Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства (Уральский государственный педагогический университет)

Работа №160398

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МАОУ «Лицея» города Лесного (Свердловская область).
Выборка: 80 матерей в возрасте 22–45 лет, со стажем материнства 1–9 лет.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 6
1.1. Понятие «родительская позиция» в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Психологические особенности принятия родительской позиции матерями 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 25
2.1. Организация исследования принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 25
2.2. Результаты исследования принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 30
2.3 Анализ особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства 39
Выводы по главе 2 44
Список литературы 49
Приложение 56


Актуальность проблемы и темы исследования. Современное общество претерпевает значительные изменения в традиционных представлениях о семье и воспитании детей. В России 2024 год, обьявлен годом «Семьи», уделено особое внимание развитию семейных ценностей, укреплению института семьи и усилению мер поддержки семьи. Актуализируется роль воспитательного потенциала семьи и роль матери.
Согласно информации, размещенной в единой межведомственной информационно–статистической системы (ЕМИСС) по состоянию на период с 1 января 2023 года среди матерей вне зависимости от возраста и материнского стажа (репродуктивный возраст в России 15–45 лет) наибольший процент рождаемости приходится на возраст 20–35 года, но большинство молодых женщин не готовы к материнству, в связи с чем, можно предположить, что тем самым искажается структура родительской позиции матерей. Молодые женщины при рождении ребёнка чаще всего думают о собственном психологическом благополучии, финансовом доходе и образовании [7; 28]. Огромные усилия прилагаются для создания специальных условий, способных гармонизовать родительскую позицию матерей, выявить индивидуальные и групповые особенности.
Обсуждаемая проблематика представляет интерес для психологии, педагогики и медицины: родительская позиция трактуется как форма отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери; это особая система потребностей, связанных с материнством как общественно значимой деятельностью. Родительская позиция матерей способна оказывать влияние на общее развитие всех физических и психических процессов ребёнка.
Проблема исследования: каковы особенности принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать особенности принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Объект исследования: родительская позиция матери.
Предмет исследования: принятие родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Гипотеза исследования: существуют особенности принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «родительская позиция» в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Описать психологические особенности принятия родительской позиции матерями.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей принятия родительской позиции матерей с разным стажем материнства.
4. Выявить психологические отличия принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства.
Теоретико–методологической основой нашего исследования являются работы таких исследователей как Т. В. Архиреева, Т. В. Брагина, Т. В. Снегирева, Е. Л. Пороцкая, А. С. Спиваковская, А. А. Чекалина, О. В. Шапатина (описание понятия «Родительская позиция»), Г. Г. Филиппова, Ю. Е. Скоромная, Т. А. Гурьянова, В. В. Ивакина, Е. И. Захарова, К. Н. Поливановаь (материнства и родительской позиции матери).
Методы исследования:
– теоретические (анализ научной психологической литературы, направленный на осмысление существа изучаемых явлений; синтез, обобщение, сравнение, систематизация полученных данных);
– психодиагностические и психолого–педагогические методики:
1. Методика ОДРЭ (опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой);
2. Методика PARI (измерение родительских установок и реакций), Е. С. Шефера, Р. К. Белла, адаптация Т. В. Нещерет;
3. Тест–опросник родительского отношения, А. Я. Варги, В. В. Столина;
4. Опросник «Взаимоотношения родителя с ребёнком» И. М. Марковской;
– методы математико–статистической обработки данных (описательная статистика, частотный анализ, корреляционный анализ).
База исследования: Муниципальное автаномное образовательное образовательное учреждение «Лицей» (МАОУ «Лицей»). В исследовании принимали участие 80 матерей, со стажем материнства 1–9 лет.
Структура и объём: работа включает в себя введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), выводы, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и эмпирическое исследование особенностей принятия родительской позиции матерями с разным стажем материнства.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При анализе научной литературы было подчеркнуто, что родительская позиция включает в себя отношение родителя к своему ребенку, к себе как родителю, к роли родителя, к родительству в целом и к воспитательным методам. Родительская позиция формирует совокупность установок и мотивов, которыми руководствуются родители в процессе воспитания ребенка, а также систему целей и ценностей, на которые ориентировано семейное воспитание. Все виды родительских отношений преобразуются в родительскую позицию как систему связей, где изменение любого элемента ведет к изменениям других элементов и системы в целом. При изменении родительских позиций трансформируются все остальные родительские отношения.
