Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №160524

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы58
Год сдачи2021
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста в онтогенезе 6
1.2. Дизартрия как особое речевое расстройство 11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика и особенности моторной
сферы детей с дизартрией 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Цель, задачи, организация и методика исследования 20
2.2. Интерпретация полученных результатов 23
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ У
ДЕТЕЙ С ДИЗАРТИРИЕЙ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 26
3.2. Содержание коррекционной работы с применением приемов по развитию моторики 29
3.3. Контрольный эксперимент 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Моторная сфера играет важную роль в формировании и развитии как психики ребенка, так и его речи. С помощью двигательной функции осуществляется психическая регуляция не только учебно-познавательной, но и речевой деятельности ребенка. Стоит отметить, что показателем готовности дошкольника к обучению в школе, а также важным условием для становления полноценной личности ребенка является своевременное овладение правильной речью.
Наиболее серьезные нарушения речи со стороны произношения звуков возникают вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это характерно для дизартрии. В этом варианте страдает не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи отмечается нечеткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий: ритм дыхания нарушен: речь теряет свою плавность, темп ее может быть ускоренным или замедленным.
Графомоторные навыки детей с дизартрией отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для владения письмом как моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент - базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения письменной речью.
Научной разработкой вопроса о развитии моторной сферы у дошкольников с дизартрией занимались такие исследователи, как Е. Ф. Архипова [3], Е. Н Винарская [9], Л. В. Лопатина [27], Е. М. Мастюкова [33] и другие. Е. Ф. Архипова приводит данные о том, что дизартрия среди дошкольников наблюдается от 3 до 6 % случаев, а среди дошкольников, имеющих речевые нарушения - от 40 до 60 % [2].
Л. В. Лопатина [27] и Е. М. Мастюкова [33] подчеркивают, что основным расстройством при дизартрии, которое влечет за собой нарушение произношения звуков и фонематических процессов, трудности овладения письмом и чтением, является недоразвитие моторной сферы. Эти нарушения имеют стойкий и трудно исправимый характер, чем объясняется необходимость их раннего выявления и длительный период коррекционной работы.
Цель работы - логопедическая работа по коррекции недостатков развития моторной сферы у дошкольников с дизартрией.
Объект - недостатки развития моторной сферы у дошкольников с дизартрией.
Предмет - задания для коррекции моторной сферы у детей с дизартрией.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной данной теме.
2. Подобрать методики для обследования моторной сферы дошкольников с дизартрией и детей без речевых нарушений;
3. Провести обследование моторной сферы дошкольников с дизартрией и детей без речевых нарушений по выбранным методикам и проанализировать результаты.
4. Подобрать задания для коррекции моторной сферы и провести коррекционную работу с детьми.
5. Оценить эффективность проведенной работы.
Гипотеза - работа по коррекции нарушений моторной сферы будет эффективнее при условии использования специально подобранных заданий и упражнений с учетом структуры дефекта каждого ребенка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Моторная функция играет значительную роль при регуляции речевой деятельности. Е. Н. Винарская [9], Е. М. Мастюкова [35] отмечают, что при дизартрии первичным дефектом является недоразвитие двигательной сферы, что, впоследствии, влечет появление нарушений звукопроизношения, фонематических процессов, а в дальнейшем ребенок имеет трудности при овладении письмом и чтением.
Целью исследования была логопедическая работа по коррекции недостатков развития моторной сферы у дошкольников с дизартрией.
В первой главе был осуществлен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. На основе работ Т. В. Визель [8], М. М. Кольцовой [20], Е. М. Мастюковой [35], О. Г. Приходько [45] и других авторов был изучен онтогенезмоторной сферы. Кроме этого были проанализированы психолого-педагогические особенности дошкольников с дизартрией. Было установлено, что для этой группы детей характерна истощаемость высших психических процессов. Отмечено, что у дошкольников с дизартрией наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Подчеркивается, что сформированность мелкой моторики является основой для последующего формирования речи [20]. Все это позволило теоретически обосновать необходимость своевременной системной работы по развитию моторной сферы у дошкольников с дизартрией.
С целью изучения состояния моторной сферы дошкольников с дизартрией было осуществлено исследование, в котором приняли участие 10 дошкольников в возрасте 4-5 лет, имеющих дизартрию. В ходе данного исследования было изучено состояние общей и мелкой моторики у этих групп детей. При анализе данных было зафиксировано, что у детей с дизартрией значительно нарушены моторные функции. Таким образом, была выделена зависимость между уровнями развития неречевых и речевых функций.
