Реализация элективного курса по английскому языку «Окно в Европу» для обучающихся средней общеобразовательной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие элективного курса 6
1.2. Формы и содержание элективных курсов 15
Выводы к главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ОКНО В
ЕВРОПУ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 28
2.1. Обоснование и особенности организации элективного курса по
английскому языку «Окно в Европу» 28
2.2. Структура курса, эксперимент и контроль результатов слушателей
курса 32
Выводы к главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Приложение 1
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие элективного курса 6
1.2. Формы и содержание элективных курсов 15
Выводы к главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ОКНО В
ЕВРОПУ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 28
2.1. Обоснование и особенности организации элективного курса по
английскому языку «Окно в Европу» 28
2.2. Структура курса, эксперимент и контроль результатов слушателей
курса 32
Выводы к главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Приложение 1
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в усилении его индивидуализации, повышении функциональности и эффективности. Приоритетной задачей российской системы образования является организация работы по ФГОС, что требует изменения целей и задач среднего образования, которые необходимо направить на удовлетворение познавательных интересов и потребностей учащихся, на развитие личности ученика, формирование его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей.
Достижению новых целей образования в полной мере может содействовать профильное обучение, которое является средством дифференциации и индивидуализации обучения и позволяет создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Статья 66 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гласит: «Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение)».
Дидактами, методистами, психологами были рассмотрены проблемы индивидуализации и дифференциации, определения целей, содействующих дифференциации, а также вопросы формирования содержания профильного обучения, выбора критериев отбора учащихся в профильные классы, выбора профилей и др. Однако процесс профильного обучения в общеобразовательной школе до сих пор организуется в некоторой степени интуитивно, без должного теоретического и методического обоснования.
На сегодняшний день возникло противоречие между необходимостью изменения структуры и содержания иноязычного образования в изменяющихся социально-экономических, научно-технических и экологических условиях, с одной стороны, и недостаточной теоретической и методической разработанностью профильного обучения английскому языку в средней школе, с другой.
Согласно ФГОС, основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Программа средней школы недостаточно учитывает предпочтения и пробуждает далеко не во всех учениках интерес к иностранному языку. Таким образом, нас заинтересовало проведение эксперимента по внедрению нового мультимодального элективного курса, в котором традиционные методы дополняются использованием различных медиа-технологий, появляется возможность гибкого плана изучения иностранного языка, как в рамках дополнительного занятия после уроков, так и онлайн-занятия «не выходя из дома».
При изучении английского языка ребенку необходима положительная мотивация - то есть желание заниматься, потребность в этом, интерес. Без нее все усилия родителей или учителей будут неудачными: ребенок или не будет учиться, или будет учиться только для того, чтобы его не наказывали (отрицательная мотивация), и в последнем случае знания будут поверхностными и быстро забудутся. Мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Основная задача учителя - своевременно сохранить, возбудить и поддержать ее. Но для этого ему необходимо четко видеть возможные источники мотивации [1, с. 224].
Основным источником мотивации является формирование у учащихся личностных потребностей изучения иностранного языка. Для полной реализации этого мотива в обучении иностранному языку необходимо расширить поле для самовыражения ученика, создать условия для более самостоятельного и самоуправляемого усвоения языка.
Представленное исследование показывает, что использование такой платформы для пробуждения учебной мотивации и стремления в изучении иностранного языка как гибкий элективный курс - может дополнить возможности учеников во время работы в классе, кроме того дать им пространство для использования английского языка как инструмента коммуникации. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность данной работы.
Цель исследования состоит в обосновании и разработке элективного курса по английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования - элективный курс как инновационная форма организации учебного процесса в контексте профильного обучения иностранному языку.
Предмет исследования - форма и содержание построения элективного курса по английскому языку.
Задачи исследования:
1. Выявить основные сущностные характеристики профильного обучения иностранному языку в современной отечественной и зарубежной общеобразовательной школе.
2. Сформулировать и обосновать цели и принципы формирования содержания и организации процесса профильного обучения английскому языку.
3. Определить структуру и произвести отбор содержания оптимальных форм, методов и средств профильного обучения английскому языку.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного элективного курса по английскому языку.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение;
моделирование;
- экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, письменный опрос учителей и учащихся, беседа, педагогический эксперимент;
- статистические методы математического анализа данных эксперимента.
Практическая значимость исследования:
- материалы работы могут быть использованы в курсе методики обучения иностранному языку.
Структура исследования определяется его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Достижению новых целей образования в полной мере может содействовать профильное обучение, которое является средством дифференциации и индивидуализации обучения и позволяет создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Статья 66 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гласит: «Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение)».
Дидактами, методистами, психологами были рассмотрены проблемы индивидуализации и дифференциации, определения целей, содействующих дифференциации, а также вопросы формирования содержания профильного обучения, выбора критериев отбора учащихся в профильные классы, выбора профилей и др. Однако процесс профильного обучения в общеобразовательной школе до сих пор организуется в некоторой степени интуитивно, без должного теоретического и методического обоснования.
На сегодняшний день возникло противоречие между необходимостью изменения структуры и содержания иноязычного образования в изменяющихся социально-экономических, научно-технических и экологических условиях, с одной стороны, и недостаточной теоретической и методической разработанностью профильного обучения английскому языку в средней школе, с другой.