Существует ряд критериев, на которых основывается оценка степени гармоничности семейных отношений, среди которых наиболее важными являются: эмоциональное благополучие родителей и ребенка, высокая степень эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу, полное принятие и понимание личностных особенностей, а также готовность родителей и детей всегда прийти к друг другу на помощь.
Готовность к материнству представляет собой ориентацию на взаимодействие с будущим ребенком, эмоциональное восприятие будущего ребенка, предпочтения женщины в отношении методов воспитания и активизацию психологических и психофизиологических механизмов, которые способствуют успешному исполнению родительских обязанностей. Психологическая готовность к родительству охватывает три ключевых аспекта: восприятие ребенка, самоощущение в роли родителя и общее отношение к родительству.
Передача родительского опыта и моделей поведения, а также жизненные условия в подростковом возрасте, служат основой для создания представлений о родительских ролях на личностном, микросоциальном и общем социальном уровнях. Принятие родительской позиции, восприятие родительских обязанностей, значительно зависит от возраста родителей, их предыдущего опыта в воспитании детей и уровня личностного развития.
Результаты эмпирического исследования показали, что у матерей выражено понимание причин состояния ребенка, они достаточно хорошо осознают, почему ребенок испытывает те или иные чувства, способны воспринимать состояние ребенка, замечать его настроение. У матерей хорошо выражены чувства, возникающие во взаимодействии с ребенком и отношение к себе как к родителю. Они в основном понимают, что могут чему–то научить ребенка, верят, что справится с большинством ситуаций в воспитании. Матери стремятся к телесному контакту с ребенком, в основном способны оказать ребенку эмоциональную поддержку и воздействовать на состояние ребенка.
Семейные интересы матери преобладают над профессиональными, при этом семья является достаточно интегрированной. В семьях поощряют самостоятельность ребенка в соответствии с возрастными возможностями. Ребенок получает оптимальный эмоциональный контакт с родителями: его побуждают к словесным проявлениям, вербализации. В семье больше декларируется авторитет родителей, но при этом к ребенку матери склонны относиться как к равному. Развитию активности ребенка также уделяется должное внимание. Матери характеризуются средними проявлениями эмоциональной близости с ребенком, часто проявляют по отношению к детям любовь и заботу. Забота о ребенке осуществляется в достаточном объеме, но нет особой зависимости от ребенка. Проявления агрессивности ребенка в основном не подавляется.
Матери в целом положительно относятся к детям и принимают их такими, какие они есть, достаточно уважают и принимают индивидуальность детей, стараются одобрять их интересы, поддерживать планы, но это не всегда получается. Матери вполне адекватно оценивают способности детей, хотя иногда им трудно быть на равных с ребенком. Матери в целом устанавливают оптимальную психологическую дистанцию со своими детьми, стараются быть ближе к детям, но не препятствовать их автономии, удовлетворяют основные разумные потребности детей. Женщины осуществляют надлежащий контроль над своими детьми. Как правило, они считают неудачу детей случайной и сохраняют веру в способности ребенка.
Матери ощущают базовое положительное отношение к детям, принятие их личностных качеств и поведенческих проявлений. Матери считают себя достаточно строгими родителями, они последовательны в своем отношении к детям, в применении наказаний и поощрений. Они достаточно близки эмоционально к детям. Матери являются вполне авторитетными, они считают, что оказывают влияние на детей, отмечают наличие сотрудничества с детьми. Матери оценивают себя как в меру контролирующих, что может проявляться в опеке, навязчивости, ограничительности. У женщин средний уровень удовлетворенности отношениями с детьми.
Результаты корреляционного анализа показали, что с повышением стажа материства родительская позиция меняется на более сотруднячующую и требовательную. С одной стороны матери становятся более строгими, требовательными к детям, с другой стороны они становется равноценными партнерами для ребенка, лучше понимают и принимают его. Также, чем выше материнский стаж женщиг, тем меньше ее семейные интересы преобладают над профессиональными и тем больше конфликтов возникает у супругов.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь особенностей принятия родительской позиции матерями с их стажем материнства.



1. Адлер, А. Воспитание детей / А. Адлер. – Москва : Альма Матер, 2024. – 201 с.
