Особенности принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства (Уральский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МАОУ «Лицея» города Лесного (Свердловская область).
Выборка: 80 матерей в возрасте 22–45 лет, со стажем материнства 1–9 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 6
1.1. Понятие «родительская позиция» в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Психологические особенности принятия родительской позиции матерями 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 25
2.1. Организация исследования принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 25
2.2. Результаты исследования принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 30
2.3 Анализ особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 39
Выводы по главе 2 44
Список литературы 49
Приложение 56
База исследование: МАОУ «Лицея» города Лесного (Свердловская область).
Выборка: 80 матерей в возрасте 22–45 лет, со стажем материнства 1–9 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 6
1.1. Понятие «родительская позиция» в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Психологические особенности принятия родительской позиции матерями 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 25
2.1. Организация исследования принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 25
2.2. Результаты исследования принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 30
2.3 Анализ особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 39
Выводы по главе 2 44
Список литературы 49
Приложение 56
Актуальность проблемы и темы исследования. Современное общество претерпевает значительные изменения в традиционных представлениях о семье и воспитании детей. В России 2024 год, обьявлен годом «Семьи», уделено особое внимание развитию семейных ценностей, укреплению института семьи и усилению мер поддержки семьи. Актуализируется роль воспитательного потенциала семьи и роль матери.
Согласно информации, размещенной в единой межведомственной информационно–статистической системы (ЕМИСС) по состоянию на период с 1 января 2023 года среди матерей вне зависимости от возраста и материнского стажа (репродуктивный возраст в России 15–45 лет) наибольший процент рождаемости приходится на возраст 20–35 года, но большинство молодых женщин не готовы к материнству, в связи с чем, можно предположить, что тем самым искажается структура родительской позиции матерей. Молодые женщины при рождении ребёнка чаще всего думают о собственном психологическом благополучии, финансовом доходе и образовании [7; 28]. Огромные усилия прилагаются для создания специальных условий, способных гармонизовать родительскую позицию матерей, выявить индивидуальные и групповые особенности.
Обсуждаемая проблематика представляет интерес для психологии, педагогики и медицины: родительская позиция трактуется как форма отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери; это особая система потребностей, связанных с материнством как общественно значимой деятельностью. Родительская позиция матерей способна оказывать влияние на общее развитие всех физических и психических процессов ребёнка.
Проблема исследования: каковы особенности принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать особенности принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Объект исследования: родительская позиция матери.
Предмет исследования: принятие родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Гипотеза исследования: существуют особенности принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «родительская позиция» в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Описать психологические особенности принятия родительской позиции матерями.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
4. Выявить психологические отличия принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства.
Теоретико–методологической основой нашего исследования являются работы таких исследователей как Т. В. Архиреева, Т. В. Брагина, Т. В. Снегирева, Е. Л. Пороцкая, А. С. Спиваковская, А. А. Чекалина, О. В. Шапатина (описание понятия «Родительская позиция»), Г. Г. Филиппова, Ю. Е. Скоромная, Т. А. Гурьянова, В. В. Ивакина, Е. И. Захарова, К. Н. Поливановаь (материнства и родительской позиции матери).
Методы исследования:
– теоретические (анализ научной психологической литературы, направленный на осмысление существа изучаемых явлений; синтез, обобщение, сравнение, систематизация полученных данных);
– психодиагностические и психолого–педагогические методики:
1. Методика ОДРЭ (опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой);
2. Методика PARI (измерение родительских установок и реакций), Е. С. Шефера, Р. К. Белла, адаптация Т. В. Нещерет;
3. Тест–опросник родительского отношения, А. Я. Варги, В. В. Столина;
4. Опросник «Взаимоотношения родителя с ребёнком» И. М. Марковской;
– методы математико–статистической обработки данных (описательная статистика, частотный анализ, корреляционный анализ).
База исследования: Муниципальное автаномное образовательное образовательное учреждение «Лицей» (МАОУ «Лицей»). В исследовании принимали участие 80 матерей, со стажем материнства 1–9 лет.
