Объект исследования - турфирма ООО «Инсайт».
Есть приложения.
Введение 3
1 Анализ и импортозамещение платформ бронирования и информационно-документационного обеспечение отелей и турагентств 7
1.1 Анализ российских и зарубежных платформ бронирования: назначение, возможности и недостатки 7
1.2 Российские системы информационно-документационного обеспечения отелей и турагентств 13
1.3 Выявление проблем и перспективы развития систем бронирования…17
2 Характеристика «Туристического агентства Pegas» и ее информационно-документационное обеспечение 21
2.1 Информационно-документационное обеспечение «Туристического агентства Pegas» 21
2.2 Особенности работы с документами в «Туристическом агентстве Pegas» 26
2.3 Анализ платформ бронирования, применяемых в «Туристическом агентстве Pegas»: назначение, возможности, недостатки и проблемы 31
3 Совершенствование автоматизации деятельности турфирмы на основе современных технологий и инструментов 39
3.1 Внедрение CRM-системы, как незаменимого помощника для «Туристического агентства Pegas» 39
3.2 Внедрение и использование платформ на базе искусственного интеллекта в «Туристическом агентстве Pegas».…… 42
3.3 Перспективы развития российских платформ бронирования и информационно-документационного обеспечения отелей и турагентств в цифровой экономике.…… 48
3.4 Организационные мероприятия по совершенствованию информационно-документационного обеспечения «Туристического агентства Pegas»…… 52
Заключение 57
Список использованный источников 60
Приложение А Уголок потребителя турфирмы – «Pegas» 65
Приложение Б Документы, представленные в турфирме – «Pegas» 66
Приложение В Профильная CRM-система для турбизнеса – «U-ON Travel» 68
Приложение Г Различные тарифы система для турбизнеса – «U-ON Travel»
В условиях последних событий, которые произошли за последние несколько лет, можно отметить, что сфера туризма понесла тяжелые потери, и до сих пор не может окончательно восстановиться и работать на полную мощность.
Сначала была пандемия COVID-2019, из-за которой весь мир замкнулся, когда почти все страны были закрыты, и им пришлось перестраивать свою экономику, политику и другие сферы жизни общества, в том числе и туристическую отрасль, чтобы дальше жить, функционировать и развиваться.
После пандемии, и когда уже многие страны справились с данной ситуацией, и жизнь во всем мире начала налаживаться, началась военная операция на Украине, которая очень сильно ударила в политическом и экономическом плане на Россию, что конечно же сказалось и на туристической отрасли, которая очень сильно зависит от политики своей страны. Данная военная операция, повлекла за собой еще большее количество санкций и ограничений, например ограничения на въезд в Европу, также очень сильно была затронута отрасль авиаперевозок, в том числе и закрытие многих аэропортов, что ударило по туризму. Вдобавок многие популярные системы бронирования ушли с российского рынка услуг, например Booking. Поэтому на сегодняшний день, можно сказать, что очень остро встает вопрос импортозамещения в туристическом бизнесе, обнаруживаются проблемы цифрового развития и трансформации пострадавшей от всего этого туристической отрасли.
Сложившаяся ситуация, помогает нам понять, что все постоянно меняется и не стоит на месте, никогда не знаешь, что случится завтра, и поэтому нужно быть гибким, уметь подстраиваться и развиваться в постоянно изменяющихся условиях.
Объект исследования – «Туристическое агентство Pegas».
Предмет исследования: информационно-документационное обеспечение «Туристического агентства Pegas».
Цель работы – проанализировать работу российских платформ бронирования и информационно-документационное обеспечение отелей и турагентств (на материалах «Туристического агентства Pegas») и рекомендовать исследуемой компании программное обеспечение для дальнейшего развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
− провести анализ платформ бронирования и информационно-документационного обеспечения турагентств и отелей, выявить их возможности и недостатки, проблемы и перспективы;
− исследовать деятельность и информационно-документационное обеспечение турфирмы «Pegas»;
− раскрыть особенности работы с документами в турфирме «Pegas», а также проанализировать платформы бронирования, которые применяются;
− провести анализ импортозамещения и внедрения CRM-системы, как незаменимого помощника для турфирмы «Pegas»;
− определить перспективы развития российских платформ бронирования и информационно-документационного обеспечения турагентств и отелей в цифровой экономике.
В качестве теоретической базы данного исследования использованы работы таких российских ученых, как Е. В. Вишневской, О. В. Заборовской,
В. В. Корнева, И. Н. Кузнецова и др.
