Введение ....3
Глава 1. Общие положения о договоре аренды транспортного средства 7
§1. Порядок, основания и условия предоставления транспортного средства 7
§2. Понятие и предмет договора аренды транспортного средства ........ 19
§3. Заключение и форма договора аренды транспортного средства ............... 27
Глава 2. Содержание договора аренды транспортного средства .............. 35
§1. Права, обязанности и ответственность арендодателя ...35
§2. Права, обязанности и ответственность арендатора ...43
Глава 3. Изменение, расторжение и прекращение договора аренды транспортного средства ..51
§1. Изменение договора аренды транспортного средства ...51
§2. Расторжение и прекращение договора аренды транспортных средств ..... 56
Заключение ....61
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики и специальной литературы ..... 65
Приложение ....74
Актуальность темы. Транспортная отрасль России это один из главнейших индикаторов развития отечественной экономики. Ее постоянное преобразование обусловлено динамикой научно-технического прогресса и развитием страны в целом. В последние десятилетия значительные изменения можно наблюдать в железнодорожном, автомобильном и других видах транспорта. Бурное развитие отрасли требует постоянного развития законодательства, чем обусловлено выделение в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) отдельного раздела, касающегося аренды транспортных средств.
Актуальность настоящего исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, в теории гражданского права недостаточно уделено внимание понятию транспортного средства как предмета договора аренды транспортных средств, как и самому понятию этого договора. Во-вторых, мало исследованы права, обязанности и ответственность сторон по договору аренды транспортных средств. В-третьих, в судебной практике последних лет наблюдается рост споров, связанных с добросовестностью заключения договора аренды транспортного средства. Основными спорными моментами являются вопросы, связанные с исправностью транспортного средства на момент его возврата арендодателю , оплатой арендных платежей , своевременного возврата транспортного средства и пр. На практике возникает много вопросов, связанных с применением законодательных положений, например, в гражданском законодательстве отсутствует понятие «транспортное средство», поэтому для того, чтобы установить, какой смысл законодатель вкладывает в понятие «транспортное средством», необходимо обратиться к судебной практике. Гражданский кодекс РФ предусматривает понятие «транспортное средство» в различных положениях, не относящихся к договору аренды транспортного средства.
Итак, актуальность темы исследования заключается в теоретической и практической значимости института аренды транспортных средств.
Степень разработанности темы. Среди ученых-юристов, которые занимались и занимаются исследованиями вопросов аренды, в том числе и аренды транспортных средств, можно отметить следующих: И.З. Аюшева, М.А. Бажина, В.А. Белов, Ю.Н. Боярская, Е.В. Вавилин, Е.М. Косьяненко, В.В. Кулаков, Ю.В. Романец, А.И. Семенов, Н.А. Федосеева и др. Между тем, отдельные положения нормативных актов и научных концепций относительно аренды транспортных средств разработаны не в достаточной степени, что на практике приводит к судебным спорам между участниками соответствующих правоотношений.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с заключением, исполнением и расторжением договора аренды транспортных средств.
Предметом исследования выступили: нормативно-правовые акты, регулирующие аренду транспортных средств; материалы судебной практики по спорам, связанным с арендой транспортных средств; специальная литература по теме исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ правового регулирования договора аренды транспортных средств и выработка рекомендаций по совершенствованию соответствующего законодательства.
Цели выпускной квалификационной работы могут быть достигнуты посредством решения следующих задач:
изучить порядок, основания и условия предоставления транспортного средства;
раскрыть понятие и предмет договора аренды транспортного средства;
проанализировать порядок заключения и форму договора аренды транспортного средства;
рассмотреть права, обязанности и ответственность арендодателя;
охарактеризовать права, обязанности и ответственность арендатора;
выявить особенности изменения договора аренды транспортного средства;
обобщить проблемы расторжения и прекращения договора аренды транспортных средств и предложить пути совершенствования законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Методология исследования включает в себя совокупность целей, парадигм, концепций, теорий, подходов, методов, средств и процедур, используемых для познания института аренды транспортных средств. При написании настоящей выпускной квалификационной работы в качестве базового использован традиционный для всех юридических наук и гражданского права в частности формально-логический метод исследования.
