Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников» 7
1.1. Онтогенез сенсорного развития в дошкольном возрасте 7
1.2. Особенности сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников 12
1.3. Анализ существующего обеспечения диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Описание проекта «Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников» 21
2.1. Паспорт и план реализации проекта 21
2.2. Подготовительный этап проекта 25
2.3. Разработческий этап проекта 27
2.4. Методические рекомендации по проведению тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников 34
2.5. Результативно-оценочный этап 41
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложения 60
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников» 7
1.1. Онтогенез сенсорного развития в дошкольном возрасте 7
1.2. Особенности сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников 12
1.3. Анализ существующего обеспечения диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Описание проекта «Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников» 21
2.1. Паспорт и план реализации проекта 21
2.2. Подготовительный этап проекта 25
2.3. Разработческий этап проекта 27
2.4. Методические рекомендации по проведению тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников 34
2.5. Результативно-оценочный этап 41
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложения 60
В настоящее время в системе специального образования очень важным является выстраивание определенного коррекционного маршрута для обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу создания специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью «...разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации» (2.11.2 п. 2) [42].
Для решения этой проблемы важно включать в педагогический процесс диагностику развития каждого ребенка, независимо от его патологии.
Для слабовидящих детей дошкольного возраста тифлопедагогическое обследование играет особую роль. Ведь правильно и логично построенная диагностическая работа поможет верно выявить отклонение в развитии ребенка. А это в свою очередь даст возможность определить направление коррекционной работы, ее содержание и пути реализации.
Поэтому очень важно подходить к этому вопросу с особой серьезностью и ответственностью. Подбирать только качественный и функциональный материал, который будет соответствовать особым образовательным потребностям таких детей. Именно это и будет способствовать точному восприятию детьми диагностического материала и предлагаемых к нему заданий.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. У слабовидящих детей эти процессы развиты недостаточно и нуждаются в специализированном обучении и стимулировании. Необходимо формировать у ребенка перцептивные действия и учить определять отношения выявленных свойств и качеств одного предмета к свойствам и качествам другого. Для этого ребенку нужны специальные мерки, с которыми можно воспринимать то, что он видит в определенный момент. В качестве этих мерок выступают сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств и предметов. К таким образцам относятся цвет, форма и величина [1].
Проблематика данного вопроса заключается в том, что в современной тифлопедагогике представлено методическое обеспечение диагностики сформированности сенсорных эталонов, однако недостаточно разработан и представлен наглядный материал. При этом Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования предъявляет более углубленные требования к обследованию особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников. Разработанный нами продукт и будет решать эту проблему.
В связи с этим актуальность нашей работы имеет достаточно высокий уровень значимости, что и позволило определить ее тему: «Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников».
Авторы, занимающиеся данным вопросом: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.П. Ермаков, М.И. Земцова, А.Н. Леонтьев, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева.
Цель проектного исследования: обоснование, разработка и апробация в образовательном процессе дошкольной организации дидактического инструментария, направленного на выявление особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
Объект проектного исследования: процесс выявления особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
Предмет проектного исследования: дидактический инструментарий тифлопедагогической диагностики, направленный на выявление особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников....
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу создания специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью «...разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации» (2.11.2 п. 2) [42].
Для решения этой проблемы важно включать в педагогический процесс диагностику развития каждого ребенка, независимо от его патологии.
Для слабовидящих детей дошкольного возраста тифлопедагогическое обследование играет особую роль. Ведь правильно и логично построенная диагностическая работа поможет верно выявить отклонение в развитии ребенка. А это в свою очередь даст возможность определить направление коррекционной работы, ее содержание и пути реализации.
Поэтому очень важно подходить к этому вопросу с особой серьезностью и ответственностью. Подбирать только качественный и функциональный материал, который будет соответствовать особым образовательным потребностям таких детей. Именно это и будет способствовать точному восприятию детьми диагностического материала и предлагаемых к нему заданий.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. У слабовидящих детей эти процессы развиты недостаточно и нуждаются в специализированном обучении и стимулировании. Необходимо формировать у ребенка перцептивные действия и учить определять отношения выявленных свойств и качеств одного предмета к свойствам и качествам другого. Для этого ребенку нужны специальные мерки, с которыми можно воспринимать то, что он видит в определенный момент. В качестве этих мерок выступают сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств и предметов. К таким образцам относятся цвет, форма и величина [1].
Проблематика данного вопроса заключается в том, что в современной тифлопедагогике представлено методическое обеспечение диагностики сформированности сенсорных эталонов, однако недостаточно разработан и представлен наглядный материал. При этом Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования предъявляет более углубленные требования к обследованию особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников. Разработанный нами продукт и будет решать эту проблему.
В связи с этим актуальность нашей работы имеет достаточно высокий уровень значимости, что и позволило определить ее тему: «Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников».