Информационными источниками исследования выступили материалы и статьи по проблемам, перспективам, цифровым возможностям и улучшению системы документооборота в туристской отрасли; нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность турфирмы и статистические данные, помогающие конкретнее представить результат.
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ теоретических источников, НПА, касающихся туристской сферы, в особенности ее информационно-документационного обеспечения; сравнение различных подходов, а также систем бронирования; обобщения и аналогии (нахождение общего между исследуемыми объектами).
Структуру работы составляет введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первом разделе был проведен анализ российских и зарубежных платформ бронирования, также были охарактеризованы российские системы информационно-документационного обеспечения отелей и турагентств, и были выявлены проблемы и перспективы развития систем бронирования.
Второй раздел посвящен туристическому агентству Pegas: его информационно-документационному обеспечению, особенностям работы с документами, и анализу платформ бронирования, которые применяются в нем.
В третьем разделе обосновывается важность совершенствования автоматизации деятельности турфирмы Pegas на основе современных технологий и инструментов, таких как CRM-системы, платформ на базе искусственного интеллекта; аргументируются перспективы развития российских платформ бронирования и информационного-документационного обеспечения отелей и турагентств в цифровой экономике и предлагаются организационные мероприятия по совершенствованию информационно-документационного обеспечения турфирмы Pegas.
В ходе проведенного исследования в выпускной квалификационной работе на тему «Российские платформы бронирования и информационно-документационное обеспечение отелей (на материалах «Туристического агентства PEGAS»)» цель была достигнута, решены все задачи и получены результаты, которые позволили сделать выводы.
События последних лет актуализировали вопрос импортозамещения в туристическом секторе, выявив проблемы цифровой трансформации и развития пострадавшей отрасли. В ответ на эти вызовы Россия активно приступила к созданию новых систем и модернизации существующих, что обеспечило возможность быстрого перехода на собственное программное обеспечение в туристическом бизнесе. Были приложены значительные усилия, и интеграция новых решений успешно реализована и продолжает функционировать.
Стоит отметить, что новые отечественные программы бронирования, такие как «Сирена-Трэвел», «Мега ТИС», «Леонардо», ТАИС нуждаются в дальнейшем оптимизации и доработке из-за стремительного внедрения и разработки, что активно решается разработчиками с учетом выявленных трендов и пожеланий пользователей, с целью совершенствования отечественных систем бронирования.
Важно подчеркнуть и то, что нормальное функционирование любого предприятия в сфере туризма или гостеприимства невозможно без современных информационных технологий, от которых зависят ключевые аспекты этой индустрии. Поэтому выбор адекватной системы, соответствующей характеристикам вашего бизнеса — будь он крупным или малым — крайне важен, так как она влияет на эффективность работы и конкурентоспособность организации.
Уход ведущих туристических агрегаторов и систем бронирования из России в 2022 году оказал значительное влияние на туристический рынок, что привело к его изменениям и трансформациям, а также к реорганизации служб бронирования. Прогнозы экспертов на 2024 год акцентируют внимание на необходимости улучшения российских сервисов бронирования, чтобы удержать туристов и сделать их путешествия более комфортными. Кроме того, требуется модернизация и совершенствование законодательной базы для обеспечения безопасности всех участников туристической сферы.
Можно заключить, что документооборот в туристическом агентстве Pegas представляет собой многослойный и сложный процесс. Выделены различные категории документации, которые вместе образуют единую и слаженную систему, где каждая составляющая имеет свое значение, и без нее компания не сможет эффективно функционировать. Поэтому контроль и оптимизация работы с документами весьма важны для успешной деятельности.
Таким образом, организация документооборота является критически важной, и турфирма Pegas серьезно относится к этому аспекту. В этом процессе активно используется специализированная CRM-система для туристического бизнеса – U-ON Travel, которая автоматизирует все операции агентства. Директор грамотно выстраивает систему документооборота, где вся документация упорядочена, что свидетельствует о высокой компетентности и правильной организации работы в туристическом агентстве.
Следует упомянуть, что туристическая компания Pegas активно сотрудничает с несколькими туроператорами, такими как Pegas, Anex, Coral и Библио-Глобус, используя их системы бронирования, которые имеют как свои достоинства, так и недостатки. Кроме того, туристическая компания работает с различными поисковыми платформами, например, Слетать, Турвизор и Ехать, что позволяет агентам выбирать наилучшие предложения от разных туроператоров, чтобы привлечь клиентов и предоставить им оптимальные варианты. В процессе исследования была проанализирована система бронирования Pegas, с которой сотрудничает турфирма, и сделан вывод о ее гибкости и многофункциональности, что обеспечивает ей преимущества и конкурентоспособность на рынке туристических услуг.