Структура и объём: работа включает в себя введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), выводы, заключение и список литературы.
Согласно информации, размещенной в единой межведомственной информационно–статистической системы (ЕМИСС) по состоянию на период с 1 января 2023 года среди матерей вне зависимости от возраста и материнского стажа (репродуктивный возраст в России 15–45 лет) наибольший процент рождаемости приходится на возраст 20–35 года, но большинство молодых женщин не готовы к материнству, в связи с чем, можно предположить, что тем самым искажается структура родительской позиции матерей. Молодые женщины при рождении ребёнка чаще всего думают о собственном психологическом благополучии, финансовом доходе и образовании [7; 28]. Огромные усилия прилагаются для создания специальных условий, способных гармонизовать родительскую позицию матерей, выявить индивидуальные и групповые особенности.
Обсуждаемая проблематика представляет интерес для психологии, педагогики и медицины: родительская позиция трактуется как форма отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери; это особая система потребностей, связанных с материнством как общественно значимой деятельностью. Родительская позиция матерей способна оказывать влияние на общее развитие всех физических и психических процессов ребёнка.
Проблема исследования: каковы особенности принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать особенности принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Объект исследования: родительская позиция матери.
Предмет исследования: принятие родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Гипотеза исследования: существуют особенности принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «родительская позиция» в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Описать психологические особенности принятия родительской позиции матерями.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
4. Выявить психологические отличия принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства.
Теоретико–методологической основой нашего исследования являются работы таких исследователей как Т. В. Архиреева, Т. В. Брагина, Т. В. Снегирева, Е. Л. Пороцкая, А. С. Спиваковская, А. А. Чекалина, О. В. Шапатина (описание понятия «Родительская позиция»), Г. Г. Филиппова, Ю. Е. Скоромная, Т. А. Гурьянова, В. В. Ивакина, Е. И. Захарова, К. Н. Поливановаь (материнства и родительской позиции матери).
Методы исследования:
– теоретические (анализ научной психологической литературы, направленный на осмысление существа изучаемых явлений; синтез, обобщение, сравнение, систематизация полученных данных);
– психодиагностические и психолого–педагогические методики:
1. Методика ОДРЭ (опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой);
2. Методика PARI (измерение родительских установок и реакций), Е. С. Шефера, Р. К. Белла, адаптация Т. В. Нещерет;
3. Тест–опросник родительского отношения, А. Я. Варги, В. В. Столина;
4. Опросник «Взаимоотношения родителя с ребёнком» И. М. Марковской;
– методы математико–статистической обработки данных (описательная статистика, частотный анализ, корреляционный анализ).
База исследования: Муниципальное автаномное образовательное образовательное учреждение «Лицей» (МАОУ «Лицей»). В исследовании принимали участие 80 матерей, со стажем материнства 1–9 лет.
Структура и объём: работа включает в себя введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), выводы, заключение и список литературы.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и эмпирическое исследование особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При анализе научной литературы было подчеркнуто, что родительская позиция включает в себя отношение родителя к своему ребенку, к себе как родителю, к роли родителя, к родительству в целом и к воспитательным методам. Родительская позиция формирует совокупность установок и мотивов, которыми руководствуются родители в процессе воспитания ребенка, а также систему целей и ценностей, на которые ориентировано семейное воспитание. Все виды родительских отношений преобразуются в родительскую позицию как систему связей, где изменение любого элемента ведет к изменениям других элементов и системы в целом. При изменении родительских позиций трансформируются все остальные родительские отношения.
Существует ряд критериев, на которых основывается оценка степени гармоничности семейных отношений, среди которых наиболее важными являются: эмоциональное благополучие родителей и ребенка, высокая степень эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу, полное принятие и понимание личностных особенностей, а также готовность родителей и детей всегда прийти к друг другу на помощь.
Готовность к материнству представляет собой ориентацию на взаимодействие с будущим ребенком, эмоциональное восприятие будущего ребенка, предпочтения женщины в отношении методов воспитания и активизацию психологических и психофизиологических механизмов, которые способствуют успешному исполнению родительских обязанностей. Психологическая готовность к родительству охватывает три ключевых аспекта: восприятие ребенка, самоощущение в роли родителя и общее отношение к родительству.
