Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Анализ российских школьных учебных программ по предмету
«Физическая культура» 7
1.2. Анализ состояния здоровья школьников 11
1.3. Способы повышения активности учащихся на уроке
физической культуры 15
1.3.1. Создание положительного эмоционального фона на уроке 16
1.3.2. Правильная постановка задач на уроке 21
1.3.3. Оптимальная загруженность учащихся на уроке 23
1.3.4. Соблюдение дидактических принципов 26
1.4. Методические основы использования ритмической
гимнастики на уроке физической культуры 35
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. Методы исследования 40
2.2. Организация исследования 43
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1. Образовательно-оздоровительная методика физического воспитания девушек 10-11 классов с использованием средств ритмической гимнастики.. .44
3.2. Обоснование эффективности образовательно-оздоровительной модели
физического воспитания девушек 10-11 классов с использованием средств
спортивной аэробики 51
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность исследования. За последние годы произошли социально-экономические изменения во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Сложившаяся обстановка не могла не отразиться на отношении к физической культуре и спорту, организации соответствующей деятельности. Наметившиеся тенденции демократизации общества предъявляют качественно новые требования к организации и планированию физкультурно-спортивной работы с учащимися общеобразовательных школ. Сохранение здоровья учащихся и полноценное развитие их личности являются в конечном итоге основной целью образования, что отмечается в исследованиях Л.И. Лубышевой, В.И. Столярова, И.М. Быховской, В.К. Бальсевича, А.И. Завьялова, О.Л. Трещёвой и др.
Для укрепления здоровья учащихся особую роль играет применение рациональных двигательных режимов и физических упражнений, которые не только бы удовлетворяли требования и соответствовали закономерностям развития физических качеств, но и отвечали мотивационным потребностям школьников. Однако комплексное изучение данной проблемы не получило должного освещения в существующих программах, направленных на совершенствование процесса физического воспитания. Не разработано программно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся 5¬11 классов, учитывающих интересы, мотивы и потребности данного возраста. В программах отсутствует теоретический курс, рассматривающий виды здоровья (социальное, физическое, психическое, нравственное, репродуктивное здоровье) и компоненты здорового образа жизни, не выделяется отдельно оздоровительный компонент для учащихся 5-11 классов, содержащий сведения по сохранению, укреплению, коррекции здоровья, не учитывается гендерный подход к обучению.
Таким образом, налицо противоречие между ухудшением здоровья школьников и возросшими требованиями к развитию двигательных качеств, которые необходимо развивать и стимулировать в данном возрасте, отсутствием научно-методического обеспечения физического воспитания, учитывающее потребности старшеклассниц, с другой стороны. Данные противоречия актуализируют проблематику исследования разработки и реализации образовательно-оздоровительной модели физического воспитания.
Слабая материально-спортивная база школ Республики Тыва, где 20% школ не имеют спортивных залов, отсутствие в продаже спортивного инвентаря и его дороговизна - эти и другие факты доказывают необходимость программы вариативного компонента. В свою очередь мы считаем целесообразным разработку образовательно-оздоровительной модели урочных форм занятий физической культурой в учебном процессе с использованием средств спортивной аэробики в вариативном компоненте школьной программы. Спортивная аэробика относится к таким видам физической нагрузки, которые требуют наличия в организме значительных запасов кислорода в течение продолжительного времени. В результате увеличения потребления кислорода происходят благоприятные изменения в легких и сердечно-сосудистой системе. Регулярные занятия аэробикой позволяют повышать способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивать общий кровоток и тем самым «транспортировку» кислорода к мышечному механизму.
В настоящее время этот интересный вид спорта привлекает все большее внимание современной молодежи. Занятия спортивной аэробикой благоприятно воздействует на общее состояние организма спортсмена, позволяют всегда находиться в хорошей физической форме, положительно влияют на эмоциональное и психическое состояние. Так как занятия проходят под музыку, спортсмен получает большее эстетическое удовольствие. Кроме этого, для занятий спортивной аэробикой не требуется специального дорогостоящего оборудования, что делает этот вид спорта доступным для общеобразовательных школ и для высших учебных заведений.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс физического воспитания девушек 10-11 классов МБОО СОШ с. Эрзин.
