Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исторический опыт деятельности просветительских организаций в России во второй половине XIX - начале XX вв

Работа №160423

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-13
Глава I. «Императорские общества» как фактор культурно-просветительского движения в Российской империи 14-43
1.1. Русское географическое общество: тенденции развития 16-27
1.2. Создание Русского исторического общества 27-34
1.3. Деятельность Императорского Русского военно-исторического
общества 34-43
Глава II. Развитие культурно-просветительских организаций в провинции на примере Пензенской губернии 44-52
Глава III. Практическое применение ВКР в образовательной организации 53-63
Заключение 64-66
Список литературы и источников

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач гражданского общества является трансляция национальных культурных и научных ценностей населению через систему просветительных организаций и обществ. В настоящее время в Российской Федерации идет процесс возрождения просветительских общественных организаций. Однако их качественная «реставрация» может пройти только при условии полного изучения деятельности и истории просветительства, расцвет которого в Российской империи пришелся на вторую половину XIX - начало XX века. Именно в этот период активно начинают свою работу «Русские общества», такие как «Русское географическое общество», «Русское историческое общество» и «Русское военно-историческое общество», впоследствии каждое из них приобрело статус «Императорского общества». В дореволюционный период сформировалась целая система культурно-просветительских и культурно-образовательных организаций. Почему это для нас важно?
Помимо попытки возрождения этой системы, в Российской Федерации сейчас идет период постиндустриальной модернизации и ситуация в настоящий момент, в какой-то степени аналогичная той, что была в Российской империи периода второй половины XIX века - начала XX века.
В России XXI века активно развивается рыночная экономика и, на данный момент, она не выдерживает большого наследия бюджетных учреждений и организаций - «социальной иглы», доставшейся в наследство от Советского Союза. Отсюда и активизация различных процессов «объединения», «оптимизации», массовые бюджетные сокращения. Экономика и государство не могут осилить содержание за бюджетный счет всех необходимых обществу образовательных и культурных организации, к тому же идет процесс коммерциализации данной сферы. Это приводит к снижению показателей доступности образования и культуры для населения. Уже разрушена система культурно-просветительских организаций в сельской местности - очень мало объектов сохранилось и функционирует в полную силу - это приводит к печальным последствиям в целом для страны.
Российской Федерации необходимо воспользоваться опытом дореволюционной России в формировании культурно-просветительских и научных организаций. Ведь от развития образования и культуры, в конечном счете, зависит прогресс общества и успех постиндустриальной его модернизации.
Объектом исследования выступает система просветительских общественных объединений в Российской империи периода второй половины XIX - начала XX века.
Предмет исследования - деятельность российских просветительских организаций периода второй половины XIX - начала XX века на примере ИРГО, ИРВИО, ИРИО, а также региональных объединений (на материалах Пензенской губернии).
Хронологические рамки исследования определены темой выпускной квалификационной работы и охватывают период вторую половину XIX века - начало XX века, т.е. от 1840-1850-х годов до крушения Российской империи, то есть до 1917 года включительно. Данный период отмечен первым опытом становления Гражданского общества в российской истории.
Территориальные рамки исследования определяются географией деятельности просветительских организаций Российской империи - то есть фактически, границами Российской империи в период 1840-50-ых годов до 1917 года.
Степень изученности проблемы. Вопросы изучения деятельности просветительских организаций в эпоху формирования Гражданского общества в России волновали уже современников происходивших процессов. В частности, эти проблемы были проанализированы в работах П.Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры» (1896-1903 г.г.) и «Воспоминания 1959-1917».
В «Очерках» Милюков показал большую роль государства в формировании русского общества, утверждая, что «Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития». Были приведены доводы относительно приспособляемости русского «национального типа» к заимствованным общественным институтам. Милюков анализировал единую историю как ряд взаимосвязанных, но разных историй: политической, военной, культурной.
П.Н. Милюков в «Воспоминаниях 1859-1917» повествует о своей жизни, различных общественно-политических и культурных событиях, их влиянии. Этот источник весьма субъективен, но дает нам общее представление о ситуации накануне революции 1917 года и настроениях общества, их отношении к власти.
Описывая историографию проблемы, стоит подчеркнуть, что вопросы, связанные с развитием культурно-просветительных организаций стали изучаться именно в дореволюционный период, однако большинство работ тех лет принадлежали перу непрофессиональных историков и имели преимущественно публицистический характер.
