Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках обществознания (Московский педагогический государственный университет (Покровский филиал))
|
Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров (МБОУ СОШ № 1 г. Покров).
Выборка: 25 учащихся 8-А класса (возраст обучающихся - 13-14 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование методики обучения финансовой грамотности на уроках обществознания 8
1.1. Общая характеристика финансовой грамотности 8
1.2. Содержание и формирование финансовой грамотности учащихся в курсе обществознания 12
1.3. Методические основы формирования финаносовой грамотности в процессе обучения 18
Глава 2. Экспериментальная работа в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров 28
2.1. Выявление первоначального уровня сформированности финансовой грамотности старших школьников в МБОУ СОШ № 1 28
2.2. Организация занятий по формированию финансовой грамотности. 33
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию финансовой грамотности у старших школьников.. 45
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров (МБОУ СОШ № 1 г. Покров).
Выборка: 25 учащихся 8-А класса (возраст обучающихся - 13-14 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование методики обучения финансовой грамотности на уроках обществознания 8
1.1. Общая характеристика финансовой грамотности 8
1.2. Содержание и формирование финансовой грамотности учащихся в курсе обществознания 12
1.3. Методические основы формирования финаносовой грамотности в процессе обучения 18
Глава 2. Экспериментальная работа в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров 28
2.1. Выявление первоначального уровня сформированности финансовой грамотности старших школьников в МБОУ СОШ № 1 28
2.2. Организация занятий по формированию финансовой грамотности. 33
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию финансовой грамотности у старших школьников.. 45
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение
В эпоху развитого высокотехнологичного и конкурентоспособного современного мира каждому человеку ежедневно приходится принимать финансовые решения, избегать задолженностей и финансовых проблем, стремиться к финансовой независимости. Следовательно, финансовая грамотность играет большую роль и вопрос о ее формировании является весьма актуальным.
В «Национальной программе по повышению финансовой грамотности населения РФ» отмечается, что в последнее время финансовая система значительно усложнилась, процесс глобализации ускорился, а также появился широкий спектр сложных финансовых продуктов и услуг, которые создают сложности для людей, которые не были готовы к их решению. В связи с этим, подготовка молодого поколения к разумному финансовому поведению становится актуальной образовательной задачей и ресурсом развития государства.
Экономисты проводят многочисленные исследования о влиянии уровня финансовой грамотности на экономику. Одной из целей стратегии повышения финансовой грамотности в России на 2024-2030 гг. является создание системы финансового образования в стране для воспитания финансово-грамотной личности, которая сможет рационально планировать собственный бюджет, формировать сбережения и «подушку безопасности», ориентироваться в финансовых услугах, отстаивать свои права и защищаться от мошенников. Таким образом, государство заинтересовано в формировании финансовой грамотности у населения.
Школьное образование является наилучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему предоставляется возможность получить финансовые навыки, поскольку в современном мире дети сталкиваются с деньгами значительно раньше, понимают их ценность и учатся зарабатывать. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
В последнее столетие проблеме формирования основ финансовой грамотности посвящено значительное количество исследований, среди которых труды ученых в области образования, экономики, финансов, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.Ф. Аменд, Л.П. Куракова, В.К. Розова, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова, М.А. Данилова, И.А. Фурсенко, З.И. Васильева, JI.A. Абалкин, К.Н. Улыбин, И.Я. Ягодкина и другие .
Финансовая грамотность формируется у обучающихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, география, но особая роль здесь принадлежит учебному предмету обществознание.
Анализируя педагогическую практику, мы можем выявить, что финансовая грамотность является компонентом функциональной грамотности как совокупности метапредметных умений, необходимых для решения жизненных задач, и содержательным элементом курса Обществознания и Экономики. Формирование функциональной грамотности предполагает единство уроков и внеурочных форм деятельности для развития гибких навыков при решении надпредметных («жизненных») задач. Финансовая грамотность как содержательная единица курса обществознания изучается в школе в 7, 8 и 11 классах в рамках изучения раздела «Экономика».
Основываясь на этом, мы выделили следующую проблему исследования: как организовать урочную деятельность старшеклассников для обеспечения эффективности формирования финансовой грамотности?
