Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Синдром эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ

Работа №16044

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
653
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 7
1.1 Эмоциональное выгорание как объект психологического исследования. 7
1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания 14
1.3 Стадии развития синдрома профессионального выгорания 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Результаты исследования 27
2.3 Анализ результатов исследования 43
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
Приложение 2 64
Приложение 3 68


Актуальность исследования. Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно, что психологическое здоровье педагога - одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение цели образования: «Дать каждому школьнику базовое образование и культуру, затрагивающие все стороны личности на уровне, элементарно достаточном для равного с другим старта саморазвития» (О.С. Газман). Педагогическая деятельность всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни (Л.А. Китаев-Смык, Р.О.Серебрякова и др.), что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности преподавателя.
Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах происходящие последние десятилетия в России, предъявляют все более высокие требования к педагогу, его интеллектуальному профессиональному уровню развитию способностей и дарований, а так же личностным особенностям специалиста. Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации или проблема «эмоционального выгорания». Эмоциональному выгоранию более подвержены представители тех профессий, которые работают в системе «человек-человек» - врачи, педагоги, психологи, юристы, политики. Данное исследование посвящено учителям начальных классов.Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. Таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Объект: Эмоциональное выгорание.
Предмет: Уровень эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ.
Цель исследования - выявить уровень эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ.
Для достижения цели и в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению эмоционального выгорания у учителей.
3. Сравнить уровень эмоционального выгорания у учителей начальных классов и среднего звена.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что межличностные взаимоотношения влияют на формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Методы исследования:
1 Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы;
2 Эмпирические методы: 1) «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко; 2) Метод диагностики межличностных отношений ( Адаптированный материал интерперсональной диагностики Т.Лири); 3) Многофакторный личностный опросник РР1. Авторы И.Фаренберг,Х.Зарг,Р.Гампел
База исследования: В исследовании участвуют 4 учителя начальных классов, 15 учителей среднего звена села Усть-Бурен Каа-Хемского района.
Научная новизна: В большинстве исследований констатируется факт эмоционального выгорания профессионалов. Мы в своем исследовании конкретизируем особенности синдрома эмоционального выгорания у учителей начальных классов и среднего звена.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что впервые в центре внимания оказывается эмоциональное выгорание сельских педагогов, профессиональная деятельность которых имеет определенную специфику. Выявлено, что для сельских педагогов характерны более высокий уровень эмоционального выгорания и значимости эмоционального интеллекта. Показано, что эмоциональный интеллект, будучи тесно взаимосвязанным с эмоциональным выгоранием, может рассматриваться в качестве составляющей механизма саморегуляции перманентного отрицательного психического состояния.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основании результатов исследования могут быть разработаны рекомендации относительно профилактики синдрома эмоционального выгорания, составлены психокоррекционные программы для учителей начальных классов подверженных синдрому эмоционального выгорания в зависимости от стадии и выраженности симптомов.
Методологической основой исследования являются принципы единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности, системный подход к изучению психических проявлений.Существенное значение в концептуальном плане имеют:
- принцип развития, рассматриваемый в качестве инструментального принципа в методологии изучения личности (К.А. Абульханова- Славская,Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов);
- положения отечественных и зарубежных концепций осознанной саморегуляции различных видов и форм произвольной активности человека(А.О. Конопкин, А. Маслоу, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, К.Роджерс, Э.Фромм);
- концепции педагогической деятельности и личности учителя (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин);
- теоретические подходы к пониманию эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, Ю.Н. Кулюткин, Р.П. Мильруд, Л.М. Митина);
Структура выпускной квалифицированной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования можно отметить, что в связи с модернизацией системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно¬психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» - состояние психики педагога, которое он испытывает - равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению.
На развитие «эмоционального выгорания» у учителей могут влиять группы личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» - это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Исследования показывают, что к физиологическим признакам эмоционального напряжения и стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов имеет огромную социальную значимость и важность в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере педагогики, так как учителя обеспечивают полноценное воспитание, обучение и развитие, что возможно лишь при высоком потенциале их
здоровья.
По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми.
Бойко В.В. приводит следующие данные: из 7300 педагогов общеобразовательных школ, риск и повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4% случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60-70% случаев
В ходе коррекционно-профилактической работы по снижению СЭВ могут использоваться аутогенная тренировка, релаксационные упражнения, психомышечная тренировка и тренинг, направленный на формирование эмоционально-волевой устойчивости.
