Объект исследования - Акционерное Общество «Авиакомпания «Россия» (г. Санкт-Петербург). Основной вид деятельности - перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию.
Проведен анализ данных по 2023 год включительно.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………… 6
1.Теоретические аспекты операционной деятельности авиакомпании…7
1.1 Понятие, сущность и виды операционной деятельности авиакомпании…7
1.2 Понятие и виды пунктуальности полетов…………………… 13
1.3 Факторы, влияющие на нарушение пунктуальности полетов…19
2. Комплексный анализ деятельности АО «Авиакомпании «Россия» на рынке авиационных перевозок………………………... 26
2.1 Организационно-экономический анализ компании АО «Авиакомпании «Россия»»…26
2.2 Основные производственные показатели АО «Авиакомпании «Россия»…33
2.3 Анализ конкурентов и рейтинг авиакомпании по России ..... 40
3. Формирование предложений по разработке рекомендаций с целью повышения показателя пунктуальности АО «Авиакомпании «Россия»51
3.1 Мероприятия по повышению пунктуальности полетов...51
3.2 Разработка проекта по совершенствованию процессов обеспечения плана полетов с целью повышения пунктуальности полетов ……………………………………65
3.3 Оценка эффективности проекта……73
Заключение…………………………………………………………… 76
Список использованных источников…78
Приложение А Классификация задержек по IATA………………... 83
Приложение Б Этапы реализации мероприятий по разработке бизнес-проекта…88
Актуальность темы обусловлена тем, что, находясь в условиях конкуренции авиакомпании необходимо постоянно совершенствовать и оптимизировать свои процессы. Одним из вариантов, как это можно сделать и этим повысить доходы и сократить расходы является повышение пунктуальности выполнения рейсов. Авиакомпании по всему миру несут значительные финансовые потери из-за задержек рейсов, что также приводит к большим неудобствам и потерям для пассажиров. Пунктуальность является ключевым приоритетом для обеспечения того, чтобы рейсы выполнялись по расписанию и сводили к минимуму как экономические, так и социальные издержки.
Целью магистерской диссертации является формирование рекомендаций для совершенствования операционной деятельности АО «Авиакомпании «Россия» путем повышения показателя пунктуальности полетов.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. Для первой главы были поставлены задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты операционной деятельности авиакомпании.
Рассмотреть теоретические аспекты понятия пунктуальности полетов и рассмотреть существующие методики расчета.
Для второй главы поставлены задачи:
Провести комплексный анализ деятельности АО «Авиакомпании «Россия» на рынке авиационных перевозок, проанализировать финансовые и операционные показатели.
Для третьей главы поставлены задачи:
Разработать план мероприятий по повышению пунктуальности.
Рассмотреть одно из предложенных мероприятий подробно, описать его.
Рассчитать экономический эффект от использования данного мероприятия.
Объектом выступает АО «Авиакомпания «Россия».
Предметом является операционная деятельность авиакомпании и пунктуальность полетов.
Теоретическое значение исследования заключается в изучении понятия, сущности и видов операционной деятельности авиакомпании, видов пунктуальности полетов, а также факторов, влияющих на нарушение пунктуальности полетов.
Практическое значение заключается в исследовании парка ВС и маршрутной сети АО «Авиакомпании «Россия», основных производственных показателей АО «Авиакомпании «Россия», анализе конкурентов и рейтинга авиакомпании по России, в изучении мероприятий повышения показателя пунктуальности АО «Авиакомпании России» с оценкой эффективности.
Методы исследования включают: традиционный анализ литературы, анализ документов, проектирование, синтез, анализ полученных данных.
Базой знаний исследования являются научные публикации, монографии, работы зарубежных и российских авторов.
Совершенствование операционной деятельности является одним из ключевых направлений стратегии работы авиакомпаний. Существуют различные способы улучшения операционных показателей, один из них — это повышение пунктуальности рейсов.
В рамках данной работы согласно поставленным целям и задачам были рассмотрены: в первой главе теоретические аспекты операционной деятельности авиакомпании, теоретические аспекты понятия пунктуальности полетов и были рассмотрены существующие методики расчета.
Во второй главе проведен комплексный анализ деятельности АО «Авиакомпании «Россия» на рынке авиационных перевозок, рассмотрены конкуренты и место АО «Авиакомпании «России» в рейтинге, были проанализированы финансовые и операционные показатели деятельности.
В третьей главе разработан план мероприятий по повышению пунктуальности, одно из предложенных мероприятий было разобрано подробно, а также была проведена оценка экономической эффективности от использования данного мероприятия.
