Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПЕЙЗАЖ

Работа №160498

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы101
Год сдачи2015
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования эмоционального восприятия цвета через пейзаж детьми младшего школьного возраста
1.1 Проблема эмоционального восприятия цвета в научных исследованиях 7
1.2 Особенности восприятия цвета детьми младшего школьного возраста 13
1.3 Цветовые особенности построения пейзажного образа 19
1.3.1 Колористические построения пейзажей И.К. Айвазовского 19
1.3.2 Особенности цветового построения пейзажа в детских работах 23
Выводы по первой главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эмоционального восприятия цвета у учащихся 3 класса
2.1 Разработка методики исследования эмоционального восприятия цвета 31
2.2 Организация и анализ констатирующего эксперимента 37
2.3 Формирующий этап экспериментальной работы 41
2.3.1Методические рекомендации по повышению качественного уровня эмоционального восприятия цвета 46
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список используемой литературы 53
Приложение 1 58
Приложение 2 61
Приложение 3 92
Приложение 4 94

У каждого из нас есть любимые и нелюбимые цвета. Мы часто занимаемся цветотерапией, даже не осознавая этого. Одеваясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное воздействие.
Давно известно, что человек воспринимает мир посредством цветов - и в настоящее время существует огромная палитра цветов и их оттенков, разнообразию которых, кажется, нет конца. Кроме того, в результате многолетних исследований ученых выявлено, что цвет является одним из основных факторов, оказывающих влияние на настроение и самочувствие человека. Как правило, теплые цвета вызывают бодрое настроение, человек чувствует себя более активным и жизнерадостным. Холодные цвета могут успокоить, навеять грусть, или размышления, их называют пассивными.
Окружающий мир полон всевозможных красок. Цветом нужно пользоваться бережно и умело. Знания о цвете помогают оформить пространство, в котором люди живут, работают, учатся или отдыхают. При правильном оформлении этого пространства подходящими цветами мы можем добиться гармоничного пребывания в нем. Нам будет приятно приходить сюда вновь и вновь. Естественно, огромную роль при этом будет играть цвет, в который окрашено данное пространство.
Восприятие цвета выглядит немного по-разному для взрослых и детей. Взрослые относятся более спокойно и сдержанно к цветам, а для детей же, наоборот.
Это один из главных аспектов познания окружающего мира. Дети связывают цвет с ассоциациями, которые он производит, и стараются активно использовать эти цвета в своих поделках, рисунках, плакатах. Помимо своей познавательной функции, цвет также определяет настроение.
Настроение учащихся играет одну из самых определяющих ролей в образовательном процессе. Буквально все - от момента подготовки к урокам, до проведения уроков - должно быть гармонично, хочется, чтобы ученики проявляли заинтересованность и стремление научиться многому на уроках. Этому способствует эмоциональная стабильность, другими словами, дети испытывают желание ходить в школу с хорошим настроением, прилежно учиться и познавать мир. В этом немалую роль играет цветовое восприятие.
Испытывая «подавленное» настроение, ученик более склонен к апатии и пассивному поведению на уроке. Он не может целиком погрузиться в учебную деятельность, материал воспринимается не полностью, а то и вообще не усваивается. Если не предпринять меры - ученик окончательно потеряет интерес и перестанет понимать необходимость учиться и познавать новое. Таким образом, важно научиться устанавливать связь между цветом, его восприятием и влиянием на настроение учащихся. При правильном подходе можно всегда чуть «поменять», «украсить» настроение и позволить детям творить, выбирая подходящие по настроению цвета и грамотно организуя их вместе.
Учащиеся с хорошим, позитивным настроением получают школьные знания намного легче, обычно могут легко усвоить материал на уроке, пообщаться на данную тему, проявить интерес к происходящему. Поэтому основной задачей преподавателя при работе с детьми младшего школьного возраста является корректное объяснение свойств цветов, а также умение подобрать правильные цвета для создания положительного настроения учащихся. При четком понимании дети начинают осознанно подбирать цвета к тем или иным заданиям, доносят свое настроение и эмоции посредством цветов и умеют объяснить, почему именно этот цвет подходит в конкретной ситуации. Правильное понимание свойств и функций цвета - залог его верного применения....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение проведенного исследования эмоционального восприятия цвета у детей младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы.
Современное образование характеризуется недооценкой роли эстетического воспитания в развитии эмоциональной культуры ребенка. Эта недооценка значимости эстетического воспитания, роли живописи в формировании мировоззрения приводит к деформации сознания ребенка, к элементарной изобразительной неграмотности. В дальнейшем это сказывается на формировании пространственно-образного, абстрактного мышления, что подтверждается результатами проведенного опытно-экспериментального исследование уровня эмоционального восприятия цвета у учащихся 3 класса средней школы № 5.
При разработке учебных программ для учащихся младшего школьного возраста необходимо учитывать, что именно на ранних стадиях развития и воспитания ребенка закладываются основы его морально - нравственных, духовных ценностей, происходит активное формирование восприятия цвета. Развитие цветового восприятия - одна из важных педагогических проблем, требующих постоянного совершенствования теоретических подходов, форм и методов образовательного процесса у школьников младших классов.
Анализ результатов работ учащихся должен проводиться совместно с психологами, с тем, чтобы контролировать эмоциональное состояние детей, так как в исследовании была установлена и подтверждена зависимость цветовых предпочтений от эмоций. Также в целях повышения знаний, умений и навыков изобразительного искусства, построения образных пейзажей, композиций педагогам необходимо в процессе обучения использовать межпредметные связи. Следует раскрывать учебные вопросы изобразительного искусства через приобретенные детьми знания в области литературы, природоведения, с тем, чтобы глубже познать красоту окружающего мира, что самое главное суметь отобразить эту красоту в своих творческих работах, в самой широкой цветовой гамме и эстетически грамотно.
Педагог должен проявлять творчество, совершенствовать методику отбора изучаемых произведений искусства, форму проведения занятий, с помощью этих важных компонентов педагогического процесса он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения. Научит ребенка с помощью цветовых решений, форм, композиций отображать мир, давать в произведениях свою оценку существующей действительности.
Цветные преимущества меняются с возрастом человека. Существующие данные позволяют охарактеризовать цветовые предпочтения детей младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста предпочитают чистые, локальные цвета. В.С. Мухина установила, что для изображения положительных объектов ребенок применяет теплые цвета, а для отрицательных - холодные. Для большей эмоциональной убедительности младшие школьники используют «не подражательные цвета», несущие гамму чувств, переживаемых ребенком. Эти цвета превалируют в рисунках младших школьников наряду с «эталонными».
По нашему мнению, необходимо использовать правильную методическую систему в развитии художественно - образного цветовосприятия школьников, для того, чтобы помочь детям выражать свои чувства, эмоции через цветовую гамму пейзажа. Необходимо не просто объяснять «эталонное» значение цветов и оттенков, но давать возможность детям использовать различные сочетания цветов и оттенков для выражения эмоционального фона пейзажа....


1. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография / Б.А. Базыма. - Х.: ХГАК, 2001. -172 с.
2. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук // Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль: Академия развития, 1997.-240с.
3. Белякова Л.Г. Формирование пространственных представлений в обучении младших школьников рисованию пейзажей в детской студии изобразительного искусства. Научная библиотека диссертаций и авторефератов // [Электронный ресурс]: сайт http://www.dissercat.com
4. Берзницкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1980.-280с.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение. 1988. -144с.
6. Венгер Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания/ Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2001. - 152 с.
7. Виноградова Н.В. Значимость методической системы в развитии художественно - образного цветовосприятия у учащихся ДШИ / Н.В. Виноградова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,2008. - № 76 - 2. - 54 - 59 с.
8. Веккер Л. М. Психические процессы / Л.М.Веккер.-М:, 1981.- 325 с.
9. Вагнер - Кох Э., Вагнер Ж. Индивидуальность цвета / Э. Вагнер-Кох, Ж. Вагнер.- Общество Жерарда и Элизабет Вагнер,2009.
10. Григорьева Э.И. Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности // Научная библиотека диссертаций и авторефератов // Информационный ресурс: сайт http://www.dissercat.com
11. Детские уроки. Влияние цвета на психику ребенка [Электронный ресурс].- Режим доступа:http: //www.babylessons .ru/vliyanie-cveta-na-psixiku-rebenka/
12. Денисов В., Глазова М. Восприятие цвета / В. Денисов, М.Глазова. - М.: Эксмо,2007.- 28-87 с.
13. Забозлаева Т. Символика цвета / Т.Забозлаева.- Невский ракурс ,2011.
14. Ивенс Р. М. Введение в теорию Цвета / Р.М. Ивенс. - М.: Наука, 1964. - 342 с.
15. Изобразительное искусство: учебник 2 класс / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана - Граф, 2012.- 64с....(40)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