Введение 4
1 Теоретико-правовые основы молодежной политики 9
1.1 Понятие молодежи как объекта молодежной политики
1.2 Государственная молодежная политика: понятие, принципы,
механизмы реализации 19
2 Анализ деятельности регулирующих органов управления
обеспечивающих реализацию молодежной политики в городе Пенза 37
2.1 Система органов управления, реализующие молодежную политику 37
2.2 Анализ реализации молодежной политики в городе Пенза 48
3 Предложения и рекомендации по совершенствованию молодежной
политики в городе Пенза
Заключение 78
Список использованных источников 81
Приложения
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена тем, что государственная молодежная политика является не только одним из важных направлений развития страны, но и определяющим фактором многих сторон социально-экономической и политической жизни в стране. В настоящее время молодежь составляет около трети от общего числа населения Российской Федерации, поэтому крайне важным является изучение процессов, происходящих в молодежной среде.
Вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Молодежь - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть населения, обладающая огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом.
Актуальность проблем формирования и реализации государственной молодежной политики связана и с определением приоритетных направлений и новых критериев ее эффективности, которые отвечали бы современным требованиям. Главной задачей государства должно стать создание благоприятной социально-экономической и духовно-нравственной базы для использования энергии молодежи в жизни страны и механизмов ее поддержки, социальных инициатив, помощь молодым людям в определении и реализации своих интересов, потребностей, жизненных перспектив путем продуманной, научно обоснованной молодежной политики.
У современного молодого поколения наблюдается усиление таких качеств, как самостоятельность, адаптивность к новым явлениям, высокий уровень мобильности. Негативные и позитивные тенденции на современном этапе чрезвычайно актуализируют проблемы реализации молодежной политики. Современный этап государственной молодежной политики можно охарактеризовать как период поиска и накопления нового социально - 3
политического опыта ее формирования и функционирования. Углубление самостоятельности регионов и развитие системы органов местного самоуправления предопределило современную региональную и муниципальную молодежную политику.
Именно молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодого поколения, его обучения и трудоустройства, которая способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения и создает возможности регулирования миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодежи.
Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала. При осуществлении молодежной политики в муниципальных образованиях используются отраслевые органы местной власти, на которые в соответствии с п.34 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» которые занимаются организацией и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Молодое поколение рассматривают в качестве гаранта социально-экономической стабильности, будущего индивидуального выживания, а также как общего стратегического ресурса развития общества. Несмотря на это, жизненные установки молодежи не всегда и не во всем соответствуют потребностям государства и его территорий в инновационном развитии. При этом остаются неопределенными система построения, механизмы осуществления, методы оценки эффективности молодежной политики. Работа с молодежью характеризуется ситуативностью и противоречивостью.
Недостаточность исследования проблем молодежной политики на муниципальном уровне является угрозой для развития муниципальных образования, на ее фоне наблюдается низкая активность молодежи в процессах местного самоуправления.
На сегодняшний день существует необходимость создания направлений совершенствования молодежной политики на муниципальном уровне, что еще раз подтверждает актуальность данной работы.
Научная новизна бакалаврской работы состоит в том, что определены теоретические и методологические основы исследования реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и в городе Пенза. Определены приоритетные направления развития государственной молодежной политики, с учетом ее содержания, особенностей и специфики. Проведен системный анализ недостаточно изученной в настоящее время государственной молодежной политики в городе Пенза.
Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические концепции перечисленных классиков социологии, труды современных отечественных и зарубежных социологов и других ученых по проблемам реализации молодежной политики, а также методов и технологий работы с молодежью.
Для реализации молодежной политики как на государственном, так и на муниципальном уровнях нормативной основой являются такие правовые акты как Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации, Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, Постановления Главы администрации города Пензы.
Особый вклад в разработку как характеристик молодежи, как социальной группы, так и понятийного аппарата «молодежь», «молодежная политика», «государственная молодежная политика» внесли Елисеев А.Л., Елишев С.О.
Нормативно-правовое регулирование государственной молодежной политики было рассмотрено Цевелевой И.В. Вклад в формирование и раскрытие социально-демографических характеристик современной российской молодежи внесли такие авторы, как Ростовская Т.К., Рязанцев С.В. Анализ рисков, возникших перед современной молодежью проведен Мутиевой Т.А.
