Сравнительный анализ эффективности различных педагогических оценок (Педагогическая психология, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)
Введение 3
Глава 1. Оценочная деятельность в педагогическом процессе 5
1.1. Различные подходы к системе оценки знаний учащихся 5
1.2. Психологические ситуации оценки 10
Глава 2. Альтернативные формы оценки достижений учащихся 19
2.1. Учебные портфолио как форма оценки учебных достижений 19
2.2. Финская и канадская системы оценивания 28
Заключение 33
Литература 36
Актуальность исследования. Вопрос оценки знаний учащихся стал предметом интенсивного обсуждения в российской педагогической и психологической литературе (Ш.А. Амонашвили [1], Б.Г. Ананьев [3], Е.Д. Божович [4], Г.А. Цукерман [17], и другие). Это связано с тем, что оценка является обязательным компонентом любой полноценной деятельности, позволяя отслеживать ее эффективность. Оценка рассматривается учеными как развернутый процесс, или деятельность оценивания. По мнению ряда психологов и педагогов, школьная отметка не отражает всей глубины процесса приобретения знаний и индивидуальных особенностей процесса усвоения, не всегда выступает стимулом к познанию, даже, напротив, может снижать познавательную активность учащихся (Ш.А. Амонашвили [2], В.В. Давыдов [9], Г.А. Цукерман [18], и другие). Однако, долгая история существования системы отметок в школе показывает их необходимость и значимость для процесса обучения. Работы исследователей истории отметки показывают, что, несмотря на попытки отменить бальную систему оценивания, в российской педагогике не найден до сих пор более четкий и адекватный способ оценивания результатов учебной деятельности.
Зарубежный опыт оценивания достижений учащихся предлагает альтернативные традиционным формы оценки (С. Дж. Пейп [20], Jauhiainen [26], Duncan B. [27]).
Многообразие методов оценивания требует их сравнительного анализа, включая не только успешность усвоения учебной программы, но и эмоциональное состояние ребенка в образовательной среде, а также влияние оценок на его отношения с одноклассниками, родителями и педагогами.
Цель исследования: провести сравнительный анализ эффективности различных педагогических оценок.
Объект исследования: процесс оценивания результатов учебной деятельности школьников.
Предмет исследования: эффективность различных педагогических оценок.
Гипотеза исследования:
Критериями позитивного влияния отметки на учебную деятельность учащихся являются: эмоциональное благополучие учащихся; развитие реалистичной самооценки; развитие способности к рефлексии собственных изменений в процессе выполнения деятельности; совпадение ожидаемых и реально выставленных учителем отметок.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогические подходы к оцениванию обученности учащихся.
2. Выявить психологические аспекты ситуации оценивания.
3. Рассмотреть альтернативные формы оценки достижений учащихся.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных результатов в системе подготовки специалистов в сфере образования (студентов средних и высших учебных педагогических учреждений, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников).
Основной целью нашего исследования было сравнение эффективности различных методов педагогической оценки..
В научной литературе раскрывается роль оценки в структуре учебной деятельности, подчеркивается ее значение для развития личности школьника, прежде всего, для развития функций контроля, самоконтроля, формирования реалистичной самооценки. Практически все психологи и педагоги выражают позитивное отношение к оценке. Отметка же, как формально-логический результат процесса (деятельности) оценивания воспринимается неоднозначно.
Во время оценки возникают разнообразные психологические ситуации, в которых участвуют учитель, ученик, класс и родители. Процесс оценки можно охарактеризовать как ситуацию эмоциональных переживаний и волнений. Согласно специализированным психологическим исследованиям, ученики в момент оценивания испытывают стресс и повышенную тревожность. При условии квалифицированного педагогического подхода учитель должен не только четко обозначить правильность ответа в устной форме, но и предоставить эмоциональную поддержку своему ученику.
Одна из новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений — это учебные портфолио. Основная педагогическая особенность данного метода оценки заключается в смещении акцента с недостатков учащегося на его знания и навыки в конкретной теме или предмете, что позволяет интегрировать качественную оценку. Кроме того, происходит перенос акцента с традиционной оценки на самооценку ученика. Главная цель использования портфолио — отслеживание динамики учебного процесса.
Интересным и полезным для системы российского образования является опыт признанных лидеров эффективности школы - Финляндии и Канады.
Начиная с первого класса учащихся финских школ приучают к самостоятельному оцениванию их успеваемости и отношения к учёбе и школе. Цель самооценивания – это реалистичный взгляд на свои успехи и неудачи, анализ их причин и дальнейшее развитие умений и навыков школьников. Метод оценки выбирается на усмотрение учителя, это могут быть анкеты, портфолио, учебные дневники, минисочинения и т. д.
Обязательное изучение медиа в учебном процессе в Канаде вызвало необходимость создания объективного критерия оценки. Для оценивания знаний учащихся в области медиаобразования был разработан критерий оценки, создана пятиуровневая шкала оценивания. Обязательными требованиями которой являются: достоверность, достаточность, валидность (обоснованность), аутентичность.
Теоретический анализ проблемы показал, что в разработке путей повышения эффективности образовательного процесса современная психолого-педагогическая наука ориентируется на субъект-субъектный подход. Главным условием реализации этого подхода является перевод ученика в позицию субъекта учебной деятельности на всех ее этапах. Это предполагает не только понимание и принятие учеником целей, задач и способов выполнения учебной деятельности как личностно значимых, но и принятие смысла и системы оценивания результатов этой деятельности.
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., - 1980.
3. Ананьев Б. Г.Психология педагогической оценки // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. - М: Педагогика, 1980.
4. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972.
5. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Серия «Компетеньностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып.2. – Самара, изд-во Профи, 2002.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
7. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., Рассказов, 2002.
8. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. – М.. Рассказов, 2004.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
10. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, 1996.
11. Казанская В. Г. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2005.
12. Ксендзова Г. Ю. Школьная отметка: стимулятор умения или «дамоклов меч»? / Директор школы,№5, 2000, с. 49-57.
13. Организация контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе начальной школы. – М., 2004.
14. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998.
15. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их применение в клинике. М.: Медицина, 1970, с.187 - 190.
16. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Р-н-Д.: Феникс, 2000.
17. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М., Рига, 1999
18. Цукерман Г.А. Что оценивает объективная оценка / Психологическая наука и образование - №4, 1997, с. 65-70.
19. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы. / Педагогика, №10, 2000,с. 95-102.
20. Чошанов М. А., Пейп С. Дж. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся / Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Серия «Компетеньностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып.2. – Самара, изд-во Профи, 2002.
21. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 2006.
22. Шацкий Т. С. Наше педагогическое течение. Собр. соч. в 2 т. Т.1. – М., 1980.
23. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.
24. Bildung und Betreuung. Bildungsreform. Band 5/ Bundesministerium für Bildung und Forschung. Berlin 2004 S.137-143
25. Duncan B. Media Literacy Resource Guide, - Toronto, 1989. - p.232.
Gemeinschaftsschulen”. Startkonferenz zum Investitionsprogramm Zukunft
26. Jauhiainen K. Das Lernen lernen in den finnischen „ganzheitlich lernenden
27. Worsnop Ch. Assessing Media Work: Authentic Assessment in Media Education Ontatio, 1996. -p.77.