Целью нашего эмпирического исследования являлось изучение синдрома эмоционального выгорания у учителей.
В качестве предмета исследования выступал синдром эмоционального выгорания. Объектом исследования выступили 4 учителя начальных классов, 15 учителей среднего звена села Усть-Бурен в количестве 19 человек женского пола с разным профессиональным стажем от 1 года до 39 лет.
Мы предположили, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние межличностные качества педагогов.
В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась. У большинства педагогов со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания были отмечены высокие показатели по всем статистически значимым качествам: невротичность, раздражительность, застенчивость,эмоциональная лабильность. У учителей с несформировавшимся синдромом эмоционального выгорания эти качества менее выражены, так как высокие показатели по значимым качествам были отмечены у значительно меньшего количества педагогов данной группы.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило гипотезу.



1. Абабков, В.А., ГТерре М. Адаптация к cаэeccY./B. А. Абабков - СПб. ,
2004
1. Абрамова С.Г. Психология об управлении и для управления, М,2007г.
2. Айсмонтас, Б.Б . Пeдaеoтичecкaя психологая : Программа курса:. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий./ Б.Б.Айсмонтас М., 2004
3. Aтьбyxaнoвa-Cлввcкая К.А.,, ЛИЧНОПТЬ в процесее деятельности /-Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара:/ К,А, Альбууханова - Славская Изд. Дом "Бахрах",20Пг., с.240.
4. Анттомия и физиология нервной систммы; доцент, ктндидтт медицинских наук С.С.Тверская; Издательский Дом Российской Академии Образования;2003
5. Болдырвв Н.И. , Гончаров Н.К., Есипов Б.П, и др. Пддоеoтикa. Учеб . пособие для пед. ин-тов./ Н.И. Болдырев , Н.К. Гончаров , Б.П. Есипов - М., 2008.
6. Бодров В.А, Профессиональная приоодность и ЛИЧНОПТЬ профессионлла /в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. / А.В. Бодров - М.: ПЕР СЭ. 2003 г.
7. Бойко В.В , Эмoциoнальнoе выгорание,- В.В.Бойко- М^.1995
8. Бойко В.В , Синдром эмoциoнальнoгo выгopания в пpoфeссиoнальнoм общении. / В.В. Бойко - СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
9. Eввeдтние в пeдоеoтичecкyю дeятальнoптб . Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др, - М.: Издательский центр «Академия», 2000.¬208с.
10. Еоодопьянова Н.Е. , Старченкова Е.С , Синдром выеopтния : д^иа^1^ос^]^]ка и профилактика. / Е.Н. Водопьянова , Е.С. Старченкова- СПб., 2005.
11. Вьп'отский Л.С , Проблемы психологии.,/ Л.С . Выготский М . 1979
12. Гринберг Дж , Управление стрессом.7/ е изд./ Дж. Гринберг / СПб.: Питер, 2002. - 496с.
13. Джемс У.., Псиxoлoси» . / У/ . Джеймс М. : Пeдaвoсикa, 199/ г., с.88
14. КамеиюкиIIA,, Ковпак Д , Антистресс / тpанинг. / А . Кмгенюкин, Д . Ковпак - СПб., 2004.
15. Китаев Н.С. , Смык Л.А, Психология стресса/ Н.С . Китаев , Л.А.Смык - М.: Наука, 1983
16. Китаев-Смык Л.А, , Боброва Э.С , Социально-психологически/ проявления стресса и синдром «выгорания личности» // Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР./ Л.А. Китаев - Смык, Э.С. Боброва
- М., 1989. - С.24-25.
17. Климов Е.А.,, Введение в психологию труда./ Е.А. Климов/ М. , 1988 г, , 200 с.
18. Климов Е.А.,, Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала./ Е.А.Климов- М. , 1996 г., с. 145-204
19. Козиев В.Н, Психолои1ческий анализ пpoфeccиoнлльнoвo
самосознания / В.Н. Козиев- Дис... канд. психол. наук. Л ., 1980 г.
20. Кузьмина 11В,, Очерки психологии труда учиееля : Психологическля структура деятельности учителя и формирование его личности./ Н.В.Кузьмина- Л., 1967.