2. Акмалов, А.Ю. Семейное воспитание: психология и педагогика родительства / А.Ю. Акмалов. – Челябинск, 2023. – 160 с.
3. Акулина, М.А. Детско – родительские отношения / М.А. Акулина. – Москва : Академия, 2018. – 108 c.
4. Алдашева, А.А. Родительство как предмет изучения психологии труда / А.А. Алдашева, О.Н. Сиваш, О.В. Рунец. В сборнике: Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90–летию со дня рождения А.В. Брушлинского и 300–летию основания Российской академии наук. – Москва, 2023. – С. 676–680.
5. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2007. – 288 с.
6. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Андреева. – Санкт–Петербург : Речь, 2004. – 244 с.
7. Андрияничева, М.А. Психологическая готовность современных женщин к принятию материнской идентичности / М.А. Андрияничева. В сборнике: Социализация в глобальном мире: вызовы современности. Сборник материалов Международной научно–практической конференции. – Калуга, 2021. – С. 30 – 37.
8. Ариес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке [Текст] / Ф. Ариес / пер. с франц. Екатеринбург : Изд–во Урал.ун–та, 1999. – 416 с.
9. Архиреева, Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе младшего школьного возраста: дис....канд. психол. наук / Т.В. Архиреева. – Москва, 1990. С. 13 – 64.
10. Белогай, К.Н. Введение в перинатальную психологию : учебное пособие / К.Н. Белогай. – Томск : Изд–во Томского гос. пед. ун–та, 2008. – 143 с.
11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Л.И. Божович. – Москва : Ин–т практич. психологии, 2007. – 351 с.
12. Бойко, В.В. Малодетная семья: социально–психологический аспект / В.В. Бойко. – Москва : Мысль, 1988. – 243 с.
13. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога / Дж. Боулби. – Москва : Канон+, 2019. – 270 с.
14. Брагина, Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук / Т.В. Брагина. – Новосибирск, 2000. – С. 31 – 55.
15. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – Москва : Когито–Центр, 2015. – 205 с.
16. Васильева, Е.Н. Психологическая готовность к родительству: монография / Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков. – Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2015. – 208 с.
17. Вассерман, Л.И. Родители глазами детей: психологическая диагностика в медико–педагогической практике. Учеб. Пособие / Л.И. Вассерман. – Санкт–Петербург : Речь, 2019. – 216 с.
18. Девятых, С.Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий / С.Ю. Девятых. – Минск : РИВШ, 2007. – 158с.
19. Васягина, Н. Н. Теоретико–методологические основания субъектного становления матери в социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4 (23). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko–metodologicheskie–osnovaniyasubektnogo–stanovleniya–materi–v–sotsiokulturnom–prostranstve (дата обращения: 15.11.2023)
20. Егоров, Р.Н Родители и взрослые дети: особенности взаимоотношений (по материалам зарубежных источников) / Р.Н. Егоров, И.В. Шаповаленко // Современная зарубежная психология. – 2017. – Том 6. – № 2. – С. 54 – 62.
21. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно–психологических факторов: Автореф. дис...канд. психол. наук / М.О. Ермихина. – Казань, 2004. – 22 с.
22. Жайшибекова, К.Р. Семья как социализация группа / К.Р. Жайшибекова // Российская научно–методическая конференция по данным «Семья и материнство–XXI век». 2009. – С. 131 – 134.
23. Журавлева, Е.А. Готовность к родительству у студентов: возможности развития / Е.А. Журавлева // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2023. – Т. 6. – № 4. – С. 202–217.
24. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – Санкт–Петербург : Речь, 2007. – 448 с.
25. Захарова, Е.И. Освоение родительской позиции как траектория возрастно–психологического развития в зрелом возрасте / Е.И. Захарова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 11. – С. 152 – 156.
26. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О.А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2017. – 268 с.
27. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайман. – Москва : Академический проект, 2001. – 260 с.
28. Кожанова, Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.М. Кожанова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №4. – С. 189–191
29. Колтунова, Ю.И. Сдвиг старта материнства как причина демографического конфликта / Ю.И. Колтунова, Н.И. Скок, Н.Д. Фишерова // Russian Economic Bulletin. – 2024. – Т. 7. – № 3. – С. 33 – 38.
30. Кон, И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. – Воронеж : Грааль, 2009. – 422 с.