Нормативной основой исследования являются положения Конституции Российской Федерации (далее – Конституции РФ), ГК РФ и другие нормативно-правовые акты.
Эмпирическую основу работы составила практика арбитражных судов и судебная практика судов общей юрисдикции по вопросам заключения и исполнения договора аренды транспортных средств.
Теоретическая значимость работы состоит в совершенствовании научного комплексного и системного понимания отношений по аренде транспортных средств.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике, а также в учебном процессе в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования и т.д.
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена на кафедре гражданского и предпринимательского права Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП). Также в написании работы использованы материалы, которые были получены в процессе прохождения производственной (преддипломной) практики Муртазалиева Д.М.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы. В первой главе раскрыты общие положения о договоре аренды транспортного средства. Во второй главе исследуется содержание договора аренды транспортного средства. В третьей главе проанализированы особенности изменения, расторжения и прекращения договора аренды транспортного средства.
Подведем основные итоги проведенного исследования и сформулируем выводы.
Автотранспортного средства это специфический договор аренды, поэтому к нему применяются общие положения об аренде (разумеется, с поправкой на особенности данного договора).
Под договором аренды транспортного средства следует понимать сделку, на основании которой арендодатель передает арендатору технически исправное транспортное средство по установленной плате на указанный период во временное владение и пользование с экипажем или без него.
Основная особенность данного договора аренды - это его предмет, т. е. транспортное средство. Следует максимально чётко определять, какой именно объект передаётся по данному договору и может ли он считаться транспортным средством.
В законодательстве закреплены два типа договора аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа. Судя по содержанию ГК РФ, нормативное регулирование этих разновидностей практически не отличается. Пожалуй, существенной особенностью первого является то, что арендодатель обязуется оказывать услуги по эксплуатации и управлению объектом аренды. Формально из фактического обладания арендодателя транспортное средство не выходит, что и определяет правило о его ответственности за вред, причинённый этим средством как источником повышенной опасности, несмотря на то, что титульным владельцем является арендатор, и он правомочен на применение мер абсолютной защиты.
Договоры аренды транспортных средств заключаются только в письменной форме, независимо от срока действия договора и состава участников, то есть с участием как юридических, так и физических лиц. Простая письменная форма договора аренды транспортного средства, содержащаяся в ГК РФ, является достаточной для удостоверения соответствующих прав и оптимальной по оперативности и рациональности в гражданском обороте. Однако для аренды некоторых видов транспортных средств, в частности, используемых в международном транспортном сообщении, имеющих большую государственную и общественную значимость (например, космические суда, ледоколы, уникальные транспортные средства), транспортными кодексами и уставами должна быть предусмотрена государственная регистрация.
На договоры аренды транспортных средств не распространяется правило статьи 621 ГК РФ о возможном возобновлении договора на неопределенный срок по истечении периода его действия и фактическом продолжении пользования имуществом и о преимущественном праве арендатора на заключение нового договора аренды транспортных средств на последующий период.
Транспортные средства берутся в аренду преимущественно в коммерческих целях. Поэтому закон наделяет их арендаторов более широкими правами по использованию арендованного имущества по сравнению с обычными правилами аренды. Арендатор транспортного средства может сдавать его в субаренду без согласия арендодателя (если иное не предусмотрено договором), от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, исходя из целей использования взятого в аренду транспортного средства, а если они не определены в договоре - в соответствии с назначением данного транспортного средства.
В процессе исследования выявились следующие проблемы:
1. Недостаточно полно определен предмет договора аренды, поскольку положения ГК РФ не ограничивают предмет данного договора какими-либо видами или типами транспортных средств, предполагается, что они распространяются на любые транспортные средства, не изъятые из гражданского оборота, в т.ч. и морские и воздушные суда, космические объекты, которые отнесены законодательством к объектам недвижимости со специальным режимом.