21. Кузьмина Н.В , Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения./ Н.В.Кузьмина- М., 1990.
22. Леонтьев А.Н.,, Деятельност. . Со-нани. . Личносты/ А.П . Леонтьвв - М., 1975 г., с.304.
23. 25.Маклаков А.Г, Общая noDa^on!: : Учебно/ пособие/ / A.Г.Mаелавoв
- СПб.: Питер, 2005. - 583 с.
24. МТаркова А.К, Психология профессионализма// А.К . Маркова/ М., 1996.
25. МТаркова А.К, Психология труда учителя// А.К.Марвоаа/ М.,
Просвещение .- 1993.
26. Маркова А.К., Никонова А.Я, Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя /А.К.Маркова Вопр. психологии. 2009. №5.
27. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко / по материалам интернет-сайтов.
28. Митева И.Ю , Курс управления стрессом../ - М. , 2005.
29. Митина Л.М, Учитель как/ личность и Iонф,л^(^о^тсcааы (пеихолшиччсские проблемы)./ Л.М. Митина М., 2005.
30. Мюннстрберг Г, Психология и учитель// Г. Мюннстрберг - М, , 2012.
31. Немоов Р.С , Общие основы/ психологии /Психологая . Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн./ Р.С. Немов - Книга 1. М.: ВЛАДОС, 2008.
32. Нем^чиноЕ Т.А, , диагностики, / Т.А. Немчинов М.2013.
33. Общяя психолоиия : Кур, лекций для первой ступени пeдaсoеичсcкoсo образования (Сост. Е.И. Рогов. М. 2000).
34. Петровский А.В, , Ярошевский М.Г. Психолога:: учебник для студентов высших пед. учеб, заведений. М. 2001.
35. Практикум по возрастной психолоиии: УЧС6 . пособие , Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002.- 694 с.
36. Психодинамические факторы, пpoфeccиoыыьнoсo выгорм1ия. Книд, мед. наук Куликов А.И., Санкт-Петербург. 2007г.
37. .Психология профессионально обусловленных кризисов: [монография]Э. Сыманюк; Рос. акад. образования, Моск. психолого¬соц. ин-т.-М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 319 с.
38. Ролшова В.Е. , Табачникова С.И, , Филатова А.Т. "Системта специализированной психогигиенической, психопрофилактической и психотерапевтической помощи работникам в условиях современного промышленного производства" // Руководство по психотерапии / Под
ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 2010. - С.93-99
39. Рубинштейн С.Л, Основы общей психологии./ С.Л. Рубенштейн Питер 2001.
40. Самоукина Н.В, Синдром профессионального выгорания.- 12 января 2005 / по материалам интернет-сайтов.
41. Селье Г, Теория стресса,/ Г. Селье М. 2000г
42. .Семейный научно-популярный журнал «Здорввье» ; иддагельсвоо «Здоровье»; ноябрь 2001; «Менеджер своего стресса»; Н. Коршунова, И. Климовская; январь-февраль 1999; «Изгнание стресса»; О. Зедайн; март 2004; «Медитация»; С. Чечилова
43. Синдром эмoциoнавьнoгo выгорания ллекция) . Под . рдд . П.И . Сидорова, д.м.н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007г.
44. Страхи и стрсссы большого города; Л . Лебддь иддтьельсвоo «4^^»; ; 2004
45. Творогова Н.Д, Стрхо и ре^о^кисть. . Пcиxалoгия. Лекции для студентов медицинских вузов./ Н.Д. Творогова -М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
46. Формннюк Т.В , Синдром эмoциoнаванoгo cгopания как пoкззтьель про - фессиональнойдезадаптации учителя. //Вопросы психологии. / Т.В.Форманюк - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С. 57-63.
47. Шевандрин ПИ , Психодигносстика. юрреекция И [ааввитне .анаюссги . □ / Н.И . Шевандрин М.: Владос, 2001
48. Яковлев Г.М. Эмоциональный срессс И психосоматические
заболевания./ Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. / Г.М. Яковлев - М.: Проспект,1999, с. 442-453.
49. Пригожно А-МСПричины , «Профилактика и преодоление тpeвoжюньсти . /Психологическая наука и образование»2007 ,/ А.М.Пригожин
50. Болдырев Н.И, Пeдaгoгикa. Учбб . пособие для пeд.инстoв.-M.,201Д.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