Таким образом, данное исследование позволит обобщить и проанализировать полученный исследовательский опыт для определения правильного направления формирования финансовой грамотности у школьников на уроках Обществознания.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность процесса формирования финансовой грамотности у старших школьников посредством урочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования финансовой грамотности у школьников.
Предмет - формирование финансовой грамотности старшеклассников посредством урочной деятельности на примере МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров. Основываясь на вышесказанном, сформулируем гипотезу исследования: Формирование финансовой грамотности у старших школьников на уроках Обществознания будет успешным, если:
- дано определение понятию «финансовая грамотность»;
- проанализированы педагогические условия формирования финансовой грамотности старших школьников;
- разработана и протестирована модель формирования финансовой грамотности старшеклассников с помощью учебного курса: Обществознания.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать исследования и опыт по теме для конкретизации понятия «финансовая грамотность» и определения педагогических условий ее формирования;
2. На основе теоретического анализа выявить особенности формирования финансовой грамотности старших школьников;
3. Провести экспериментальную работу по формированию финансовой грамотности старшеклассников в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров на уроках обществознания с учетом возрастных особенностей обучающихся и определить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
отечественные исследования, посвященные отдельным вопросам формирования финансовой грамотности и финансовой уверенности (А.Ф. Аменд, Л.П. Кураков, В.К. Розов, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова)
современные теории формирования финансовой грамотности как компонента функциональной (Н.С. Маринина, Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева и других.);
труды, посвященные отдельным вопросам организации учебно-воспитательной работы (М.А. Даниловой, И.А. Фурсенко, З.И. Васильевой и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
теоретические: анализ методической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
эмпирические: наблюдение, диагностические задания, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
База нашего исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа № 1 города Покров. В исследовании принимали участие обучающиеся 8 «Б» класса в количестве 25 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: расширены теоретические представления о финансовой грамотности обучающихся средней общеобразовательной школы, адаптированы подходы и методы экономической теории к педагогическим исследованиям.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для повышения готовности педагогов к формированию финансовой грамотности обучающихся в 8-х классах средней общеобразовательной школы. Разработана и внедрена учебный курс «Основы финансовой грамотности», который направлен на эффективное формирование основ финансовой грамотности у обучающихся данной возрастной группы, и может быть использована педагогами, работающими в средней общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи работы, определяется практическая значимость работы.
В первой главе:
• Раскрывается понятие «финансовая грамотность»;
• Рассматривается понятие и истоки формирования финансовой грамотности;
• Выявляются особенности преподавания финансовой грамотности на уроках в современной системе образования;
• Изучение финансовой грамотности, применяющихся в средней общеобразовательной школе в процессе изучения обществознания.
Во второй главе осуществляется:
• Экспериментальная работа;
• Анализ современной системы занятий и комплекса задач, связанных с финансами;
• Подводятся итоги проделанной работы.
В заключении проводиться анализ проделанной работы, подводятся общие итоги, излагаются рекомендации.
Список литературы содержит 50 печатных и интернет-источников.
Общий объем работы (введение, три главы, заключение, список литературы и приложение) составляет 78 страниц.
В «Национальной программе по повышению финансовой грамотности населения РФ» отмечается, что в последнее время финансовая система значительно усложнилась, процесс глобализации ускорился, а также появился широкий спектр сложных финансовых продуктов и услуг, которые создают сложности для людей, которые не были готовы к их решению. В связи с этим, подготовка молодого поколения к разумному финансовому поведению становится актуальной образовательной задачей и ресурсом развития государства.
Экономисты проводят многочисленные исследования о влиянии уровня финансовой грамотности на экономику. Одной из целей стратегии повышения финансовой грамотности в России на 2024-2030 гг. является создание системы финансового образования в стране для воспитания финансово-грамотной личности, которая сможет рационально планировать собственный бюджет, формировать сбережения и «подушку безопасности», ориентироваться в финансовых услугах, отстаивать свои права и защищаться от мошенников. Таким образом, государство заинтересовано в формировании финансовой грамотности у населения.
Школьное образование является наилучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему предоставляется возможность получить финансовые навыки, поскольку в современном мире дети сталкиваются с деньгами значительно раньше, понимают их ценность и учатся зарабатывать. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
В последнее столетие проблеме формирования основ финансовой грамотности посвящено значительное количество исследований, среди которых труды ученых в области образования, экономики, финансов, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.Ф. Аменд, Л.П. Куракова, В.К. Розова, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова, М.А. Данилова, И.А. Фурсенко, З.И. Васильева, JI.A. Абалкин, К.Н. Улыбин, И.Я. Ягодкина и другие .