Передача родительского опыта и моделей поведения, а также жизненные условия в подростковом возрасте, служат основой для создания представлений о родительских ролях на личностном, микросоциальном и общем социальном уровнях. Принятие родительской позиции, восприятие родительских обязанностей, значительно зависит от возраста родителей, их предыдущего опыта в воспитании детей и уровня личностного развития.
Результаты эмпирического исследования показали, что у матерей выражено понимание причин состояния ребенка, они достаточно хорошо осознают, почему ребенок испытывает те или иные чувства, способны воспринимать состояние ребенка, замечать его настроение. У матерей хорошо выражены чувства, возникающие во взаимодействии с ребенком и отношение к себе как к родителю. Они в основном понимают, что могут чему–то научить ребенка, верят, что справится с большинством ситуаций в воспитании. Матери стремятся к телесному контакту с ребенком, в основном способны оказать ребенку эмоциональную поддержку и воздействовать на состояние ребенка.
Семейные интересы матери преобладают над профессиональными, при этом семья является достаточно интегрированной. В семьях поощряют самостоятельность ребенка в соответствии с возрастными возможностями. Ребенок получает оптимальный эмоциональный контакт с родителями: его побуждают к словесным проявлениям, вербализации. В семье больше декларируется авторитет родителей, но при этом к ребенку матери склонны относиться как к равному. Развитию активности ребенка также уделяется должное внимание. Матери характеризуются средними проявлениями эмоциональной близости с ребенком, часто проявляют по отношению к детям любовь и заботу. Забота о ребенке осуществляется в достаточном объеме, но нет особой зависимости от ребенка. Проявления агрессивности ребенка в основном не подавляется.
Матери в целом положительно относятся к детям и принимают их такими, какие они есть, достаточно уважают и принимают индивидуальность детей, стараются одобрять их интересы, поддерживать планы, но это не всегда получается. Матери вполне адекватно оценивают способности детей, хотя иногда им трудно быть на равных с ребенком. Матери в целом устанавливают оптимальную психологическую дистанцию со своими детьми, стараются быть ближе к детям, но не препятствовать их автономии, удовлетворяют основные разумные потребности детей. Женщины осуществляют надлежащий контроль над своими детьми. Как правило, они считают неудачу детей случайной и сохраняют веру в способности ребенка.
Матери ощущают базовое положительное отношение к детям, принятие их личностных качеств и поведенческих проявлений. Матери считают себя достаточно строгими родителями, они последовательны в своем отношении к детям, в применении наказаний и поощрений. Они достаточно близки эмоционально к детям. Матери являются вполне авторитетными, они считают, что оказывают влияние на детей, отмечают наличие сотрудничества с детьми. Матери оценивают себя как в меру контролирующих, что может проявляться в опеке, навязчивости, ограничительности. У женщин средний уровень удовлетворенности отношениями с детьми.
Результаты корреляционного анализа показали, что с повышением стажа материства родительская позиция меняется на более сотруднячующую и требовательную. С одной стороны матери становятся более строгими, требовательными к детям, с другой стороны они становется равноценными партнерами для ребенка, лучше понимают и принимают его. Также, чем выше материнский стаж женщиг, тем меньше ее семейные интересы преобладают над профессиональными и тем больше конфликтов возникает у супругов.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь особенностей принятия родительской позиции матерями с их стажем материнства.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При анализе научной литературы было подчеркнуто, что родительская позиция включает в себя отношение родителя к своему ребенку, к себе как родителю, к роли родителя, к родительству в целом и к воспитательным методам. Родительская позиция формирует совокупность установок и мотивов, которыми руководствуются родители в процессе воспитания ребенка, а также систему целей и ценностей, на которые ориентировано семейное воспитание. Все виды родительских отношений преобразуются в родительскую позицию как систему связей, где изменение любого элемента ведет к изменениям других элементов и системы в целом. При изменении родительских позиций трансформируются все остальные родительские отношения.
