Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования
|
Введение 3
Глава I Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников 6
1.1 Закономерности формирования фонематического восприятия в онтогенезе 6
1.2 Коррекционно - развивающие методики фонематического восприятия старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Метод наглядного моделирования как средство развития фонематическкого восприятия у детей с общим недоразвитием речи 18
Выводы по главе I 23
Глава II Разработка и реализация проекта «Развивайка - нажимайка» как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.1. Предпроектное исследование развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2. Паспорт и жизненный цикл проекта «Развивайка - нажимайка» 38
2.3. Программа логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 44
Выводы по главе II 122
Глава III. Оценка продукта проекта и методические рекомендации 123
3.1. Оценка результативности программы логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 123
3.2. Методические рекомендации логопедам, работающим в группах комбинированной и компенсирующей направленности 131
Выводы по главе III 134
Заключение 135
Библиография 137
Приложения 145
Глава I Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников 6
1.1 Закономерности формирования фонематического восприятия в онтогенезе 6
1.2 Коррекционно - развивающие методики фонематического восприятия старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Метод наглядного моделирования как средство развития фонематическкого восприятия у детей с общим недоразвитием речи 18
Выводы по главе I 23
Глава II Разработка и реализация проекта «Развивайка - нажимайка» как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.1. Предпроектное исследование развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2. Паспорт и жизненный цикл проекта «Развивайка - нажимайка» 38
2.3. Программа логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 44
Выводы по главе II 122
Глава III. Оценка продукта проекта и методические рекомендации 123
3.1. Оценка результативности программы логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 123
3.2. Методические рекомендации логопедам, работающим в группах комбинированной и компенсирующей направленности 131
Выводы по главе III 134
Заключение 135
Библиография 137
Приложения 145
Актуальность. Развитие речи - одна из важнейших жизненных задач, с помощью которой происходит всестороннее развитие детей. Несмотря на накопленный богатый экспериментальный материал и изданную литературу по этой тематике, изучение развития и нарушений фонематических процессов является актуальным.
В жизни каждого человека речевое общение занимает главное место. Когда речь ребенка хорошо развита, тогда ему легче общаться, и перед ним открывается еще больше возможностей для познания окружающего мира. Речь должна быть правильно оформлена с точки зрения лексики и грамматики, а также быть четкой, безупречной при произношении.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из важнейших задач указанного уровня образования является: «подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к успешной учебной деятельности». В этой связи существенное внимание в образовательном процессе занимает подготовка к школе, формирование элементарных навыков, которые будут полезны в школьном обучении. Данный процесс может быть осложнен различными факторами - в том числе и нарушением в развитии - например, нарушением в речевом развитии. Педагоги-практики говорят о постоянном увеличении численности категории детей с общим недоразвитием речи.
В работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи педагоги вынуждены совмещать общие и коррекционные задачи - в том числе коррекцию нарушений речи. Фонематическое восприятие, особенно важно для подготовки детей к школьному обучению, поскольку включает в себя навыки звукового анализа слов. При этом у детей с общим недоразвитием речи фонетические и фонематические стороны речи чаще всего существенно нарушены.
Нами обнаружено такое противоречие:
1. Данная категория детей составляет достаточно большую по численности категорию. В числе прочих признаков им характерны нарушения в процессе фонематического восприятия (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.).
2. Нарушения фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи влечет за собой несформированность знаний и умений в области звукового состава слова, который особенно важен при обучении грамоте. Данное нарушение занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий.
В связи с вышесказанным задача улучшения фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи выступает одной из важнейших задач коррекционной работы с данной категорией воспитанников. Противоречие рождает проблему исследования: с помощью чего можно развивать фонематическое восприятие детей 6-7 лет. В качестве потенциального средства выступает метод наглядного моделирования.
Проблема улучшения фонематического восприятия изучалась А.Н. Гвоздевым, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцевым, Н.А. Чевелевой, Н.Х. Швачкиным, А.В. Ястребовой и другими учеными. Вклад в проблему коррекции фонетико-фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи внесли работы Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.И. Дьякова и др. Проблема наглядного моделирования изучалась Т.В. Александровой, Т.А. Ткаченко и др.
