Развитие силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга (Частные методики адаптивной физической культуры, Национальный Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Здоровья)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: клуб «Планета» (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 7 подростков 15-16лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ПАУЭРЛИФТИНГА 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков с интеллектуальными нарушениями 6
1.2.Характеристика силовых способностей подростков с интеллектуальными нарушениями 9
1.3. Методы развития силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга 11
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1. Цель и задачи экспериментального исследования 15
2.2. Методы исследования 15
2.3. Организация исследования: 17
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 20
3.1. Содержание разработанного комплекса физических упражнений, направленного на развитие силовых способностей у ЛИН посредством адаптивного пауэрлифтинга 20
3.2. Предполагаемое влияние предлагаемой методики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
База исследование: клуб «Планета» (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 7 подростков 15-16лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ПАУЭРЛИФТИНГА 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков с интеллектуальными нарушениями 6
1.2.Характеристика силовых способностей подростков с интеллектуальными нарушениями 9
1.3. Методы развития силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга 11
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1. Цель и задачи экспериментального исследования 15
2.2. Методы исследования 15
2.3. Организация исследования: 17
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 20
3.1. Содержание разработанного комплекса физических упражнений, направленного на развитие силовых способностей у ЛИН посредством адаптивного пауэрлифтинга 20
3.2. Предполагаемое влияние предлагаемой методики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Умственная отсталость является лидером среди других инвалидизирующих заболеваний со сложными, необратимыми последствиями. Функциональные нарушения в развитии организма, различные нарушения психического и физического развития, возникающие в результате органических поражений центральной нервной системы, требуют от специалистов создания особых условий для удовлетворения естественных двигательных потребностей лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями.
В последнее время специалисты из разных областей говорят о необходимости физического развития людей с ограниченными возможностями как о способе улучшения определенных показателей здоровья. Однако необходимо понимать, что каждая категория людей с определенными ограничениями здоровья имеет свои специфические особенности, способности, которые требуют особого подхода при составлении программ их физического развития в рамках занятий физкультурой и физическим воспитанием.
Категория подростков с интеллектуальной недостаточностью была выбрана в рамках нашей тематики неслучайно. Большой интерес специалистов к этой группе вызван статистическими данными по России, свидетельствующими об увеличении числа детей и подростков с этой особенностью в развитии. О необходимости включения физкультурно-оздоровительных мероприятий в коррекционную работу с детьми и подростками с ограниченными интеллектуальными возможностями заговорили в 1912 году, зачинателем этой идеи был В. П. Кащенко, который среди основных занятий называл гимнастику, массаж и игры. В 90-х годах ХХ века началось внедрение спортивных занятий в коррекционно-адаптационную работу с детьми и подростками этой категории. Сегодня физкультура и физическое воспитание являются одним из важнейших направлений в работе по комплексной реабилитации и социальной интеграции людей с интеллектуальными нарушениями.
На сегодняшний день доказано, что занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом являются эффективным средством коррекции и компенсации нарушенных психофизических функций подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями.) Основным фактором на таких занятиях являются физические упражнения, с помощью которых достигается целенаправленное воздействие на учащегося и решается широкий круг общих и специальных задач стать
Пауэрлифтинг как силовой вид спорта демонстрирует высокую эффективность в спортивной подготовке всех нозологических групп, но особый интерес он представляет в тренировках лиц с интеллектуальными нарушениями. Это связано с тем, что силовые тренировки не только укрепляют скелетные мышцы, но и укрепляют кости и связочно-сухожильный аппарат в рамках долгосрочной адаптации. Кроме того, во время соревновательных движений осуществляется активное вовлечение дыхательных мышц, что способствует расширению грудной клетки. Кроме того, овладение силовыми упражнениями по пауэрлифтингу значительно улучшает координационные способности спортсменов. Влияние упражнений с отягощениями на улучшение физических характеристик силы, гибкости и координации подтверждено исследованиями. Кроме того, с развитием физических качеств улучшается осанка и стабилизируется психоэмоциональное состояние лиц с интеллектуальными нарушениями. Это не только способствует успешной физической реабилитации, но и способствует социальной интеграции в общество.
Особый интерес для теории и практики адаптивного спорта представляют работы В.А. Громова (2006), Н.А. Петрокович (2006), Н.И. Семина (2008), А.И. Стеценко (2013), посвященные вопросам подготовки в пауэрлифтинге лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Объект исследования – процесс силовой подготовки лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости).
