Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках обществознания (Московский педагогический государственный университет (Покровский филиал))

Работа №160418

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров (МБОУ СОШ № 1 г. Покров).
Выборка: 25 учащихся 8-А класса (возраст обучающихся - 13-14 лет).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование методики обучения финансовой грамотности на уроках обществознания 8
1.1. Общая характеристика финансовой грамотности 8
1.2. Содержание и формирование финансовой грамотности учащихся в курсе обществознания 12
1.3. Методические основы формирования финаносовой грамотности в процессе обучения 18
Глава 2. Экспериментальная работа в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров 28
2.1. Выявление первоначального уровня сформированности финансовой грамотности старших школьников в МБОУ СОШ № 1 28
2.2. Организация занятий по формированию финансовой грамотности. 33
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию финансовой грамотности у старших школьников.. 45
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение

В эпоху развитого высокотехнологичного и конкурентоспособного современного мира каждому человеку ежедневно приходится принимать финансовые решения, избегать задолженностей и финансовых проблем, стремиться к финансовой независимости. Следовательно, финансовая грамотность играет большую роль и вопрос о ее формировании является весьма актуальным.
В «Национальной программе по повышению финансовой грамотности населения РФ» отмечается, что в последнее время финансовая система значительно усложнилась, процесс глобализации ускорился, а также появился широкий спектр сложных финансовых продуктов и услуг, которые создают сложности для людей, которые не были готовы к их решению. В связи с этим, подготовка молодого поколения к разумному финансовому поведению становится актуальной образовательной задачей и ресурсом развития государства.
Экономисты проводят многочисленные исследования о влиянии уровня финансовой грамотности на экономику. Одной из целей стратегии повышения финансовой грамотности в России на 2024-2030 гг. является создание системы финансового образования в стране для воспитания финансово-грамотной личности, которая сможет рационально планировать собственный бюджет, формировать сбережения и «подушку безопасности», ориентироваться в финансовых услугах, отстаивать свои права и защищаться от мошенников. Таким образом, государство заинтересовано в формировании финансовой грамотности у населения.
Школьное образование является наилучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему предоставляется возможность получить финансовые навыки, поскольку в современном мире дети сталкиваются с деньгами значительно раньше, понимают их ценность и учатся зарабатывать. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
В последнее столетие проблеме формирования основ финансовой грамотности посвящено значительное количество исследований, среди которых труды ученых в области образования, экономики, финансов, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.Ф. Аменд, Л.П. Куракова, В.К. Розова, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова, М.А. Данилова, И.А. Фурсенко, З.И. Васильева, JI.A. Абалкин, К.Н. Улыбин, И.Я. Ягодкина и другие .
Финансовая грамотность формируется у обучающихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, география, но особая роль здесь принадлежит учебному предмету обществознание.
Анализируя педагогическую практику, мы можем выявить, что финансовая грамотность является компонентом функциональной грамотности как совокупности метапредметных умений, необходимых для решения жизненных задач, и содержательным элементом курса Обществознания и Экономики. Формирование функциональной грамотности предполагает единство уроков и внеурочных форм деятельности для развития гибких навыков при решении надпредметных («жизненных») задач. Финансовая грамотность как содержательная единица курса обществознания изучается в школе в 7, 8 и 11 классах в рамках изучения раздела «Экономика».
Основываясь на этом, мы выделили следующую проблему исследования: как организовать урочную деятельность старшеклассников для обеспечения эффективности формирования финансовой грамотности?
Таким образом, данное исследование позволит обобщить и проанализировать полученный исследовательский опыт для определения правильного направления формирования финансовой грамотности у школьников на уроках Обществознания.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность процесса формирования финансовой грамотности у старших школьников посредством урочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования финансовой грамотности у школьников.