По мере развития просветительного движения в стране и расширения сети просветительных объединений возникла необходимость проанализировать промежуточные результаты сравнительно новой для России социальной практики, а также попытаться распространить этот позитивный опыт. Историками просветительного движения были его непосредственные участники, собиравшие и описывавшие конкретно¬фактический материал о работе научных, образовательных и просветительских организаций.
В трудах Я.В. Абрамова, В.Г. Вахтерова, Е.Н. Медынского и других авторов исследуются проблемы развития внешкольного образования в целом: официальных государственных учреждений, так и общественных просветительских структур (воскресных школ, народных библиотек и книжных складов, народных лекториев, общеобразовательных курсов и т.д.).
В итоге, изучение практического опыта просветительской работы было обобщено, проанализированы общие тенденции и принципы ее организации, показана взаимосвязь между различными формами образовательной, просветительной и культурно-досуговой деятельности.
Интерес для исследования представляют публикации, в которых затрагивались взаимоотношения культурно-просветительных обществ с государством. Например, В.Ф. Матвеев посвятил свои исследования юридическим аспектам статуса учреждений общественной инициативы и нормативно-правовой регламентации отдельных видов просветительной работы. Подобные публикации имеют богатый фактический материал, свидетельства непосредственных участников тех событий.
Начало деятельности многих просветительских и научных организаций было связано с периодом реформ 1860-70-ых годов XIX в. Особую важность в настоящей работе стало использование литературы, характеризующей конкретный исторический период жизни России. В 1860-ые годы XX века публикуется ряд работ А.П. Зайончковского, посвященный реформам XIX века. В 70-е годы появляются исследовательские работы В.Р. Лейкиной- Свирской и В.Г. Чернухи, затронувшие основные аспекты положения интеллигенции в России, ее отношения к решению крестьянского вопроса и всей внутренней политике царизма. Крупными исследованиями последних десятилетий по вопросу исследования России периода реформ стали труды А.П. Корелина, Л.Г. Захаровой, Б.Г. Литвака. Несмотря на то, что в данных работах даже не упоминается о деятельности просветительских организаций, все же они помогают нам раскрыть причины учреждения подобных научных структур в связи со сложившимися историческими условиями. Действительно, эпоха реформ способствовала дальнейшему интенсивному развитию государственности в России, повышению уровня образования и культуры.
Системный анализ деятельности общественных организаций, в том числе научно-просветительского характера периода XIX-XX веков провел ученый А.Д. Степанский. Он доказал, что за научно-просветительскими организациями и обществами, ввиду малого количества государственных учреждений научно-исследовательского характера, стоит особая роль по распространению знаний на территории страны.
Важный интерес для исследования представляет материалы, которые имеются в юбилейных трудах, печатавшихся еще в период до 1917 г. и подводивших итоги научной деятельности различных научно¬просветительских обществ. Среди них следует назвать сборник «Двадцатипятилетие Императорского Русского географического общества» . Сочинения Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского «История полувековой деятельности ИРГО», где имеются сведения об издательской практике Географического общества и его отделов с 1845 по 1895 г. В монографии Л.С. Берга, посвященной истории русских географических открытий, представлена краткая информация о публикациях подобного рода на страницах «Известий» ИРГО.
Касаемо изучения исторического опыта деятельности Императорского Русского военно-исторического общества, то богатый материал содержится в рукописи действительного члена Общества Н.Ф.Зезшинского, В дальнейшем члены данной организации подобные исследования не проводили. Лишь один из активных участников Общества Г.С.Габаев публикует краткие воспоминания о причинах возникновения и основных моментах деятельности Общества .
Конкретное обращение к деятельности ИРВИО в советской историографии нашлось лишь у двух историографов: монография Л.Г. Бескровного, где Обществу отведено всего несколько страниц, а также небольшая информация помещена А.Н. Кочетковым в «Военно¬историческом журнале». Данными исследователями прослеживаются основные этапы возникновения и деятельности ИРВИО, дается высокая оценка его научно-издательской и пропагандистко-организаторской векторам работы. Кочетков прямо указывает, что «за свое многолетнее существование «оно принесло немало полезного». Высказывается также мысль о том, что «Военно-историческое общество тактически проводило работу за исторический отдел Генерального штаба». В работе автор уделяет внимание обстоятельствам зарождения, социальному составу Общества и анализу характера его политической позиции и агитационно-пропагандистской деятельности.