Цель проектной работы: разработка содержания логопедической работы по развитию фонематического восприятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
Объект проектной работы: фонематическое восприятие у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня...
В жизни каждого человека речевое общение занимает главное место. Когда речь ребенка хорошо развита, тогда ему легче общаться, и перед ним открывается еще больше возможностей для познания окружающего мира. Речь должна быть правильно оформлена с точки зрения лексики и грамматики, а также быть четкой, безупречной при произношении.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из важнейших задач указанного уровня образования является: «подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к успешной учебной деятельности». В этой связи существенное внимание в образовательном процессе занимает подготовка к школе, формирование элементарных навыков, которые будут полезны в школьном обучении. Данный процесс может быть осложнен различными факторами - в том числе и нарушением в развитии - например, нарушением в речевом развитии. Педагоги-практики говорят о постоянном увеличении численности категории детей с общим недоразвитием речи.
В работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи педагоги вынуждены совмещать общие и коррекционные задачи - в том числе коррекцию нарушений речи. Фонематическое восприятие, особенно важно для подготовки детей к школьному обучению, поскольку включает в себя навыки звукового анализа слов. При этом у детей с общим недоразвитием речи фонетические и фонематические стороны речи чаще всего существенно нарушены.
Нами обнаружено такое противоречие:
1. Данная категория детей составляет достаточно большую по численности категорию. В числе прочих признаков им характерны нарушения в процессе фонематического восприятия (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.).
2. Нарушения фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи влечет за собой несформированность знаний и умений в области звукового состава слова, который особенно важен при обучении грамоте. Данное нарушение занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий.
В связи с вышесказанным задача улучшения фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи выступает одной из важнейших задач коррекционной работы с данной категорией воспитанников. Противоречие рождает проблему исследования: с помощью чего можно развивать фонематическое восприятие детей 6-7 лет. В качестве потенциального средства выступает метод наглядного моделирования.
Проблема улучшения фонематического восприятия изучалась А.Н. Гвоздевым, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцевым, Н.А. Чевелевой, Н.Х. Швачкиным, А.В. Ястребовой и другими учеными. Вклад в проблему коррекции фонетико-фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи внесли работы Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.И. Дьякова и др. Проблема наглядного моделирования изучалась Т.В. Александровой, Т.А. Ткаченко и др.
Цель проектной работы: разработка содержания логопедической работы по развитию фонематического восприятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
Объект проектной работы: фонематическое восприятие у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня...
При разработке настоящего проекта был решён ряд теоретических и практико-ориентированных задач, которые реализовывались на этапе предпроектного исследования, на этапе создания продукта проекта и при его апробации.
Нами было выделено три группы приоритетных задач: научно-методические, диагностические и коррекционные.
В рамках решения первой, методической, группы задач мы провели исследование научной литературы по проблеме. В процессе теоретического анализа научной литературы были раскрыты понятия «фонематическое восприятие» и «наглядное моделирование», дана характеристика онтогенетического формирования фонематического восприятия и дизонтогенетических проявлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (далее ОНР III), подобраны методики диагностики.
В теоретической части настоящей работы было доказано, что развитие фонематического восприятия является одной из важных предпосылок овладения навыками письма и чтения. Таким образом, итогом первой главы стал вывод о необходимости создания узконаправленного логопедического пособия по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В рамках решения второй, диагностической, группы задач нами были адаптированы методики обследования, составлен протокол обследования фонематического восприятия, обследовано 20 старших дошкольников с ОНР III уровня, выполнен качественно-количественный анализ результатов обследования.
Диагностика показала, что проблема недоразвития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня и проявляется у них как в типовых, так и в специфических ошибках в различной степени выраженности. Таким образом, в ходе предпроектного исследования был сделан вывод о том, что для последующей реализации коррекционных задач необходимо составить комплекс занятий с использованием наглядного моделирования для формирования фонематического восприятия.