Предмет - формирование финансовой грамотности старшеклассников посредством урочной деятельности на примере МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров. Основываясь на вышесказанном, сформулируем гипотезу исследования: Формирование финансовой грамотности у старших школьников на уроках Обществознания будет успешным, если:
- дано определение понятию «финансовая грамотность»;
- проанализированы педагогические условия формирования финансовой грамотности старших школьников;
- разработана и протестирована модель формирования финансовой грамотности старшеклассников с помощью учебного курса: Обществознания.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать исследования и опыт по теме для конкретизации понятия «финансовая грамотность» и определения педагогических условий ее формирования;
2. На основе теоретического анализа выявить особенности формирования финансовой грамотности старших школьников;
3. Провести экспериментальную работу по формированию финансовой грамотности старшеклассников в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров на уроках обществознания с учетом возрастных особенностей обучающихся и определить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
 отечественные исследования, посвященные отдельным вопросам формирования финансовой грамотности и финансовой уверенности (А.Ф. Аменд, Л.П. Кураков, В.К. Розов, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова)
 современные теории формирования финансовой грамотности как компонента функциональной (Н.С. Маринина, Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева и других.);
 труды, посвященные отдельным вопросам организации учебно-воспитательной работы (М.А. Даниловой, И.А. Фурсенко, З.И. Васильевой и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
 теоретические: анализ методической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
 эмпирические: наблюдение, диагностические задания, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
 методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
База нашего исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа № 1 города Покров. В исследовании принимали участие обучающиеся 8 «Б» класса в количестве 25 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: расширены теоретические представления о финансовой грамотности обучающихся средней общеобразовательной школы, адаптированы подходы и методы экономической теории к педагогическим исследованиям.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для повышения готовности педагогов к формированию финансовой грамотности обучающихся в 8-х классах средней общеобразовательной школы. Разработана и внедрена учебный курс «Основы финансовой грамотности», который направлен на эффективное формирование основ финансовой грамотности у обучающихся данной возрастной группы, и может быть использована педагогами, работающими в средней общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи работы, определяется практическая значимость работы.
В первой главе:
• Раскрывается понятие «финансовая грамотность»;
• Рассматривается понятие и истоки формирования финансовой грамотности;
• Выявляются особенности преподавания финансовой грамотности на уроках в современной системе образования;
• Изучение финансовой грамотности, применяющихся в средней общеобразовательной школе в процессе изучения обществознания.
Во второй главе осуществляется:
• Экспериментальная работа;
• Анализ современной системы занятий и комплекса задач, связанных с финансами;
• Подводятся итоги проделанной работы.
В заключении проводиться анализ проделанной работы, подводятся общие итоги, излагаются рекомендации.
Список литературы содержит 50 печатных и интернет-источников.
Общий объем работы (введение, три главы, заключение, список литературы и приложение) составляет 78 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены и изучены различные формы и методики формирования финансовой грамотности применяемые на уроках обществознания.
Целью исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство эффективности процесса формирования финансовой грамотности у старших школьников посредством урочной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, был определен объект и предмет исследования, а также выдвинута гипотеза и сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать исследования и опыт по теме для конкретизации понятия «финансовая грамотность» и определения педагогических условий ее формирования;
2. На основе теоретического анализа выявить особенности формирования финансовой грамотности старших школьников;
3. Провести экспериментальную работу по формированию финансовой грамотности старшеклассников в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров на уроках обществознания с учетом возрастных особенностей обучающихся и определить ее эффективность.
В первой главе: изучалось понятие финансовой грамотности; рассматривалось содержание и формирование финансовой грамотности.
Во второй главе: проводился анализ разработанного курса по формированию финансовой грамотности в процессе проведения занятий по обществознанию с учащимися 8 А класса; проводилась экспериментальная работа; рассматривались результаты финансовой грамотности школьников.
В начале эксперимента результат знаний учащихся показал 46, 68 %, после изучения курса 80, 46%. Таким образом мы увидели, что знания учащихся повысились на 33, 48%.
Полученные результаты исследования подтверждают положительное влияние курса «Основы финансовой грамотности». Включение курса в школьную программу предмета «Обществознания» даст хорошую базу знаний для будущих граждан нашей страны, которые смогут грамотно управлять своими финансами.
На основании проведенного исследования мы выявили практическую значимость полученных результатов. Результаты исследования показали, что знания финансовой грамотности способствуют долгосрочному планированию личного бюджета, рациональному распределению доходов и расходов, оцениванию финансовых рисков, выбору подходящих финансовых инструментов и услуг, развитию финансовой культуры, ответственного отношения к личным финансам и финансовой безопасности.