Целью экспериментального исследования было доказательство эффективности использования различных коррекционных приемов в работе над дизартрией.
В ходе исследования было отмечено, что у детей с дизартрией наблюдается неловкость, скованность, недифференцированность, ограниченность движений. Дети испытывали затруднения, выполняя сложные двигательные действия, в которых требовалась не только точность и четкость работы различных мышц, но и правильная пространственно - временная организация движений.
С детьми была проведена работа по развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики. Так как мы предполагали, что работа по коррекции нарушений моторной сферы будет эффективнее при условии использования специально подобранных заданий и упражнений с учетом структуры дефекта каждого ребенка, задания подбирались индивидуально.
Результаты контрольного эксперимента показали, что использование специально подобранных заданий и упражнений оказало благоприятное воздействие на состояние моторной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией, что позволяет сделать вывод, что гипотеза подтвердилась.



1. Анищенкова, Е. С. Речевая гимнастика для развития речи
дошкольников / Е.С. Анищенкова. [электронный ресурс]. -
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/02/12/e-s-anishchenkova-palchikovaya-gimnastika-dlya
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по
преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. [электронный ресурс]. -
к1^р^://деп^ос^.ги/у32902/архипрва=е.ф^логопедическая=работа=с=детьми=со
стертой дизартрией
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.
[электронный ресурс]. -
https://vk.com/doc248820329 468003280?hash=f77df8fbebe1fcbac9&dl=c563aef6d0f5794662
4. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. [электронный ресурс]. -https://vk.com/doc16859890 501974593?hash=4bcc15c6ca8a09135d&dl=73628a3d64f8e5d061
5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. [электронный ресурс]. - https://vk.com/doc-
135142459 445240253?hash=83814d5a96ee327f7d&dl=c45584bf7b83dceae0
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика пособие /
Т. В. Буденная. [электронный ресурс]. -
https://vk.com/doc44021504 173831508?hash=d690b98c6d6901a207&dl=a3c9b695637c4b1f85
7. Верясова, Т. В. Исследование моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи / Т. В. Верясова. [электронный ресурс]. - https://vk.com/doc5680606 505627251?hash=982214958780a5eace&dl=7e68b88b955f0dae9a
8. Визель, Т. Е. Основы нейропсихологии / Т. Е. Визель. [электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/2/0161/index.shtml?from page=1
9. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. [электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/2/0161/index.shtml?from page=1
10. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. [электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/1/0295/1 0295-1.shtml
11. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. [электронный ресурс]. - Ьйрз://регу^ос.ги/у25051/волосова е.б.диагностика развития ребнка раннего возраста от рождения до 2 лет
12. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет / А. Е. Воронова. [электронный ресурс]. -https://vk.com/doc68663293 464724346?hash=b5c81dede435a908e9&dl=86f54408fcf04d5ba8
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. [электронный ресурс]. -http://pedlib.rU/Books/1/0162/1-0162-1.shtml
14. Гуревич, М. О. Психомоторика / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. [электронный ресурс]. -http://pedlib.rU/Books/6/0425/6 0425-111 .shtml
15. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом / Л. А. Данилова. [электронный ресурс]. -https://neurolo gy-center.ru/dcp/danilova-l-a-metodika-korrekcii-rechevogo-i-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-s-cerebralnym-paralichom-m-1997.html
16. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж / Е.А. Дьякова. [электронный ресурс]. -https://bookree.org/reader?file=554110
17. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова.
[электронный ресурс] -
https://vk.com/doc1780087 567427030?hash=b48eb31b9f5dd650d1&dl=1c7de6a017c384c5c0
18. Кенеман, А. В.Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. [электронный ресурс]. -https: //allrefrs .ru/1-55994. html
19. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности) / М. М. Кольцова. [электронный ресурс]. - https://docviewer.yandex.ru/view/1054741861
20. Кольцова, М. М. Ребёнок учится говорить / М. М. Кольцова.