Авторы, занимающиеся данным вопросом: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.П. Ермаков, М.И. Земцова, А.Н. Леонтьев, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева.
Цель проектного исследования: обоснование, разработка и апробация в образовательном процессе дошкольной организации дидактического инструментария, направленного на выявление особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
Объект проектного исследования: процесс выявления особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
Предмет проектного исследования: дидактический инструментарий тифлопедагогической диагностики, направленный на выявление особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников....
Нарушение зрения является очень распространенным отклонением в развитии, а неточность и обедненность знаний и представлений о сенсорных эталонах у ребенка только усугубляет его развитие.
Сенсорные эталоны - это первостепенные признаки объектов, с которыми знакомится ребенок в процессе своего взросления. Цвет - позволяет привлечь его внимание, форма - познакомить с телесностью, а величина- определить его отношение в пространстве.
Анализ научной литературы, методик диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников разного года обучения, позволил нам расширить запас знаний по данной проблеме.
Первая глава была посвящена раскрытию таких тем как: онтогенез сенсорного развития в дошкольном возрасте, особенности сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников, а также анализ существующего методического обеспечения диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
Изучив данные аспекты, мы пришли к выводу, что у слабовидящих детей процесс усвоения сенсорных эталонов развит недостаточно и нуждается в специализированном обучении и стимулировании.
В современной дефектологии существуют несколько версий диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников (тифлопедагогическая диагностика Е.Н. Подколзиной и диагностическая методика Л.Б. Осиповой). Однако нет единого изданного промышленного дидактического материала для проведения диагностики.
Именно поэтому мы решили разработать проект, который решал бы проблему недостатка дидактического инструментария и был направлен на диагностику сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников разного года обучения. А также не использовался в дальнейшей коррекционной работе и позволял определить не только уровень актуального развития ребенка, но и зону его ближайшего развития.
Для того, чтобы разработать диагностический инструментарий мы опирались на методическое пособие Е.Н. Подколзиной «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения». К представленным в данном пособии заданиям мы добавили задания, которые представлены в Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования.
Мы изготовили диагностический кейс, состоящий из трех альбомов: «Цвет», «Форма» и «Величина», раздаточного материала для выполнения практических заданий и подложки для демонстрации материала, отвечающих особым образовательным потребностям детей с нарушениями зрения, а также методических рекомендаций и протоколов обследования.
Мы апробировали данный кейс на базе практики, выявили соответствие разработанного инструментария тем критериям, которые обозначили в проектной идее. Написали условия демонстрации по использованию проекта и обозначили тифлотребования, которым наш продукт соответствует.
Таким образом, цель нашего проекта достигнута, а поставленные задачи выполнены на должном уровне.
Сенсорные эталоны - это первостепенные признаки объектов, с которыми знакомится ребенок в процессе своего взросления. Цвет - позволяет привлечь его внимание, форма - познакомить с телесностью, а величина- определить его отношение в пространстве.
Анализ научной литературы, методик диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников разного года обучения, позволил нам расширить запас знаний по данной проблеме.
Первая глава была посвящена раскрытию таких тем как: онтогенез сенсорного развития в дошкольном возрасте, особенности сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников, а также анализ существующего методического обеспечения диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
Изучив данные аспекты, мы пришли к выводу, что у слабовидящих детей процесс усвоения сенсорных эталонов развит недостаточно и нуждается в специализированном обучении и стимулировании.
В современной дефектологии существуют несколько версий диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников (тифлопедагогическая диагностика Е.Н. Подколзиной и диагностическая методика Л.Б. Осиповой). Однако нет единого изданного промышленного дидактического материала для проведения диагностики.
Именно поэтому мы решили разработать проект, который решал бы проблему недостатка дидактического инструментария и был направлен на диагностику сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников разного года обучения. А также не использовался в дальнейшей коррекционной работе и позволял определить не только уровень актуального развития ребенка, но и зону его ближайшего развития.
Для того, чтобы разработать диагностический инструментарий мы опирались на методическое пособие Е.Н. Подколзиной «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения». К представленным в данном пособии заданиям мы добавили задания, которые представлены в Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования.
Мы изготовили диагностический кейс, состоящий из трех альбомов: «Цвет», «Форма» и «Величина», раздаточного материала для выполнения практических заданий и подложки для демонстрации материала, отвечающих особым образовательным потребностям детей с нарушениями зрения, а также методических рекомендаций и протоколов обследования.
Мы апробировали данный кейс на базе практики, выявили соответствие разработанного инструментария тем критериям, которые обозначили в проектной идее. Написали условия демонстрации по использованию проекта и обозначили тифлотребования, которым наш продукт соответствует.
Таким образом, цель нашего проекта достигнута, а поставленные задачи выполнены на должном уровне.





