ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Инновационные подходы к развитию системы среднего профессионального образования 11
1.2. Проблемы и тренды развития образовательного рынка EdTech иЕdunet! 18
1.3. Состояние системы дуальной подготовки кадров в мире, Российской Федерации и Красноярском крае 37
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СЕТЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 54
2.1. Разработка модели сетевой подготовки кадров как механизма развития образовательной организации АНО «Техникум индустрии гостеприимства и сервиса» 54
2.2. Опытно-экспериментальная апробация разработанной модели дуальной подготовки кадров в системе среднего профессионального образования на базе КГАПОУ «Техникум индустрии гостеприимства и сервиса» 63
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной апробации моделидуальной подготовки кадров и рекомендации по развитию системы среднего профессионального образования 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Актуальность данной работы заключается в разработке и реализации современных моделей подготовки рабочих кадров. При формировании таких моделей необходимо учитывать требования работодателя, в том числе в рамках дуального образования.
Актуальность и необходимость разработки модели дуальной подготовки связана со следующими проблемными тенденциями в среднем профессиональном образовании:
1) Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15 %-25 % от уровня США).
2) Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке.
3) При этом, качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение.
4) Инвесторы не готовы приходить в регион, в котором отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации.
В современных социально-экономических условиях деятельность учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров для индустрии гостеприимства и сервиса, связана с решением целого ряда проблем, задающих актуальность данной работы:
- несоответствие объемов, структуры и содержания подготовки рабочих кадров перспективам развития высокотехнологичных производств;
- несовершенство механизмов реализации сетевых образовательных программ совместно вузом, техникумом, бизнес-компаниями и социального партнерства работодателей и образовательных учреждений;
- отсутствие системной организации целевой подготовки кадров для высокотехнологичного производства и недостаточной практической ориентированностью в подготовке кадров для конкретных предприятий;
- несоответствие программно-методической и технологической базы образовательных учреждений задачам подготовки, ориентированной на формирование общих и профессиональных компетенций современного конкурентоспособного специалиста;
- недостаточной реализации инновационных форм и методов обучения, отсутствием независимой оценки (сертификации) качества подготовки специалистов со стороны работодателей.
Преодоление вышеуказанных проблем возможно на основе сетевого взаимодействия стратегических партнеров «вуз-техникум-бизнес-компания- сообщество работодателей» с целью реализации дуальной формы подготовки рабочих кадров в индустрии гостеприимства и сервиса.
Разработка и внедрение модели дуальной подготовки кадров в среднем профессиональном образовании позволит обеспечить современное качество опережающей подготовки и переподготовки рабочих кадров для индустрии гостеприимства и сервиса в условиях развития государственно-частного партнерства, достижения соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда Красноярского края и объемами подготовки профилей в Техникум индустрии гостеприимства и сервиса. Реализация сетевых образовательных программ в рамках дуальной подготовки кадров будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки рабочих кадров, формированию профессиональных компетенций выпускников Техникума индустрии гостеприимства и сервиса, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, развитию эффективной системы сетевого взаимодействия и социального партнерства в сфере среднего профессионального образования, что в свою очередь, станет фактором его модернизации и источником развития управленцев и преподавателей системы среднего профессионального образования и позволит повысить инвестиционную привлекательность индустрии гостеприимства и сервиса Красноярского края...
В результате выполнения анализа лучших практик в мире и России, а также апробации модели на базе Техникума индустрии гостеприимства и сервиса были выделены следующие преимущества реализации образовательных программ в сетевой форме при модели дуальной подготовки: 1). Повышение качества образования, обеспечивающего конкурентоспособность на рынке образовательных услуг через:
• актуализация образовательных программ с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности;
• обмен передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями;
• создание условий для повышения уровня профессионально -педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы;
• создание образовательных программ, нацеленных на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке различных направлений (например, предпринимательское мышление). Такого рода образовательные программы в вариативной части чаще всего выходят за пределы предметной области одного образовательного стандарта и требуют привлечения ресурса научной или профессиональной организации.