При изучении муниципальной молодежной политики наиболее информативными является статьи таких авторов, как Слюсарь К.С., Бутова Т.В и Дунаева А.И., Трофимова О.Е.
Целью исследования является изучение реализации молодежной политики в РФ на примере города Пензы.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
а) рассмотреть понятие, принципы, механизмы и методы реализации государственной молодежной политики;
б) охарактеризовать приоритетные направления реализации молодежной политики РФ и в муниципалитетах РФ на современном этапе;
в) раскрыть нормативно - правовое регулирование молодежной политики в РФ;
в) исследовать место и роль в осуществлении молодежной политики Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политики города Пензы;
г) разработать предложения по изменению и повышению эффективности деятельности органов муниципального управления, отвечающих за реализацию молодежной политики.
Объектом исследования является государственная молодежная политика Российской Федерации как направление деятельности государства, цель которого - воздействие на социальное развитие молодежи.
Предмет исследования определен как особенности, основные тенденции и функционирование государственной молодежной политики в городе Пенза.
В процессе работы над бакалаврской работой применялись системный, и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и города Пензы.
Эмпирической базой исследования послужили данные общегосударственной и муниципальной статистики, а также результаты социологических исследований.
Научно-практическая значимость работы определяется тем, что выводы, сделанные в ходе научного исследования, могут быть использованы субъектами муниципального управления при разработке молодежной политики, определении ее приоритетных направлений, формировании программ по ее осуществлению, при принятии политических решений по вопросам, связанным с социализацией молодежи. Основной материал может быть использован для дальнейших сравнительных политических исследований.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников информации и приложения.
В ходе написания данного дипломного проекта (выпускной квалификационной работы), автор пришел к следующим выводам.
На сегодняшний день отсутствуют четко обозначенные цели и критерии молодежной политики на государственном уровне, которые не позволяют ей занять свою нишу, что приводит к недопониманию роли молодежной политики со стороны представителей других сфер деятельности. Об этом может свидетельствовать и недостаточная разработанность нормативно-правовой базы по данному вопросу.
Органами муниципальной власти не всегда высоко оценивается роль молодого поколения в процессах развития общества, в результате чего появляется молодежь, не уверенная в своих силах, у которой пропадает желание, а также способность к включению в социально-экономические и общественно-политические процессы, протекающие на территории.
Также отмечается слабая скоординированность молодежной политики с другими сферами государственной политики, приводящая к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства.
Еще одной проблемой реализации государственной молодежной политики можно назвать отсутствие сформированной универсальной системы комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы, положения молодежи в том или ином муниципалитете.
Недостаточная освещенность проблематики данного вопроса в средствах массовой информации, отсутствие высокого уровня информатизации молодого поколения по вопросам молодежной политики накладывают свой отпечаток на эффективность реализации молодежной политики на всех уровнях.
Отсутствие решений данных проблем является угрозой для муниципального образования, так как именно на этом фоне наблюдается низкий уровень участия молодого поколения в процессах местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенной информации можно сделать вывод, что для повышения эффективности разработки и реализации молодежной политики в городе Пенза необходимо выделить следующий ряд приоритетных направлений:
а) разработка нормативно-правовой базы, регулирующей молодежной политику на уровне муниципальных образований, в том числе формирование четких критериев оценки эффективности молодежной политики;
б) регулярное осуществление мониторинга эффективности реализации муниципальной молодежной политики, состояния молодежной среды;
в) создание системы информационного обеспечения молодежи, а именно Молодежного портала города Пензы - структуры, которая обеспечит анализ информации о состоянии молодежной среды, интересах, ценностной ориентации молодежи, а также аккумулирует в себе информацию о молодежных проектах, государственных программах поддержки молодого поколения и позволит удовлетворить информационные потребности молодого поколения.
г) развитие системы социальных служб, оказывающих поддержку молодому поколению, направленную на удовлетворение реальных потребностей молодежи в социальных услугах, содействие ее адаптации к меняющимся условиям жизни, поддержка молодой семьи, оказание социальной помощи особо нуждающимся молодым семьям. В том числе создание Центра молодой семьи города Пензы, главным направлением деятельности которого было бы осуществление подготовки молодого поколения к семейной жизни, содействие в укреплении молодой семьи и воспитании детей, а также создание системы долгосрочного без залогового кредитования молодых семей для решения проблем организации их быта.