Предложено внедрить в работу сотрудников центра управления полетами АО «Авиакомпании «Россия» монитора контроля, который будет аккумулировать в себе всю имеющуюся для планирования и контроля за суточным планом полетов. Это позволить уменьшить нагрузку на персонал, уменьшить вероятность ошибки, минимизировать случаи плохой диспетчеризации. Хочется отметить, что процент текучести кадров для нового персонала сотрудников центра управления полетами достигает на данный момент 70%. Монитор контроля поможет облегчить работу и сократить нагрузку. После запусков программы «Шаттл» (программа полетов между Санкт-Петербургом и Москвой) нагрузка еще сильнее возросла и количество совершаемых ошибок также сильно возросло.
Это может сократить процент задержек рейсов на 5-9% за год, что равняется 1085 – 1953 задержанных рейсов. Это может сократить расходы авиакомпании на 20 000 000 – 90 000 000 руб. в год. Следует также учитывать большое влияния скрытых факторов. К примеру аэропорт Шереметьево планирует для авиакомпании «Россия» дальние стоянки. Доставка пассажиров до них автобусами может занимать до 20 минут, что также приводит к задержкам рейсов. Когда авиакомпания обращалась в аэропорт с просьбой предоставлять нам ближние места стоянок, аэропорт отказал и сказал, что будет предоставлять их только после того, как мы повысим свою пунктуальность. По итогу значение скорректированной пунктуальности можно увеличить на 1-2%. Поэтому помимо финансовых выгод нельзя не учитывать репутационные выгоды и повышение лояльности пассажиров.
Внедрение этих решений будет способствовать общему экономическому росту, повышению операционных показателей и повышению пунктуальности полетов. Это в свою очередь в будущее позволит АО «Авиакомпании «Россия» занимать лидирующие места всевозможных рейтингов среди авиакомпаний.
1. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»: Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. От 15.09.2020) – М.: Проспект; СПб.: Кодекс, 2017. – 167 с.
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) – М.: Проспект; СПб.: Кодекс, 2017. – 192 с.
3. О защите прав потребителей: Федеральный закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. От 11.06.2021) – М.: Проспект; СПб.: Кодекс, 2017. – 128 с.
4. Акопян, К. С. Анализ регулярности и пунктуальности выполнения рейсов в аэропорту N / К. С. Акопян, П. М. Грубова // Студенческий вестник. – 2024. – № 19-15(305). – С. 52-56.
5. Бондаренко В.А., Афанасьева М.Ф., Нусхинова О.Д. Вопросы цифровой трансформации процессов операционной деятельности и финансового контроля в топливно-энергетическом комплексе // Экономика устойчивого развития. – 2023. – № 3(55). – С. 62-65.
6. Герасимов, Б. Н. Развитие подпроцесса управления стандартизацией операционной деятельности организации / Б. Н. Герасимов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 1-1(107). – С. 65-72.
7. Герасимов, Б. Н. Реформирование подпроцесса управления подготовкой операционной деятельности организации / Б. Н. Герасимов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 12-1(106). – С. 35-42.
8. Джатиев, А. А. Анализ подходов к оценке эффективности операционной деятельности предприятия / А. А. Джатиев // Уральский научный вестник. – 2023. – Т. 9, № 2. – С. 14-28.
9. Жаков, В. В. Управление логистическими потерями транспортной компании в контексте минимизации рисков операционной деятельности / В. В. Жаков // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. – 2023. – № 9. – С. 53-61.
10. Капшуков, А. П. Современные источники финансирования операционной деятельности хозяйствующего субъекта / А. П. Капшуков, В. С. Кондраткова // Инновационная экономика и право. – 2023. – № 4(27). – С. 111-118.
11. Колычев, В. Д. Интеграция бережливого производства и цифровых технологий в управление операционной деятельностью промышленных предприятий / В. Д. Колычев, И. О. Белкин // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2023. – № 3(57). – С. 45-58.
12. Мелехин, В. Д. Модель внедрения цифровых инструментов в управление операционной логистической деятельностью в условиях формирования технологической независимости / В. Д. Мелехин // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 5, № 1(144). – С. 23-31.
13. Мелехин, В. Д. Принципы управления операционной логистической деятельностью организаций в условиях меняющейся внешней среды / В. Д. Мелехин // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т. 2, № 11(140). – С. 41-47.
14. Мутовкин В.П., Бобряков В.Г. Организация планирования воздушного движения в Европейском регионе и в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato.ru / (дата обращения: 10.09.2024).
