Политический кризис в Российской империи в начале ХХ в
|
Введение 3
1. Эволюция политической системы в Российской империи на рубеже
Х1Х-ХХ вв 7
1.1 Основные противоречия российской модернизации и истоки
политического кризиса 7
1.2 Революция 1905 - 1907 гг. и становление парламентаризма 14
1.3 Столыпинская третьеиюньская система 26
2. Углубление политического кризиса в 1914-1917 гг 40
2.1 Нарастание общественно-политического кризиса в стране в условиях
Первой мировой войны 40
2.2 Февральская революция 1917 г. и падение самодержавия 47
3. Применение результатов исследования в преподавании истории в
средних общеобразовательных учреждениях 55
Заключение 68
Список источников и литературы 71
1. Эволюция политической системы в Российской империи на рубеже
Х1Х-ХХ вв 7
1.1 Основные противоречия российской модернизации и истоки
политического кризиса 7
1.2 Революция 1905 - 1907 гг. и становление парламентаризма 14
1.3 Столыпинская третьеиюньская система 26
2. Углубление политического кризиса в 1914-1917 гг 40
2.1 Нарастание общественно-политического кризиса в стране в условиях
Первой мировой войны 40
2.2 Февральская революция 1917 г. и падение самодержавия 47
3. Применение результатов исследования в преподавании истории в
средних общеобразовательных учреждениях 55
Заключение 68
Список источников и литературы 71
Актуальность темы определяется ее научной значимостью. Обилие исследовательских работ по политической истории Российской империи начала ХХ вв. без учета их связи с историческими проблемами не даёт в полной степени понять работу политического механизма русского самодержавия в обусловленной кризисом феодальных отношений и развитием капиталистических.
Избранная тема относится к тематике исследовательских работ, которые были посвящены кризису феодальных отношений, абсолютизма и институтов самодержавия в России, которые позволяют изучать противоречивый процесс эволюции власти.
Сложность политического реформизма в царской России в рамках эволюции самодержавия обусловленного системным кризисом в эпоху капиталистических отношений по ряду обстоятельств длительное время не привлекала подобающего внимания, хотя и не пропадала из поля зрения историков.
В общественно-политическом развитии, происходившем в дореволюционной России обозначились новые явления, указывающие на кризис феодализма, вызванный не только промышленным переворотом, но и бездарным управлением. Бездействие властей могло обернуться потерей главного политического ресурса.
Интерес к проблемам эволюции высшей государственной власти Российской империи в период кризиса феодализма, актуален в силу того, что именно в это время наиболее остро проявляются проблемы отношения общества и власти. 23 года царствования Николая II почти исчерпали политический ресурс власти. В его правлении можно выделить два периода. Первый период - период кризиса власти в1894-1906 гг. Второй - 1907 -1917 гг. - период эволюции власти и становления парламентаризма между двух революций. Важным пунктом развития государственной власти стало законодательное обеспечение столыпинской земельной реформы, обеспечившей создание класса крестьян-собственников.
Таким образом, глубокий кризис царизма стал причиной политического реформизма, а затем революционных потрясений. Решить проблему кризиса самодержавной власти пытались различные общественные группы, политическая элита и монарх.
Цель и задачи. Целью является изучение и анализ политического кризиса в Российской империи в начале XX века.
Данная цель реализуется постановкой и решением задач:
- изучить основные противоречия российской модернизации и истоки политического кризиса;
- выяснить влияние революции 1905 - 1907 гг. на становление парламентаризма;
- определить причины нарастания общественно-политического кризиса в стране в условиях Первой мировой войны.
Объект - верховная власть в России в начале XX века, система высших государственных учреждений, прерогативы и полномочия самодержавной (императорской) власти в условиях кризиса феодально-крепостнической системы и развития капитализма, система местного управления и самоуправления.
Предмет - эволюция верховной самодержавной власти России в условиях кризиса феодально-крепостнической системы, реформирование высших государственных учреждений, сдвиги в отношениях центра и провинции, институционализация народного представительства, адаптация власти к трансформационным и модернизационным процессам, заговоры и революционные кризисы.
Хронологические рамки. Верхняя хронологическая грань настоящей работы определяется годом начала Первой Русской революции 1905-1907 гг., а нижняя - Февральской буржуазно-демократической революцией1917 г.
Методологическая основа. Методологической базой исследования стал комплекс как конкретно-исторических, так и общенаучных методов. Принцип объективности изучить всю оказавшуюся в поле зрения информацию с целью создания полного представления о российском политическом кризисе в начале XX века.