В начале 70-х годов XX века более углубленно опыт деятельности ИРВИО рассмотрен В.А. Дьяковым. Исследователь приходит к вполне логичному выводу о том, что «РВИО явилось естественным и закономерным продуктом капиталистической эволюции страны» . В 80-х годах В.А. Авдеевым была опубликована статья в журнале «Военно-исторические исследования в русской армии - вторая половина XIX - начала XX века». В ней показано место Общества в системе имевшихся военно-научных организаций России того времени, анализ его значимости для военно-исторической работы в царской армии.
В дореволюционной науке изучению истории и деятельности Императорского РИО не уделялось достаточного внимания. Из научно-исследовательских работ, вышедших в нашей стране до 1917 года, известно лишь одно произведение «Императорское РИО. 1866-1916» , изданное в Петрограде в 1916 году . Его составителями явились действительные члены исторического общества П.Н. Жукович и А.А. Лаппо-Данилевский. Книга была выпущена к 50-летию Общества. Ее авторы с большой подробностью представили описание деятельности Совета РИО, его точный состав и функции, посвятили главу почетным особам и председателям Общества. Здесь удается найти информацию о собраниях РИО и вопросах, которые решались в присутствии всего его состава.
Историография проблемы деятельности просветительских организаций в Пензенской губернии в указанный период также не отличается обилием исследованием. Существуют отдельные статьи о Лермонтовском обществе, Пензенском обществе любителей естествознания. О новых тенденциях в общественной жизни Поволжья в 1907-1914 гг. пишет В.Ю. Карнишин . Среди прочих он отмечает увеличение числа общественных организаций и тяги к самообразованию, которые были рассчитаны на длительную перспективу и развивались, не вписываясь в рамки административной регламентации и узкопартийных задач. В 2001 году была издана «Пензенская энциклопедия», содержащая небольшое количество статей о существовавших общественных просветительских организациях в Пензенской губернии: Лермонтовском обществе, Пушкинском обществе, музыкальном обществе, медицинском обществе, спортивных обществах, благотворительных обществах.
В 1996 году издаются две статьи В.А. Власова, посвященные деятельности Общества содействия внешкольному образованию и Общества имени A.C. Пушкина.
Работы О.В. Добровой позволяют проанализировать состояние общественных организаций культурно-просветительской направленности в Пензенской губернии периода рубежа XIX-XX вв.
Таким образом, анализ вышедшей литературы позволяет сделать вывод о том, что проблематика, поднятая исследованием, является актуальной, но не охватывает всех аспектов деятельности просветительских организаций в данный период. Остаются «белые пятна» в конкретном отображении происходивших процессов - нет системного изучения проблемы - каких- либо обобщающих трудов. В работах использовано далеко не все богатство архивных документов, других источников, в результате нет исчерпывающей полноты в охвате проблематики. В целом авторы повторяют друг друга по сущности изложения материала.
Источниковедческая база представлена различными документами и материалами архивов. Кроме того, автором исследованы значительные массивы материалов печатных изданий.
Архивные источники представлены фондами - Государственного архива Пензенской области (ГАПО) и отделом фондов общественно¬политических организаций Государственного архива Пензенской области (ОФОПО ГАПО).
Немалый материал для исследования по Пензенской губернии составили документы из фонда Канцелярии Пензенского губернатора (Ф. 5), Пензенского губернского правления (Ф. 6), Пензенской городской управы (Ф. 109), Пензенского губернского по делам об обществах и союзах присутствия (Ф. 16) и др.
Стремясь восполнить существующий пробел в историографии по проблеме исторического опыта деятельности просветительских организаций в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века, автор выпускной квалификационной работы поставил перед собой следующие цели и задачи:
Целью работы является анализ исторического опыта деятельности просветительских организаций в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века на примере ИРГО, ИРВИО, ИРИО, а также просветительских организаций Пензенской губернии.
Исходя из цели, автор ставит следующие задачи:
1. Охарактеризовать условия возникновения просветительских
организаций во второй половине XIX - начале XX века;
2. Проанализировать уставную документацию применительно к организациям просветительской направленности;
3. Выявить особенности развития просветительских организаций во второй половине XIX - начале XX века;
4. Рассмотреть основные формы и методы работы просветительских организаций на губернском уровне;
5. Исследовать целесообразность и результативность организаций.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном изучении вопросов, связанных с деятельностью просветительских обществ в Российской империи периода второй половины XIX - начале XX века.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностью использования ее результатов для дальнейшей научной разработки. Материалы исследования могут использоваться в региональном компоненте преподавания истории России, при рассмотрении вопросов общественно-культурной жизни Российской империи периода второй половины XIX - начала XX века.