[электронный ресурс]. -
https://vk.com/doc3260116 442509699?hash=48bc4e46b424241990&dl=376b58a8e2d0e62a89
21. Коноваленко, В. В. Автоматизация сонорных звуков [р], [р’] у детей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. [электронный ресурс]. - https://vk.com/doc12737042 277703228?hash=d96eb684b753a32c52&dl=8113806f657435422a
22. Круазе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная
гимнастика / Е. Н. Круазе. [электронный ресурс]. -
https://vk.com/doc-
172860932 551349744?hash=82ba782ee47787e 143&dl=c6c3913c81 d0560e34
23. Лагунов, Ю. А. Дошкольное образование / Ю. А. Лагунов. [электронный ресурс]. -https: //www.maam.ru/detskij sad/principy-obuchenij a-v-sadu-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
24. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. [электронный ресурс]. -https://www.studmed.ru/view/levina-re-osnovy-teorii-i-praktiki-logopedii a6bf6fea716.html
25. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. [электронный ресурс]. -
https://www.studmed.ru/view/levchenko-iyu-prihodko-og-tehnologii-obucheniya-i-vospitaniya-detey-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-
apparata 25bbdfcd286.html
26. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова,
Н. Г. Саморукова. [электронный ресурс]. -
http: //www.detskiysad.ru/ped/doshkolnaya.html
27. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного
возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина. [электронный ресурс]. -
https://vk.com/doc68663293 449361681?hash=7f42175130528bd49b&dl=f21c3eff877a27a34f
28. Лопатина, Л. В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения / И. С. Лопухина. [электронный ресурс]. -https: //studfile. net/preview/5765092/
29. Лопухина, И. С. 550 занимательных упражнений для развития
речи / И. С. Лопухина. [электронный ресурс]. -
https://vk.com/doc44021504 229651855?hash=847dce46ee0f68befb&dl=fb82c1d305b5289910
30. Лопухина, И. С. Речь, ритм, движение / И. С. Лопухина.
[электронный ресурс]. -
https://vk.com/doc5680606 537892265?hash=cdb2116cb1aa38f452&dl=b6bebbde118ce780c5
31. Мартынова, Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков / Р. И. Мартынова. [электронный ресурс]. - https: //studopedia. su/15 53140 r-i-martinova.html
32. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный
возраст) / Е. М. Мастюкова. [электронный ресурс]. -https://vk.com/doc-
172860932 556263550?hash=dbefce32104af6dda5&dl=066df6780f60a445be
33. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным
параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. [электронный
ресурс]. -
https://vk.com/doc34857159 550750760?hash=7c5b5ea97a55c86a68&dl=ac19bcb3facdfbfa46
34. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к
обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. [электронный ресурс]. - https://vk.com/doc-
172860932 547429793?hash=6b2e52d6eac43b6061&dl=beb0bed5f242ecf4d6
35. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. [электронный ресурс]. -https://klex.ru/fhf
36. Нищева,Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищева. [электронный ресурс]. -https://vk.com/wall118730624 1700
37. Нищева, Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений,
физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н. В. Нищева. [электронный ресурс]. - https://ds2-
lub.edu.yar.ru/logoped/dokumenti dlya skachivaniya/kartoteka podvizhnih igr.pdf
38. Нищева, Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. [электронный ресурс]. - http://ds40.seversk.ru/wp-content/uploads/2018/04/Нищева-Образовательная-программа-3-7.pdf
39. Пантюхина, Г. В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт. [электронный ресурс]. -
https://vk.com/doc44021504 285724412?hash=80e8855274026114a9&dl=7b8bcc46ea2a91fe79
40. Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л. Г. Парамонова. [электронный ресурс]. -
https://www.nbcmedia.rU/upload/iblock/38f/fragment paramonova zvuk.pdf
41. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. [электронный
ресурс]. -
https://www.nbcmedia.ru/upload/ihlock/38f/fragment paramonova zvuk.pdf
42. Пожиленко, Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков / Е. А. Пожиленко. [электронный ресурс]. - https://vk.com/doc16859890 459466699?hash=30b9de02ffb56084cf&dl=c7ebea31e14c2436e0
43. Полякевич, Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет / Ю. В. Полякевич. [электронный ресурс]. - https: //www.literu.ru/polvakevich-v/formirovanie-kommunikativnykh-navvkov-u-detey-3-7-let/
44. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. [электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/2/0001/index.shtml
45. Приходько, О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. [электронный ресурс]. - https://cvberleninka.ru/article/n/dizartricheskie-narusheniya-rechi-u-detev-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta
46. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции
дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраст / О. Г. Приходько [электронный ре -
https://vk.com/doc334034897 458351525?hash=3195110c99227f6a12&dl=202f7068249491009d
47. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников / А. Л. Сиротюк. [электронный ресурс]. - http://valentinakv.ucoz.net/collegi/sirotjuk psikhomotornoe razvitie igry.pdf
48. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностик / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская. [электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/2/0021/2 0021-1. shtml
49. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты /
Н. М. Трубникова. [электронный ресурс] -
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/10/trubnikova.soderzhanie rechevoy
karty.doc1.pdf
50. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. [электронный ресурс]. -http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001 .htm#


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