Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка справочника-определителя по теме «Простейшие животные» для научно-исследовательской работы школьников

Работа №160424

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ВИДОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ МИКРОФАУНЫ РЕК ГОРОДА КРАСНОЯРСКА 7
1.1. Материал и методы изъятия, выращивания и наблюдения культур простейших организмов 7
1.1.1. Места для изъятия культур простейших из окружающей среды 7
1.1.2. Техника сбора 9
1.1.3. Посев и содержание культур в лаборатории 10
1.1.4. Фиксация и изготовление микропрепаратов протистов 12
1.2. Видовое разнообразие микрофауны рек г. Красноярска 14
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СПРАВОЧНИКА-ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПО ТЕМЕ «ПРОСТЕЙШИЕ ЖИВОТНЫЕ»....19
2.1. Введение 19
2.2. Саркодовые 21
2.2.1. Тип Амебоидные, или Корненожки - Amoebozoa (Rhizopoda) 21
2.2.2. Тип Фораминиферы - Foraminifera 26
2.2.3. Тип Солнечники - Heliozoa 27
2.3. Радиолярии 28
2.4. Жгутиконосцы 29
2.4.1. Тип Хлорофиты - Chlorophyta 29
2.4.2. Тип Эвгленозои - Euglenozoa 30
2.4.3. Тип Воротничковые жгутиконосцы - Choanomonada (Choanoflagellata) 33
2.4.4. Тип Многожгутиковые - Polymastigota 34
2.5. Альвеоляты 36
2.5.1. Тип Динофитовые - Dinophyta 36
2.5.2. Тип Переднекомплексные - Apicomplexa 37
2.5.3. Тип Инфузории - Ciliophora 38
2.6. Миксоспоридии 52
2.7. Микроспоридии 53
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60

На сегодняшний момент малые реки края испытывают колоссальный пресс со стороны воздействия антропогенных факторов. Поэтому исследование биоразнообразия пресных водоемов тесно связана с проблемой сохранения биоценозов.
Представители трех полифилетических групп простейших (инфузории, жгутиконосцы, амебоидные) играют значительную роль в формировании биоценозов и их жизнедеятельности. Кроме этого, простейшие могут служить индикатором степени загрязненности водоемов [23]. Причина этого проста — разным представителям простейших организмов требуются различные условия среды для комфортного существования. Некоторые виды обитают в чистой, хорошо аэрированной воде. Некоторые приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Имеются и отдельные виды простейших, которые могут обитать в сильно загрязненных, сточных водах (инфузория хилодонелла Chilodonella cyprini (Moroff, 1902)). Таким образом, по видовому разнообразию протистофауны водоема возможно сделать вывод и о степени загрязненности водоема.
Одним из важнейших элементов оценки состояния водной среды является оценка и контроль видового состава и численности животных и растений, населяющих ее. Наиболее удобными для этого являются зоо- и фитопланктон, а также бентосные представители микромира. Контроль окружающей природной среды с их помощью высокоприоритетен, так как обеспечивает возможность прямой оценки состояния водных экосистем. Биологические методы контроля качества среды не требуют предварительного распознавания конкретных химических соединений или сложных физических воздействий, они достаточно просты в исполнении, относительно дешевы и позволяют вести контроль качества среды в непрерывном режиме. Простейшие и другие представители микромира могут служить индикаторами общего состояния гидробиоценоза, так как именно они первыми реагируют на изменения в окружающей среде.
Любой водоем, по данным Н.С. Жмур [6], который включает в себя как минимум 25 представителей протистофауны, считается богатым и устойчивым к внешнему деструктивному воздействию. Таким образом, ключевым фактором является сохранение биоразнообразия на естественных территориях, и индикатором степени устойчивости стабильных экосистем [14].
Но исследование биоразнообразия — это лишь часть необходимых для принятия мер. Чтобы в полной мере извлечь пользу из исследований, недостаточно просто их провести. Наиболее важно донести полученные результаты и их интерпретацию до большей части населения, иначе экологическую обстановку изменить будет крайне трудно. Очевидно, что эта задача куда более трудная и требующая заблаговременных усилий.
Многие люди слабо представляют себе роль простейших в экосистеме. Для большинства само наличие простейших в экосистеме является чуть ли не аналогом фразы «плохая экология». Слово «простейшие» носит едва ли не негативный оттенок — для многих людей это вредоносные «микробы», которые загрязняют окружающую среду и вызывают болезни. Разумеется, это верно лишь совсем отчасти. Именно поэтому крайне важной задачей является достичь понимания ценности протист в экосистеме среди населения. Наиболее эффективно этим заниматься, разумеется, в школе. По причине относительной легкости проведения подобных исследований и высокой актуальности проблемы подобная методика хорошо подходит для лабораторных, внеурочных и внеклассных занятий в рамках преподавания школьного курса биологии. Подобная исследовательская или проектная деятельность хорошо впишется в программу 6-7 классов в курсе ботаники и зоологии, а также в программу 9 классов при постановке проблемных экологических вопросов. Тем не менее у многих учеников могут возникнуть сложности с определением видов простейших, находящихся в поле зрения микроскопа. Для учителя же проведение таких занятий требует заблаговременной подготовки, как технического оборудования, так и учебных пособий, теоретической базы. Не всегда и не у всех найдется на это время....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В гидробиоценозе водотоков окрестностей г. Красноярска выявлено 28 видов представителей микропланктона и зообентоса (Colpoda steinii, Colpidium colpoda, Glaucoma scintillans, Paramecium caudatum, Paramecium aurelia, Dileptus cygnus, Litonotus lamella, Tetrahymena pyriformis, Vorticella sphaerica, Vorticella campanula, Vorticella convanllaria, Styllonichia mytilus, Amoeba proteus, Amoeba radiosa, Chaos carolinensis, Arcella vulgaris, Difflugia piriformis, Peranema trichophorum, Euglena viridis, Actinosphaerium eichhornii, Sphaeroeca volvox, Volvox globator, Volvox aureus, Polytoma uvella, Keratella cochlearis, Keratella quadrata, Kellicottia longispina, Brachionus plicatilis),относящихся к 21 роду. Наибольшее видовое разнообразие отмечено в реке Кача.
2. В справочнике-определителе для научно-исследовательской работы школьников и студентов биологического профиля по теме «Простейшие животные» приведены основные полифилетические группы протистов водотоков окрестностей г. Красноярска и методики их изучения. Описание фоновых представителей Protozoaпредставлено в виде 37 видовых/родовых очерков. Также более крупные таксономические группы также снабжены краткими очерками.