Очень важно сделать акцент на использование CRM-систем в туристической отрасли, которая значительно улучшает эффективность, а также помогает в управлении клиентами и их удержании. Внедрение системы «U-ON Travel» в компании Pegas способствовало повышению производительности и оптимизации внутренних процессов.
Также стоит отметить, что внедрение искусственного интеллекта делает услуги более доступными и индивидуализированными, однако существуют и Challenges, такие как высокая стоимость внедрения и недостаток доверия со стороны клиентов. В Pegas уже применяются чат-боты и аналитическая платформа Metis, но для полного раскрытия потенциала ИИ необходимо продолжать развитие.
Таким образом, подводя итог сказанному, стоит отметить, что была проанализирована работа российских платформ бронирования, а также информационно-документационное обеспечение отелей и турагентств на материалах «Туристического агентства Pegas» и были предложены мероприятия по совершенствованию информационно-документационного обеспечения исследуемой турфирмы.
1 Аксенов, В. А., Носаков, И. В, Аксенов, С. В. Цифровизация экономики и развитие электронных услуг в сфере гостеприимства и туризма / В. А. Аксенов, И. В. Носаков, С. В. Аксенов. – Нижний Новгород : Гостиничное дело, 2022. – С. 418–427. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49050042 (дата обращения: 07.09.2024).
2 Анализ отечественной системы бронирования Сирена // StudFiles : [сайт]. – 2024. – URL: https://studfile.net/preview/5265745/page:3/ (дата обращения: 17.09.2024).
3 В 2024 году в России должен появиться собственный Booking // Турбизнес : [сайт]. – 2024. – URL: https://tourbus.ru/news/17846.html (дата обращения: 02.09.2024).
4 Вишневская, Е. В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка / Е. В. Вишневская. – Белгород : Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса, 2019. – С. 12–24. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41722867 (дата обращения: 04.09.2024).
5 Глобальные системы бронирования // Studwood : [сайт]. – 2024. – URL: https://studwood.net/1027394/turizm/globalnye_sistemy_bronirovaniya (дата обращения: 07.09.2024).
6 Договор с турфирмой // Правовая гарантия : [сайт].– 2024. – URL: https://sibadvokat.ru/arhive/turizm-i-zakon-5 (дата обращения: 30.08.2024).
7 Заборовская, О. В. Цифровые возможности развития туризма в регионах / О. В. Заборовская // Сборник трудов Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с зарубежным участием. – Санкт-Петербург : Цифровая экономика, Умные инновации и технологии, 2021. – С. 396–398. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45780799 (дата обращения: 23.09.2024).
8 Исаева, Т. Е. Импортозамещение систем онлайн-бронирования на территории Российской Федерации: что мы можем противопоставить Booking&Co / Т. Е. Исаева // Сборник трудов Пятой Международной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону : Перспективы развития индустрии туризма и гостеприимства: теория и практика, 2022. – С. 52–57. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tjasbw (дата обращения: 13.09.2024).
9 Казарян, Ш. Г. Адаптация предприятий гостиничного бизнеса к новым реалиям ввиду ухода зарубежных систем бронирования / Ш. Г. Казарян // Материалы международной научно-практической конференции. – Курск : Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 71–75. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49877171 (дата обращения: 12.09.2024).
10 Какие решения пришли на смену глобальным системам бронирования отелей // Сетевое издание «РБК» : [сайт].– 2024. – URL: https://www.rbc.ru/industries/news/66f40b079a7947d6b3ebd4fb (дата обращения: 07.09.2024).
11 Карплюк, М., Богомолова, Е. С. К вопросу о цифровизации гостиничного и туристского бизнеса в России / М. Карплюк, Е. С. Богомолова. – Москва : Гостиничное дело, 2022. – С. 503–511. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=cuabik (дата обращения: 08.10.2024).
12 Колягина, Е. П. Кадровый электронный документооборот в отеле как драйвер эффективности / Е. П. Колягина. – Москва : ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», 2020. – С. 108–117. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovyy-elektronnyy-dokumentooborot-v-otele-kak-drayver-effektivnosti (дата обращения: 12.09.2024).
13 Корнева, В.В., Перлова, К. В. Современные системы бронирования / В. В. Корнева, К. В. Перлова // Материалы Ⅴ Международной научно-практической конференции. – Казань : ООО «Татарский центр образования «Таглимат», 2023. – С. 44–46. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60599465 (дата обращения: 12.09.2024).