Основополагающим являлся принцип историзма, требующий исследования проблемы политического реформизма в контексте общественной жизни, социального прогресса. Из специально-исторических методов основным явился проблемно-хронологический, позволивший определить тенденции развития объекта.
Для решения поставленных проблем использованы принципы историзма, научной объективности, был учтен также принцип исторического субъективизма. Применялись как общенаучные методы исторического исследования (системный и причинно-следственный), так и конкретно-исторические методы: историко-генетический, историко-структурный,
историко-типологический, сравнительно-исторического анализа акцентирующего внимание на повторяемости событий и явлений, давшего возможность сравнить характеры кризисов и политического реформизма в трех последних эпохах российского абсолютизма), исторической реконструкции. Также, как и в социологических и психологических исследованиях, применялся статистический метод, позволивший проиллюстрировать предварительные итоги, а также - социально-психологический, давший возможность подойти к исследованию с позиции цивилизационного взгляда к изучению истории.
В многоплановой проблеме заключен наряду с политологическим и социологический аспект, что указывает на необходимость применения комплекса методов в исследовании исторической проблемы эволюции верховной самодержавной власти как политического института.
Научная новизна определяется комплексным исследованием многоплановой проблемы с новыми подходами, в уяснении природы политического кризиса, особенностей функционирования маятникового механизма в принятии государственных решений, действия «пружинного механизма» в политической эволюции, в выявлении спектра субъективных и объективных факторов в развитии российского абсолютизма периода острого политического кризиса
Избранная тема относится к тематике исследовательских работ, которые были посвящены кризису феодальных отношений, абсолютизма и институтов самодержавия в России, которые позволяют изучать противоречивый процесс эволюции власти.
Сложность политического реформизма в царской России в рамках эволюции самодержавия обусловленного системным кризисом в эпоху капиталистических отношений по ряду обстоятельств длительное время не привлекала подобающего внимания, хотя и не пропадала из поля зрения историков.
В общественно-политическом развитии, происходившем в дореволюционной России обозначились новые явления, указывающие на кризис феодализма, вызванный не только промышленным переворотом, но и бездарным управлением. Бездействие властей могло обернуться потерей главного политического ресурса.
Интерес к проблемам эволюции высшей государственной власти Российской империи в период кризиса феодализма, актуален в силу того, что именно в это время наиболее остро проявляются проблемы отношения общества и власти. 23 года царствования Николая II почти исчерпали политический ресурс власти. В его правлении можно выделить два периода. Первый период - период кризиса власти в1894-1906 гг. Второй - 1907 -1917 гг. - период эволюции власти и становления парламентаризма между двух революций. Важным пунктом развития государственной власти стало законодательное обеспечение столыпинской земельной реформы, обеспечившей создание класса крестьян-собственников.
Таким образом, глубокий кризис царизма стал причиной политического реформизма, а затем революционных потрясений. Решить проблему кризиса самодержавной власти пытались различные общественные группы, политическая элита и монарх.
Цель и задачи. Целью является изучение и анализ политического кризиса в Российской империи в начале XX века.
Данная цель реализуется постановкой и решением задач:
- изучить основные противоречия российской модернизации и истоки политического кризиса;
- выяснить влияние революции 1905 - 1907 гг. на становление парламентаризма;
- определить причины нарастания общественно-политического кризиса в стране в условиях Первой мировой войны.
Объект - верховная власть в России в начале XX века, система высших государственных учреждений, прерогативы и полномочия самодержавной (императорской) власти в условиях кризиса феодально-крепостнической системы и развития капитализма, система местного управления и самоуправления.
Предмет - эволюция верховной самодержавной власти России в условиях кризиса феодально-крепостнической системы, реформирование высших государственных учреждений, сдвиги в отношениях центра и провинции, институционализация народного представительства, адаптация власти к трансформационным и модернизационным процессам, заговоры и революционные кризисы.
Хронологические рамки. Верхняя хронологическая грань настоящей работы определяется годом начала Первой Русской революции 1905-1907 гг., а нижняя - Февральской буржуазно-демократической революцией1917 г.
Методологическая основа. Методологической базой исследования стал комплекс как конкретно-исторических, так и общенаучных методов. Принцип объективности изучить всю оказавшуюся в поле зрения информацию с целью создания полного представления о российском политическом кризисе в начале XX века.
