ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЕКЛАМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 6
1.1. Понятие «Дополнительное образование» и предоставляемые услуги дополнительного образования 6
1.2 Особенности рекламы в сфере дополнительного образования 11
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУДО ДШИ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА 19
2.1 Анализ деятельности и рекламной деятельности МБУДО ДШИ
Городищенского района 19
2.2 Исследование мотивации взрослого населения Городищенского района
при выборе учреждения дополнительного образования 25
2.3 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию
рекламной деятельности МБУДО ДШИ Городищенского района 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Становление рыночных взаимоотношений в России определило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, перевоплотилось в товар, а точнее услугу материального характера. За довольно небольшой период времени в РФ сформировался рынок образовательных услуг, предложение которых за минувшие пять - семь лет сделало грандиозный скачок. Почти во всех случаях предложение превышает спрос. Вместе с тем, если инструменты маркетинга уже достаточно длительный период времени используются в экономике, бизнесе и рекламе, то образование и коммерция еще не так давно воспринимались общественным мнением противоречиво.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обоснована тем, что на сегодняшний день в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления применяются в недостаточной степени. В современных социально-экономических условиях, когда важными качествами считается прагматизм и успешность, дополнительное образование утратило собственную престижность, продолжая надеяться в своей деятельности только на эстетическое воспитание различных социальных групп и применять классические методы музыкальной и художественной педагогики. Это вызвало уменьшение числа поступающих обучится в дополнительные образовательные учреждения.
Учитывая актуальность данной проблемы, были рассмотрены сущность понятия «дополнительное образование», услуги дополнительного образования, их специфические особенности, отличия от других видов услуг, классификацию, а также особенности рекламы в сфере дополнительного образования.
Объект выпускной квалификационной работы: реклама учреждений дополнительного образования.
Предмет выпускной квалификационной работы: рекламная деятельность МБУДО ДШИ Городищенского района.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ рекламной деятельности и разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию ее эффективности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть понятие «дополнительное образование»;
- изучить особенности рекламы в сфере дополнительного образования;
- проанализировать существующую рекламную деятельность МБУДО ДШИ Городищенского района;
- провести социологическое исследование;
- разработать практические рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа МБУДО ДШИ Городищенского района.
Для написания выпускной квалификационной работы послужили труды специалистов в области рекламы, такие как Панкрухин А.П., Авсянников Н.М., Сагинова О.В., Даниленко Л.В. Пискунов М.С. Самохин М.Ю., Мокшанцев Р.И., Волкова М.М, Сагинова О.В., Сенашенко В.А. и др.
Дополнительными источниками информации при подготовке выпускной квалификационной работы выступал Интернет, а так же данные содержащие нормативную базу дополнительного образования, и публикации об особенностях формирования развития эффективной системы дополнительного образования. В рамках написания выпускной квалификационной работы был проанализирован закон регламентирующий деятельность учреждений дополнительного образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В введении обосновывается актуальность темы, объект, предмет, цели и задачи исследования. Дается краткий обзор литературы по данной тематике. Отличается теоретическая и практическая значимость.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются понятие «дополнительное образование» и услуги дополнительного образования. Также в первой главе рассматривается реклама в сфере дополнительного образования.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассматривается анализ деятельности и рекламной деятельности МБУДО ДШИ Городищенского района. Проводится анализ социологического исследования. По результатам социологического исследования разработаны рекламные материалы.
В заключении приводятся основные выводы и рекомендации
В современных социально-экономических условиях, когда важными качествами считается прагматизм и успешность, дополнительное образование утратило собственную престижность, продолжая надеяться в своей деятельности только на эстетическое воспитание различных социальных групп и применять классические методы музыкальной и художественной педагогики. Это вызвало уменьшение числа поступающих обучится в дополнительные образовательные учреждения.
Нами была проанализирована деятельность и рекламная деятельность МБУДО ДШИ Городищенского района, проведено социологическое исследование.
В результате проведенной работы поставленная цель была достигнута и были решены все поставленные задачи.
Проанализировано понятие «дополнительное образование». Рассмотрены цели и услуги дополнительного образования. Нами было выявлено, что современный словарь позиционирует понятие «дополнительное образование» как вид образования, который ориентирован на многостороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и вовсе не сопровождается увеличением уровня образования.
Проанализирована реклама в сфере дополнительного образования. Проведен анализ деятельности и рекламной деятельности МБУДО ДШИ Городищенского района. Было выявлено, что рекламная деятельность недостаточна и необходимо совершенствовать рекламную деятельность МБУДО ДШИ Городищенского района, а так же обновление информации на сайте, т.к. это является необходимым условием увеличения числа учащихся.
Нами был проведено социологическое исследование, по результатам которого была разработана рекламная поддержка МБУДО ДШИ Городищенского района.