Предмет исследования – развитие силовых способностей подростков с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости) средствами пауэрлифтинга.
Цель исследования – теоретически обосновать разработку комплекса физических упражнений для развитие силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости) средствами пауэрлифтинга
Гипотеза – предполагается, что разработанный комплекс физических упражнений для развития силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости) средствами пауэрлифтинга будет эффективным при соблюдении 3 блоков: 1 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц ног, 2 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц спины, 3 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц груди.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по развитию силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга
2. Подобрать методы тестирования
3. Подобрать комплекс физических упражнений для развития силовых способностей лиц 15-16 лет с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга.
В последнее время специалисты из разных областей говорят о необходимости физического развития людей с ограниченными возможностями как о способе улучшения определенных показателей здоровья. Однако необходимо понимать, что каждая категория людей с определенными ограничениями здоровья имеет свои специфические особенности, способности, которые требуют особого подхода при составлении программ их физического развития в рамках занятий физкультурой и физическим воспитанием.
Категория подростков с интеллектуальной недостаточностью была выбрана в рамках нашей тематики неслучайно. Большой интерес специалистов к этой группе вызван статистическими данными по России, свидетельствующими об увеличении числа детей и подростков с этой особенностью в развитии. О необходимости включения физкультурно-оздоровительных мероприятий в коррекционную работу с детьми и подростками с ограниченными интеллектуальными возможностями заговорили в 1912 году, зачинателем этой идеи был В. П. Кащенко, который среди основных занятий называл гимнастику, массаж и игры. В 90-х годах ХХ века началось внедрение спортивных занятий в коррекционно-адаптационную работу с детьми и подростками этой категории. Сегодня физкультура и физическое воспитание являются одним из важнейших направлений в работе по комплексной реабилитации и социальной интеграции людей с интеллектуальными нарушениями.
На сегодняшний день доказано, что занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом являются эффективным средством коррекции и компенсации нарушенных психофизических функций подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями.) Основным фактором на таких занятиях являются физические упражнения, с помощью которых достигается целенаправленное воздействие на учащегося и решается широкий круг общих и специальных задач стать
Пауэрлифтинг как силовой вид спорта демонстрирует высокую эффективность в спортивной подготовке всех нозологических групп, но особый интерес он представляет в тренировках лиц с интеллектуальными нарушениями. Это связано с тем, что силовые тренировки не только укрепляют скелетные мышцы, но и укрепляют кости и связочно-сухожильный аппарат в рамках долгосрочной адаптации. Кроме того, во время соревновательных движений осуществляется активное вовлечение дыхательных мышц, что способствует расширению грудной клетки. Кроме того, овладение силовыми упражнениями по пауэрлифтингу значительно улучшает координационные способности спортсменов. Влияние упражнений с отягощениями на улучшение физических характеристик силы, гибкости и координации подтверждено исследованиями. Кроме того, с развитием физических качеств улучшается осанка и стабилизируется психоэмоциональное состояние лиц с интеллектуальными нарушениями. Это не только способствует успешной физической реабилитации, но и способствует социальной интеграции в общество.
Особый интерес для теории и практики адаптивного спорта представляют работы В.А. Громова (2006), Н.А. Петрокович (2006), Н.И. Семина (2008), А.И. Стеценко (2013), посвященные вопросам подготовки в пауэрлифтинге лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Объект исследования – процесс силовой подготовки лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости).
Предмет исследования – развитие силовых способностей подростков с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости) средствами пауэрлифтинга.
Цель исследования – теоретически обосновать разработку комплекса физических упражнений для развитие силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости) средствами пауэрлифтинга
Гипотеза – предполагается, что разработанный комплекс физических упражнений для развития силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости) средствами пауэрлифтинга будет эффективным при соблюдении 3 блоков: 1 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц ног, 2 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц спины, 3 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц груди.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по развитию силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга
2. Подобрать методы тестирования
3. Подобрать комплекс физических упражнений для развития силовых способностей лиц 15-16 лет с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга.
