ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Детские капризы как объект психолого-педагогического анализа 3
1.1. Детские KaiqHrabi: сущность 6
1.2. Причины возникновения капризов и упрямства 12
1.3. Анализ психологических и педагогических подходов к проблеме детских капризов 22
Выводы к главе I . 31
ГЛАВА II . Организация работы по предупреждению и преодолению капризов у детей дошкольного возраста 33
2.1. Методы предупреждения и преодоления детской капризности в дошкольном возрасте 33
2.2. Организация и результаты опытно-практического исследования 41
2.3. Рекомендации для родителей детей, имеющих капризы и упрямство 58
Выводы к главе II 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Актуальность исследования
В раннем возрасте ребенок еще не владеет способами самоконтроля и управления своим поведением. Его поведение определяется эмоциями, а не интеллектуальной составляющей. Он ищет пути завоевать внимание и одобрение взрослых. В попытке удовлетворить потребность в эмоциональной поддержке и, не имея навыков удовлетворения своих потребностей, он ищет способы добиться желаемого результата. В процессе поиска формируются не только позитивные способы и приемы удовлетворения потребностей, но и негативные поведенческие проявления. Например, капризы и упрямство.
К сожалению, взрослые тоже сами провоцируют их появление своими противоречивыми или чрезмерно строгими требованиями, недостаточным проявлением любви, внимания, уважения по отношению к нему. Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается социальными условиями жизни в современном обществе: изменение системы ценностей, кризис института семьи, жестокость, насилие, интерес к материальным, но не к духовным аспектам жизнедеятельности. Многие родители не интересуются внутренним миром своих детей, в погоне за материальной прибылью не занимаются духовным развитием ребенка. Вследствие этого дети отдаляются от них, становятся жестокими и эгоистичными, капризными и себялюбивыми.
Капризное поведение рассматривается как один из видов отклоняющегося поведения и включает в себя эгоизм, раздражительность, слезы, агрессию. Это очень серьезная проблема, оказывающая большое влияние на процесс воспитания и развития ребенка. Неправильное воспитание, отсутствие психолого-педагогических знаний у родителей может закрепить капризное поведение в стойкие черты характера, которые будут помехой в становлении личности.
Вместе с тем в фундаментальных психологических и педагогических трудах проблема детских капризов пока не получила исчерпывающего научного осмысления. Остаются открытыми многочисленные вопросы, которые связаны с определением понятия «детские капризы», обоснованием его структуры и функций. Очень важно вооружить педагогов и родителей знаниями о причинах появления капризов и упрямства у детей.
Объектом исследования являются детские капризы.
Предмет исследования - причины детских капризов, пути их преодоления и предупреждения.
Цель исследования - изучение детских капризов как психолого-педагогической проблемы.
В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «капризы» в психологии и педагогике, и описать проявления детских капризов.
2. Раскрыть причины возникновения упрямства и капризов.
3. Изучить пути и методы профилактики и преодоления детских капризов.
4. Выявить капризных детей в группе детского сада, составить план и осуществить подбор методов для организации работы по преодолению детских капризов и провести формирующий эксперимент.
5. Разработать рекомендации для родителей и педагогов в работе с детьми, имеющими капризы и упрямство.
Гипотеза исследования: Воспитание капризного ребенка будет успешным, если выявить особенности поведения капризных детей, определить наибольшую эффективность методов и приемов воспитания ребенка в ДОУ и семье, разработать методические рекомендации для родителей по воспитанию капризных детей.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили: труды ведущих зарубежных и отечественных педагогов и психологов Е.Р. Баенской, Л.И. Божович Л.И., Выготского Л.С., Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В., Захарова А.И., Корнеевой Е.Н., Луговской А., Мясищева В.Н., Сеченова И. М., Сохиной Ф. А.,
Сухомлинского В.А., Хорсанд Д. В., Шевниной О., Ядэшко В. И., Адлера А., Биддалф С., Валлона А. и других.
Методы исследования: системно-теоретические методы: психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: изучение характеристик детей; беседы с детьми, наблюдение за деятельностью детей, беседа с родителями, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, изучение и обобщение практического опыта.