14 Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Н. Кузнецов. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва : Юрайт, 2024. − 545 с. − ISBN 978-5-534-16004-8. − URL: https://urait.ru/bcode/537146 (дата обращения: 30.09.2024).
15 Кумова, Д. М. Использование платформ на базе искусственного интеллекта в сфере туризма / Д. М. Кумова. – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2021. – С. 18–26. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-platform-na-baze-iskusstvennogo-intellekta-v-sfere-turizma (дата обращения: 09.09.2024).
16 Лихтарева, Е. П., Варлыгина, М. А. Анализ использования систем бронирования отелей в России после ухода с российского рынка Booking.com и Airbnb / Е. П. Лихтарева, М. А. Варлыгина // Сборник статей Всероссийской межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2023. – С. 246–252. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54297158 (дата обращения: 10.09.2024).
17 Малимонова, К. Е. Анализ использования централизованных систем бронирования в гостиничных комплексах на примере отеля «Снежная Сова» / К. Е. Малимонова // Бакалаврская работа. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2022. – URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/148128/malimonova_k.e._tt18-02bpgr.pdf?sequence=1(дата обращения: 13.09.2024).
18 Мирошниченко, М. А., Рославцева, Д. Ю., Абдуллаева, А. А. Развитие туристической компании с применением системы сбалансированных показателей / М. А. Мирошниченко, Д. Ю. Рославцева, А. А. Абдуллаева // Международный журнал «Естественно-гуманитарные исследования», 2024. – № 1 (51). – С. 403–408. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68577025 (дата обращения: 14.09.2024).
19 Мирошниченко, М. А., Рославцева, Д. Ю. Проблемы развития и управления бизнесом туристической сферы в России / М. А. Мирошниченко, Д. Ю. Рославцева // Сборник ⅩⅠⅠⅠ Международной научно-практической конференции «Общество и экономика знаний, управление капиталами: цифровая экономика знаний». KSEM-2023. – Краснодар : Кубанский государственный университет, 2023. – С. 227–239. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54792075 (дата обращения: 11.09.2024).
20 Морозов, М. А., Морозова, Н. С. Импортозамещение и цифровизация в индустрии туризма и гостеприимства в новых реалиях / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – Москва : Вестник академии знаний, 2023. – С. 154–160. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52451057 (дата обращения: 07.09.2024).
21 Морозова, Н. С., Морозов, М. А., Чудновский, А. Д. Информационное обеспечение туризма : учебник / Н. С. Морозова, М. А. Морозов, А. Д. Чудновский. – Москва : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 288 с. – ISBN 978-5-4365-0130-7.
22 Новая система бронирования // Официальный сайт Pegas Touristik : [сайт]. – 2024. – URL: https://pegast.ru/agency/special/new_booking_ system#instruction (дата обращения: 09.09.2024).
23 Перешли на российское: как работают системы бронирования авиабилетов // Сетевое издание «РБК» : [сайт].– 2024. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/6572f03a9a7947d5e8dcbd39 (дата обращения: 07.09.2024).
24 Поспелова, С. В., Гладыш, Е. Д. Системы бронирования и резервирования в туристской сфере / С. В. Поспелова, Е. Д. Гладыш // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе. – Симферополь : крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2019. – С. 281–285. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42991874 (дата обращения: 10.09.2024).
25 Программа 1С: Предприятие 8. Отель // 1С: Предприятие : [сайт].– 2024. – URL: https://solutions.1c.ru/catalog/hotel/features (дата обращения: 07.09.2024).
26 Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года // Портал Правительства России : [сайт].– 2024. – URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 03.09.2024).
27 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (последняя редакция). – Консультант Плюс. – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.09.2024).
28 Федеральный закон от 07.02. 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. От 08.08.2024). – Консультант Плюс. – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.09.2024).
29 Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (последняя редакция). – Консультант Плюс. – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.09.2024).
30 Характеристика потоков в туристической отрасли: сайт. – URL: https://studme.org/145394/logistika/harakteristika_potokov_turisticheskoy_otrasli (дата обращения: 04.09.2024).
31 Хранение договора с туристом: основные правила: сайт. – URL: https://www.glavbukh.ru/art/24468-hranenie-dogovora-s-turistom-osnovnye-pravila (дата обращения: 09.09.2024).
32 Хореева, Н. К. CRM-система как инструмент автоматизации деятельности предприятия туризма / Н. К. Хореева. – Москва : Московский государственный университет спорта и туризма, 2020. – С. 289–294. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46545360 (дата обращения: 07.09.2024).