Согласно ФГОС, основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Программа средней школы недостаточно учитывает предпочтения и пробуждает далеко не во всех учениках интерес к иностранному языку. Таким образом, нас заинтересовало проведение эксперимента по внедрению нового мультимодального элективного курса, в котором традиционные методы дополняются использованием различных медиа-технологий, появляется возможность гибкого плана изучения иностранного языка, как в рамках дополнительного занятия после уроков, так и онлайн-занятия «не выходя из дома».
При изучении английского языка ребенку необходима положительная мотивация - то есть желание заниматься, потребность в этом, интерес. Без нее все усилия родителей или учителей будут неудачными: ребенок или не будет учиться, или будет учиться только для того, чтобы его не наказывали (отрицательная мотивация), и в последнем случае знания будут поверхностными и быстро забудутся. Мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Основная задача учителя - своевременно сохранить, возбудить и поддержать ее. Но для этого ему необходимо четко видеть возможные источники мотивации [1, с. 224].
Основным источником мотивации является формирование у учащихся личностных потребностей изучения иностранного языка. Для полной реализации этого мотива в обучении иностранному языку необходимо расширить поле для самовыражения ученика, создать условия для более самостоятельного и самоуправляемого усвоения языка.
Представленное исследование показывает, что использование такой платформы для пробуждения учебной мотивации и стремления в изучении иностранного языка как гибкий элективный курс - может дополнить возможности учеников во время работы в классе, кроме того дать им пространство для использования английского языка как инструмента коммуникации. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность данной работы.
Цель исследования состоит в обосновании и разработке элективного курса по английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования - элективный курс как инновационная форма организации учебного процесса в контексте профильного обучения иностранному языку.
Предмет исследования - форма и содержание построения элективного курса по английскому языку.
Задачи исследования:
1. Выявить основные сущностные характеристики профильного обучения иностранному языку в современной отечественной и зарубежной общеобразовательной школе.
2. Сформулировать и обосновать цели и принципы формирования содержания и организации процесса профильного обучения английскому языку.
3. Определить структуру и произвести отбор содержания оптимальных форм, методов и средств профильного обучения английскому языку.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного элективного курса по английскому языку.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение;
моделирование;
- экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, письменный опрос учителей и учащихся, беседа, педагогический эксперимент;
- статистические методы математического анализа данных эксперимента.
Практическая значимость исследования:
- материалы работы могут быть использованы в курсе методики обучения иностранному языку.
Структура исследования определяется его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы. Элективные курсы представляют собой курсы в профильных классах старшей школе, которые выбираются самими старшеклассниками и являются обязательными для посещения.
Элективные курсы бывают разных типов, могут быть направлены как на углубленное изучение определенной дисциплины, так и на межпредметные связи, подготовку к ЕГЭ и т. д.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника». Исходя из этого, можно сказать, что с помощью данных курсов обучающийся, опираясь на свои образовательные запросы, сможет построить индивидуальную образовательную траекторию.
На основе анализа всего вышесказанного, а также руководствуясь образовательными документами, был разработан элективный курс «Окно в Европу».
Актуальность элективного курса «Окно в Европу» состоит в том, что он раскрывает коммуникативно-речевое вживание в языковую среду на основе взаимосвязанного обучения говорению, аудированию, чтению и письму, формирует социокультурное развитие школьников
В рамках работ по оценке эффективности результатов, полученных в данном дипломном исследовании, разработанный элективный курс был внедрен в процесс обучения в 10-х классах общеобразовательной школы.
Проведена экспериментальная оценка достижения результатов обучения в рамках разработанного элективного курса.
Анализируя результаты проведенной статистической оценки до и после изучения иностранного (английского) языка в рамках разработанного элективного курса, можно сделать вывод, что использование элективного курса с целью обучения английской речи способствовало повышению
интереса учащихся к предмету, и, как следствие, было зафиксировано существенное возрастание учебной мотивации, подтвержденное показателями контрольного этапа эксперимента.
Элективные курсы бывают разных типов, могут быть направлены как на углубленное изучение определенной дисциплины, так и на межпредметные связи, подготовку к ЕГЭ и т. д.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника». Исходя из этого, можно сказать, что с помощью данных курсов обучающийся, опираясь на свои образовательные запросы, сможет построить индивидуальную образовательную траекторию.
На основе анализа всего вышесказанного, а также руководствуясь образовательными документами, был разработан элективный курс «Окно в Европу».
Актуальность элективного курса «Окно в Европу» состоит в том, что он раскрывает коммуникативно-речевое вживание в языковую среду на основе взаимосвязанного обучения говорению, аудированию, чтению и письму, формирует социокультурное развитие школьников
В рамках работ по оценке эффективности результатов, полученных в данном дипломном исследовании, разработанный элективный курс был внедрен в процесс обучения в 10-х классах общеобразовательной школы.
Проведена экспериментальная оценка достижения результатов обучения в рамках разработанного элективного курса.
Анализируя результаты проведенной статистической оценки до и после изучения иностранного (английского) языка в рамках разработанного элективного курса, можно сделать вывод, что использование элективного курса с целью обучения английской речи способствовало повышению
интереса учащихся к предмету, и, как следствие, было зафиксировано существенное возрастание учебной мотивации, подтвержденное показателями контрольного этапа эксперимента.
Подобные работы
- Реализация элективного курса по английскому языку «Окно в Европу» для
обучающихся средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020