База и выборка исследования: МБДОУ «Ромашка» села Тоора-хем Тоджинского кожууна. Выборку составили 20 детей старшой группы и их родители в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов работы для повышения психологической грамотности педагогов, работающих с детьми, проявляющими капризное поведение и их родителей. Материалы ВКР могут быть использованы сотрудниками дошкольных образовательных учреждений (воспитателями, педагогами-психологами, методистами).
В процессе работы над выпускной квалификационной работой на тему: «Детские капризы, причины, пути преодоления и предупреждения» установлено, что проблема является актуальной на сегодняшний день, и требует к себе особого внимания. В современном обществе дети, как никогда ранее, испытывают недостаток психологической помощи и поддержки родителей, чрезмерно погружённых в социально-экономические проблемы.
Мы изучили разработку проблемы в теоретических исследованиях зарубежных и отечественных психологов, а также состояние проблемы в педагогических исследованиях.
Для полноты и конкретизации материала в работе были даны основные понятия по данной теме, рассмотрены мнения и высказывания исследователей. В помощь педагогам были подобраны наиболее практичные методы для профилактики и преодоления данного отклонения в поведении. Составлен перспективный план для работы с детьми, имеющими капризы и упрямство, по подобранным методам коррекции и профилактики.
Нами установлено, что капризы могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Обострение капризов происходит в рамках так называемых возрастных кризисов, в частности кризиса трех лет. Это бывает связано с растущим самосознанием ребенка, повышенным стремлением к самостоятельности. Порой капризы носят намеренно демонстративный характер и имеют целью привлечь к ребенку внимание старших. Такое случается в связи с недостаточным удовлетворением потребности ребенка в любви, признании и поддержке.
Таким образом, капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей - ребенка, в любви, внимании, автономии, или об эмоциональной травме.
Капризы оказывают влияние на развитие ребенка. Прежде всего, капризы расшатывают нервную систему ребенка, могут привести к неврозам.
Зачастую родители не осведомлены о том, как нужно вести себя в моменты капризов и упрямства у собственных детей. С этой целью была разработаны рекомендации для родителей, в которой указаны основные способы преодоления и предупреждения этих состояний. Это тактичность и терпение, твёрдость позиций, равновесие между требованием и уважением.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены, цель достигнута.
1. Адлер А. Наука жить. - Киев, 1QQ7. - 286 с.
2. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: 2007.- 2Q7 с.
3. Антье Э. Агрессивность.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 1Q2 с.
4. Аромштам М.С. Ребенок и взрослый. М.: Линка - Пресс, 1QQQ. - 124 с.
5. Аркин А.Е. Родителям о ребенке. М.: Просвещение, 1QQQ. - 234 с.
6. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. - М.: Теревинф, 200Q. - 10Q с.
7. Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. - М.: ACT, 200Q. - 50Q с.
8. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица. - СПб.: Наука и техника, 2007.¬240 с.
Q. Бердникова А. Как справиться с капризами. / А. Бердникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - 205 с.
10. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства.- М.: 2005.- 256 с.
11. Беринг Н. Хочу - не хочу! Буду - не буду! Работа с детскими капризами - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 218 с.
12. Биддалф С. Секрет счастливых родителей. - М.:Рипол Классик, 200Q. - 240 с.
13. Божович ЛИ . Проблемы формировашя личности : избранные психологические труды. - М.: 2001. - 352 с.
14. Большой психологический словарь.// Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
15. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1Q67. - 1Q2 с.
16. Веденов А.В. Воспитание воли у ребенка в семье. - М.: 2002. - 265 с.
^Возможности групповых форм работы с родителями для решения проблем детского упрямства и капризов / Г. А. Панина // Возможности практической психологии в образовании. - М., 1998. Вып. 1. - 130 с.
18. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. - М., 2000. - 240 с.
19. Выготский JI.C. Психология развития человека. - М.: Издательство «Смысл»; 2005. - 1136 с.
20. Галигузова JI. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. - М.: Интер, 1996. - 160 с.
21. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ACT, 2010. 118 с.
22. Грин Росс В. Взрывной ребенок: новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. - М.: Теревинф, 2010. - 264 с.
23. Гринспен, С. Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов / Стэнли Гринспен при участии ++Жаклин Сэлмон. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 464 с.
24. Дивиньи Д. Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии со своими «трудными» детьми. Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 214с.
25. Дошкольнас педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978. - 429 с.
26. Дьсчекко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 176 с.
27. Дробунскас А.О. Детские капризы. -М.: Линка-Пресс, 2006. - 145 с. 28.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.:Просвещение, 1993. - 120 с.
29.3мановскас Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
30. К вопросу о «ддтсю1х ^прииах». Рашны психолооо-медико- педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. - М.: 2003. - 218 с.
31. Корнеева Е. Н. Детские капризы. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 176 с.
32. Корнеева, Е.Н. Детские капризы: 100 ответов на родительские «почему?». - Ярославль: Академия, К; Академия Холдинг, 2000. - 192 с.
33. Кравченко А.С. Мотивация демонстративного поведения. - М.: 2001. - 478 с.
34. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель JI. А. Карпенко.- 2-е изд., расширенное, испр. и доп.- Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.- 456 с.
35. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 608 с.
36. Кряжев А.Т Психология. М.: - 2001.- 255 с.
37. Ле Шан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1990. - 272 с.
38. Луговская, А. и др. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352с.
39. Луговская А., Шевнина О. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться / А. Луговская, О. Шевнина. - М.: Эксмо, 2006. - 224 с.
40. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. - М., 1998. - 272 с.
41. Материалы XXXIX научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2009 год. Том третий. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. - 178 с.
42. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: "Речь", 2005. - 181 с.
43. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - 7-е изд. Стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия» 2003. - 456 с.
44. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. - М.: Дрофа, 2002. - 416 с.
45. Невилл Э., Джонсон Д. К. Характер: работа над врожденными особенностями вашего ребенка. - М.: Интер, 1999. - 145 с.
46. Немов Р.С. Психология: В Зт. Т. 3. - М., 1999. - 631с.
47. Никитин В.А. Социальная педагогика. - М.: Владос, 2002. - 270 с.
48. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 448 с.
49.Образцова Л.Н. Нестандартный характер: маленькие подсказки для родителей / J1. Образцова.- М.: ACT; СПб.: Сова. - 2008. - 62с.
50.Основы специальной педагогики и психологии /под. ред. Трофимовой Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. - СПб., 2005. - 187 с.
51 .Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000.- 184 с.
52. Психология развития. Словарь / Под. ред. A.JI. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006,- 176 с.
53. Регуш JI.A. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
54. Розин В.М. Что такое игра? // Мир психологии. - 1998. - №4.- С. 23
55. СеченовИ.М. Психологические идеи. М.: Просвещение. - 1998. 277 с.
56. Словарь педагогических терминов. Методическое пособие для работников образовательных учреждения. Выпуск 1. - М.: УЦ "Перспектива", 2010. - 40 с.
57. Смиреова, Е.О. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.- М.: Эксмо, 2010.- 176с.
58. Сухомлинсуий В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1973. - 288 с.
59. Хазиева, Р.К. Детские капризы. Практическое руководство для родителей напослушных детей. - Изд-во «Литера», 2013. - 64 с.
60. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию. Учебное пособие.
- Ростов-на-Дону, 2003. - 343 с.
61. Хорсанд, Д.В. Возрастные кризисы ое рождения до шести лее - М.: ACT; СПб.: Сова; Владимир: ВКТД009. - 222с.
62. Хоменко, И.А. Перестаньте меня воспитывать!- СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2009. - 234с.
63. Шишова, Т.Л. Застенчивый невидимка: Как преодолеть детскую застенчивость. - М.: Искаеель, 1997. - 96 с.
64. Юрченко, О. Вся правда о детской лжи: Чео нужно знать родителям юных обманщиков. - СПб. : Речь, 2010. - 160 с.