Основополагающим являлся принцип историзма, требующий исследования проблемы политического реформизма в контексте общественной жизни, социального прогресса. Из специально-исторических методов основным явился проблемно-хронологический, позволивший определить тенденции развития объекта.
Для решения поставленных проблем использованы принципы историзма, научной объективности, был учтен также принцип исторического субъективизма. Применялись как общенаучные методы исторического исследования (системный и причинно-следственный), так и конкретно-исторические методы: историко-генетический, историко-структурный,
историко-типологический, сравнительно-исторического анализа акцентирующего внимание на повторяемости событий и явлений, давшего возможность сравнить характеры кризисов и политического реформизма в трех последних эпохах российского абсолютизма), исторической реконструкции. Также, как и в социологических и психологических исследованиях, применялся статистический метод, позволивший проиллюстрировать предварительные итоги, а также - социально-психологический, давший возможность подойти к исследованию с позиции цивилизационного взгляда к изучению истории.
В многоплановой проблеме заключен наряду с политологическим и социологический аспект, что указывает на необходимость применения комплекса методов в исследовании исторической проблемы эволюции верховной самодержавной власти как политического института.
Научная новизна определяется комплексным исследованием многоплановой проблемы с новыми подходами, в уяснении природы политического кризиса, особенностей функционирования маятникового механизма в принятии государственных решений, действия «пружинного механизма» в политической эволюции, в выявлении спектра субъективных и объективных факторов в развитии российского абсолютизма периода острого политического кризиса
Последний император Николай II не был отцом нации, каким он представлялся в иные моменты истории. Он плохо знал свой народ, его чаяния не трогали сердце самодержца. Все это отразилось на его трагической судьбе.
Николай II в глазах народа выглядел лгуном, спесивцем, «изменщиком». Не был он и тираном, но, находясь на троне, считал должным водворять спокойствие в империи. Николай II - главное звено системы. Самодержавие - закрытая система со множеством подсистем, основанных на монархическом принципе, и отречение царя от трона ставило систему на грань катастрофы. Поэтому коренные причины кризисных явлений, никогда не могли быть устранены самим самодержавным режимом. Самодержавие как государственное устройство крепко мощью армии, мощью чиновничьего аппарата. Были серьезные попытки усилить самодержавный режим его «смягчением».
Вынужденные меры Николая II в деле построения правового государства однако не укрепили режим, ослабляемый кризисом «верхов», войнами и революциями. С приданием законодательных функций Государственному совету, с расширением законодательной деятельности Государственной Думы вертикаль власти обрела странную конфигурацию. На вершине властной вертикали по-прежнему самодержец, ниже справа - Государственный совет, ниже слева - Государственная Дума. Хотя третьеиюньская монархия оказалась дееспособной (столыпинские реформы, расширение возможности для индивидуализации крестьянского землевладения, укрепления местного самоуправления). Однако правые партии, пытаясь взять реванш, расшатали зыбкое равновесие, решив навести порядок в «администрации» императора.
Власть стремилась к олигархичности, к узкоклановости, корпоративности, а народ желал диалога с ней, несмотря на Кровавое воскресенье, Ленский расстрел и другие исторические уроки. Народ, лишенный права выбора, должен был решить историческую дилемму: добиваться справедливости или ждать реформ «сверху».
Внешнеполитический фактор (Первая мировая война) стал ускорителем последней фазы системного кризиса государственности России, конфликта народа и власти, а его следствием явилась революция, выразившая свое отношение к «глухоте» власти. Коррупция, казнокрадство (депо Мясоедова), чиновничий произвол подтачивали режим изнутри. Более того, случайные люди могли управлять великой империей, потому что это заложено в ее системе.
Распутин -последний оплот последнего царя. Объективно Г.Е.Распутин выступал за укрепление государства, разоблачая коррумпированных сановников, совершавших деяния, несовместимые с занимаемой должностью, давая царю порой дельные советы по решению государственных дел. Но главное, он мешал силам, которые стремились к отречению Николая Второго от трона.
Но за Распутиным не было силы, способной защитить его. «Династический заговор», устранение Распутина ослабило царя, поколебало авторитет императорской власти. (Распутинщина - характерное явление для монархического режима власти, стремящейся к изоляции. По этому устранение Распутина явилось частью заговора, ибо за ним должен был уйти с политической сцены сам Николай II). Но и участники «династического» заговора, естественно, выступали не против самодержавия как института власти. Они прекрасно знали, что предают царя, ибо царя не назначают и выбирают, только одного царя сменяет другой. Да, царь, первый из дворян (владелец 7 млн. десятин земли), был далек от народа, потому что всегда был на стороне аристократии. Государственная машина, управляемая господствующим классом, была направлена на ущемление прав остальной части населения. Полиция, жандармерия, даже армия могли быть брошены на усмирение обывателей, что означали кризис режима. Но царь, пусть даже охраняемый, недоступный, остается царем от роду. Неслучайно, отречение Николая II большая часть россиян восприняла как национальную трагедию.