д) создание условий для интеграции молодежи в рынок труда муниципального образования, социальная защита молодого поколения в сфере занятости, в том числе создание Координационного совета работающей молодежи города Пензы, в который будут входить представители крупных предприятий и организаций города, а также представители студенчества;
е) формирование научно-методического обеспечения молодежной политики города Пензы - создание специализированного государственного научно-исследовательского института проблем молодежи, осуществляющего систематизацию работы научных организаций, исследующих проблемы молодежи, и координацию их деятельности. Необходимо создать систему специализированной государственной статистической отчетности для государственной молодежной политики. Следует уделять внимание регулярному и целенаправленному проведению научно-практических и учебно¬методических конференций и семинаров по вопросам реализации государственной молодежной политики.
Молодежная политика должна интегрировать ресурсы из разных источников для концентрации на таких ключевых направлениях, как обеспечение учебной и трудовой занятости молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма; поддержка общественно значимых инициатив различных групп молодежи, детских и молодежных общественных объединений; организация отдыха и оздоровления молодежи.
Не менее важной является необходимость исключения остаточного принципа финансирования муниципальной молодежной политики; в том числе утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере муниципальной молодежной политики, введение отдельной строки в бюджетах всех уровней на поддержку молодежных и детских общественных объединений.
Для усиления эффективности муниципальной молодежной политики необходимо мобилизовать инициативу молодого поколения в общественных интересах. Основная задача органов власти заключается в формировании условий для развития молодежной инициативы в городе Пенза.
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2016.
2. Модельный закон о государственной молодежной политике: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 23.11.2012 г. № 38-10 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.11.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
3. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС от 21.03.2013 г. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.03.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 г. № 51- ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 06.04.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145- ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 15.02.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
6. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995г. № 98-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.08.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
7. О некоммерческих организациях: федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996г. №7-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 11.01.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003г. № 131-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.08.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
9. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон Российской
Федерации от 24.06.2011 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.06.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
10. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи: указ Президента Российской Федерации от 06.04.2006 г. № 325 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.03.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
11. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
12. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 690 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 09.06.2010 Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
13. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090 - 1 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.03.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
14. О сохранении и развитии русского языка, повышения его роли в области международных, культурных и гуманитарных связей: постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.02.2015 № 51 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 25.02.2015 Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
15. О Федеральном агентстве по делам молодежи: постановление Правительства от 29.05.2010г. № 409 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://x№80abucjiibhv9a.x№p1ai//1324/08.05.29B5_409.pdf (дата обращения 1.05.2016).
16. О Стратегии государственной молодежной политики в Российской
Федерации: распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006г. № 1760-р
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 04.03.2014г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
17. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662 - р [Электронный ресурс]. Дата обновления: 08.08.2008 г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
18. Об утверждении Основ государственной молодежной политики
Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014г. № 2403-р [Электронный ресурс]. Дата обновления:
29.11.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
19. Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.09.2013 г. № 677 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 30.09.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
20. О муниципальной службе в Пензенской области: закон Пензенской области от 20.07.1998г. № 85-ЗПО [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.10.2007. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
21. О создании Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы: постановление Главы администрации города Пензы от 08.07.2005г. № 878/1 [Электронный ресурс]. Дата обновления:
15.11.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
22. О закреплении подростковых клубов за Управлением образования города Пензы, Управлением культуры города Пензы, Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политики города Пензы: постановление Главы администрации города Пензы от 24.11.2006г. № 1368 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.12.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
23. Об утверждении новой редакции Положения о Комитете по физической культуре, спорту и молодежной политики города Пензы: постановление Главы администрации города Пензы от 29.12.2006г. № 1569 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.05.2006. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
24. Об утверждении структуры Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политики города Пензы: постановление Администрации города Пензы от 21.04.2009г. № 561 [Электронный ресурс]. Дата обновления:
10.11.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
25. Об утверждении долгосрочной стратегии молодежной политики
города Пензы: постановление Администрации города Пензы от 22.09.2011г. № 1135 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2014. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
26. Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической
культуры, спорта, молодежной политики в городе Пензе на 2015-2020 годы»: постановление Администрации города Пензы от 29.09.2014 №
1131/1[Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.09.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
27. Айзенкоп Б.М. Молодежная политика в Российской Федерации: поиск оптимальных решений. - М.: Макс - Пресс, 2014. - 215 с.