Методологической основой стали принципы материалистической диалектики, позволяющие рассматривать проблему влияния просветительских организаций на культурную жизнь Российской империи в развитии, единстве и взаимосвязи ее составляющих частей. Основой анализа является системный и хронологический подход. Важнейшими принципами исследования стали принципы научности, объективности, причинно-следственных связей, историзма.
Апробация работы. Основные положения данного исследования изложены в 2 опубликованных работах автора, в выступлениях на научно-практической конференции «Лебедевские чтения».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая вышеизложенное, важно отметить, что в ходе буржуазных преобразований второй половины XIX в. в России стартуют модернизационные процессы. То есть, экономические и политические реформы приводят к культурным преобразованиям, а именно - активизируется процесс формирования гражданского общества. То есть преобразуется социальное пространство между индивидом/личностью и государством - оно начинает заполняться различного рода негосударственными объединениями: обществами, организациями. Эти структуры начинают выражать и реализовывать как индивидуальные, так и коллективные интересы. Данный процесс приводит к трансформации традиционного полицейского государства с присущей ему гипертрофией государственной власти и политической пассивностью общества в правовое государство с развитыми институтами гражданского общества.
Особую роль в культурных преобразованиях начинают играть научно - просветительские организации - это явилось одной из форм проявления общественного подъема. Посредством осуществлявшейся членами просветительских организаций комплексной научно-исследовательской и образовательной работы в культурное пространство вовлекались широкие слои населения, что в определенной степени способствовало преодолению социокультурного раскола, являвшегося одним из основных тормозов процесса капиталистической модернизации в России.
Кроме того, просветительские организации представляли собой своего рода клубы по интересам, члены которых занимались самообразованием, обменивались знаниями, умениями и опытом, организовывали свой досуг. Не ограничивая свою деятельность выполнением исключительно образовательно-просветительных и культурно-досуговых функций, данные организации играли важную роль в общественно-политической жизни страны, являлись школой политического просвещения населения, своего рода общественной трибуной.
Экономике и государству необходимы были грамотные и квалифицированные кадры - это видела власть, буржуазия и интеллигенция. Под эгидой государственной власти активизируются «Императорские общества» научно-просветительского толка, объединяющие собой весь «свет нации».
Императорское Русское географическое общество стало одной из полноценных интеллектуальных площадок для интеллигенции, чиновничества и буржуазии. Деятельность данного Общества строилась на выполнении «негласного государственного заказа». Российской империи было необходимо проанализировать географию охваченных ей территорий. В первую очередь, научные экспедиции РГО формировались для разведки залежей полезных ресурсов, ископаемых. Во-вторых, Российская империя была многонациональна. Для грамотного ведения национальной политики необходимо было изучить особенности этногенеза наций и этносов - их культуру, психологию, обычаи.
Императорское Русское историческое общество фактически занималось реализацией другого государственного заказа - созданием новой государственной идеологии через «всесторонне содействие развитию системы русского национального исторического просвещения». Общество представляло собой закрытый клуб и попасть в него могли лишь люди, приглашённые несколькими действительными членами общества или одним из основателей. При этом деятельность общества была публична, а результаты работы открыты.
Русско-японская война 1904-1905 годов, Первая русская революция 1905 года определили новую задачу, стоявшую перед правительством, - провести «работу над ошибками» и восстановить престиж русской армии.
Для этого было учреждено Императорское Русское военно-историческое общество, объединившее весь генералитет, выдающихся русских полководцев и военачальников. К сожалению, Обществу не удалось выполнить всех функций стоящих перед ним, так как функционировало оно всего 7 лет - вплоть до начало Первой мировой войны.