Существует ряд критериев, на которых основывается оценка степени гармоничности семейных отношений, среди которых наиболее важными являются: эмоциональное благополучие родителей и ребенка, высокая степень эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу, полное принятие и понимание личностных особенностей, а также готовность родителей и детей всегда прийти к друг другу на помощь.
Готовность к материнству представляет собой ориентацию на взаимодействие с будущим ребенком, эмоциональное восприятие будущего ребенка, предпочтения женщины в отношении методов воспитания и активизацию психологических и психофизиологических механизмов, которые способствуют успешному исполнению родительских обязанностей. Психологическая готовность к родительству охватывает три ключевых аспекта: восприятие ребенка, самоощущение в роли родителя и общее отношение к родительству.
Передача родительского опыта и моделей поведения, а также жизненные условия в подростковом возрасте, служат основой для создания представлений о родительских ролях на личностном, микросоциальном и общем социальном уровнях. Принятие родительской позиции, восприятие родительских обязанностей, значительно зависит от возраста родителей, их предыдущего опыта в воспитании детей и уровня личностного развития.
Результаты эмпирического исследования показали, что у матерей выражено понимание причин состояния ребенка, они достаточно хорошо осознают, почему ребенок испытывает те или иные чувства, способны воспринимать состояние ребенка, замечать его настроение. У матерей хорошо выражены чувства, возникающие во взаимодействии с ребенком и отношение к себе как к родителю. Они в основном понимают, что могут чему–то научить ребенка, верят, что справится с большинством ситуаций в воспитании. Матери стремятся к телесному контакту с ребенком, в основном способны оказать ребенку эмоциональную поддержку и воздействовать на состояние ребенка.
Семейные интересы матери преобладают над профессиональными, при этом семья является достаточно интегрированной. В семьях поощряют самостоятельность ребенка в соответствии с возрастными возможностями. Ребенок получает оптимальный эмоциональный контакт с родителями: его побуждают к словесным проявлениям, вербализации. В семье больше декларируется авторитет родителей, но при этом к ребенку матери склонны относиться как к равному. Развитию активности ребенка также уделяется должное внимание. Матери характеризуются средними проявлениями эмоциональной близости с ребенком, часто проявляют по отношению к детям любовь и заботу. Забота о ребенке осуществляется в достаточном объеме, но нет особой зависимости от ребенка. Проявления агрессивности ребенка в основном не подавляется.
Матери в целом положительно относятся к детям и принимают их такими, какие они есть, достаточно уважают и принимают индивидуальность детей, стараются одобрять их интересы, поддерживать планы, но это не всегда получается. Матери вполне адекватно оценивают способности детей, хотя иногда им трудно быть на равных с ребенком. Матери в целом устанавливают оптимальную психологическую дистанцию со своими детьми, стараются быть ближе к детям, но не препятствовать их автономии, удовлетворяют основные разумные потребности детей. Женщины осуществляют надлежащий контроль над своими детьми. Как правило, они считают неудачу детей случайной и сохраняют веру в способности ребенка.
Матери ощущают базовое положительное отношение к детям, принятие их личностных качеств и поведенческих проявлений. Матери считают себя достаточно строгими родителями, они последовательны в своем отношении к детям, в применении наказаний и поощрений. Они достаточно близки эмоционально к детям. Матери являются вполне авторитетными, они считают, что оказывают влияние на детей, отмечают наличие сотрудничества с детьми. Матери оценивают себя как в меру контролирующих, что может проявляться в опеке, навязчивости, ограничительности. У женщин средний уровень удовлетворенности отношениями с детьми.
Результаты корреляционного анализа показали, что с повышением стажа материства родительская позиция меняется на более сотруднячующую и требовательную. С одной стороны матери становятся более строгими, требовательными к детям, с другой стороны они становется равноценными партнерами для ребенка, лучше понимают и принимают его. Также, чем выше материнский стаж женщиг, тем меньше ее семейные интересы преобладают над профессиональными и тем больше конфликтов возникает у супругов.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь особенностей принятия родительской позиции матерями с их стажем материнства.