Предмет исследования: содержание и технология методики использования ритмической гимнастики.
Цель исследования: теоретически разработать и опытно¬экспериментальным путем проверить эффективность образовательно¬оздоровительной методики с использованием средств спортивно¬оздоровительной аэробики.
Задачи исследования:
1. Теоретически разработать структуру и содержание образовательно-оздоровительной модели физического воспитания учащихся 5-11 классов на основе средств аэробики.
3. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность образовательно-оздоровительной модели физического воспитания учащихся 6 классов на основе средств спортивной аэробики.
Гипотеза исследования: мы предположили то, что физическое воспитание учащихся станет более эффективным, и будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья, если разработать и реализовать в процессе физического воспитания образовательно-оздоровительную модель, включающую:
- современные физические упражнения на основе средств спортивной аэробики;
- систему современных физических упражнений, направленных на приобретение знаний, умений физической культуры, проведение самостоятельных занятий;
- методы индивидуального контроля и коррекции физической подготовленности и состояния здоровья девушек в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий.
Реализация образовательно-оздоровительной модели в физическом воспитании школьников позволит системно укреплять и поддерживать здоровье в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Практическая значимость: разработанная образовательно¬оздоровительная модель физического воспитания с использованием средств спортивной аэробики в вариативной части школьной программы по физической культуре может быть использована педагогами - учителями физической культуры, инструкторами по аэробике в ДЮСШ профессионально и грамотно спланировать досуг подростков и молодежи с пользой в условиях сельской местности.
Теоретическая значимость. Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение подростков и молодежи к таким наиболее современным формам физического воспитания как шейпинг, спортивная аэробика, занятия на тренажерах, спортивные танцы и др.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются: общенаучные положения и принципы по теории и методике педагогических исследований Л.М. Матвеева, Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Б.А. Ашмарина и др.; по теории и практике спортивной аэробики Е.В. Конорова, Н.Ф. Ильяшенко, Е.С. Крючека и др.
Научная новизна исследования:
1. Теоретически разработана и научно обоснована образовательно-оздоровительная модель физического воспитания учащихся 5-11 классов с использованием средств спортивной аэробики на основе учёта развития организма в подростковом, юношеском возрасте, их индивидуальных способностей и интересов и экспериментально проверена её эффективность.
2. Разработано программно-методическое обеспечение реализации образовательно-оздоровительной модели физического воспитания учащихся 5-11 классов, которое включает в себя современные физические упражнения на основе средств аэробики, приобретения теоретических знаний и практических умений, а также контроль и коррекцию физической подготовленности девушек, позволяющие дифференцированно укреплять и поддерживать состояние здоровье.
Для решения поставленных нами задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы; педагогические наблюдения; анкетный опрос; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Организация и этапы исследования. Исследование проходит с 2008- по 2010 гг. в три этапа:
1 этап (2008-март 2010 гг.) - теоретический анализ научно¬методической, лечебно-оздоровительной литературы, определялся уровень современных педагогических методик и их влияние на повышение физической подготовленности и функциональное состояние школьниц, уровень физической подготовленности девушек 10-11 классов по данным контрольных испытаний, связанный с проблемами данного исследования; разрабатывался и формировался методологический аппарат исследования, отбирались и формировались методы изучения и решения поставленных задач опытно¬экспериментальной работы.
2 этап исследования (2010-2011гг) проведение опытно¬экспериментальной работы; дальнейшее совершенствование программно¬методического обеспечения, разработка образовательно-оздоровительной модели физического воспитания с использованием средств аэробики в вариативной части школьной программы по физической культуре.
3 этап исследования - системный анализ и обобщение полученного материала; осуществление литературного оформления работы в форме ВКР.
1. Анализ состояния физического воспитания и здоровья школьников показал, что традиционные программы не в полной мере содержат рациональное сочетание общепрофилирующих и избирательно¬оздоровительных направлений физической культуры для различных возрастных периодов онтогенеза и условий жизнедеятельности. Не имеют широкой направленности на реализацию современных физических упражнений в вариативной части, что позволяет дифференцированно подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно¬половыми особенностями учащихся.