К 1917 году самодержавие исчерпало свой политический ресурс. Февральская революция исключила возможность превращения самодержавия в конституционную монархию.
Николай II в глазах народа выглядел лгуном, спесивцем, «изменщиком». Не был он и тираном, но, находясь на троне, считал должным водворять спокойствие в империи. Николай II - главное звено системы. Самодержавие - закрытая система со множеством подсистем, основанных на монархическом принципе, и отречение царя от трона ставило систему на грань катастрофы. Поэтому коренные причины кризисных явлений, никогда не могли быть устранены самим самодержавным режимом. Самодержавие как государственное устройство крепко мощью армии, мощью чиновничьего аппарата. Были серьезные попытки усилить самодержавный режим его «смягчением».
Вынужденные меры Николая II в деле построения правового государства однако не укрепили режим, ослабляемый кризисом «верхов», войнами и революциями. С приданием законодательных функций Государственному совету, с расширением законодательной деятельности Государственной Думы вертикаль власти обрела странную конфигурацию. На вершине властной вертикали по-прежнему самодержец, ниже справа - Государственный совет, ниже слева - Государственная Дума. Хотя третьеиюньская монархия оказалась дееспособной (столыпинские реформы, расширение возможности для индивидуализации крестьянского землевладения, укрепления местного самоуправления). Однако правые партии, пытаясь взять реванш, расшатали зыбкое равновесие, решив навести порядок в «администрации» императора.
Власть стремилась к олигархичности, к узкоклановости, корпоративности, а народ желал диалога с ней, несмотря на Кровавое воскресенье, Ленский расстрел и другие исторические уроки. Народ, лишенный права выбора, должен был решить историческую дилемму: добиваться справедливости или ждать реформ «сверху».
Внешнеполитический фактор (Первая мировая война) стал ускорителем последней фазы системного кризиса государственности России, конфликта народа и власти, а его следствием явилась революция, выразившая свое отношение к «глухоте» власти. Коррупция, казнокрадство (депо Мясоедова), чиновничий произвол подтачивали режим изнутри. Более того, случайные люди могли управлять великой империей, потому что это заложено в ее системе.
Распутин -последний оплот последнего царя. Объективно Г.Е.Распутин выступал за укрепление государства, разоблачая коррумпированных сановников, совершавших деяния, несовместимые с занимаемой должностью, давая царю порой дельные советы по решению государственных дел. Но главное, он мешал силам, которые стремились к отречению Николая Второго от трона.
Но за Распутиным не было силы, способной защитить его. «Династический заговор», устранение Распутина ослабило царя, поколебало авторитет императорской власти. (Распутинщина - характерное явление для монархического режима власти, стремящейся к изоляции. По этому устранение Распутина явилось частью заговора, ибо за ним должен был уйти с политической сцены сам Николай II). Но и участники «династического» заговора, естественно, выступали не против самодержавия как института власти. Они прекрасно знали, что предают царя, ибо царя не назначают и выбирают, только одного царя сменяет другой. Да, царь, первый из дворян (владелец 7 млн. десятин земли), был далек от народа, потому что всегда был на стороне аристократии. Государственная машина, управляемая господствующим классом, была направлена на ущемление прав остальной части населения. Полиция, жандармерия, даже армия могли быть брошены на усмирение обывателей, что означали кризис режима. Но царь, пусть даже охраняемый, недоступный, остается царем от роду. Неслучайно, отречение Николая II большая часть россиян восприняла как национальную трагедию.
К 1917 году самодержавие исчерпало свой политический ресурс. Февральская революция исключила возможность превращения самодержавия в конституционную монархию.
Подобные работы
- РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. - НАЧАЛЕ XX В
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКИХ ОБЩИН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. - НАЧАЛА ХХ В.) В РАБОТАХ СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
XIX В.: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И УЙГУРСКОГО
ГОСУДАРСТВА ЙЭТТИШАР (1864-1877 гг.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В
ОТНОШЕНИИ ИНОРОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКАХ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



