Психологическая помощь взрослым лицам в период средней взрослости по вопросам самореализации (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: ООО «СПб-Гипрошахт».
Выборка: 23 сотрудника организации в возрасте от 30 до 40 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Проблемы самореализации личности в период средней взрослости и специфика психологической помощи 5
1.1 Теоретический анализ феномена самореализации личности 5
1.2 Психологические особенности периода средней взрослости 10
1.3 Специфика психологической помощи лицам в период средней взрослости по проблеме самореализации 14
Глава 2 Эмпирическое исследование самореализации лиц в период средней взрослости 19
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 19
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 22
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложения 43
В данной научно-практической работе рассматриваются проблемы самореализации личности в период средней взрослости и специфика психологической помощи. Самореализация одно из основополагающих понятий психологии развития личности. Как отмечает А.А. Печеркина, проблема самореализации заключается в понимании истинных ценностей, жизненных смыслов и развитии человеком ресурсов, способствующих оптимальному решению задач его личностного становления [16]. В период средней взрослости вопросы самореализации актуализируются в следствие проживания кризисов развития личности, что вызывает интерес к проблеме самореализации в данный период.
Актуальность проблемы «самореализации» в период средней взрослости обусловлена в тенденции к развитию личности. А.А. Жигулин отмечает, что современное общество нуждается в осознанной личности, умеющей и стремящейся максимально воплотить в жизни и деятельности все свои реальные и потенциальные возможности [6]. Человек 21 века не обременен выживанием, имеется больше возможностей для выбора собственного жизненного пути и способов достижения целей. Принятие решений исходя из подлинных ценностей становится необходимым в социуме. Лица среднего возраста участвуют в воспроизводстве материальных и духовных ценностей. От эффективности их деятельности зависит уровень экономического и социального развития.
Кроме того, для современного человека актуальным представляется вопрос счастья и удовлетворенности собой и своей жизнью. Самореализация здесь выступает как компонент истинно счастливой личности и по мнению А.А. Печеркиной наличие успешной самореализации на протяжении жизненного пути является необходимым условием психологической удовлетворенности человека [16]. А. Маслоу сказал: «если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, предупреждаю, вы будете глубоко несчастны всю жизнь» [4, с. 430].
В психологии первые попытки объяснить феномен самореализации можно найти еще в трудах Аристотеля, а у современных психологов интерес к самопроцессам личности, таких как самореализация, самоактуализация, самоопределение, самооценка и др., только возрастает, что доказывает рост количества исследований и научных трудов в данной тематике. Встречаются исследования как непосредственно самореализации, так и взаимосвязь самореализации с различными аспектами: идентичность, самоактуализация, саморазвитие, креативность и др. А также особенности компонентов самореализации в различные возрастные периоды и гендерная сторона самореализации.
Выбор темы обусловлен интересом рассмотрения факторов и возможностей личности среднего возраста для самореализации, роль личностных особенностей, влияющих на успешность самореализации.
Целью работы является изучение проблем самореализации личности в период средней взрослости.
Задачи научно-практической работы:
1. Охарактеризовать проблемы самореализации личности в период средней взрослости и специфику психологической помощи;
2. Определить уровень и характеристики самореализации лиц в период средней взрослости;
3. Выявить взаимосвязи самореализации личности с самоэффективностью, смысложизненными ориентациями и психологическим благополучием;
4. Провести сравнительный анализ выраженности самоэффективности, смысложизненных ориентаций и психологического благополучия у лиц в период средней взрослости с различными уровнями самореализации.
Объект изучения в рамках научно-практической работы – лица периода средней взрослости с проблемами самореализации.
Предмет изучения в рамках научно-практической работы – самореализация лиц периода средней взрослости.
Структура работы включает в себя введение, две главы, состоящие из трех параграфов первая и двух параграфов вторая, заключение, библиографический список, четыре приложения.
В данной работе реализована цель – изучение проблем самореализации личности в период средней взрослости. Значимость исследования феномена самореализации личности определяется ведущей ролью самореализации в жизни человека. Многочисленные исследования различных аспектов феномена самореализации подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы.
В представленной работе охарактеризованы проблемы самореализации личности в период средней взрослости и специфика психологической помощи, выполнено эмпирическое исследование, в рамках которого определены уровень и характеристики самореализации лиц в период средней взрослости, выявлены взаимосвязи самореализации личности с самоэффективностью, смысложизненными ориентациями и психологическим благополучием, проведен сравнительный анализ выраженности самоэффективности, смысложизненных ориентаций и психологического благополучия у лиц в период средней взрослости с различными уровнями самореализации.
Рассмотрение основных направлений, достижений и проблемных областей в области психологического изучения самореализации личности как психологического феномена показало, что существуют разночтения в рассмотрении самореализации личности в различных научных школах. Самореализацию рассматривают как цель, состояние, результат, итог и средство. Существуют и теоретические разночтения в концептуальных вопросах, касаемых природы самореализации личности и механизмов ее осуществления, условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность. Самореализация в период средней взрослости становится имманентной потребностью личности в следствие наличия в данный период двух нормативных кризисов развития личности и решения задач личной и профессиональной жизнедеятельности
Специфика психологической помощи в период средней взрослости по вопросам самореализации направлена на личностное развитие клиента. Что достигается методами гуманистически-экзистенциального подхода и в рамках ресурсного подхода в различных направлениях.
