ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
L1. Общее представление о вирусах 6
1.1. Механизм заражения и развитие заболевания СОVID-19 9
1.2. Вакцинация как средство борьбы с COVID-19 12
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 15
2.1. Документы ВОЗ о пандемии коронавируса 15
2.2. Законы и документы, регулирующие вакцинацию в России... 16
2.3. Список обязательных прививок в России 17
2.4. Что будет, если отказаться от обязательных прививок 20
2.5. ВОЗ рассматривает возможности вакцинации детей без согласия родителей 23
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19 26
3.1. Вакцинация ребенка: за и против. Бояться ли прививок? Как
принять решение? 26
3.2. Ковид-диссиденты. Слушать ли советы «старших» или подруг9 31
ГЛАВА 4. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ В ШКОЛЕ ПО МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19 37
4.1. Выявление уровня мотивации к вакцинации от COVID-19 у
учащихся и их родителей 37
4.2. Административные мероприятия: законодательные акты, постановления. Опыт различных общеобразовательных учреждений.... 42
4.3. Методические рекомендации по мотивации к вакцинации от
COVID-19 учащихся и их родителей 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
В 2019 году Всемирная организация здравоохранения была осведомлена представителями государственной власти Китая о том, что на территории г. Ухань произошла вспышка неизвестной пневмонии. Выявленная новая инфекция под названием COVID-19 начала распространяться со стремительной скоростью. Так, за пределами Китая она была обнаружена в первой половине января 2020 года. Тогда 11 марта этого же года Тедрос А.Г., являющийся главой ВОЗ, сказал, что мир столкнулся с необычайно сильной эпидемией, которая охватила все страны и континенты, и носит название пандемия.
В 2020 году в России с целью выработки мер по предупреждению и профилактики распространения COVID-19 был организован оперативный штаб, в рамках которого осуществлялось взаимодействие всех профильных органов исполнительной власти. В этом же году, 31 января, был утвержден Национальный план по предупреждению завоза и распространения новой ко-ронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на образование. Впервые за всю историю человечества в системе образования произошел серьезный сбой, который ощутили около 1,6 миллиарда обучающихся, находящихся более, чем в 190 странах мира. Около 94% мирового континента людей, получающих образование, коснулось закрытие различных образовательных учреждений. Данный показатель почти достиг максимума (99%) в тех странах, где был отмечен низкий уровень или уровень дохода ниже среднего [40].
Также важно отметить, что из-за кризисной ситуации существующая проблема неравенства в образовательной сфере, выраженная в том, что люди с низким уровнем дохода или определенные группы лиц (беженцы, инвалиды, насильственно перемещенные лица) не имели возможности начать или продолжить обучение, значительно обострилась. По настоящее время экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции оказывают значительное влияние на образование граждан. Так, согласно статистическим данным, в следующем году около 23,8 людей (в категории от дошкольников до студентов) могут бросить обучение или вовсе не иметь доступа к получению образования.
Важный вклад в понимание особенностей функционирования личности, группы, общества в условиях распространения нового вируса вносят исследования, выявляющие черты личности, обусловливающие специфику восприятия коронавирусной инфекции и степени ее угрозы (Егорова, Паршикова, Зырянова и Староверов, 2020; Modersitzki, Phan, Kuper, & Rauthmann, 2020), проблем атизирующие и прогнозирующие социально-экономические и социальнопсихологические риски и последствия пандемии и инфодемии (Нестик, 2020; Ушаков, Юревич, Нестик и Юревич, 2020; Юревич, Ушаков и Юревич, 2020; Тхостов и Рассказова, 2020; Журавлев и Китова, 2020).
Таким образом, все вышеописанные проблемы подчеркивают актуальность темы исследования.
Объект исследования: общеобразовательный процесс в школе.
Предмет исследования: методические рекомендации по мотивации учащихся к вакцинации COVID-19.
Цель исследования: разработать комплекс мероприятий в школе по мотивации учащихся к вакцинации от COVID-19.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить общее понятие о вирусах, а также механизм заражения и развитие заболевания COVID-19.
3. Изучить документы ВОЗ о пандемии коронавируса и различные нормативно-правовые акты, регулирующие вакцинацию в России.
4. Выявить уровень мотивации у учащихся и их родителей к вакцинации от COVID-19 посредством анкетирования.
6. Разработать методические рекомендации по мотивации к вакцинации от COVID-19 учащихся и их родителей.
Теоретико-методологической базой являются следующие источники:
1. Нормативно-правовая документация.
2. Материалы, представленные на официальном сайте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
3. Статистическая информация.
4. Учебники, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных исследователей относительно тематике исследования.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научной литературы и нормативно-правовой документации.
2. Анализ проблемы исследования.
3. Анкетирование.
4. Анализ и интерпретация полученных данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности выявления актуальных проблем относительно распространения COVID-19 в сфере образования, в анализе мнений на основе анкетирования и разработке методических рекомендаций по мотивации учащихся к вакцинации COVID-19.
Структура исследования. Работа состоит из введения, 4-ех глав, заключения и списка цитируемой литературы.
Изучив биологический аспект, можно отметить, что в настоящее время существует большое количество вирусов, которые оказывают негативное влияние различной степени на здоровье человека. Так, в 2019 году был выявлен новый коронавирус SARS-CoV-2, который представляет собой одноцепочечный РНК-содержащий вирус и относится ко II группе патогенности. Данный коронавирус, как предполагает ряд ученых-биологов, можно считать рекомбинантным вирусом между коронавирусом летучих мышей и коронавирусом, происхождение которого неизвестно.