Подводя итог, можно отметить, что формирование финансовой грамотности школьников требует комплексного подхода, включающего как уроки обществознания, так и внеурочную деятельность. Разнообразие методов и приемов позволяет сделать процесс обучения интересным и полезным, подготавливая учащихся к финансовой самостоятельности в будущем.
В процессе проделанной работы все задачи решены, гипотеза подтверждена и цель исследования достигнута.



1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01 сентября 2022 г.) - М.: Просвещение.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // 1. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 11.09.2024).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 №
2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».
Литература:
5. Блок, М. Е. Развитие школьного экономического образования и
формирования финансовой грамотности обучающихся: учебно-методическое пособие / М. Е. Блок, Т. Н. Райских; КАУ ДПО «АИРО имени А. М. Топорова». - Барнаул, 2021. - 250 с.
6. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учебник и
практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 274 с.
7. Игротека по финансовой грамотности: методические материалы / М.
Е. Блок, Н. В. Колпакова; КАУ ДПО «АИРО имени А. М. Топорова». - Барнаул. - 2021. - 32 с.
8. Теория и методика обучения обществознанию в школе: учебное
пособие. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. - 124 с.
9. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая
грамотность: материалы для учащ. 10-11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2015. 400 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
10. Галанов В. А., Галанова А. В. Финансовая грамотность, финансовая
вера и финансовое мошенничество // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2020. №3 (111). С.157-165.
11. Давыдова, Н. Н. Потенциал уроков обществознания по
формированию финансовой грамотности (из опыта работы) / Н. Н. Давыдова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. № 22 (469). - С. 390-393.
12. Дмитриченкова С.В. Ключевые принципы концепции развития
непрерывного образования в контексте требований инновационной экономики // Проблемы современного педагогического образования. Ялта. 2018. №60. С. 100-102.
13. Кокорев А. С., Закарян М. С. Формирование финансовой грамотности
и экономической культуры населения // Образование и право. 2022. №4. С. 210.
14. Ковалёва Г. С., Е. Л. Рутковская. Финансовая грамотность: сборник
эталонных заданий / учебное пособие в 2 ч. - Вып. 2. - 2-е изд., стер. - М.; С.-Пб.: Просвещение. 2022. - 94 с. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 711 с.
15. Лазебникова А. Ю., Королькова Е. С., Рутковская Е. Л. ЕГЭ 2022
Обществознание. Тематический тренажер. М.: Экзамен, 2022. 302 с.
16. Макарова Е. А., Холина О. А. Роль социализации и отношения к
деньгам в формировании финансовой грамотности детей и подростков // Социально-гуманитарные знания. 2022. №3.
17. Медведь И. В Формула финансовой грамотности – финансовое
обучение и финансовое воспитание: соотношение понятий / И. В. Медведь // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Сборник научных статей. Выпуск VI / Под редакцией А. А. Сорокина. М.: Книгодел, 2019. С. 396-405.
18. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности».
- В трех томах. Т. 2. Для 5–9-х классов / составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. - Москва, 2019. - 54 с.
19. Маринина Н. С. Финансовая грамотность как компонент
функциональной грамотности // Вестник науки. 2021. №5-1 (38). С. 41-43.
20. Методические рекомендации по внедрению курса «Основы
финансовой грамотности» в образовательную деятельность общеобразовательных организаций Курской области / авт-сост. Л.В. Некрасова, ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». - Курск, ИП Андрушко Е.Н., 2018. - 60 с.
21. Осташевский С. М., Петрова В. С. Финансовая грамотность и пути ее
повышения как актуальная проблема профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. №3 (31). С. 88.
22. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной
школы: методическое пособие для педагогов / под общей редакцией Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной, О. А. Смагиной, Е. А. Зайцевой. Самара: СИПКРО, 2019. С. 3.
23. Рогатенюк Э. В., Находкина Г. Г. Методические рекомендации по
интеграции финансовой грамотности в систему общего образования - Симферополь: ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2022. - 46 с.
24. Райских, Т. Н. Подготовка и проведение школьного кейс-чемпионата
по функциональной грамотности: методические рекомендации / Т. Н. Райских. - Барнаул: ОАО «Алт. дом печати», 2022. - 79 с.
25. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент
функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). С. 98-111.
26. Сенченков Н. П., Цыганкова А. Н. К вопросу о трактовке понятия
"финансовая грамотность" // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. №3 (102). С. 211-218.