По результатам диагностики у лиц периода средней взрослости в данной выборке выявлен адаптивный уровень общей самореализации личности. Для лиц данного уровня характерна умеренность во всем, личностное, профессиональное и социальное совершенство не ставиться целью и смыслом всей жизни, при этом есть стремление быть не хуже других и в чем-то многих превосходить.
По результатам корреляционного анализа определено, что существует взаимосвязь между уровнем самореализации лиц периода средней взрослости и уровнем смысложизненных ориентаций и психологического благополучия.
Проверка значимости уровневых различий показала, что лица периода средней взрослости с высоким уровнем самореализации обладают более выраженными смысложизненными ориентациями и психологическим благополучием по сравнению с лицами с низким уровнем самореализации.
Соответственно, по результатам проведенного эмпирического исследования, выдвинутые гипотезы подтверждены частично. Подтверждена взаимосвязь между уровнем самореализации лиц периода средней взрослости и уровнем смысложизненных ориентаций и психологического благополучия и подтверждено, что лица периода средней взрослости с высоким уровнем самореализации обладают более выраженными смысложизненными ориентациями и психологическим благополучием по сравнению с лицами с низким уровнем самореализации. Не подтверждена взаимосвязь между уровнем самореализации лиц периода средней взрослости и уровнем самоэффективности, а также, что лица периода средней взрослости с высоким уровнем самореализации обладают более выраженной самоэффективностью по сравнению с лицами с низким уровнем самореализации.
Таким образом поставленные задачи в данной научно-практической работе выполнены в полном объеме, а также достигнута поставленная цель.
1. Вадурина Е.Н. Развитие личности в период взрослости // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – №9. – С. 229-231.
2. Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития: Учебное пособие / Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов. – М.: Изд-во СГУ. – 2013. – 204 с. – ISBN 978-5-8323-0927-9.
3. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Самооценка эффективности самоосуществления как фактор психологического благополучия личности // Вестник КемГУ. – 2018. – №3 (75). – С. 85-92.
4. Давлетбаева А.Н. Тьюторское сопровождение самореализации людей зрелого возраста // Журнал «Трибуна ученого». – 2021. – №5. – С. 429-433.
5. Динов Е.Н. Исследование психологических факторов самореализации в системе общественных взаимоотношений // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №4. – С. 1-7.
6. Жигулин А.А. Взаимосвязь креативности и самореализации личности в научно-исследовательской деятельности // Территория науки. – 2018. – №5. – С. 14-17.
7. Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. – 2014. – 114 с. – ISBN 978‑5‑7904‑1857-0.
8. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский под ред. Г.В. Залевского. – Томск: Издательство Томского университета. – 1999. – 154 с.
9. Корнилова А.В. Особенности определения самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии / под ред. К.С. Лисецкого, В.В. Шпунтовой // Психологические исследования: сборник научных трудов. Выпуск 11. – Самара: Издательство «Самарский университет». – 2015. – С. 142-148.
10. Кулагина И.В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 3. – С. 1-7.
11. Кулишевская И.В. Психологические особенности самореализации личности // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности. Материалы XIII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. – 2019. – С. 102-107.
12. Лаврищева А.В. Роль нормативных кризисов в динамике ценностно-смысловой сферы на этапе средней взрослости // Психолог. – 2021. – № 5. – С. 1-17.
13. Насурова З.А. Теоретические подходы к проблеме самореализации личности // Вестник медицинского института. – 2021. – №1. – С. 99-104.
14. Овчинникова А.Г. Формирование самосознания личности в аспекте ее самореализации // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. – 2021. – №1. – С. 333-335.
15. Опекина Т.П. Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэффективности / Т.П. Опекина, Н.С. Шипова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – №2. – С. 7-15.
16. Печеркина А.А. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов / А.А. Печеркина, К.Д. Катькало // Педагогическое образование в России. – 2021. – №1. – С. 88-95.
17. Психологическое консультирование: практическое пособие для вузов / Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М.; под ред. Кораблиной Е.П. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт. – 2023. – 222 с. – ISBN 978-5-534-07244-0.
18. Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире // Символ науки. – 2020. – №2. – С. 66-70.
19. Селезнева Е.В. Акмеологический смысл жизни как фактор эффективности самореализации // Эмпирические исследования – 2010. – С. 80-83.
20. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности: монография / Ю. В. Обухова, Е. В. Зинченко, Е. В. Белова, И. В. Афанасенко. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. – 2016. – 305 с. – ISBN 978-5-9275-2234-7.
21. Хайрова З.Р. Современные исследования самореализации личности в контексте системной парадигмы // Akademická psychologie. – 2019. – №4. – С. 25-28.