Просветительское движение в провинции также набирало обороты. В частности, в Пензенской губернии активизируются организации научно- просветительской направленности. Основной задачей просветительных обществ являлось содействие распространению образования на всех доступных уровнях. Недостаток внимания правительства к этой проблеме, организации пытались компенсировать открытием школ, библиотек, созданием курсов, проведением публичных лекций и др. Деятельность просветительских организаций заметно обогатило культурную жизнь Пензенской губернии. Роль данных организаций была весьма значительна в развитии края, ведь благодаря им, в Пензе появился естественноисторический музей, музыкальные классы, преобразованные в музыкальное училище, организовывались библиотеки и образовательные учреждения различного типа, устраивались народные чтения, литературные и музыкальные вечера, имевшие посеянную аудиторию.
Просветительские организации стали движущей силой культурного развития Российской империи.



1. Ануфриев Н.П. Правительственная регламентация образования частных обществ в России / Н. П. Ануфриев // Вопросы административного права. Книга 1.- М., 1916. - С.2-20.
2. Ильинский К. Частные общества. Сб. законов и распоряжений правительства и решений Правительствующего Сената / К. Ильинский.
- Рига, 1913. - С.3-87
3. Императорское РИО. 1866-1916 гг. / Под ред. П.Н. Жуковича, А.А. Лаппо-Данилевского. - Петроград, 1916. - С.1-32.
4. Краеведение и туризм Пензенской области. - Пенза, 1993. - 40 с.
5. Культурное строительство в Пензенском крае: док. и материалы. - Саратов, 1990. - 100 с.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание. СПб., 1830. Т. 21. № 15379.
7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание. СПб., 1830. Т. 38. № 29151.
8. Роговин Л.М. Законы об обществах, союзах и собраниях / Роговин Л.М.
- СПб., 1912.
9. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. — СПб., 1867—1916. — 148 томов. Т.1. - С.5-41.
10. Свод законов Российской империи. 1890. Т. XIV. Ч. III. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. Ст. 117
11. Университетский Устав (18 июня 1863) .[Электронный ресурс]. Электрон. Дан. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2760, свободный. Яз. рус. (дата обращения 01.06.2017).
12. Устав ИРВИО. - СПб, 1907. - С. 1-17.
13. Наследие: Культура Пенз. края в документах эпохи, письмах, мемуарах современников, исслед. статьях и худож. произведениях / Сост. К.Д. Вишневский, Н.М. Инюшкин. - Пенза, 1994. - 437 с.
II. Монографии и статьи по теме исследования:
14. Абрамов, Я. В. Наши воскресные школы: Их прошлое и настоящее / Я. В. Абрамов. - СПб. : Типография М. Меркушева, 1900. - 156 с.
15. Авдеев В.А. Становление и развитие центров военно-исторических исследований в русской армии /вторая половина XIX -начала XX вв./. Дис...кан.ист.наук.-М., 1986.-100 с.
16. Берг, Л. С. Всесоюзное Географическое общество за сто лет / Л. С. Берг. - М. : Наука, 1946. - 206 с.
17. Бескровный, Л. Г. Русское Военно-Историческое Общество. Очерки военной историографии / Л. Г. Бескровный. - М. : Академия наук СССР, 1946. - 206 с.
18. Бескровный, Л. Г. Русское Военно-Историческое Общество. Очерки военной историографии / Л. Г. Бескровный. - М. : Академия наук СССР, 1962. - 731 с.
19. Берг, Л. С. Географическое общество за 95 лет / Л. С. Берг. // Известия Всесоюзного географического общества. - 1941. - №3. - С. 335-352.
20. Беркутов, А. А. Пензенский всесословный клуб (соединенное собрание) в социокультурном пространстве губернского города / А. А. Беркутов. // Городское пространство в исторической ретроспективе: сб. науч. ст. Всерос. Науч.-практич. Конф., посвящ. 350-летию основания г. Пенза. - 2013. - . - С. 16-17.
21. Бредли, Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России / Дж. Бредли. // Общественные науки и современность. - 1994. - №5. - С. 77-89.
22. Власов В.А. Страницы истории народного образования Пензенского края. Свет во тьме (о задачах Пензенского общества содействия внешкольному образованию) // Просвещение. Проблемы и перспективы.. - 1996. - № 3. - C. 15-33.
23. Габаев, Г. С. Роспись русским полкам 1812 года / Г. С. Габаев. - Киев : Типография Окружного штаба, 1912. - 55 с.
24. Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края / Г. Е. Горланов. - Пенза, 1994. - 242 с.
25. Гуларян, А. Б. Проблемы классификации обществ, организаций в дореволюционной России / А. Б. Гуларян. // История и современность.
- 2013. - №3. - С. 153-158.