27. Сундеева, Л. А., Щеняева, Е. Ю. Кейс-метод как средств
формирования финансовой грамотности школьников / Л. А. Сундеева, Е. Ю. Щеняева // Высшая школа: научные исследования: материалы Межвузовского международного конгресса (г. Москва, 22 декабря 2022 г.). М.: Издательство Инфинити, 2022. - С. 42-45.
28. Сергеева, Т. Ф. Математика на каждый день. 6-8 классы: учебное
пособие для общеобразовательных организаций / Т. Ф. Сергеева. - М.: Просвещение, 2020. - 112 с.
29. Стеценко Ю. А. Внеклассное занятие «В мире экономики» / Ю. А.
Стеценко, А. А. Весёлая // Методист 2022. - № 3. - С. 53-54.
30. Орлова, И. А. Методика обучения экономике: учеб. - метод. Пособие
/И. А. Орлова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. - 183 с.
31. Уколова О. С. Интерактивные формы занятий по финансовой
грамотности: методический гид для учителя / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра общественно-научных дисциплин; - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. - 25 с.
32. Чумаченко В.В., Горяев А.П. «Основы финансовой грамотности», М.
«Просвещение». 2018. - 271 с.
33. Шаврина О. В. Функциональная грамотность как цель и результат
основного общего образования // Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции, 5-16 апреля 2021 г. Выпуск X / сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина. Тольятти: НаукоПолис, 2021.
Интернет-ресурсы
34. Архангельская, О. В. Формирование экономической грамотности как
средства начальной профессиональной подготовки учащихся / О. В. Архангельская. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-ekonomicheskoigramotnosti-kak-sredstva-nachalnoi-professionalnoi podgotovki-uc (дата обращения 05.12.2024).
35. Ковальчук А. В., Сайбель Н. Ю. Оценка уровня финансовой
грамотности населения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 1 C. 169-176. URL: https://e-koncept.ru (дата обращения: 25.11.2024).
36. Петрова С. Ф., Борисова С. С., Васильева Н. П. Современные подходы
финансового образования учащихся общеобразовательных школ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-finansovogo (дата обращения: 29.11.2024).
37. Рабаданова З. М. Деловая игра «Личные финансы». URL:
https://doligra.ru/myfin (дата обращения 30.11.24)
38. Макарова Е. А., Холина О. А. Роль социализации и отношения к
деньгам в формировании финансовой грамотности детей и подростков // Социально гуманитарные знания. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol sotsializatsii-i-otnosheniya-k-dengam-vformirovanii-finansovoy-gramotnosti-detey-i-podrostkov (дата обращения: 04.12.2024).
39. Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников. Банк
России / URL: https://dni-fg.ru/?ysclid=lvf1vtbwhd798852396 (дата обращения: 26.11.24).
40. Сайт Федерального методического центра по финансовой
Грамотности. URL: https://fmc.hse.ru/https://dni-fg.ru (дата обращения: 26.11.24).
41. Сайт МБОУ СОШ №1 г. Покров / URL:
https://t939507.sch.obrazovanie33.ru/sveden/common/ (дата обращения: 28.11.24).
42. Сайт Министерства финансов РФ / URL: www.minfin.ru (дата
обращения: 25.11.2024).
43. Сайт Центрального банка Российской Федерации / URL: -
https://cbr.ru/ (дата обращения: 05.12.2024).
44. Финансовая грамотность. Отчет по результатам международного
исследования PISA-2018 / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Москва, 2020. URL: https://fioco.ru/pisa-2018-results-fin (дата обращения: 01.12.24).
45. Официальный сайт ЦЭФИР - Центра экономических и финансовых
исследований / URL: www.cefir.ru. (дата обращения: 25.11.2024).
46. Министерство экономического развития Российской Федерации /
URL: www.economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 05.12.2024).
47. Всемирная торговая организация / URL: www.wto.ru (дата
обращения: 29.11.2024).
48. Всемирный банк / URL: www.worldbank.org/eca/russian (дата
обращения: 03.12.2024).
49. Международный валютный фонд / URL: www.imf.org (дата
обращения: 25.11.2024).
50. Концепция Национальной программы повышения уровня
финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: https://smotriuchis.ru/buhgalteriya#_Toc2313584511 (дата обращения: 15.01.2024).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