В результате было разработано и откорректировано следующее:
- разработан логотип МБУДО ДШИ Городищенского района;
- разработаны макеты плаката МБУДО ДШИ Городищенского района;
- разработан макет листовки МБУДО ДШИ Городищенского района;
- разработана сувенирная рекламная продукция МБУДО ДШИ Городищенского района;
- корректировка сайта МБУДО ДШИ Городищенского района.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ - URL: www.consultant.ru (дата обращения: 06.01.16г.)
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 10.11.2009г. № 3266-1 - URL: www.consultant.ru (дата обращения: 06.01.16г.)
3. Авсянников, Н.М. Маркетинг в образовании: учебное пособие/ Н.М. Авсянников - Москва: Издательство РУДН, 2010. - 158с.
4. Баранник, М.А. Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия / М.А. Баранник - URL: www.marketologi.ru
(дата обращения: 17.01.16г.)
5. Басовский, Л.Е. Маркетинг/ Л.Е. Басовский -М.: НИЦ ИНФРА - М, 2012. - 224с.
6. Баталов, А.С. Маркетинг образовательных услуг/ А.С. Баталов - URL: www.marketing.narod.ru(дата обращения: 19.01.16г.)
7. Бухарова, Г.Д. Маркетинг в образовании/ Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова - Москва: «Академия» 2010 г. - 207с.
8. Ващекин, Н.П. Маркетинг учебник-практикум/ Н.П. Ващекин - Москва: Издательство МГУ, 2010 г. - 312с.
9. Волкова, М.М. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг / М.М.Волкова, А.Б. Звездова // Маркетинг. - 2010. - № 6. - С. 45-53.
10. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков. - М.: Финн - Пресс, 2010г. - 688 с.
11. Детская школа искусств Городищенского района -URL: gordshi.penz. muzkult.ru (дата обращения 19.01.16г.)
12. Егорова, М. М. Маркетинг: конспект лекций/ М.М. Егорова. - М.: Инфра , 2010г. - 60 с.
13. Кириллина, Ю. А. Маркетинг образовательных услуг/
Ю. А. Кириллина // Высшее образование в России - 2010 г. № 5 - С. 21 - 24
14. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент/ Ф. Котлер, К.Л. Келлер - СПБ. Питер, 2012 г. - 1200с.
15. Котляров, И.Д. Комплекс маркетинга: попытка критического анализа / И. Д. Котляров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) - 2012г. - № 4 - URL: sisp. nkras. ru / issues / 2012/4/ kotliarov.pdf. (дата обращения 8.01.16г.)
16. Лукашенко, М.А. Маркетинг и PR в учебном заведении/
М.А.Лукашенко // Высшее образование в России -2012г.- №4 - С.32-40.
17. Панкрухин, А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога / А.П. Панкрухин // Аlma mater. - 2012г. - № 9 - С.34.
18. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг. Маркетинг в России и за рубежом/ А.П. Панкрухин // А1та mater. - 2011 г. - № 7 - С. 47.
19. Панкрухин, А.П. Реклама образовательных услуг/ А.П. Панкрухин// Alma Mater. - 2011 г. - № 8 - С.59.
20. Панкрухин, А.П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию/ А.П. Панкрухин // Alma Mater - 2010 г. - № 1 - С. 41.
21. Пищулин, Н.П. Маркетинг образования/ Н.П. Пищулин - М.: Жизнь и мысль, 2011г. - 203с.
22. Пищулин, С.А. Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы/ С.А. Пищулин URL: www. marketologi.ru (дата обращения: 07.01.16г.)
23. Попов, Е.Н. Услуги образования и рынок/ Е.Н. Попов // Российский экономический журнал - 2012г. - № 6 - С.20-37.
24. Сагинова, О.В. Маркетинг образовательных услуг/ О.В. Сагинова - URL: www.marketologi.ru (дата обращения: 14.01.16г.)
25. Седельников, А.А. Общественное участие в управлении образованием / А.А. Седельников // Народное образование - 2011г. - №5. - С. 40 - 47.
26. Сенашенко, В.С. Дополнительное образование: идеи и решения/ В.С. Сенашенко // Высшее образование в России - 2011г. - № 5 - С.14.
27. Сергеева, М.Г. Маркетинговая служба как инструмент рынка труда и рынка образовательных услуг/ М.Г. Сергеева // Альма матер. - 2011. - № 11. - С. 60-68
28. Скрипак, Е.И. К вопросу о понятии «образовательная услуга» / Е.И. Скрипак - URL: www.history.kemsu.ru (дата обращения 15.01.16г.)
29. Щетинин, В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг/ В.П. Щетинин //Мировая экономика и международные отношения - 2010г. - №11 - С. 116.
30. Щетинин, В.П. Рынок образовательных услуг в современной России/ В.П. Щетинин // Мировая экономика и международные отношения - 2010г. - №3 - С.17-22.