28. Бутова Т,В., Дунаева А.И. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». - 2014. -№ 2. - С. 2 - 10.
29. Взаимодействие органов государственной власти с населением.
Официальный сайт управления молодежной политики города Белгорода. Раздел «Обратная связь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bel-
molodezh.ru/index.php/upravlenie/kontaktye-dannye (дата обращения 29.04.2016).
30. Власова Э.Д. К вопросу об эффективности молодежной политики в России // Инновационная наука. - 2015. -№ 4-3. - С. 174- 177.
31. Денис В. А. Государственная молодежная политика: современное состояние и перспективы // Журнал Власть. - 2015. - №3. - С. 3-9.
32. Доклад «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого
капитала» [Электронный ресурс]. Режи доступа:
https://fadm.gov.ru/documents/download/134/ (дата обращения 25.04.2016).
33. Елисеев А.Л. Государственная молодежная политика: от прошлого к настоящему // Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. -№ 1. - С. 77 - 81.
34. Елишев С.О. Современные подходы к определению понятия «молодёжь» в социологии // Вестник Московского университета. Социология и политология. - 2014. - № 3. - С.12 - 15.
35. Ильинский И.М. Вклад молодежи в Россию: участие, развитие, мир.
[Электронный ресурс]. Ре доступа:
http://www.rikmosgu.ru/publicatio№s/3559/4408/(дата обращения: 29.04.2016)
36. Информация о деятельности Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Российской Федерации. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/(дата обращения 25.04.2016).
37. Информация о результатах деятельности Комитета по физической
культуре, спорту и молодежной политики города Пензы в сфере молодежной политики в 2015 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://58sport.ru/otchj oty-komiteta-po-fizkulture-sport/ (дата обращения
29.04.2016).
38. Информация о численности населения города Пензы. Официальный
сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/municipal_statistics/ (дата
обращения 29.04.2016).
39. Кравченко Д.Б., Турчак А.А. Поговорим о молодежи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://do.ge№docs.ru/docs/i№dex— 217958.html?page=2(дата обращения 29.04.2016).
40. Луков В.А. Государственная молодежная политика: российская и
мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/monographs/State-Youth- Policy.pdf(дата обращения 29.04.2016).
41. Материалы II Международной научно-практической конференции
«Государственная молодежная политика: история и современность
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orel.ranepa.ru/files/file-
new/Mercylov.PA-polit.pdf (дата обращения 29.04.2016).
42. Молодежная политика. Официальный сайт Администрации города Пензы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.penza-gorod.ru/doc3- 42.html(дата обращения 25.04.2016).
43. Мутиева Т.А. Социальные риски реализации молодежной политики в Российской Федерации //Science Time.- 2015. -№ 12 (24). - С. 577- 580.
44. Отчеты Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политики города Пензы. Официальный сайт Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политики города Пензы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://58sport.ru/(дата обращения 25.04.2016).
45. Ростовская Т.К., Рязанцев С.В. Социально-демографические характеристики российской молодежи // Государственный советник. - 2015. -№ 2. - С. 66- 74.
46. Слюсарь К.С. Управление молодежной политикой на муниципальном уровне // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2013. -№ 6. - С. 107 - 111.
47. Тальников Е.В. Государственная молодежная политика: методика выработки конструктивных решений // Российский экономический журнал. - 2015. - № 2. - С. 9.
48. Трофимова О.Е. О критериях оценки эффективности муниципальной молодежной политики // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». - 2014. -№ 2. - С. 2 - 5.
49. Трудоустройство населения. Официальный сайт управления
молодежной политики города Белгорода. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bel-molodezh.ru/index.php/zhizn-molodezhi/trudoustrojstvo(дата
обращения 29.04.2016).
50. Усынина Н.И. Определение сущности понятия «молодежь» // Вестник Удмуртского университета. Социология. - 2014. -№ 1. - С. 26- 28.
51. Цевелева И.В. Правовое регулирование государственной молодежной политики // Новое слово в науке и практике. - 2013. -№ 6. - С. 161- 165.
52. Юрасов И.А. Социальная мобильность и трудовая мотивация современной Пензенской молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-sotsiologiya/a10.php (дата обращения 29.04.2016).