26. Доброва О.В. Культурно-просветительные общественные
организации, содействующие распространению образования, в Пензенской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г Белинского. Гуманитарные науки. №9 (13) / Отв. Ред. Ю.А. Мазей. Пенза. ПГПУ имени В.Г. Белинского, 2008. C.64-69.
27. Доброва, О. В. Этапы изучения понятия «общественные организации» и их классификация / О. В. Доброва. // Известия ПГПУ имени В. Г. Белинского. - 2011. - №23. - С. 382-386.
28. Дьяков, В. А. О возникновении, составе и деятельности Русского Военно-Исторического Общества 1907-1917 гг / В. А. Дьяков. // Проблемы истории общественного движения и Историографии. - 1971.
- №4. - С. 275-288.
29. Ерман, Л. К. Интеллигенция в первой русской революции / Л. К. Ерман. - М. : Наука, 1966. - 338 с.
30. Зорин А.Н., Клюшина Е.В. Общественные организации городов / А. Н. Зорин // Очерки городского быта дореволюционного Поволжья. Ульяновск, 2000. - С. 434 - 439.
31. Иконников B.C. Русская историческая наука в двадцати пятилетие. 1855-1880 гг. // Русская старина, 1880. № 2. С. 42.
32. Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника / Н. М. Карамзин. - Л : Наука, 1986. - 388 с.
33. Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы. — Петроград: изд. авт., 1915. — 110 с.
34. Милюков, П. Н. Воспоминания (1859—1917) / П. Н. Милюков. - Нью- Йорк : , 1955. - 528 с.
35. Мубаракшина А.Г. К вопросу о возникновении Казанского губерн¬ского по делам об обществах и союзах присутствия / А.Г. Муба¬ракшина // XX век в истории России: актуальные проблемы. V Между¬народная научно-практическая конференция: сборник статей. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - С. 181-184.
36. Паршина В. Н. Профессиональные женские учебные заведении в России во второй пол. XIX нач. ХХвв. (на примере Пензенской губернии) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2008. - № 13. - С. 125 - 128.
37. Пензенская энциклопедия. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. - 756 с.
38. Петров С.П. Памятные места Пензы. - Пенза, 1963. - 160 с.
39. Размустова Т. О. Провинциальные академии наук // Русская провинция. Культура XVIII - XIX веков./ Т. О. Размустова. - М., 1992. С. 73 - 75.
40. Розенталь И. С. «И вот общественное мнение! Клубы в истории российской общественности. Конец XVIII - XIX в./ И. С. Розенталь. - М., 2007.С.23-65.
41. Семёнов-Тян-Шанский, П. П. История полувековой деятельности Императорского Русского Географического общества 1845—1895 / П. П. Семёнов-Тян-Шанский. - СПб. : Типография Безобразова и комп., 1896. - 632 с.
42. Степанский, А. Д. История общественных организаций в дореволюционной России / А. Д. Степанский. - М. : Наука, 1979. - 241 с.
43. Степанский, А. Д. Общественные организации в России на рубеже XIX-XX веков / А. Д. Степанский. - М. : Наука, 1982. - 176 с.
44. Сухорукова А. С. Общества обывателей и избирателей Петербурга (1906-1910) // Россия в XIX - XX вв. Сб. статей к 70-летию со дня рождения Р. Ш. Ганелина. СПб., 1998. С. 270 - 271.
45. Сушков А.Р. Императорские общества дореволюционной России// XVII Лебедевские чтения: материалы Всерос. Научн.-практ. конф. (г. Пенза, 27 апреля 2016 г.)/ под ред. А.В. Комплеева. - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2016. - С. 54-56.
46. Телешов Н. Записки писателя // Московский Парнас: кружки, салоны, журфиксы Серебряного века. 1890-1922. М., 2006. С. 23-24.
47. Телешов Н. Записки писателя // Московский Парнас: кружки, салоны, журфиксы Серебряного века. 1890-1922. М., 2006. С. 27-28.
48. Туманова А. С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний // Отечественная история. 2005. № 5. С. 33-47.
49. Туманова А.С. Самодержавие и общественные организации в России. 1905-1917 годы. Тамбов, 2002 - 121 с.
50. Размустова Т. О. Провинциальные академии наук // Русская провинция. Культура XVIII - XIX веков./ Т. О. Размустова. - М., 1992. С. 73 - 75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