В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы по развитию силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга показал, что на эффективность развития скоростно-силовых навыков у подростков с интеллектуальной недостаточностью средствами пауэрлифтинга влияет не только грамотно составленная программа работы тренера или инструктора, но также и тяжесть интеллектуального дефекта подопечных, сопутствующие заболевания, особенности вторичных нарушений организма. Также стоит понимать, что недостаточность двигательной физической активности или полное её отсутствие в жизни ребенка с интеллектуальной недостаточностью приводит к нарушению естественного процесса развития организма, базовой потребности в движении, приводит к ослаблению способности организма бороться с простудными и инфекционными заболеваниями, способствует появлению лишнего веса, что также ухудшает состояние мышц, уровень выносливости, координацию движений и ориентацию в пространстве. Оптимальная силовая подготовка подростков с интеллектуальной недостаточностью средствами пауэрлифтинга способствует улучшению как общей физической формы, так и силовой подготовленности.
2. Для оценки эффективности влияния комплекса физических упражнений на уровень силовых способностей занимающихся мы подобрали тесты, оценивающие уровень силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости) и на их основе разрабатывали критерии оценки с учетом особенностей физического состояния данной нозологической группы. Применение комплекса физических упражнений будет способствовать развитию силовых способностей у лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости)
– в физическом развитии: показатели роста соответствуют нижней границе 14- летнего возраста, показатели веса отстают на – 8,9%, ЖЕЛ - на 11,2% средневозрастной нормы;
– в тестировании специальной физической подготовленности отмечалось отставание: в динамометрии правой руки – на 21,7%, становой динамометрии – на 22,4%.
Подобранный комплекс физических упражнений для развития силовых способностей лиц 15-16 лет с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга можно считать эффективным при соблюдении 3 блоков: 1 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц ног, 2 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц спины, 3 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц груди.
3. Был разработан комплекс физических упражнений для развитие силовых способностей лиц 15-16 лет с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга. В комплекс вошли физические упражнения с использованием штанги, гантелей и тренажеров.
Разработанный комплекс проводился 3 раза в неделю по 30 минут в течение месяца в клубе «Планета». Занятия проходят в группах по 2-3 человека.
В эксперименте участвовало 7 человек и это подростки 15-16лет с интеллектуальными нарушениями. Все подростки имели основной диагноз «Умственная отсталость» в легкой степени.
1. Анализ научно-методической литературы по развитию силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга показал, что на эффективность развития скоростно-силовых навыков у подростков с интеллектуальной недостаточностью средствами пауэрлифтинга влияет не только грамотно составленная программа работы тренера или инструктора, но также и тяжесть интеллектуального дефекта подопечных, сопутствующие заболевания, особенности вторичных нарушений организма. Также стоит понимать, что недостаточность двигательной физической активности или полное её отсутствие в жизни ребенка с интеллектуальной недостаточностью приводит к нарушению естественного процесса развития организма, базовой потребности в движении, приводит к ослаблению способности организма бороться с простудными и инфекционными заболеваниями, способствует появлению лишнего веса, что также ухудшает состояние мышц, уровень выносливости, координацию движений и ориентацию в пространстве. Оптимальная силовая подготовка подростков с интеллектуальной недостаточностью средствами пауэрлифтинга способствует улучшению как общей физической формы, так и силовой подготовленности.
2. Для оценки эффективности влияния комплекса физических упражнений на уровень силовых способностей занимающихся мы подобрали тесты, оценивающие уровень силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости) и на их основе разрабатывали критерии оценки с учетом особенностей физического состояния данной нозологической группы. Применение комплекса физических упражнений будет способствовать развитию силовых способностей у лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая степень умственной отсталости)
– в физическом развитии: показатели роста соответствуют нижней границе 14- летнего возраста, показатели веса отстают на – 8,9%, ЖЕЛ - на 11,2% средневозрастной нормы;
– в тестировании специальной физической подготовленности отмечалось отставание: в динамометрии правой руки – на 21,7%, становой динамометрии – на 22,4%.
Подобранный комплекс физических упражнений для развития силовых способностей лиц 15-16 лет с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга можно считать эффективным при соблюдении 3 блоков: 1 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц ног, 2 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц спины, 3 блок – упражнения направленные на развитие силы мышц груди.
3. Был разработан комплекс физических упражнений для развитие силовых способностей лиц 15-16 лет с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга. В комплекс вошли физические упражнения с использованием штанги, гантелей и тренажеров.
Разработанный комплекс проводился 3 раза в неделю по 30 минут в течение месяца в клубе «Планета». Занятия проходят в группах по 2-3 человека.
В эксперименте участвовало 7 человек и это подростки 15-16лет с интеллектуальными нарушениями. Все подростки имели основной диагноз «Умственная отсталость» в легкой степени.



