ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 7
1.1 Эмоциональное выгорание как объект психологического исследования. 7
1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания 14
1.3 Стадии развития синдрома профессионального выгорания 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Результаты исследования 27
2.3 Анализ результатов исследования 43
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
Приложение 2 64
Приложение 3 68
Актуальность исследования. Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно, что психологическое здоровье педагога - одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение цели образования: «Дать каждому школьнику базовое образование и культуру, затрагивающие все стороны личности на уровне, элементарно достаточном для равного с другим старта саморазвития» (О.С. Газман). Педагогическая деятельность всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни (Л.А. Китаев-Смык, Р.О.Серебрякова и др.), что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности преподавателя.
Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах происходящие последние десятилетия в России, предъявляют все более высокие требования к педагогу, его интеллектуальному профессиональному уровню развитию способностей и дарований, а так же личностным особенностям специалиста. Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации или проблема «эмоционального выгорания». Эмоциональному выгоранию более подвержены представители тех профессий, которые работают в системе «человек-человек» - врачи, педагоги, психологи, юристы, политики. Данное исследование посвящено учителям начальных классов.Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. Таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Объект: Эмоциональное выгорание.
Предмет: Уровень эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ.
Цель исследования - выявить уровень эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ.
Для достижения цели и в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению эмоционального выгорания у учителей.
3. Сравнить уровень эмоционального выгорания у учителей начальных классов и среднего звена.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что межличностные взаимоотношения влияют на формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Методы исследования:
1 Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы;
2 Эмпирические методы: 1) «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко; 2) Метод диагностики межличностных отношений ( Адаптированный материал интерперсональной диагностики Т.Лири); 3) Многофакторный личностный опросник РР1. Авторы И.Фаренберг,Х.Зарг,Р.Гампел
База исследования: В исследовании участвуют 4 учителя начальных классов, 15 учителей среднего звена села Усть-Бурен Каа-Хемского района.
Научная новизна: В большинстве исследований констатируется факт эмоционального выгорания профессионалов. Мы в своем исследовании конкретизируем особенности синдрома эмоционального выгорания у учителей начальных классов и среднего звена.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что впервые в центре внимания оказывается эмоциональное выгорание сельских педагогов, профессиональная деятельность которых имеет определенную специфику. Выявлено, что для сельских педагогов характерны более высокий уровень эмоционального выгорания и значимости эмоционального интеллекта. Показано, что эмоциональный интеллект, будучи тесно взаимосвязанным с эмоциональным выгоранием, может рассматриваться в качестве составляющей механизма саморегуляции перманентного отрицательного психического состояния.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основании результатов исследования могут быть разработаны рекомендации относительно профилактики синдрома эмоционального выгорания, составлены психокоррекционные программы для учителей начальных классов подверженных синдрому эмоционального выгорания в зависимости от стадии и выраженности симптомов.
Методологической основой исследования являются принципы единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности, системный подход к изучению психических проявлений.Существенное значение в концептуальном плане имеют:
- принцип развития, рассматриваемый в качестве инструментального принципа в методологии изучения личности (К.А. Абульханова- Славская,Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов);
- положения отечественных и зарубежных концепций осознанной саморегуляции различных видов и форм произвольной активности человека(А.О. Конопкин, А. Маслоу, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, К.Роджерс, Э.Фромм);
- концепции педагогической деятельности и личности учителя (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин);
- теоретические подходы к пониманию эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, Ю.Н. Кулюткин, Р.П. Мильруд, Л.М. Митина);
Структура выпускной квалифицированной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Подводя итоги проведенного исследования можно отметить, что в связи с модернизацией системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно¬психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» - состояние психики педагога, которое он испытывает - равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению.
На развитие «эмоционального выгорания» у учителей могут влиять группы личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» - это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Исследования показывают, что к физиологическим признакам эмоционального напряжения и стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов имеет огромную социальную значимость и важность в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере педагогики, так как учителя обеспечивают полноценное воспитание, обучение и развитие, что возможно лишь при высоком потенциале их
здоровья.
По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми.
Бойко В.В. приводит следующие данные: из 7300 педагогов общеобразовательных школ, риск и повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4% случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60-70% случаев
В ходе коррекционно-профилактической работы по снижению СЭВ могут использоваться аутогенная тренировка, релаксационные упражнения, психомышечная тренировка и тренинг, направленный на формирование эмоционально-волевой устойчивости.
Целью нашего эмпирического исследования являлось изучение синдрома эмоционального выгорания у учителей.
В качестве предмета исследования выступал синдром эмоционального выгорания. Объектом исследования выступили 4 учителя начальных классов, 15 учителей среднего звена села Усть-Бурен в количестве 19 человек женского пола с разным профессиональным стажем от 1 года до 39 лет.
Мы предположили, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние межличностные качества педагогов.
В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась. У большинства педагогов со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания были отмечены высокие показатели по всем статистически значимым качествам: невротичность, раздражительность, застенчивость,эмоциональная лабильность. У учителей с несформировавшимся синдромом эмоционального выгорания эти качества менее выражены, так как высокие показатели по значимым качествам были отмечены у значительно меньшего количества педагогов данной группы.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило гипотезу.