31. Крюкова, Е.Ю. Принятие родительских ролей и разновидности их искажения». В книге: Психологическая поддержка семьи в сложных социальных условиях / Е.Ю. Крюкова, Т.А. Симакова. – Рязань, 2023. – С. 7 – 17.
32. Мамаева, А.Ф. Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с OВЗ / А.Ф. Мамаева // Научно–практический электронный журнал Аллея Науки». – 2020. – №6(45). – С. 11–15
33. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18 – 27.
34. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. – Москва : Наука, 1988. – 429 с.
35. Ньюфелд, Г. Не упускайте своих детей / Г. Ньюфелд, Г. Матэ. – Москва : Ресурс, 2015. – 511с.
36. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – Москва : Московский психолого–социальный институт, 2006. – 496 с.
37. Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р.В. Овчарова. – Москва : Просвещение, 2010. – 364 с.
38. Петрова, А.А. Материнские представления об индивидуально–психологических особенностях ребенка как фактор детско–родительского эмоционального взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук / А.А. Петрова. – Москва, 2008. – 225 с.
39. Репринцева, Г.И. Детско – родительские отношения в современной семье / Г.И. Репринцева // Социальная педагогика в России. Научно–методический журнал. – 2016. – № 2. – С. 67–72.
40. Родионов, А.Н. Психологическая характеристика представлений в юношеском возрасте об отношениях со своими будущими детьми: дис. ... канд. психол. наук / А.Н. Родионов. – Москва, 2009. – 210 с.
41. Ромицына, Е. Е. Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семье подростков, больных неврозами: Автореф. дис. ...канд. психол. наук / Е. Е. Ромицына. – Санкт–Петербург, 1998. – 18 с.
42. Савина, Е.А. Родительские представления и установки: понятие виды, структура / Е.А. Свина // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. – № 3. – С. 85 – 95.
43. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – Москва : Эксмо–Пресс, 2000. – С.398 – 437.
44. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – Москва : Педагогика, 2006. – 356 с.
45. Филиппова, Г.Г. Детство и родительство: два вектора в перинатальной и репродуктивной психотерапии / Г.Г. Филиппова. В сборнике: Антология всемирной психотерапии. Материалы научно–практических конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов». – Москва, 2021. – С. 19–21.
46. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – Москва : Просвещение, 2008. – 122 с.
47. Филиппова, Г.Г. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе / Г.Г. Филиппова, С.А. Абдуллина // Психологическая наука и образование. – 2016. – Том 8. – № 4. – С. 142 – 152.
48. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорни. – Санкт–Петербург : Питер, 2023. – 248 с.
49. Чекалина, А.А. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола старшего дошкольника: Дис. ...канд. психол. наук / А. А. Чекалина. – Москва, 1991. – С.40 – 53.
50. Чистякова, Ю.С. Аксиологические основания формирования внутренней материнской позиции / Ю.С. Чистякова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2021. – № 199. – С. 181 – 188.
51. Шнейдер, Л.Б. Психология родительства : учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Москва : Юрайт, 2024. – 129 с.
52. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2–е изд. / Л.Б. Шнейдер. – Москва : Академический Проект, 2006. – 768 с.
53. Шулакова, Е.Ю. Формирование психологической готовности девушек к здоровому образу жизни и осознанному материнству: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Ю. Шулакова. – Нижний Новгород, 2002. – 201 с.
54. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э. Эриксон / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. – Санкт–Петербург : Летний сад, 2000. – 592 с.
55. Якупова, В.А. Психологические условия успешного освоения материнской роли / В.А. Якупова // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Том 25. – № 1. – С. 59 – 71.
56. Copeland, C.J. Do parents matter? Parental attachment and its effect on becoming independent in emerging adulthood: Dissertation / C.J. Copeland. – Ann Arbor : Portland State University, 2010. – 66 p.
57. Mills, R.S.L. Parental belifes about social behaviors in early childhood / R.S.L. Mills, K.H. Rubin // Child Development. – 1990. – № 61. – P. 138 – 151.
58. Sameroff, A. Family representations of development. Parental beliefs systems. The psychological consequences for children / A. Sameroff, L.A. Fiese, I.E. Sigel, A.V. McGillicuddy, De Lisi, J.J. Goodnow. – New York : Lawrence Erlbaum Associates, 1992. – P. 347 – 369.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