Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 5
1. Теоретические основы использования технологических карт по ФГОС 5
1.1 Понятие ФГОС и системно-деятельностного подхода 5
1.2 Характеристика технологической карты 11
2. Особенности использования технологической карты 17
2.1 Отличие технологической карты от традиционного конспекта 17
2.2 Информация о технологической карте авторов: Г.Л. Копотеева, И.М. Когинова, Н.Я. Мороз, М.Н. Капранов и др 21
Глава 2. Методическая часть 27
3.1 Апробация технологических карт в лицее №9 27
3.2 Технологическая карта "Галогены" 30
3.3 Технологическая карта "Соединения галогенов" 35
3.4 Технологическая карта "Кислород. Воздух" 45
3.5 Технологическая карта "Сера" 53
3.6 Технологическая карта "Соединения серы" 63
Заключение 74
Список используемых источников 75
Приложение 80
Актуальность исследования обусловлена тем, что быстрые преобразования, случившиеся в обществе за последние десятилетия, совершенно поменяли не только условия жизни людей, но и положение дел в образовательной сфере.
Новая модель образования XXI века базируется на вооружении учеников умениями самостоятельно обучаться, получать знания, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, результативные. Методологическим фундаментом стандартов нового поколения считается системно-деятельностный подход, который обращен на формирование личности. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы гарантировать ученику общекультурное, личностное, познавательное формирование, а главное, вооружить таким значительным умением, как умение обучаться.
Термин «технологическая карта» пришел в образование из промышленного производства. Технологическая карта в дидактическом значении представляет собой проект процесса обучения, где презентовано достаточно доскональное описание действий от цели до результата урока с применением инновационной технологии деятельности с информацией.
Технологическая карта нужна для проектирования процесса обучения, который можно планировать как на одном уроке, так и в ходе изучения темы или всего курса. Структура технологической карты в школе на современном этапе располагает некоторым количеством модификаций. Строго обязательного описания технологической карты нет, потому педагоги вправе самостоятельно менять или дополнять часто представляемые структурные элементы технологической карты.
Представленный метод для многих педагогов считается новым, и у них появляется масса вопросов по формированию и заполнению технологической карты. Освоив написание технологической карты, педагоги смогут проанализировать проведенные уроки, внести изменения в свои рабочие программы.
Технологическая карта - это новый вид методической разработки, который обеспечивает действенное и высококачественное преподавание учебных курсов в школе, а так же возможность достижения планируемых результатов изучения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс, организованный с использованием технологических карт по ФГОС.
Предмет исследования: особенности использования технологических карт на уроках химии 9 класса по программе О.С. Габриеляна.
Цель исследования: разработать комплекс технологических карт по программе О.С. Габриеляна по теме «Неметаллы» для 9 класса.
Задачи:
1. изучить содержание федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
2. рассмотреть основы системно-деятельностного подхода;
3. рассмотреть структурные и функциональные особенности технологической карты урока;
4. провести сравнительный анализ технологической карты и традиционного конспекта урока;
5. разработать комплекс технологических карт по программе О.С. Габриеляна для 9 класса по теме «Неметаллы» как пособие для учителя.
Цели и задачи, поставленные в исследовании, достигнуты. Можно сделать следующие выводы:
1. Проанализировали нормативные документы и литературу по тематике исследования.
2. Рассмотрели характеристику технологической карты. Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Задача технологической карты - отразить деятельностный подход в обучении.
3. Проанализировали отличие технологической карты от традиционного конспекта и выявили ее преимущества. Форма записи урока в виде технологической карты дает видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока, педагогического взаимодействия между участниками процесса, и возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность.
4. Изучили информацию о технологической карте помимо ФГОС. Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, функции и структуру карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет.
5. Разработали комплект технологических карт по теме «НЕМЕТАЛЛЫ», как пособие для учителя 9 классов, по программе О.С.Габриляна.
1. Абдулаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарт / Э.Н. Абдулаев // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №2. - С. 29-32.
2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2013. - №4. - С. 18-22
3. Афанасьева, Н.В. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения [Текст] / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина Вологда. 2013. - 120 с.
4. Бритвина И.В. Технологическая карта урока по ФГОС. Портал «Продленка». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.prodlenka.org/index.php option=com_mtree&task=att_download&link_id=140379&cf_id=24(дата обращения: 23.03.2018).
5. Булидорова Г.В., Галяметдинов Ю.Г., Ярошевская Х.М., Барабанов В.П. Физическая химия. — Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та, 2012. — 396 с. — ISBN 978-5-7882-1367-5.
6. Бобровникова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства / Е.Р. Бобровникова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - №2. - С.24-29.
7. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2011.
8. Габриелян О.С. Химия. 8-9 классы: метод. пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М. : Дрофа, 2006
9. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
10. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.
11. Галанжина Е. ТК урока. Типология. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nachalka.com/node/6800(дата обращения: 23.03.2018).
12. Гладко М. Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (дата обращения: 23.03.2018).
13. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений - М.: Дрофа, 2001-240 с.
14. Иванова Е. Критериальное оценивание результатов обучения. Технология индивидуального подхода при реализации новых стандартов / Е. Иванова, В. Оганнисян // Качество образования в школе. - 2014. - №3. - С. 18-26.
15. Калинова Г.С. ФГОС основного общего образования и содержание обучения биологии // Биология в школе. - 2012. - №5. - С. 29-37....(44)