1. Белякова Г. А., Дьяков Ю. Т., Тарасов К. Л. Ботаника: в 4 т. Т. 2. М.: Издат. центр «Академия», 2006.
2. Богданов В.Д., Степанов Л.Н., Богданова Е.Н. Оценка современного состояния водных экосистем и проблемы охраны биологических ресурсов при обцстройстве Крузенштернского ГКМ // Экономика региона. Екатеринбург: ИЭРиЖ УрО РАН, 2015. N 3. С. 266-278
3. Догель В.А. Общая протистология. М., 1951.
4. Догель В.А., Полянский Ю.И., Хейсин Е.М. Общая протозоология. М.-Л., 1962.
5. Догель В.А. Зоология беспозвоночных: учебник для университетов/Под ред.проф. Полянского Ю.И. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. Школа, 1981.
6. Жмур, Н.С. Технологические и биохимические процессы очистки сточных вод на сооружениях с аэротенками. М.: АКВАРОС, 2003 (ФГУ ИПП Кострома). 507 с.
7. Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие, губки, кишечнополостные, гребневики, плоские черви, немнертины, круглые черви: Учеб. Пособие для биолог. Спец. Ун-тов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. Школа, 1981. 504с.
8. Исси И. В., Воронин В. Н. Тип Microsporidia // Протисты = Protista : руководство по зоологии / гл. ред. А. Ф. Алимов. СПБ: Рос. акад. наук, Зоол. ин-т, 2007. Т. 2. С. 994—1045.
9. Карпов С.А. Система протистов. СПб-Омск, 2000.
10. Карпов С. А. Строение клетки протистов: Учебное пособие. СПб.: ТЕССА, 2001. 384 с.
11. Карпов С.А. Система простейших: история и современность. СПб, 2005.
12. Киселев И.А. Панцирные жгутиконосцы (Dinoflagellata) морей и пресных вод СССР. М.-Л., 1950.
13. Лябов И.Ю., Городилова С.Н. Состав протистофауны реки Кача, г.Красноярск // Современные Биоэкологические исследования Средней Сибири: материалы научно-практической конференции «БИОЭКО». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Ответственный редактор Е.М. Антипова. 2018. С. 49-51.
14. Никитина Л.И., Трибун М.М. Новые данные по фауне инфузорий малых рек окрестностей г. Хабаровска // Амурский зоологический журнал / Под ред. Воронов Б. А. Том IV. N 2. Благовещенск: БГПУ, 2012. С. 115-121.
15. Определитель зоопланктона и зообентоса пресных вод Европейской России. Т. 2. 0-62 Зообентос / Под редакцией В.Р. Алексеева и С.Я. Цалолихина. M.-СПб.: Товарищество научных изданий КМК, 2016. 457 с...(34)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