо как вид письменной речи 5
1.2. Нарушения письменной речи 10
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
2.1. Организация эксперимента 17
2.2. Результаты экспериментального изучения предпосылок
нарушения письменной речи 25
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
3.1. Организация формирующего эксперимента 30
3.2. Приёмы и содержание коррекционной работы 32
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего овладения знаний учащимися. Так же актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. Поэтому исследование предпосылок нарушения письменной речи нужно начинать как можно раньше, ещё в детском саду. Но если по каким-то причинам этого не удалось сделать, то эту работу необходимо провести у детей, поступивших в первый класс.
Основная задача школьного логопеда в своевременном выявлении и преодолении расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Чтобы работа школьного логопеда была более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у логопеда, и у учителя общая цель - дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учитель и логопед создают программу коррекционной работы, которая составляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Цель исследования: изучить предпосылки нарушения письменной речи у первоклассников и разработать систему совместной с учителем работы по преодолению и коррекции нарушения письменной речи.
Объект исследования: письменная речь младших школьников.
Предмет исследования: взаимодействие логопеда и учителя в работе по преодолению и коррекции нарушения письменной речи.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок нарушения письменной речи у детей.
2. Подобрать систему диагностических заданий для выявления предпосылок нарушения письменной речи и в ходе констатирующего эксперимента выявить и проанализировать уровень тяжести выявленных предпосылок нарушения письменной речи.
3. Разработать систему заданий коррекционной работы совместной деятельности учителя и логопеда, направленных на предупреждение и коррекцию нарушений письменной речи у учеников первого класса с ОНР.
4. Провести итоговое экспериментальное изучение состояния письменной речи учеников первого класса, имеющих ОНР и сравнительный анализ и результатов.
Методы исследования:
• Теоретические - изучение литературы по теме исследования;
• Эмпирические - анализ педагогической литературы, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных.
Гипотеза исследования - мы предположили, что у младших школьников с общим недоразвитием речи имеются нарушения письменной речи и специально подобранная система совместной работы учителя и логопеда позволит скорректировать данные нарушения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Исследование организовано на базе МОУ СОШ №1 им. Н. Н. Бурденко г. Каменка, Пензенской области.
Основная задача школьного логопеда в своевременном выявлении и преодолении расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Чтобы работа школьного логопеда была более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у логопеда, и у учителя общая цель - дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учитель и логопед создают программу коррекционной работы, которая составляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Цель исследования: изучить предпосылки нарушения письменной речи у первоклассников и разработать систему совместной с учителем работы по преодолению и коррекции нарушения письменной речи.
Объект исследования: письменная речь младших школьников.
Предмет исследования: взаимодействие логопеда и учителя в работе по преодолению и коррекции нарушения письменной речи.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок нарушения письменной речи у детей.
2. Подобрать систему диагностических заданий для выявления предпосылок нарушения письменной речи и в ходе констатирующего эксперимента выявить и проанализировать уровень тяжести выявленных предпосылок нарушения письменной речи.
3. Разработать систему заданий коррекционной работы совместной деятельности учителя и логопеда, направленных на предупреждение и коррекцию нарушений письменной речи у учеников первого класса с ОНР.
4. Провести итоговое экспериментальное изучение состояния письменной речи учеников первого класса, имеющих ОНР и сравнительный анализ и результатов.
Методы исследования:
• Теоретические - изучение литературы по теме исследования;
• Эмпирические - анализ педагогической литературы, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных.
Гипотеза исследования - мы предположили, что у младших школьников с общим недоразвитием речи имеются нарушения письменной речи и специально подобранная система совместной работы учителя и логопеда позволит скорректировать данные нарушения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Исследование организовано на базе МОУ СОШ №1 им. Н. Н. Бурденко г. Каменка, Пензенской области.
Нарушения письма и чтения у младших школьников занимают одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма и чтения свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения нарушения письменной речи. В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове. Очень часто учителя списывают такие ошибки на невнимательность учеников, приплюсовывают эти ошибки к пунктуационным и орфографическим. А между тем, это очень серьезное нарушение, которое требует долгой коррекционной работы, и если вовремя не начать корректировать эту проблему, то в дальнейшем письменная речь ребенка будет только ухудшаться.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о недостаточном использовании диагностических методик по выявлению предпосылок нарушения письменной речи и ее коррекции у детей, поступивших в первый класс. Сокращённые часы работы логопедов не позволяют тщательно заняться этой проблемой. Поэтому необходима тесная работа логопеда и учителя. У логопеда, и у учителя общая цель - дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учитель и логопед создают программу коррекционной работы, которая составляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Вторая часть нашего исследования была посвящена изучению предпосылок нарушения письменной речи у детей первого класса. И включала в себя два этапа.
