Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников» 7
1.1. Онтогенез сенсорного развития в дошкольном возрасте 7
1.2. Особенности сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников 12
1.3. Анализ существующего обеспечения диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Описание проекта «Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников» 21
2.1. Паспорт и план реализации проекта 21
2.2. Подготовительный этап проекта 25
2.3. Разработческий этап проекта 27
2.4. Методические рекомендации по проведению тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников 34
2.5. Результативно-оценочный этап 41
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложения 60
В настоящее время в системе специального образования очень важным является выстраивание определенного коррекционного маршрута для обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу создания специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью «...разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации» (2.11.2 п. 2) [42].
Для решения этой проблемы важно включать в педагогический процесс диагностику развития каждого ребенка, независимо от его патологии.
Для слабовидящих детей дошкольного возраста тифлопедагогическое обследование играет особую роль. Ведь правильно и логично построенная диагностическая работа поможет верно выявить отклонение в развитии ребенка. А это в свою очередь даст возможность определить направление коррекционной работы, ее содержание и пути реализации.
Поэтому очень важно подходить к этому вопросу с особой серьезностью и ответственностью. Подбирать только качественный и функциональный материал, который будет соответствовать особым образовательным потребностям таких детей. Именно это и будет способствовать точному восприятию детьми диагностического материала и предлагаемых к нему заданий.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. У слабовидящих детей эти процессы развиты недостаточно и нуждаются в специализированном обучении и стимулировании. Необходимо формировать у ребенка перцептивные действия и учить определять отношения выявленных свойств и качеств одного предмета к свойствам и качествам другого. Для этого ребенку нужны специальные мерки, с которыми можно воспринимать то, что он видит в определенный момент. В качестве этих мерок выступают сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств и предметов. К таким образцам относятся цвет, форма и величина [1].
Проблематика данного вопроса заключается в том, что в современной тифлопедагогике представлено методическое обеспечение диагностики сформированности сенсорных эталонов, однако недостаточно разработан и представлен наглядный материал. При этом Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования предъявляет более углубленные требования к обследованию особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников. Разработанный нами продукт и будет решать эту проблему.
В связи с этим актуальность нашей работы имеет достаточно высокий уровень значимости, что и позволило определить ее тему: «Разработка дидактического инструментария для тифлопедагогической диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников».
Авторы, занимающиеся данным вопросом: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.П. Ермаков, М.И. Земцова, А.Н. Леонтьев, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева.
Цель проектного исследования: обоснование, разработка и апробация в образовательном процессе дошкольной организации дидактического инструментария, направленного на выявление особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
Объект проектного исследования: процесс выявления особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
Предмет проектного исследования: дидактический инструментарий тифлопедагогической диагностики, направленный на выявление особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников....
Нарушение зрения является очень распространенным отклонением в развитии, а неточность и обедненность знаний и представлений о сенсорных эталонах у ребенка только усугубляет его развитие.
Сенсорные эталоны - это первостепенные признаки объектов, с которыми знакомится ребенок в процессе своего взросления. Цвет - позволяет привлечь его внимание, форма - познакомить с телесностью, а величина- определить его отношение в пространстве.
Анализ научной литературы, методик диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников разного года обучения, позволил нам расширить запас знаний по данной проблеме.
Первая глава была посвящена раскрытию таких тем как: онтогенез сенсорного развития в дошкольном возрасте, особенности сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников, а также анализ существующего методического обеспечения диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
Изучив данные аспекты, мы пришли к выводу, что у слабовидящих детей процесс усвоения сенсорных эталонов развит недостаточно и нуждается в специализированном обучении и стимулировании.
В современной дефектологии существуют несколько версий диагностики сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников (тифлопедагогическая диагностика Е.Н. Подколзиной и диагностическая методика Л.Б. Осиповой). Однако нет единого изданного промышленного дидактического материала для проведения диагностики.
Именно поэтому мы решили разработать проект, который решал бы проблему недостатка дидактического инструментария и был направлен на диагностику сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников разного года обучения. А также не использовался в дальнейшей коррекционной работе и позволял определить не только уровень актуального развития ребенка, но и зону его ближайшего развития.
Для того, чтобы разработать диагностический инструментарий мы опирались на методическое пособие Е.Н. Подколзиной «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения». К представленным в данном пособии заданиям мы добавили задания, которые представлены в Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования.
Мы изготовили диагностический кейс, состоящий из трех альбомов: «Цвет», «Форма» и «Величина», раздаточного материала для выполнения практических заданий и подложки для демонстрации материала, отвечающих особым образовательным потребностям детей с нарушениями зрения, а также методических рекомендаций и протоколов обследования.
Мы апробировали данный кейс на базе практики, выявили соответствие разработанного инструментария тем критериям, которые обозначили в проектной идее. Написали условия демонстрации по использованию проекта и обозначили тифлотребования, которым наш продукт соответствует.
Таким образом, цель нашего проекта достигнута, а поставленные задачи выполнены на должном уровне.
1. Абидова Н.З. Особенности формирования сенсорных эталонов у слабовидящих детей / / Евразийский Союз Ученых : электрон. журн. - 2016. - № 30-3. - 16-17 с. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-sensornyh-etalonov-u-slabovidyaschih-detey/viewer(дата обращения 11.10.2023)
2. Аветисов Э.С. Близорукость. - 2-е изд., перераб. И доп. /
3. С. Аветисов. -М.: Медицина, 1999. -288 с.
3. Аветисов Э.С. Руководство по детской офтальмологии / Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова. - М., 1987. - 496 с.
4. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебное пособие / Л.О. Бадалян. - 3¬е изд. -М.: МЕДпресс, 2001. - 607 с.
5. Баранова Е.Н. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр. / Е.Н. Баранова, Л.В. Николаева // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - 2020.
- №5.- С. 29-31
6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
7. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969.- №202.-365 с.
8. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук / Л.А. Венгер. -М., 1968. - 370 с.
9. Воскобович В.В. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В.В. Воскобович, В.В. Харько. -М., 2003. - 352 с.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 656 с. - URL: http://pedlib.rU/Books/1/0453/1 0453-1.shtml(дата обращения 06.10.2023)
11. Григорьева А.П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / А.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. — М.: Школа-Пресс, 2001. - 96 с.
12. Денискина В.З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания / В.З. Денискина, Н.С. Костючек. // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие / под ред. Л. И. Солнцевой. - М.: Логос ВОС, 1990. - С. 25-45
13. Дружинина Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. Челябинск: Изд-во Юж. - Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. - 254 с.
14. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Владос, 2000. - 144 с.
15. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - Москва: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 123 с....(45)