2. Законодателем выделены только два вида рассматриваемого договора аренды, разграничением которых служит критерий наличие или отсутствие комплекса услуг арендодателя по управлению транспортным средством и его техническому обслуживанию. Вновь принимаемые законодателем нормативно-правовые акты не содержат в себе положений, указывающих на специфику аренды того или иного вида транспортного средства, что создает значительные трудности в соответствующем договорном регулировании отношений сторон.
3. Законодатель не указал ни в ГК РФ, ни в транспортных кодексах и уставах обязательных требований, предъявляемых к арендатору, а также эксплуатантам лицам, использующим транспортные средства для производственных или коммерческих целей, в частности, при аренде транспортных средств с участием экипажа арендодателя, собственным экипажем либо с непосредственно личным управлением транспортным средством.
В качестве рекомендаций по совершенствованию законодательства предлагаем следующие:
1) отсутствие в законодательстве понятийного аппарата в сфере арендных правоотношений транспортных средств, потребовало формулировки определений «транспортное средство» и «договор аренды транспортных средств». Под транспортным средством предлагается рассматривать средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, а также спецтехника, предназначенная для выполнения определенных задач, включенные в Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014, и признаваемые таковыми судебной практикой;
2) анализируя правоприменительную практику, была выделена проблема завышения арендной платы арендодателем. Для решения этой проблемы предлагается предусмотреть в законодательстве РФ положение о том, что необходимо обеспечить гражданско-правовую защиту арендатора от завышенных арендных плат и иных чрезмерных требований арендодателя (например, ремонт только в определенных сервисных центрах) при аренде транспортных средств с экипажем;
3) установленные нормы ст. 639 ГК РФ демонстрируют проблемы в практике ее применения, что приводит к судебным спорам, а в некоторых случаях и к неверной ее трактовке судами. В связи с этим предлагается ст. 639 Гражданского кодекса РФ уточнить и изложить следующим образом: «Статья 639. Ответственность за вред, причиненный транспортному средству. 1. Риск гибели или повреждения арендованного транспортного средства несет арендодатель, если иное не предусмотрено договором. 2. Арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки только в случае, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором. 3. Если договором аренды не предусмотрено иное, в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки».
Таким образом, проведенное исследование позволило проанализировать действующее законодательство и выявить основные проблемы в его применении. Предложенные меры по решению проблем могут совершенствоваться применением гражданских норм, а также сократить количество судебных споров.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. от 01.07.2020) // Российская газета. - 1993. - №237; 2020. - №144.
2. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 30 апреля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Российская газета. - 2021. - № 96.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 30 апреля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Российская газета. - 2021. - № 96.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с изм от 30 апреля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации / Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изм. от 20 апреля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2207.
7. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации / Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (с изм. от 08 июня 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 11. - Ст. 1001.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения / Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 04 февраля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1; Российская газета. - 2021. - № 25 (8376).
9. Трудовой кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 24 апреля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (часть I). - Ст. 3; Российская газета. - 2020. - № 92.
10. Арбитражный процессуальный кодекс РФ / Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. от 24 февраля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012; Российская газета. - 2021. - № 41.
11. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. от 08 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 18. - Ст. 1720.
12. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (с изм. от 02 декабря 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 837.
13. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. от 30 июля 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 32 (часть I). - Ст. 5076.
14. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. от 31 июля 2020 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 766; Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31 (часть I). - Ст. 5049.
15. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 3. - Ст. 593.
16. Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. от 24 декабря 2021 г.) // Вестник Банка России. – 2014. – № 93.
II. Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. - 1996. - №9.
2. Постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (с изм. от 25.12.2013) // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 1.
3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» // Вестник ВАС РФ. - 2014. - № 5.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2017. - № 1.
5. Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2017 по делу № 305-ЭС17-2608 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
6. Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2019 № 303-ЭС19-2185 по делу № А59-6132/2015 [электронный ресурс]. – Доступ: https://www.vsrf.ru. Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
7. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу № А33-8385/2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
8. Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2015 № КГ-А40/6018-15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
9. Постановление ФАС Центрального округа от 26.05.2015 по делу № А62-4058/2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
10. Постановление ФАС Московского округа от 20.01.2016 № КГ-А40 / 12869-08 по делу № А40 - 23676/08-52-23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2017 по делу № А56-15471/2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
12. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.09.2018 по делу № 33-16387/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
13. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 23.04.2018 по делу № 11-5507/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
14. Постановление АС МО от 12.10.2018 по делу № А40-3020/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
15. Постановление АС УО от 12.10.2018 по делу № А76-8317/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
16. Постановление АС ЦО от 11.10.2018 по делу № А35-4219/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
17. Постановление 11-го ААС от 11.10.2018 по делу № А55-32142/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
18. Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.02.2019 по делу № 33-1079/2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный. - Проверено: 20.05.2022.
III. Специальная литература:
1. Абесалашвили М.З. Правовое регулирование сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем // Бизнес в законе. - 2019. - № 5. - С. 118-123.
2. Абесалашвили М.З. Права и обязанности сторон по договору аренды // Пробелы в российском законодательстве. - 2020. - № 2. - С. 82-86.
3. Авдеев В.В. Договор аренды транспортного средства с экипажем / В.В. Авдеев // Бухгал¬терский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2017. - №12. - С. 44-48.
4. Авдеев В.В. Аренда (лизинг): аренда транспортных средств / В.В. Авдеев // Налоги. - 2020. - № 44. - С. 19-23.
5. Аберова P.P., Бородина Ж.Н., За¬рипова Т.Ю. и др. Гражданское право: учебник / Р.Р. Акберова и др. - Казань: Познание, 2017. Ч. 2. - 595 с.
6. Арсланов К.М. О соотношении ст. 632 (фрахтование на время) и ст. 787 (договор фрахтования - чартер) Гражданского кодекса РФ / К.М. Арсланов // Транспортное право. - 2018. - № 1. - С. 4-10.
7. Аюшеева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга / И.З. Аюшеева // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2019. - № 2 (54). - С. 27-33.
8. Боер А.А. Некоторые проблемы содержания договора аренды транспортных средств / А.А. Боер // Закон. Право. Государство. – 2019. – № 2. – С. 49-54.
9. Боярская Ю.Н. Виды договоров аренды транспортных средств / Ю.Н. Боярская // Вестник Саратовской государственной юриди¬ческой академии. - 2019. - № 5 (130). - С. 111-115.
10. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право, кн. 2: договоры о передаче имущества / М.И. Брагинский и др. - М.: Проспект, 2013. - 386 с.
11. Бурняшев Д.В. Все об аренде: недвижимость, транспорт и другое имущество / Д.В. Бурняшев. - М.: Редакция «Российской газеты». - 2019. - Вып. 12. - С.44-47.
12. Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по дого¬вору аренды транспортных средств / Е.В. Вавилин. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 251 с.
13. Вавилин Е.В. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств / Е.В. Вавилин // Туризм: право и экономика. - 2017. - № 1. - С. 19-24.
14. Гаврилов В.Н., Рафиков Р.М. Криптовалюта как объект гражданских прав в законодательстве России и ряда зарубежных стран / В.Н. Гаврилов и др. // Вестник экономики, права и социологии. - Казань, 2019. - № 1. - С. 51-56.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Аренда. Наем жилого по¬мещения: Постатейный комментарий к главам 34 и 35 / под ред. П.В. Краше¬нинникова. - М.: Статут, 2014. - 243 с.
16. Дашицыренова Р.Э. Соотношение договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа со смежными договорами / Р.Э. Дашицыренова // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2018. - №5-2 (81). - С. 246-250.
17. Дерюгина С.Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров / С.Р. Дерюгина // Гражданское право. - 2019. - № 4. - С. 20-24.
