ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
1.1 Современное состояние и тенденции развития гостиничного бизнеса в России
1.2 Понятие и содержание категории «качество услуг» и ее взаимосвязь с эффективностью гостиничного бизнеса 10
1.3 Методы оценки качества гостиничных услуг 22
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ 27
2.1 Организационно - экономическая характеристика гостиничного комплекса «Огни Енисея» 27
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности гостиничного комплекса «Огни Енисея» 31
2.3 Оценка качества услуг в гостиничном комплексе «Огни Енисея» 43
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА УСЛУГ В ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ «ОГНИ ЕНИСЕЯ» 51
3.1 Мероприятий по повышению качества услуг в гостиничном комплексе «Огни Енисея» 51
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 57
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена формированием конкурентной среды в сегменте гостиничного хозяйства и туризма. Появление новых частных гостиниц, строительство крупных объектов гостиничного комплекса привело к усилению конкуренции на данном рынке. Кроме того, полное удовлетворение потребительских вкусов и предпочтений и ужесточение требований со стороны клиентов требуют усиленного внимания со стороны руководства и всего персонала любой гостиницы в целях обеспечения наполняемости и рентабельности гостиницы. В условиях обостряющейся конкуренции на рынках средств размещения гостиничные предприятия должны уделять особое внимание анализу и повышению конкурентоспособности предлагаемых потребителям услуг. В отличие от рынка промышленных товаров и продовольствия, у гостиниц есть ряд преимуществ в развитии собственной конкурентоспособности. В частности, ни одно торговое или промышленное предприятие в настоящее время не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим параметрам из-за практически одинаковых характеристик продаваемого товара. Различие между предприятиями торговой отрасли состоит во многом только в средствах продвижения товаров на рынке. Гостиничные предприятия характеризуются особенностями своих услуг как особой формы неосязаемых товаров. Поэтому, управляя различными параметрами основных видов услуг по проживанию и питанию, гостиница может повысить свою конкурентоспособность.
Основными направлениями развития конкурентоспособности гостиничных предприятий служат качество, ассортимент и стоимость услуг размещения и общественного питания, а также дополнительных платных и бесплатных услуг. Предоставляя более качественный и полный пакет услуг, гостиница формирует положительное мнение у постояльца, которое закрепляется у него в памяти и служит проводником к другим потенциальным покупателям. Тем самым, она формирует и развивает свои конкурентные преимущества. Также необходимо отметить, что обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг возможно на основе формирования инновационного поведения, так как сфера услуг является базовой сферой для создания и апробации новых моделей и методик. Это самый быстро развивающийся сектор современной экономики. Несмотря на существующее многообразие мнений по исследуемой теме, отдельные теоретические и прикладные аспекты исследования и повышения конкурентоспособности в сфере услуг нельзя признать полностью разработанными. Требуют дальнейшей детализации и углубления вопросы формирования конкурентных преимуществ, в частности, гостиничной отрасли Красноярского края. Данными обстоятельствами обусловлена актуальность и обоснованность выбора темы дипломной работы, ее цель, задачи. Таким образом, выбранная тема дипломной работы является актуальной, так как залогом достижения поставленных целей и задач гостиничного предприятия должно быть предоставление качественного обслуживания и его постоянное повышение, что будет способствовать не только росту спроса на услуги гостиничного предприятия, но и формированию его постоянной клиентской базы. Иными словами, в условиях современного состояния гостиничного рынка, жесткой конкуренции и экономического кризиса важным направлением деятельности предприятий индустрии гостеприимства является разработка обоснованных мероприятий по повышению качества услуг.
Объектом исследования является система услуг гостиничного комплекса «Огни Енисея».
Предметом исследования является определение путей повышения качества услуг в гостиничном комплексе «Огни Енисея».
Целью исследования является разработка мероприятий по улучшению качества гостиничных услуг на примере гостиничного комплекса «Огни Енисея»....