Задачами и новыми технологиями в системе среднего профессионального образования на современном этапе в условиях внешних вызовов являются:
- формирование регионального пула новых профессий в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Красноярского края;
- соответствие требованиям международных стандартов при подготовке специалистов: (APEC; WashingtonAccord; CDIO (Conceive - задумывать; Design - проектировать, Implement - производить; Operate - применять);
- формирование контрольных цифр приема в соответствии с приоритетными направлениями технологического развития региона; создание электронной базы данных, в которой содержится и постоянно обновляется информация о потенциальных работодателях и новых специальностях;
- содействие кооперационных связей треугольника образования, науки и бизнеса; создание базовых кафедр по приоритетным направлениям технологического развития региона;
- профориентационная работа на уровне основного и среднего профессионального образования: вовлечение молодежи и ориентация движения НТТМ по направлениям технологического развития региона и НТИ; настройка деятельности инновационной инфраструктуры (ЦМИТы, фаблабы, детский технопарк); организация олимпиадного движения НТИ;
- расширение форм международного сотрудничества: европейские сети инновационных агентств (TAFTIE, ЕТП, Enterprise Europe Network, EE; EUREKA), Европейские кластеры, БРИКС, ШОС и др. Европейские научно-исследовательские программы (рамочные программы ЕС , «Horizon 2030» и др.); включение в Российскую сеть трансфера технологий, RTTN; расширение участия в сети международных школ;
- разработка сетевых образовательных программ с российскими и международными партнерами.
Учебно-методическое обеспечение внедрения модели дуальной подготовки кадров в сфере среднего профессионального образования заключается в:
- прогнозировании требований к образовательной системе в будущем, включающее: прогнозирование направлений развития основных отраслей, прогнозирование кадровых потребностей перспективных рынков с ориентиром на НТИ; российские и международные рынки АТР, БРИКС, Европы, США;...
1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с.
2. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. - Архангельск, 2005.- 54 с.
3. Алексахина, Н. В. Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий / Н. В. Алексахина, Е. Г. Бойцова, Е. М. Чичев // Управление качеством образования. - 2014. - № 3. - С. 58-67.
4. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучении: вопросы теории и практики : монография / Н. А. Алексеев. - Тюмень : Изд-во Тю-мен. гос. ун-та, 1996. - 216 с.
5. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Ананьев. - М. : Директ-медиа Паблишинг, 2008. - 136 с.
6. Ананьина, В. И. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции / Ю. В. Ананьина, В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М.: ООО «АВАНГЛИОН-ПРИНТ», 2012. - 152 с.
7. Андрюхина, Л. М. Коучинг высокой эффективности в профессионально-педагогическом образовании / Л. М. Андрюхина // Инновации в профессионально-педагогическом образовании : мат-лы 22-й междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2017. - С. 312-316.
8. Андюсев, Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетент-ностей / Б. Е. Андюсев // Директор школы. - 2010. - № 4. - С. 61-69.
9. Баяхметов, С. У. Профессионально-личностное саморазвитие курсантов в образовательном процессе военного вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Баяхметов Серик Умутбаевич. - Омск, 2017. - 223 с.
10. Бегалинова, К. К. Особенности образовательной системы в условиях глобализации / К. К. Бегалинова, А. С. Бегалинов // Философия образования. - 2015. - № 1(58). - С. 5-13.
11. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект : монография / В. А. Беликов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2004. - 357 с.
12. Белов, В. Ф. Формирование ценностного отношения к будущей профессии в учреждениях среднего профессионального образования средствами социально-культурной деятельности / В. Ф. Белов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2017. - № 38. - С. 193-196.
13. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М. : Высш. шк., 1989. - 141 с.
14. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М., 1995. - 140 с.
15. Багирова И. Х. Мотивация персонала в условиях кризиса // Вестник Томского государственного университета. - Сер. Экономика. -2011. - № 4. - С. 83-88...(63)