На основе результатов диагностики было разработано содержание логопедической работы программы проекта «Развавайка - нажимайка», состоящий из трех блоков - «характеристика звука», «звуковой анализ», и собственно работа с анимационной презентацией направленные на развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня. В ходе внедрения продукта проекта нами был проведён цикл занятий, способствующих реализации третьей, коррекционной, группы задач. Апробация продукта показала, что задания и наглядный материал соответствуют поставленным задачам и нуждаются лишь в небольшой корректировке отдельных деталей.
Собственные наблюдения показали, что по завершении апробационного периода заявленные нами коррекционно-развивающие задачи были реализованы не в полном объёме, так как для формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня необходим более длительный срок. Тем не менее, у обучающихся целевой группы была выявлена положительная динамика речевого развития по формируемым нами компонентам, и при дальнейшем использовании проекта можно ожидать развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
По завершении периода апробации представителями образовательной организации были представлены «Заказ-заявка» на выполнение проекта, «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения», согласно которым настоящий проект получил положительную оценку. Данные контрольного среза позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность и может быть использован в работе с детьми 6-7 лет с ОНР III уровня. Таким образом, цель проекта нами достигнута и поставленные задачи реализованы.
Нами было выделено три группы приоритетных задач: научно-методические, диагностические и коррекционные.
В рамках решения первой, методической, группы задач мы провели исследование научной литературы по проблеме. В процессе теоретического анализа научной литературы были раскрыты понятия «фонематическое восприятие» и «наглядное моделирование», дана характеристика онтогенетического формирования фонематического восприятия и дизонтогенетических проявлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (далее ОНР III), подобраны методики диагностики.
В теоретической части настоящей работы было доказано, что развитие фонематического восприятия является одной из важных предпосылок овладения навыками письма и чтения. Таким образом, итогом первой главы стал вывод о необходимости создания узконаправленного логопедического пособия по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В рамках решения второй, диагностической, группы задач нами были адаптированы методики обследования, составлен протокол обследования фонематического восприятия, обследовано 20 старших дошкольников с ОНР III уровня, выполнен качественно-количественный анализ результатов обследования.
Диагностика показала, что проблема недоразвития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня и проявляется у них как в типовых, так и в специфических ошибках в различной степени выраженности. Таким образом, в ходе предпроектного исследования был сделан вывод о том, что для последующей реализации коррекционных задач необходимо составить комплекс занятий с использованием наглядного моделирования для формирования фонематического восприятия.
На основе результатов диагностики было разработано содержание логопедической работы программы проекта «Развавайка - нажимайка», состоящий из трех блоков - «характеристика звука», «звуковой анализ», и собственно работа с анимационной презентацией направленные на развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня. В ходе внедрения продукта проекта нами был проведён цикл занятий, способствующих реализации третьей, коррекционной, группы задач. Апробация продукта показала, что задания и наглядный материал соответствуют поставленным задачам и нуждаются лишь в небольшой корректировке отдельных деталей.
Собственные наблюдения показали, что по завершении апробационного периода заявленные нами коррекционно-развивающие задачи были реализованы не в полном объёме, так как для формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня необходим более длительный срок. Тем не менее, у обучающихся целевой группы была выявлена положительная динамика речевого развития по формируемым нами компонентам, и при дальнейшем использовании проекта можно ожидать развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
По завершении периода апробации представителями образовательной организации были представлены «Заказ-заявка» на выполнение проекта, «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения», согласно которым настоящий проект получил положительную оценку. Данные контрольного среза позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность и может быть использован в работе с детьми 6-7 лет с ОНР III уровня. Таким образом, цель проекта нами достигнута и поставленные задачи реализованы.
Подобные работы
- Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2025 - Связная монологическая речь у старших дошкольников с ОНР III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2025 - ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности логопедической работы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством использования серии сюжетных картин (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Обучения составлению описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022





