Введение 3
Глава 1. Место поэмы «Беовульф» в поэтическом творчестве англосаксов 6
Глава 2. Пространство в германо-скандинавской мифологии 11
Глава 3. Пространство в поэме «Беовульф»: композиция, лексика, фразеология 14
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Древнеанглийская поэма «Беовульф» является одним из величайших произведений английской литературы и важным источником для изучения англосаксонской культуры и истории. Одной из ключевых характеристик этого эпоса является его умение живописно передавать пространство, создавая впечатление реальности и позволяя читателю окунуться в мир событий и переживаний героев.
Актуальность исследования обусловлена тем, что поэма «Беовульф» является одним из самых известных и значимых произведений древнеанглийской литературы. Она рассказывает о подвигах героя Беовульфа, который сражается с монстрами и защищает свой народ.
Изображение пространства является важным аспектом любого литературного произведения. Оно помогает создать атмосферу и передать настроение, а также может служить символическим значением. Изучение художественных приемов, используемых в «Беовульфе» для изображения пространства, позволяет лучше понять, как автор создавал образы и передавал свои мысли и эмоции через описание окружающей среды.
Исследование художественных приемов изображения пространства в древнеанглийской поэме может иметь значимость для современной литературы и искусства. Многие приемы, использованные в «Беовульфе», могут быть актуальными и в современном творчестве. Изучение этих приемов может помочь писателям и художникам находить новые способы передачи пространства и создания более выразительных образов.
Цель работы – исследование и анализ художественных приемов, использованных автором древнеанглийской поэмы «Беовульф», для создания образа пространства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Обозначить место поэмы «Беовульф» в поэтическом творчестве англосаксов;
2. Изучить понятие пространства в германо-скандинавской мифологии;
3. Исследовать изображение пространства в поэме «Беовульф» на основе композиции, лексики и фразеологии.
Объектом исследования является древнеанглийская поэма «Беовульф».
Предметом исследования являются художественные приемы, используемые для изображения пространства в поэме.
Степень исследованности проблемы. Тема работы относится к области филологии, литературоведения и истории английского языка. Теоретико-методологической базой являются иследования Н. Ю. Гвоздецкой, А. Я. Гуревича, А. С. Либермана, О. А. Смирницкой, Е.А. Поляковой и др.
Работа А. С. Либермана и О. А. Смирницкой исследует историю текста «Беовульфа» и его художественные приемы.
А.Я. Гуревич в своей статье «Средневековый героический эпос германских народов» определяет место «Беовульфа» в контексте раннесредневековой германо-скандинавской культуры, акцентируя внимание читателя на основополагающих категориях, занимавших автора и аудиторию поэмы.
Краткая характеристика. Поэма «Беовульф» является одним из самых известных и значительных произведений англосаксонской литературы. Рукопись поэмы была написана в конце X века или в начале XI века, но события, описанные в ней, происходили задолго до этого времени.
Исследователи считают, что «Беовульф» имеет свои корни в устной традиции германских племен, а позднее была записана на письме. Поэма рассказывает о приключениях героя Беовульфа, который сражается с монстрами и демонами, защищая свой народ от зла.
Происхождение «Беовульфа» до сих пор вызывает дискуссии у исследователей. Одни считают, что она была создана в Англии, другие предполагают, что она имеет скандинавские корни. Также возникают споры о том, является ли Беовульф реальным историческим персонажем или вымышленным героем.
Несмотря на все споры и неопределенности, «Беовульф» остается одним из важнейших произведений средневековой литературы, отражающим героические и эпические традиции древних германских народов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, древнеанглийская поэма «Беовульф» является одним из наиболее известных и важных произведений древнеанглийской литературы. Она была написана в VIII-IX веках и рассказывает о героических подвигах героя Беовульфа, который сражается с монстрами и демонами.
Пространство в германо-скандинавской мифологии играет важную роль и имеет свои особенности и характеристики. Основными элементами пространства в этой мифологии являются три мира - Асгард, Мидгард и Утгард. Каждый из этих миров имеет свою уникальную атмосферу и значение в германо-скандинавской мифологии. Они представляют разные аспекты мира и символизируют различные силы и сущности, которые влияют на жизнь богов и людей.
