Введение 13
Глава 1. Теоретические основы совершенствования отношений с заказчиками дополнительных образовательных услуг на основе изучения социального спроса 18
1.1 Современный рынок образовательных услуг и изучение спроса на нем. 18
1.2 Отношения образовательной организации и заказчиков дополнительных образовательных услуг как фактор повышения эффективности 38
1.3 Разработка методики совершенствования отношений УДО с заказчиком дополнительных образовательных услуг 47
Глава 2. Анализ совершенствования отношений с заказчиками дополнительных образовательных услуг на примере МБУ «СШОР по тяжелой атлетике» 56
2.1 Организационная характеристика МБУ «СШОР по тяжелой атлетике». 56
2.2 Анализ совершенствования отношений с заказчиками дополнительных образовательных услуг МБУ «СШОР по тяжелой атлетике» 69
Глава 3. Совершенствование отношений с заказчиками дополнительных образовательных услуг 78
3.1 Роль информации в достижении конкурентного преимущества 78
3.2 План мероприятий по совершенствованию отношений с заказчиками дополнительных образовательных услуг учреждения дополнительного образования 83
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 99
Заключение 101
Список использованной литературы 105
Приложения 112
Актуальность темы диссертационного исследования. Признание Правительством РФ ценности деятельности учреждений дополнительного образования как важного ресурса обеспечения прав человека на свободное личностное развитие и профессиональное самоопределение - свидетельство государственной важности решения проблем образования.
В современном обществе формирование отношений имеет место практически во всех сферах взаимодействия людей (бизнесе, политике, науке, образовании, спорте, здравоохранении и т. д.).
Будущие потребители образовательных услуг зачастую не владеют достаточной и достоверной информацией о реальном качестве приобретаемого ими блага.
Это определяет особую важность информационного обеспечения процесса формирования отношений с заказчиками дополнительных образовательных услуг учреждений дополнительного образования.
Дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии.
В настоящее время технологии формирования отношений в учреждениях дополнительного образования являются недостаточно эффективными. В государственных образовательных учреждениях в последние годы они практически не развиваются, и сейчас мы имеем не современную, не гибкую, требующую значительных усилий по своему изменению управленческую модель для государственных учреждений образования.
Эффективная работа с информацией о потребителях образовательных услуг позволяет находиться в постоянном режиме инновационных решений и быть клиентоориентированным Такой подход создает конкурентное преимущество, благодаря которому формируется лояльное отношение текущих клиентов и создает себе положительную репутацию для привлечения потенциальных потребителей образовательных услуг.
Достоинствами управления взаимоотношениями с потребителями образовательных услуг являются: определение «правильных» клиентов, оптимизация цепочки поставок и логистики, мотивация, удержание клиента.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточностью практического использования технологий формирования отношений с заказчиками дополнительных образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования.
Анализ работ, посвященных стратегическому управлению образовательными организациями, показывает, что опыт организации подобного рода механизмов пока недостаточен.
Среди противоречий, подтверждающих актуальность исследования, можно назвать следующие:
- между существующей практикой взаимодействия ОУ и заказчиками образовательных услуг, характеризующиеся пассивностью и отчужденностью и потребностями общества в построении эффективной системы отношений;
- между неэффективной работой ОУ в области исследований потребности заказчиков и потребностями педагогической науки и практики.
Это приводит к необходимости поиска новых путей развития образовательных организаций, совершенствования управления образовательной организацией, с учетом специфики ее внешней среды.
Степень научной разработанности темы. Различные аспекты взаимодействий субъектов педагогического процесса исследовались Ю.П. Азаровым, Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулавой, О.С. Богдановой, Л.Ю. Гординым, И.Д. Демаковой, В.М. Коротовым, Б.Т. Лихачевым, И.С. Марьенко, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой и др....
Аспекты, рассмотренные в диссертационной работе, могут быть суммированы в следующих положениях.
Образовательная услуга представляет собой, с одной стороны, товар, имеющий стоимостную оценку, не увязанную с затратами на его создание и качество; с другой стороны - частное благо, складывающееся в результате равной и объективной государственно -частной оценки качества и эффективности, управляемое рыночными законами спроса, предложения, цены.
Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга». Опираясь на этимологию понятия «дополнительный» и сущность понятия «образовательная услуга» мы сформулировали рабочее определение понятия «дополнительная
образовательная услуга».
В категории «образовательные услуги», рассматриваемой в большей части публикаций, воплощена лишь одна из них - дать обучающимся профессиональное образование. Возможно, что в этом смысле образовательные услуги можно рассматривать как процесс и результат профессионального обучения, определяемого в законе «Об образовании» как «вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и формирования компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)».
Вполне применимо понятие образовательных услуг и к сфере дополнительного образования, направленного на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. В большей степени оно относится к дополнительному образованию взрослых, состоявшихся специалистов, желающих либо повысить уже имеющуюся профессиональную квалификацию, либо получить новые или совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки. Речь идет в данном случае о процессе обучения как составной части образования.
Легальное закрепление данного термина позволит четко определить, что законодатель вкладывает в данное понятие, и будет способствовать устранению существующей на сегодняшний день терминологической путаницы.
У каждого потребителя есть определенные потребности, которые организация должна удовлетворить на возможно самом высоком уровне. Если это не будет сделано, то маловероятно, что компания останется его поставщиком. Каждый потребитель имеет индивидуальные предпочтения, на удовлетворение которых он также надеется.
Следует также отметить, что чем больше число предпочтений компания сумеет учесть, тем лучшее впечатление о данной организации сложится у потребителя. Именно на этой стадии потребитель зачастую выбирает поставщика и приобретает товар или услугу. Получив товар или услугу, потребитель оценивает результат или ответ поставщика и формирует свое представление о его работе.
Дополнительная образовательная услуга - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей...
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2012 №6 ФКЗ и от 30.12.2012 №7 ФКЗ) - М. Юрайт - Издат - 2012. - 47 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч.1). - Ст. 7598.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // СЗ РФ. - 07.05.2012. - № 19. - Ст. 2336.
4. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СЗ РФ. - 26.08.2013. - № 34. - Ст. 4437.
5. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 03.12.2015) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») // СЗ РФ. - 04.11.2013. - № 44. - Ст. 5764.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 27.04.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // СЗ РФ. - 28.04.2014. - № 17. - Ст. 2058.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 (ред. от 01.07.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта» // СЗ РФ. - 05.05.2014. - № 18 (часть I). - Ст. 2151.
8. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 25.05.2016) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» // СЗ РФ. - 01.06.2015. - № 22. - Ст. 3232.
9. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» // СЗ РФ. - 15.09.2014. - № 37. - Ст. 4983.
10. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2013 №1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»// Российская газета. - 11.04.2014. - № 83.
11. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,28.09.2015.
12. Постановление Совета администрации Красноярского края от 28.06.2007 № 271-п «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. - 28.06.2007. - № 30(182).
13. Постановление администрации г. Красноярска от 16.04.2003 № 168 (ред. от 31.03.2014) «Об утверждении Перечня услуг, предоставляемых муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей» // Городские новости. - 24.04.2003. - № 45.
14. Агабабьян Э.М. Экономический анализ сферы услуг [Текст] / Э. М. Агабабьян. - М.: Экономика, 1968. - 160 с.
15. Агешкина Н.А. Понятие и основные виды образовательных услуг //http://www.finexg.ru/ponyatie-i-osnovnye-vidy-obrazovatelnyx-uslug/(дата обращения: 31.05.2017)...(59)