Введение 3
Глава 1. Теоретические основы позиционирования профессиональной педагогической деятельности в образовательной организации 7
1.1. Запросы современной системы образования на создание платформ позиционирования профессиональной деятельности 7
1.2. Обзор платформ для создания систем позиционирования профессиональной педагогической деятельности 16
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практические аспекты разработки и внедрения системы позиционирования профессиональной педагогической деятельности 29
2.1. Технические особенности внедрения системы портфолио 29
2.2. Типовые задачи и способы их решения при работе с системой 33
2.3. Результаты внедрения системы портфолио в МБОУ СОШ № 10 г. Красноярска 44
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
В условиях инновационного развития общества происходят коренные изменения в образовании: предлагается его вариативное содержание, появляются новые педагогические технологии, современные концепции и идеи. Учитель осознается как уникальная и неповторимая индивидуальность, готовая взять на себя ответственность за развитие общества. Ценностно-целевая ориентация подготовки и переподготовки педагогов заключается в содействии становлению их личностных характеристик, которые являются показателями профессионального развития и компетентности.
Профессиональная компетентность - это комплексный ресурс личности, он обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и зависит от необходимого для этого набора профессиональных компетенций. Именно они обеспечивают возможность ставить перед собой значимые цели, рисковать, гибко, творчески подходить к решению проблемы и получать результат.
Качественный рост компетентности специалиста усиливает его конкурентоспособность, столь значимую в современных условиях, когда все более ценится не репродуктивный, а творческий характер отношения педагога к своей профессиональной деятельности.
Одна из современных информационных технологий, призванных помочь учителю развить свою профессиональную компетентность в условиях непрерывного образования, - это сетевой электронный профессиональный портфолио, созданный на базе платформ, для создания систем позиционирования профессиональной педагогической деятельности.
В числе условий, способствующих профессиональному становлению учителя, рассматривается использование портфолио как формы презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.
Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений.
Следует подчеркнуть, что к числу основных функций портфолио различные авторы относят функции, связанные с выявлением определенных качеств личности или отдельных характеристик осуществляемой им деятельности с учетом оценки в рамках системы выработанных критериев.
Данные функции связаны с определением портфолио как:
- средства контроля;
- профессионального развития и самоопределения студента, рефлексии его профессиональной деятельности и планирования карьеры;
- многофункционального инструмента оценивания и самооценки
- собственных достижений.
Альтернативного по отношению к традиционным формам способом оценивания (самоанализа профессиональных знаний, умений и личностных качеств учителя, отслеживания динамики его профессионального становления и т.д.).
Средства объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможностей и способностей учителя, демонстрации его наиболее сильных сторон и раскрытия его человеческого, профессионального и творческого потенциала.
Портфолио учителя - это яркое отражение его индивидуального стиля работы, его уникальности и таланта. Очень важным для учителя и руководителя школы является доказательная составляющая портфолио, поэтому важная цель портфолио - представить отчет о работе учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост учителя, способствовать формированию навыков рефлексии....
В работе была представлена система цифрового портфолио МБОУ СОШ №10 с ее возможностями для позиционирования профессиональной педагогической деятельности.
Данные, полученные в результате апробации системы цифрового портфолио, адаптированной под запросы школы, и возможностей ее применения, свидетельствуют о том, что цифровое портфолио, разработанное на базе платформы для создания систем позиционирования профессиональной педагогической деятельности, может быть использовано в процессе оценки и самооценки профессиональной деятельности педагогического состава.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты.
Во-первых, на основе анализа и систематизации теоретических основ применения систем позиционирования профессиональной деятельности педагога, удалось определить категории и понятия, связанные с профессиональной педагогической деятельностью в условиях информационно-образовательной среды школы.
Во-вторых, были разработаны структура и содержание цифрового профессионального портфолио педагога с учетом запросов и требований современной системы образования.
В-третьих, в практической части выпускной квалификационной работы приведено описание типовых задач, возникающих при работе с системой цифрового портфолио, и способы их решения, что позволяет обеспечить взаимодействие субъектов внутри информационно-образовательной среды школы.
Наконец, были приведены результаты внедрения и применения системы цифрового портфолио на практике педагогической деятельности учителей МБОУ СОШ № 10 г. Красноярска, что может быть использовано как пример для других образовательных организаций.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что исходная цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. InstantCMS.ruКомпоненты, виджеты и шаблоны - [Электронный ресурс]. URL:http: //my-instantcms .ru/catalog/22-otzyvy-dlj a-instantcms-2 .html
2. LiveStreetCMS - [Электронный ресурс]. URL: http://livestreet.ru/blog/18001 .html
3. OTZYV MARKETING - [Электронный ресурс]. URL: http: //otzyvmarketing. ru/j oomla/
4. Otzyvy.pro - [Электронный ресурс]. URL: http://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-dvizhok-wordpress-113232.html
5. Studwood.ru - [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1870655/informatika/preimuschestva moodle
6. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (6).
7. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4 (часть 4).
8. Васенин Е. И. Место электронного портфолио в образовательном процессе // Среднее профессиональное образование. 2012. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-elektronnogo-portfolio-v-obrazovatelnom- protsesse
9. Вейдт В.П. Профессиональный стандарт педагога как вызов системе дополнительного профессионального образования. Вопросы и ответы / В.П. Вейдт [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21770
10. Википедия [Электронный ресурс] - свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
11. Власова Е.З. Информационная подготовка современного учителя: от информационных технологий к технологиям электронного обучения // Непрерывное образование. 2013. № 1 (3).
12. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. Методические рекомендации по созданию портфолио. Учебно- методическое пособие / Э.З. Галимуллина, Л.Ю. Жестков. - Елабуга: Изд-во ЕИ К(П)ФУ, 2015. - С. 44.
13. Горбунова Л.М., Семибратов А.М., Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно- коммуникационных технологий на основе принципа распределённости. Конференция ИТО - 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html
14. Государев И.Б. Дистанционная поддержка обучения на основе веб- порфолио учителя: Межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие региональной образовательной информационной среды»: Сборник научных статей. СПб., 2006.
15. Государев И.Б. Мобильное обучение информатике и ИКТ. // Информатика и образование. 2013. № 5. C. 62 - 68....(35)