18. Игнатова Ю.Н. Соотношение договора аренды транспортных средств с экипажем со смежными договорами / Ю.Н. Игнатова // Юрист. - 2019. - № 24. - С. 35-39.
19. Игнатова Ю.Н. Договор аренды транспортных средств с экипажем / Ю.Н. Игнатова // Юрист. - 2018. - № 15. - С.36-40.
20. Калпин А.Г. Договор аренды транспортных средств / А.Г. Калпин // Гражданское право. - 2017. - № 2. - С. 37-40.
21. Комлев Н.Ю., Фазлиева Л.К. Каршеринг как продукт совместного потребления товаров и цифровизации гражданского права России / Н.Ю. Комлев и др. // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2020. - №1. - С. 36-41.
22. Кравченко А. А. Соотношение мер защиты и мер ответственности как способов защиты субъективных гражданских прав // Российский юридический журнал. - 2019. - № 2. - С. 94-99.
23. Маркова А.Ю., Осипова К.В. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств / А.Ю. Маркова и др. // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 11 (17). - С. 542-546.
24. Мельник М.В. Правовое регулирование отношений сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем / М.В. Мельник // В сборнике: Гражданское законодательство РФ: современное состояние, тенденции и перспективы развития Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 104-109.
25. Микрюков В.А. Проблемы договора аренды транспортных средств / В.А. Микрюков // За¬конодательство. - 2018. - №10. - С. 67-72.
26. Морозов С.Ю. Транспортное право / Науч. ред. В.П. Воложанин, В.Д. Рузанова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 311 с.
27. Паздерин А.А. Правовое регулирование взаимоотношений сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем / А.А. Паздерин // Молодой ученый. – 2017. – № 40. – С. 44-59.
28. Полякова В.Э. Особенности заключения договора аренды спецтехники / В.Э. Полякова // Молодой ученый. - 2020. - №4. - С.27-32.
29. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России / Ю.В. Романец. - М.: Инфра-М, 2013. - 348 с.
30. Самуилов А. Аренда автомобилей / А. Самуилов // Секретарское дело. - 2018. - № 1. - С. 16-18.
31. Скворцова Т.А., Боловинова А.С., Самокиш М.С., Фарион К.Ю. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг / Т.А. Скворцова и др. // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2018. - № 4 (56). - С. 185-190.
32. Скворцова Т.А. Аренда транспортных средств: некоторые вопросы правового регулирования / Т. А. Скворцова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - Выпуск 2(58). - С.64-68.
33. Смоленский М.Б., Кравец Р.А. Правовое регулирование договора аренды транспортных средств по законодательству Российской Федерации / М.Б. Смоленский и др. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 8 (123). - С.41-45.
34. Филимонов Г.В. Соотношение договора фрахтования (ст. 787 ГК РФ) и фрахтования на время (ст. 632 ГК РФ) / Г.В. Филимонов // Транспортное право. - 2020. - № 3. - С. 13-17.
35. Alessandro Silvestri, Sebastien Foudi, Ibon Galarraga, Alberto Ansuategi. The contribution of carsharing to low carbon mobility: Complementarity and substitution with other modes // Research in Transportation Economics. - 2020. - Pages 968-974.
36. Andreas Fink, Torsten Reiners. Modeling and solving the short-term car rental logistics problem // Transportation Research Part E. Logistics and Transportation Review. Volume 42. Issue 4. 2016. Pages 272-292 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tre.2016.10.003, свободный. – Проверено: 20.05.2022.
37. Liina Joller. Who is embracing the short-term rental of electric cars? A case study on Estonia // Case Studies on Transport Policy. - Volume 8, Issue 3, 2020, Pages 796-811 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.cstp.2020.06.003, свободный. – Проверено: 20.05.2022.
38. Junyi Zhang. Transport policymaking that accounts for COVID-19 and future public health threats: A PASS approach.// Transport Policy. - Volume 99. - 2020. - Pages 405-418 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2020.09.009, свободный. – Проверено: 20.05.2022.