В результате проведенного исследования были выявлены различные художественные приемы, используемые автором при описании пространства в поэме «Беовульф». Рассмотрение изображения природы, замков, подземелий и морского пространства позволило понять, как они связаны с основными темами и мотивами произведения. Использование лексем, фразеологизмов и символов направлены на создания образов пространства в поэме Беовульф, а также отражение культурных и исторических особенности древнеанглийской эпохи.
Одним из основных выводов работы является то, что изображение пространства в поэме «Беовульф» имеет ключевое значение для создания образов и передачи настроения.
Также было установлено, что описания пространства в поэме «Беовульф» тесно связаны с культурным и религиозным контекстом того времени. Исследование художественных приемов изображения пространства в поэме «Беовульф» позволило более глубоко понять произведение и его значение для англосаксонской литературы в целом. Работа подчеркнула важность изображения пространства для создания образов и передачи настроения, а также связь этого приема с культурным и религиозным контекстом того времени.
В целом, художественные приемы изображения пространства в поэме «Беовульф» помогают создать яркую и живую картину окружающей среды и атмосферы произведения. Они позволяют читателю лучше представить себе мир, в котором разворачиваются действия, и создают особую атмосферу героической эпохи.
1. Беовульф / Пер. В. Г. Тихомирова // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (Б-ка всемир. лит.). М.: «Художественная литература», 1975. - С. 27 -180.
Научная литература
2. Гвоздецкая Н.Ю. Поэтическое творчество и поэтический язык Древней Англии // Мир и человек в древнеанглийском поэтическом языке и тексте. Иваново: 2013. - С. 8 – 39.
3. Гуревич А. Я. Средневековый героический эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: «Художественная литература», 1975. - С. 5 - 26.
4. Королёва Е.П. Двоеверие и проблема авторства древнеанглийской поэмы «Беовульф» // Rhema. Рема. – 2013. – С.37-46.
5. Кравченко Е.В. Синонимы моря в составе композитов и сочетаний с косвенным атрибутом в «Беовульфе» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2016. – С.143-154.
6. Куреня И.В. Средства характеризации водных объектов в древнеанглийском эпосе «Беовульф» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 5 (61). – С.249-251.
7. Либерман А. С., Смирницкая О. А. Беовульф. Примечания [электронный ресурс]. URL:. http://norroen.info/src/other/beowulf/comm.html (дата обращения 19.04.23).
8. Мухин С.В. Фразеология древнеанглийского языка: проблемы лексикографического описания // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2020. – № 4. – С.66-74.
9. Полякова Е.А. Лингвокультурологический анализ наименований сторон света в древнеанглийской поэме «Беовульф» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 6 (72). – С.143-146.
10. Полякова Е.А. Лингвокультурологический и поэтологический анализ наименований неба в древнеанглийской поэме "Беовульф" // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 1 (19). – С.42-45.
11. Полякова Е.А. Особенности перевода наименований земли в древнеанглийской поэме "Беовульф" // Вестник Костромского государственного университета. – 2018. – № 4. – С.215-219.
12. Полякова Е.А. Эпическая вселенная в древнеанглийском поэтическом языке и тексте // Мир и человек в древнеанглийском поэтическом языке и тексте.. Иваново: 2013.- С. 40 – 82.
13. Смирницкая О.А. Поэтическое искусство англосаксов // Древнеанглийская поэзия. М., 1982. С. 171 – 232.
14. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Ленинград: Наука, 1976.
15. Топорова Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М. : Радикс, 1994. 192 с.
16. Третьякова Т.П., Цвинариа, М.Е. Специфика речевого общения в эпосе "Беовульф": от ритуала к этикетной риторике // Материалы 43 Международной филологической конференции. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2014. - С.177-180.
17. Хлевов А.А. О географии мифологического пространства архаической Скандинавии // Скандинавская филология : сборник. – 2003. – С. 217-231.
18. Girvan R. Beowulf and the Seventh Century: Language and Content. - London : Methuen, 1971.