Новая коронавирусная инфекция передается непосредственно воздушно-капельным (или воздушно-пылевым) способом поэтапно:
1. Выведение возбудителя из организма хозяина в среду его окружающую.
2. Сохранение (созревание, иногда размножение) во внешней среде.
3. Внедрение возбудителя в восприимчивый организм.
Изучив юридический аспект, можно сделать вывод о том, что в связи с быстрыми темпами распространения инфекции и масштабами заражения 16 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила пандемию коронавируса COVID-19. Одним из основных документов ВОЗ являлись руководящие принципы проведения мероприятий по иммунизации во время пандемии COVID-19. Также среди основных документов, регулирующих вакцинацию в России, были отмечены:
1. Федеральный закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней.
2. Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н с изменениями и дополнениями от: 16 июня 2016 г., 13 апреля 2017 г.).
3. Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (Календарь профилактических прививок России (Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 № 825).
4. Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2342-08 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 марта 2001 № 15).
5. Документ согласия на вакцинацию (Приложение № 5 Утвержденное приказом ФМБА России от 30.03.2007 № 88).
На данный период времени на территории РФ действует национальный календарь профилактических прививок, который является нормативно-правовым документом, регулирующим сроки и порядок осуществления гражданам обязательных прививок. Отметим, что 31 декабря 2021 года Минздравом РФ был утвержден новый национальный календарь прививок.
Изучив ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вакцинацию в РФ, важно отметить, что данная профилактическая мера является реализацией общепризнанного права, поэтому отказ от вакцинации не может быть рассмотрен как правонарушение. То есть человек, отказавшийся от вакцинации, не попадает ни под один из видов ответственности (юридическая, уголовная, административная).
Важно подчеркнуть, что до 15-тилетнего возраста различные решения, связанные со здоровьем ребенка, в том числе и вакцинацией, принимают родители, а после исполнения 15-ти лет - сами дети. Для того, чтобы ребенок, не достигший 15-летнего возраста, был вакцинирован, родители и законные представители должны дать обязательное согласие в письменной форме (ч. 7 ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
...
1. Авакян А. А., Быковский А. Ф. Атлас анатомии и онтогенеза вирусов человека и животных. М., 2019. 270 с.
2. Адамян Л. В. COVID-19 и женское здоровье (обзор литературы) / Л. В. Адамян, Я. Б. Азнаурова, О. С. Филиппов // Проблемы репродукции. 2020. №
1. С. 6-17.
2. Белоцерковская Ю. Г. COVID-19: Респираторная инфекция, вызванная новым коронавирусом: новые данные об эпидемиологии, клиническом течении, ведении пациентов / Ю. Г. Белоцерковская, А. Г. Романовских, И. П. Смирнов // Consilium Medicum. 2020. № 3. С. 12-20.
3. Ведение детей с заболеванием, вызванным новой коронавирусной инфекцией (SARS-COV-2) / Ю. С. Александрович, Е. Н. Байбарина, А. А. Баранов [и др.] // Педиатрическая фармакология. 2020. № 2. С. 103-118.
4. Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в Российском Здравоохранении / В. И. Стародубов, Ф. Н. Кадыров, О. В Обухова [и др.] // Менеджер здравоохранения. 2020. № 4. С. 58-71.
5. ВОЗ предупреждает: если приостановить оказание важных медицинских услуг, достигнутые успехи вакцинации могут уйти в прошлое // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2020. № 2. С. 62-62.
6. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (2019-пСо V). Версия 2 (03.02.2022) (утв. Министерством здравоохранения РФ) [Электронный ресурс] URL: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73406661 (дата обращения: 27.04.2022).
7. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека от 19.10.2005. [Электронный ресурс] URL:
https://www.un.org/ru/docuinents/decl conv/declarations/bioethics a d hr.shtnil (дата обращения: 12.03.2022).
8. Гришин В.И., Домащенко Д.В., Константинова Л.В., Кошкин А.П., Устюжанина Е.В., Штыхно Д.А., Шубенкова Е.В. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия И Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2020. № 3. С. 5-18.
9. Дайджест новостей СО VID-19 И Педиатрическая фармакология. 2020.№ 2. С. 152-155.
10. Зарубежных новостей клинической медицины // Российский кардиологический журнал. 2020. № 4. С. 8-8.
11. Ключевые сообщения и действия по предотвращению и контролю COVID-19 в школах. [Электронный ресурс] URL: https://www.iinicef.by/Hploads/niodels/2020/03/facts-aboiit-covid-19 prevention- and-control-in-schools- nis ss.pdf (дата обращения: 27.04.2022).
12. Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины. [Электронный ресурс] URL: https://nn.coe.int/168007d004 (дата обращения: 02.03.2022).
13. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]
URL: http://www.consiiltant.ru/document/cons doc LAW 28399 (дата обращения: 12.03.2022).
14. Коронавирусы: биология, эпидемиология, пути профилактики / А.Р.
Бабаян, А. П. Фисенко, Н. М. Я. Садеки, А. Р. Мирзаева// Российский педиатрический журнал. 2020. № 1. С. 57-61.
... всего 43 источника