2. Содержание учебного процесса физического воспитания в школе, необходимо корректировать на основе учёта современной динамики физического развития, состояния здоровья и интересов школьниц. Данное положение позволяет делать процесс физического воспитания динамичным, поступательным, современным и адекватно реагировать на изменяющее состояние здоровья школьниц репродуктивного возраста.
Образовательно-оздоровительная модель активизации физического воспитания учащихся включает:
- современные физические упражнения на основе средств аэробики;
- систему современных физических упражнений, направленных на приобретение знаний, умений физической культуры самостоятельными занятиями;
- методы индивидуального контроля и коррекции физической подготовленности и развития девушек в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий.
Реализация образовательно-оздоровительной модели в учебном процессе физического воспитания учащихся способствует повышению двигательной активности, физической подготовленности, укреплению здоровья, обеспечивающих адаптацию к повседневной учёбе и жизнедеятельности.
3. Разработана образовательно-оздоровительная модель физического воспитания учащихся с использованием средств аэробики. В данной модели учебные занятия содержат следующие направления:
- образовательно-оздоровительные;
- практически-семинарские;
-контрольно-коррекционные.
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. «Здоровье развитие современных школьников». М.: Школа здоровья. 1994 г.
2. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды. М., 1980.
3. Азарова И.В Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореферат дис . ... кант. пед. наук. -Омск, 1983.-22с.
4. Акимов В.Г. Пространственное представление и восприятие местности в условиях «ближней» ориентации // Проблемы физического воспитание студентов вузов: Сб. статей.- Брест, 1975.-С. I27-I29.
5. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена.- М.: Физкультура и спорт. 1977.- 102 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1982.- 456с.
7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988 г.
8. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту. Омск, 1985.
9. Бондаревский В.Б. « Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию». Москва - 1985 г.
10. Бондаренко С. М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении. М., 1973 г.
11. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». Москва 1968 г.
12. Горбунов Г.Д. «Психопедагогика спорта». М., 1986 г.
13. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. Смоленск 1989 г.
14. Демин М.В. Проблемы деятельности в теории личности. Москва 1977 г.
15. Дуркин П.К. В сб.: Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания учащихся студентов. / Научно-практическая конференция. Коломна, 1990 г.
16. Дуркин П.К. «Теория и практика физической культуры»., 1990 г. №6.
17. Дусовицкий А.К. «Воспитывая интерес». Москва 1984 г.
18. Дусовицкий А.К. «Формула интереса». Москва 1989 г.
19. Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. М., 1984 г.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002 г.
21. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет.- М., 2001.
22. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 1987.
23. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., 1978 г.
24. Иляшенко Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитание в вузах. - М. - 2006.
25. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? -М.: 1989
26. Каптерев. Детская И педагогическая психология.- М.:1999
27. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.- М., 1981.
28. Кольцова М.М. Двигательная активность иразвитие функций мозга ребенка.- М..,1973.
29. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов.- М., 2000
30. Комиссаров Л.Н Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., 1986.
31. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритме, 1 выпуск.- М.,1972.
32. Коренева Т.М. Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста, часть 1.-М., 2001.
33. Козленко Н.А. «Физическая культура в школе» 1985 г. №7.
34. Крючек Е.С.«Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий».
35. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1987.
36. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2001 г.
37. . Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.- М.,1974.
38. Люблинская А.А. Детская психология.-М.,1971.
39. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться? М.: Педагогика, 1985 г.
40. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М., 1991.
41. Макарова А.К. Формирование мотивации к учению в школьном возрасте. М., 1983 г.
42. Макарова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983 г.
43. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, 1986.
44. Минский Е.М. От игры к знаниям. М., 1987 г.
45. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Педагогика, 1979 г.
46. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.
47. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М., 1982.
48. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1998.
49. Соловейчик С. И. Учение с увлечением. М.: Просвещение, 1979.
50. Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики.
51. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодежи. Тула, 1993.
52. Уманский П.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.:Наука, 1980.
53. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997.
54. Хамблин Д.О. Формирование учебных навыков. М., 1986.
55. Худолеева О.В. «Физическая культура в школе» 1989 г. №4
56. Шмаков С. А., Безбородова Н.П. От игры к самовоспитанию. М., 1995.
57. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.