Финансовая грамотность формируется у обучающихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, география, но особая роль здесь принадлежит учебному предмету обществознание.
Анализируя педагогическую практику, мы можем выявить, что финансовая грамотность является компонентом функциональной грамотности как совокупности метапредметных умений, необходимых для решения жизненных задач, и содержательным элементом курса Обществознания и Экономики. Формирование функциональной грамотности предполагает единство уроков и внеурочных форм деятельности для развития гибких навыков при решении надпредметных («жизненных») задач. Финансовая грамотность как содержательная единица курса обществознания изучается в школе в 7, 8 и 11 классах в рамках изучения раздела «Экономика».
Основываясь на этом, мы выделили следующую проблему исследования: как организовать урочную деятельность старшеклассников для обеспечения эффективности формирования финансовой грамотности?
Таким образом, данное исследование позволит обобщить и проанализировать полученный исследовательский опыт для определения правильного направления формирования финансовой грамотности у школьников на уроках Обществознания.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность процесса формирования финансовой грамотности у старших школьников посредством урочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования финансовой грамотности у школьников.
Предмет - формирование финансовой грамотности старшеклассников посредством урочной деятельности на примере МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров. Основываясь на вышесказанном, сформулируем гипотезу исследования: Формирование финансовой грамотности у старших школьников на уроках Обществознания будет успешным, если:
- дано определение понятию «финансовая грамотность»;
- проанализированы педагогические условия формирования финансовой грамотности старших школьников;
- разработана и протестирована модель формирования финансовой грамотности старшеклассников с помощью учебного курса: Обществознания.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать исследования и опыт по теме для конкретизации понятия «финансовая грамотность» и определения педагогических условий ее формирования;
2. На основе теоретического анализа выявить особенности формирования финансовой грамотности старших школьников;
3. Провести экспериментальную работу по формированию финансовой грамотности старшеклассников в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров на уроках обществознания с учетом возрастных особенностей обучающихся и определить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
отечественные исследования, посвященные отдельным вопросам формирования финансовой грамотности и финансовой уверенности (А.Ф. Аменд, Л.П. Кураков, В.К. Розов, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова)
современные теории формирования финансовой грамотности как компонента функциональной (Н.С. Маринина, Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева и других.);
труды, посвященные отдельным вопросам организации учебно-воспитательной работы (М.А. Даниловой, И.А. Фурсенко, З.И. Васильевой и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
теоретические: анализ методической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
эмпирические: наблюдение, диагностические задания, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
База нашего исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа № 1 города Покров. В исследовании принимали участие обучающиеся 8 «Б» класса в количестве 25 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: расширены теоретические представления о финансовой грамотности обучающихся средней общеобразовательной школы, адаптированы подходы и методы экономической теории к педагогическим исследованиям.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для повышения готовности педагогов к формированию финансовой грамотности обучающихся в 8-х классах средней общеобразовательной школы. Разработана и внедрена учебный курс «Основы финансовой грамотности», который направлен на эффективное формирование основ финансовой грамотности у обучающихся данной возрастной группы, и может быть использована педагогами, работающими в средней общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи работы, определяется практическая значимость работы.
В первой главе:
• Раскрывается понятие «финансовая грамотность»;
• Рассматривается понятие и истоки формирования финансовой грамотности;
• Выявляются особенности преподавания финансовой грамотности на уроках в современной системе образования;
• Изучение финансовой грамотности, применяющихся в средней общеобразовательной школе в процессе изучения обществознания.
Во второй главе осуществляется:
• Экспериментальная работа;
• Анализ современной системы занятий и комплекса задач, связанных с финансами;
• Подводятся итоги проделанной работы.
В заключении проводиться анализ проделанной работы, подводятся общие итоги, излагаются рекомендации.
Список литературы содержит 50 печатных и интернет-источников.
Общий объем работы (введение, три главы, заключение, список литературы и приложение) составляет 78 страниц.
В данной работе были рассмотрены и изучены различные формы и методики формирования финансовой грамотности применяемые на уроках обществознания.