В ходе написания первой главы выпускной квалификационной работы было выявлено, что предоставление гостиничных услуг высокого качества является составной частью постоянного внимания администрации гостиницы независимо от формы собственности. Достижение качества в сфере обслуживания - важная задача, решение которой обеспечивает предпринимательский успех. Деятельность в сфере гостеприимства предполагает высокую степень контакта и координации между служащими и гостями. Наиболее часто встречающиеся действия в этом смысле направлены на улучшение и контроль качества услуг гостиничных предприятий. Однако качество гостиничных услуг заключается не только в решении технической стороны дела. Усилия предприятий гостиничной индустрии традиционно были направлены на привлечение клиентов, на максимальное выполнение пожеланий гостей, завоевание доверия. Это может гарантировать только их полное удовлетворение. Поэтому стратегия развития гостиничного предприятия должна также иметь в виду и более того, делать особенный акцент на совершенствование отношений и общения между клиентами и гостиничным предприятием. Проанализировав литературу, становится понятным, что, несмотря на достаточно большое количество научных и методических материалов по проблемам изучения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, методам исследования уровня конкурентоспособности, ряд вопросов остается неосвещенным. Научные разработки в этой области касаются в основном теоретических аспектов и отстают от требований практики. Гостиничный комплекс «Огни Енисея» функционирует на рынке гостиничных услуг г. Красноярск и является одной из крупных предприятий гостиничного сервиса. В настоящее время в гостинице имеется 140 номеров различных категорий. Гостиница предлагает услуги размещения различных ценовых категорий. Также гостям г. Красноярска оказываются дополнительные услуги, которые удовлетворяют их потребности. По данным специалистов, работающих в службе приема и размещения, было отмечено, что многие клиенты предпочитают номера улучшенной категории и категории комфорт и основными предпочтениями и пожеланиями клиентов выступают удобство и оперативность выполнения услуги, повышение качества обслуживания, модернизация номерного фонда. Следовательно, руководству гостиницы «Огни Енисея» необходимо предпринять меры по разработке стратегии, позволяющей удовлетворить пожелания клиентов, что в свою очередь позволит статус предприятия на рынке гостиничных услуг г. Красноярска. Самые высокие результаты соответствуют критерию услуг питания, ассортимента дополнительных услуг. Следовательно, руководству гостиницы необходимо поддерживать деятельность гостиничного предприятия. При проведенном анализе было выявлено, что на данном предприятии имеет место вопросы, связанные с компетентностью персонала и оперативностью обслуживания. Так как предприятие занимается оказанием услуг гостиничных, то, конечно же, для него важное место занимает потребитель и, соответственно, удовлетворенность потребителя становится на первое место. Цена не является определяющим критерием принятия решения воспользоваться услугами проживания. Анализ технико-экономических показателей свидетельствует о стабильно растущем положении предприятии на рынке гостиничных услуг. За анализируемые периоды выручка от реализации услуг гостиничного предприятия увеличилась: в 2013 г. на 13415 тыс. руб. или на 29,6%, в 2014 г. на 4810 тыс. руб. или на 8,2% в основном за счет роста выручки от реализации основных услуг - услуг проживания. Темп роста выручки от реализации дополнительных услуг составил в 104,4% 115,3% соответственно. Себестоимость продукции увеличилась на 1137 тыс. руб. или на 103,9% в 2013 г. и на 3363 тыс. руб. или на 111,0% в 2014 г, при этом сохранилась соотношение выручка-затраты. Валовая прибыль увеличилась на 12245 тыс. руб. (на 85,1%) в 2013 г. и на 13358 тыс. руб. (на 4,2%) в 2013 г. Число работников за исследуемые периоды увеличилось в 2013 г на 10 человек и в 2014 г на 2. Годовой фонд оплаты труда увеличился на 15,9 % и на 7,3% соответственно. Производительность труда на предприятии увеличилась на 14,3% в 2012 г и 5,7% в 2013г. Рентабельность продаж в 2012¬2014 гг. находилась на уровне 22-34%, рентабельность основной деятельности - на уровне 33-62%. Деятельность гостиницы «Огни Енисея» можно охарактеризовать как стабильно растущую....
1. Афасижев, Т.И., Тютбнников, А.С. Направления модернизации российского гостиничного бизнеса в контексте повышения его конкурентноспособности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: экономика. - 2012, № 1. - С. 188-192.
2. Адамс С. Профессиональные продажи и коммерческие переговоры / С. Адамс. - Минск : Амалфея, 2009
3. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Ин-т новой экономики, 2010. - 1472 с.
4. Борисова, А.В. Курортное дело и оздоровительный туризм: учеб. пособие /А.В. Борисова. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 114 с.
5. Волошин, Н.И. Правовое регулирование в туризме: учебник / Н.И. Волошин. М.: Советский спорт, 2011. 504 с.
6. Герасимов Б. И. Управление качеством : учеб. пособие / Б. И. Гера¬симов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонова. - 2-е изд. - М. : КноРус, 2010. - 272 с.
7. Голубев, Г.М., Сазонова, Е.В. Тенденция развития туристской отрасли в современных условиях // Петербургский экономический журнал. - 2014, № 3. - С. 7-13.
8. ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения : [Электронный ресурс]. - Режим доступа :protect.gost.ru.
9. Гостиничный бизнес в России: тренд на снижение [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rway.ru/russia/articles/3318, свободный. - Загл. с экрана.
10. Гостиничный рынок подводит итоги года // Деловые новости. Ин-формационно-аналитическое агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://delonovosti.ru/business/2847-gostinichnyy-rynok- podvodit-itogi-goda.html, свободный. - Загл. с экрана.
11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. - 2002. - №220
12. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг индустрии гостеприимства: учебное пособие /Е.А. Джанджугазова. М.: Academia, 2012. 223 с.
13. Донец, А.А. Повышение качества услуг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничного предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013, № 4 (28). - С. 138-143.
14. Зайцева, Н.А. Управление персоналом в гостиницах: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 416 с.
15. ИСО 9004.2:2003. Общее руководство качеством. Элементы системы качества. Ч. 2. Руководящие указания по услугам : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.remgost.ru....(49)