Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка дидактического обеспечения для логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших слабовидящих дошкольников

Работа №160476

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта, направленного на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших слабовидящих дошкольников 6
1.1. Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе 6
1.2. Обзор методов коррекции нарушений звукопроизношения сонорных звуков у слабовидящих дошкольников 12
1.3. Сенсорная стимуляция как прием логопедической работы со слабовидящими дошкольниками 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Описание проекта, направленного на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших слабовидящих дошкольников, «Радужные странички» 23
2.1. Паспорт и план реализации проекта 23
2.2. Подготовительный этап 26
2.3. Разработческий этап проекта 29
2.4. Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающей работы с использованием тактильных логопедических альбомов «Радужные странички» 33
2.5. Результативно-оценочный этап 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложения 47

В соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Мин просвещения России от 25.11.2022 N 1028) [27] к концу дошкольного возраста ребенок должен владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Исследования Л.С. Волковой, Л.Н. Мочаловой, Е.В. Шлай [9; 22] свидетельствуют о том, что у слабовидящих детей возникают трудности в достижении нормативного уровня звукопроизношения. Это обусловлено тем, что они ограничены в получении визуальных образов и испытывают трудности в формировании правильного артикуляционного уклада по подражанию. Таким образом, формирование навыков коммуникации будет страдать. Такие авторы как Ф.М. Маркова, Л.А. Вербицкая [20; 4] пишут о том, что нарушения звукопроизношения значимо влияют и на уровень школьной успешности слабовидящих воспитанников, наблюдаются трудности школьной адаптации. В данном контексте поиск эффективных средств коррекции нарушения звукопроизношения у старших слабовидящих дошкольников является актуальной задачей логопедии. Использование наглядности является важным инструментом для развития речи у старших слабовидящих дошкольников.
По мнению Н.Н. Голубевой [9], такое дидактическое обеспечение должно обеспечивать использование различных методов и средств для формирования правильного звукопроизношения у детей в сочетании с развитием сенсорной сферы и зрительных функций. Анализ имеющегося дидактического обеспечения свидетельствует о недостаточности средств наглядности для коррекции нарушений звукопроизношения, которые бы отвечали тифлопедагогическим требованиям.
В соответствии с изложенной выше проблемой нами была сформулированная цель проектного исследования: обоснование, разработка и апробация в образовательном процессе дошкольной организации логопедического дидактического обеспечения, направленного на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших слабовидящих дошкольников.
Проектные ограничения: исследование будет касаться разработки дидактического обеспечения для коррекции нарушений произношения сонорных звуков.
Объект проектного исследования: процесс коррекции нарушений звукопроизношения сонорных звуков у старших слабовидящих дошкольников.
Предмет проектного исследования: дидактическое пособие как средство логопедического обеспечения коррекции нарушений звукопроизношения сонорных звуков у старших слабовидящих дошкольников.
Для реализации проектной идеи в работе решаются следующие задачи:
- изучить проблематику процесса коррекции нарушений звукопроизношения у старших слабовидящих дошкольников;
- рассмотреть сенсорную стимуляцию как прием логопедической работы со слабовидящими дошкольниками;
- провести исследование особенностей сформированности звукопроизношения сонорных звуков у старших слабовидящих дошкольников;
- разработать и изготовить альбомы «Радужные странички» по развитию звукопроизносительных навыков у старших слабовидящих дошкольников;
- апробировать, определить эффективность разработанного дидактического материала в организации, на базе которой реализован проект.
Проектная идея: коррекция нарушений звукопроизношения будет более эффективной, если используемая наглядность будет отвечать тифлопедагогическим требованиям и включать сенсорные стимулы, включающие в процесс коррекционной работы сохранные анализаторы....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Звукопроизносительная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеет ряд нарушений. Поэтому для эффективной коррекции звукопроизношения у слабовидящих детей необходимо специальное дидактическое обеспечение, которое бы отвечало тифлопедагогическим требованиям. Однако, на сегодняшний день существует недостаток пособий и материалов, разработанных специально для данной группы детей. Это создает трудности для специалистов, работающих со слабовидящими дошкольниками, и снижает эффективность коррекционно-развивающей работы.
Именно поэтому нами был разработан проект «Радужные странички», направленный на дидактическое обеспечение коррекции звукопроизношения у старших слабовидящих дошкольников.
Составлен план работы по реализации проекта, включающий пять взаимосвязанных этапов: подготовительный, разработческий, апробация, оценочно-результативный.
Продуктом проекта «Радужные странички» являются тактильные логопедические альбомы, предназначенные для автоматизации звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'].
При разработке альбомов «Радужные странички» была реализована проектная идея и мы сделали вывод, что коррекция нарушений звукопроизношения действительно будет более эффективной, если используемая наглядность будет отвечать тифлопедагогическим требованиям и включать сенсорные стимулы, включающие в процесс сохранные анализаторы.
В результате апробации была доказана эффективность в решении поставленных задач. Данные контрольного среза позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность и может быть использован в работе логопеда со старшими слабовидящими школьниками.
Таким образом, цель проекта нами достигнута и поставленные задачи реализованы.


1. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е.В. Архипова. - М.: Юрайт, 2017. - 202 с.
2. Бадерко, Л. А. Коррекция сложных звуков у дошкольников со слабым зрением. Педагогическое образование в России. 2010. № 5. - С. 3-4.
3. Белкина Т.А. Коррекционная работа по формированию звуковой культуры у детей со слабым зрением. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями, номер 3, 2015. - С. 4-7.
4. Вербицкая Л.А. Дидактические условия обучения детей со слабым зрением говорению и развитию фонетических навыков. Москва, 2009. - 125 с.
5. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Учебное пособие. Ленинград: РТП ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982. - 68 с.
6. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. Заведений Подробнее: https://www.labirint.ru/books/55846/book// Л.С. Волкова. - Москва: Владос, 2009. - 703 с. - ISBN 978-5-691-01357-7(дата обращения: 12.01.2024)
7. Воспитание и обучение слепого дошкольника [Текст] / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. — 2-е изд., с изм. — М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2005. — 265 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс - Сфера, 2007. - 116 с.
9. Голубева, Н.Н. Дидактическая технология коррекции звуко-слогового развития у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Голубева // Вестник практической педагогики, 2015. - 37 с.
10. Громова, О. В. Устное слово в коррекционном обучении старших слабовидящих дошкольников. Дошкольное воспитание. 2012. № 6. - С. 7-9.
11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
12. Иванова, Е. С. Развитие звукопроизношения у слабовидящих дошкольников через игровую деятельность. Современные технологии развития детей. 2016. Т. 16. № 3. - С. 21-23.
13. Кленова, Ю. А. Занятия по коррекции звукопроизношения у дошкольников со слабым зрением. Вопросы психологии и педагогики. 2015. Т. 2. № 3. - С. 12-15.
14. Кузнецова, А. В. Дидактическая игра как средство коррекции звукопроизношения у слабовидящих детей. Вестник Горномедицинского университета. 2013. Т. 8. № 3. - С. 8-12.
15. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1998. - 238 с...(32)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