Целью исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство эффективности процесса формирования финансовой грамотности у старших школьников посредством урочной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, был определен объект и предмет исследования, а также выдвинута гипотеза и сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать исследования и опыт по теме для конкретизации понятия «финансовая грамотность» и определения педагогических условий ее формирования;
2. На основе теоретического анализа выявить особенности формирования финансовой грамотности старших школьников;
3. Провести экспериментальную работу по формированию финансовой грамотности старшеклассников в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров на уроках обществознания с учетом возрастных особенностей обучающихся и определить ее эффективность.
В первой главе: изучалось понятие финансовой грамотности; рассматривалось содержание и формирование финансовой грамотности.
Во второй главе: проводился анализ разработанного курса по формированию финансовой грамотности в процессе проведения занятий по обществознанию с учащимися 8 А класса; проводилась экспериментальная работа; рассматривались результаты финансовой грамотности школьников.
В начале эксперимента результат знаний учащихся показал 46, 68 %, после изучения курса 80, 46%. Таким образом мы увидели, что знания учащихся повысились на 33, 48%.
Полученные результаты исследования подтверждают положительное влияние курса «Основы финансовой грамотности». Включение курса в школьную программу предмета «Обществознания» даст хорошую базу знаний для будущих граждан нашей страны, которые смогут грамотно управлять своими финансами.
На основании проведенного исследования мы выявили практическую значимость полученных результатов. Результаты исследования показали, что знания финансовой грамотности способствуют долгосрочному планированию личного бюджета, рациональному распределению доходов и расходов, оцениванию финансовых рисков, выбору подходящих финансовых инструментов и услуг, развитию финансовой культуры, ответственного отношения к личным финансам и финансовой безопасности.
Подводя итог, можно отметить, что формирование финансовой грамотности школьников требует комплексного подхода, включающего как уроки обществознания, так и внеурочную деятельность. Разнообразие методов и приемов позволяет сделать процесс обучения интересным и полезным, подготавливая учащихся к финансовой самостоятельности в будущем.
В процессе проделанной работы все задачи решены, гипотеза подтверждена и цель исследования достигнута.
Целью исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство эффективности процесса формирования финансовой грамотности у старших школьников посредством урочной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, был определен объект и предмет исследования, а также выдвинута гипотеза и сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать исследования и опыт по теме для конкретизации понятия «финансовая грамотность» и определения педагогических условий ее формирования;
2. На основе теоретического анализа выявить особенности формирования финансовой грамотности старших школьников;
3. Провести экспериментальную работу по формированию финансовой грамотности старшеклассников в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров на уроках обществознания с учетом возрастных особенностей обучающихся и определить ее эффективность.
В первой главе: изучалось понятие финансовой грамотности; рассматривалось содержание и формирование финансовой грамотности.
Во второй главе: проводился анализ разработанного курса по формированию финансовой грамотности в процессе проведения занятий по обществознанию с учащимися 8 А класса; проводилась экспериментальная работа; рассматривались результаты финансовой грамотности школьников.
В начале эксперимента результат знаний учащихся показал 46, 68 %, после изучения курса 80, 46%. Таким образом мы увидели, что знания учащихся повысились на 33, 48%.
Полученные результаты исследования подтверждают положительное влияние курса «Основы финансовой грамотности». Включение курса в школьную программу предмета «Обществознания» даст хорошую базу знаний для будущих граждан нашей страны, которые смогут грамотно управлять своими финансами.
На основании проведенного исследования мы выявили практическую значимость полученных результатов. Результаты исследования показали, что знания финансовой грамотности способствуют долгосрочному планированию личного бюджета, рациональному распределению доходов и расходов, оцениванию финансовых рисков, выбору подходящих финансовых инструментов и услуг, развитию финансовой культуры, ответственного отношения к личным финансам и финансовой безопасности.
Подводя итог, можно отметить, что формирование финансовой грамотности школьников требует комплексного подхода, включающего как уроки обществознания, так и внеурочную деятельность. Разнообразие методов и приемов позволяет сделать процесс обучения интересным и полезным, подготавливая учащихся к финансовой самостоятельности в будущем.
В процессе проделанной работы все задачи решены, гипотеза подтверждена и цель исследования достигнута.