15. Нечаев, К. В. Методика снижения расходов во время планирования грузовых авиарейсов в отделенные районы РФ / К. В. Нечаев // Актуальные исследования. – 2023. – № 44-2(174). – С. 48-51.
16. Нечаев, О. Н. Совместная оптимизация производственной и внереализационной деятельности операционного сегмента промышленного предприятия / О. Н. Нечаев // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 2. – С. 408-411.
17. Николаева, О. Н. Развитие операционного менеджмента: концептуальный подход к определению и роль в эффективной деятельности предприятия / О. Н. Николаева // Менеджер. – 2023. – № 4(106). – С. 124-130.
18. Рыбаков, М. Б. Модели оптимизации и оценки эффективности операционной деятельности предприятий ОПК в условиях цифровой трансформации: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рыбаков Михаил Борисович, 2023. – 179 с.
19. Система управления пунктуальностью подготовки авиарейсов в авиационном транспортно-логистическом узле / Е. Н. Зайцев, Е. В. Коникова, И. А. Тецлав [и др.] // Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов. – 2022. – № 16. – С. 95-105.
20. Сокол М. Р. Пунктуальность авиарейсов: факторы, влияющие на пунктуальность полётов / М. Р. Сокол // Студенческий. – 2024. – № 22-5(276). – С. 49-52.
21. Фрейдина, Е. В. Концептуальные основы обеспечения финансовой устойчивости операционной деятельности / Е. В. Фрейдина, Н. К. Уланова // Развитие территорий. – 2023. – № 3(33). – С. 8-18.
22. Авиакомпания «Россия» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – URL: https://www.rossiya-airlines.ru (дата обращения 25.05.2024).
23. Авиакомпания «Аэрофлот» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – URL: https://www.aeroflot.ru (дата обращения 07.06.2024).
24. Руководство по обеспечению и учёту регулярности полётов воздушных судов гражданской авиации СССР (РРП ГА-90). Утверждено приказом МГА СССР от 10.01.1990 г. № 6. [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 06.11.2024г).
25. Руководство по аэропортовому обслуживанию Airport Handling Manual(AHM)IATA.[Электронныйресурс]//КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 06.11.2024г).
26. Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучтелей: Федеральное авиационное правило, Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82: зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 № 10186 – М.: Проспект; СПб.: Кодекс, 2017. – 191 с.
27. Красильников О.Ю. Риски авиастрахования во время экономических санкций // Формирование страховой культуры: финансовое просвещение и ответственный бизнес, сборник трудов конференции: [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 07.08.2024).
28. Потапова Д.Ю. Основные причины задержек авиационных рейсов // Мир транспорта, науч. техн. журн. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 15.03.2024).
29. Bukhonova S.M., Doroshenko Yu.A. Interrelation of the concept of the labor balanced scorecard system and the strategy of this enterprise // Series: Environmental Data Economics and Management. 2020. No. 10. pp. 25-30.
30. Golofast V.L. Formation of an integral assessment of the effectiveness of changes in the production activities of enterprises // Bulletin of the Omsk University. The series «Economics». 2020. No. 2. pp. 123-128.
31. Korshunova E.D., Popova O.V. Adaptation of the operational activity of an industrial enterprise in terms of overcoming the crisis: the use of process management tools // Bulletin of the Moscow State Technical University «Stankin». 2020. No. 2 (14). pp. 102-105.
32. Ordin V.S. Analysis of existing methods for assessing the economic efficiency of enterprises, 2019. Vol.6. No. 4. pp. 16-24.
33. Chizhova, E.N. And the thunder was booming...Things were not going well. On the ratio of rationalization and efficiency - 2019. - No. 12. pp. 63-65.
34. Shchetinina E.D., Saprykina T.V. Assessment of the company's management resources as a stage of analysis of management effectiveness // Entrepreneur's Guide. 2021. No. 9. pp. 198-208.
35. Kim, S., Park, E. Prediction of flight departure delays caused by weather conditions adopting data-driven approaches. J Big Data 11, 11 (2024). https://doi.org/10.1186/s40537-023-00867-5
36. Купрюхин А.А., Бочанова М.В. Аналитический обзор причин нарушения пунктуальности полетов воздушных судов гражданской авиации // Экономика и бизнес, науч. журн.: электр. версия. 2024. №9-1 (115). – С. 79-84.
37. Известия [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1366697/maksim-talavrinov.ru (дата обращения 25.05.2024).