На I этапе были выявлены предпосылки нарушения письменной речи у детей в экспериментальной группе, в которую вошли дети с общим недоразвитием речи. На II этапе мы выявили предпосылки нарушения письменной речи у детей в контрольной группе, в которую вошли дети без речевых нарушений. Анализ полученных данных показал, что у детей контрольной группы ошибки были единичны и проявлялись, в основном, на мотивационно побудительном уровне. А у детей экспериментальной группы в большей степени нарушения выявлены в устно-речевых и функциональных предпосылках письменной речи, нарушено звукопроизношение, лексико-грамматический строй, память. Так же у них нарушен фонематический слух, реализация графомоторных программ, отмечается не высокая мотивация.
По результатам нашего исследования мы сделали вывод, что в ранней диагностике нарушения письменной речи, в большей степени нуждаются дети с общим недоразвитием речи.
Поэтому третья часть нашей работы была направлена на разработку программы совместной работы логопеда и учителя, разработку системы заданий для учителя по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у учеников первого класса с ОНР. И проведение совместной с учителем коррекционной работы.
Коррекционная работа велась по следующим направлениям:
1. Развитие моторики.
2. Формирование правильного звукопроизношения.
3. Развитие физиологического и речевого дыхания, голоса.
4. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
5. Развитие психических функций.
6. Развитие языкового анализа и синтеза.
7. Развитие лексико-грамматического строя речи.
8. Формирование связной речи.
Анализ полученного материала позволяет сделать вывод о том, что после проведения коррекционно-логопедической работы по предупреждению и коррекции письменной речи, уровень её развития у школьников с ОНР повысился. Следовательно, можно сказать о том, что предложенная система упражнений и игр эффективна, так как она способствует предупреждению недоразвития письменной речи.
По результатам нашей работы можно сделать вывод, что своевременная квалифицированная помощь способствует предупреждению нарушения письменной речи у младших школьников.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о недостаточном использовании диагностических методик по выявлению предпосылок нарушения письменной речи и ее коррекции у детей, поступивших в первый класс. Сокращённые часы работы логопедов не позволяют тщательно заняться этой проблемой. Поэтому необходима тесная работа логопеда и учителя. У логопеда, и у учителя общая цель - дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учитель и логопед создают программу коррекционной работы, которая составляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Вторая часть нашего исследования была посвящена изучению предпосылок нарушения письменной речи у детей первого класса. И включала в себя два этапа.
На I этапе были выявлены предпосылки нарушения письменной речи у детей в экспериментальной группе, в которую вошли дети с общим недоразвитием речи. На II этапе мы выявили предпосылки нарушения письменной речи у детей в контрольной группе, в которую вошли дети без речевых нарушений. Анализ полученных данных показал, что у детей контрольной группы ошибки были единичны и проявлялись, в основном, на мотивационно побудительном уровне. А у детей экспериментальной группы в большей степени нарушения выявлены в устно-речевых и функциональных предпосылках письменной речи, нарушено звукопроизношение, лексико-грамматический строй, память. Так же у них нарушен фонематический слух, реализация графомоторных программ, отмечается не высокая мотивация.
По результатам нашего исследования мы сделали вывод, что в ранней диагностике нарушения письменной речи, в большей степени нуждаются дети с общим недоразвитием речи.
Поэтому третья часть нашей работы была направлена на разработку программы совместной работы логопеда и учителя, разработку системы заданий для учителя по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у учеников первого класса с ОНР. И проведение совместной с учителем коррекционной работы.
Коррекционная работа велась по следующим направлениям:
1. Развитие моторики.
2. Формирование правильного звукопроизношения.
3. Развитие физиологического и речевого дыхания, голоса.
4. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
5. Развитие психических функций.
6. Развитие языкового анализа и синтеза.
7. Развитие лексико-грамматического строя речи.
8. Формирование связной речи.
Анализ полученного материала позволяет сделать вывод о том, что после проведения коррекционно-логопедической работы по предупреждению и коррекции письменной речи, уровень её развития у школьников с ОНР повысился. Следовательно, можно сказать о том, что предложенная система упражнений и игр эффективна, так как она способствует предупреждению недоразвития письменной речи.
По результатам нашей работы можно сделать вывод, что своевременная квалифицированная помощь способствует предупреждению нарушения письменной речи у младших школьников.
Подобные работы
- КООРДИНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у детей с
лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Программа психолого-педагогической коррекции графомоторных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018



