Совершенствование системы кадровой безопасности организации сферы социального обслуживания (на примере Государственного казенного учреждения Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области»)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ B ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 9
1.1 Понятие и сущность кадровой безопасности организации 9
1.2 Формирование системы кадровой безопасности в организациях сферы
социального обслуживания 19
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГКУ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «РЕСУРСНЫЙ
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» 31
2.1 Общая характеристика деятельности организации и её кадрового состава... 31
2.2 Изучение системы кадровой безопасности организации и разработка
направлений по её совершенствованию 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ B ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 9
1.1 Понятие и сущность кадровой безопасности организации 9
1.2 Формирование системы кадровой безопасности в организациях сферы
социального обслуживания 19
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГКУ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «РЕСУРСНЫЙ
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» 31
2.1 Общая характеристика деятельности организации и её кадрового состава... 31
2.2 Изучение системы кадровой безопасности организации и разработка
направлений по её совершенствованию 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сегодня, при наступлении эпохи глобализации, появляется доступ к технологиям и информации. Однако результаты и условия их использования весьма различаются. Реальные различия создаются за счет человеческих ресурсов, производительной силы сотрудников организаций, которые создают конкурентные преимущества компаний, влияют на качество производимых товаров и услуг. Поэтому вопросы обеспечения безопасности по всем направлениям очень важны для успешной деятельности организации. Особую важность приобретают проблемы обеспечения кадровой безопасности, так как кадры первичны.
Кадровая безопасность является одной из составляющих более широких понятий - экономической и корпоративной безопасности организации. Экономическая безопасность предприятия играет критически важную роль в обеспечении устойчивого развития и стабильного функционирования компании. Она охватывает весь спектр финансовой стабильности - от защиты капитала и активов, до предотвращения финансовых рисков и угроз. Корпоративная безопасность, в свою очередь, охватывает еще более широкий спектр вопросов, включая защиту интеллектуальной собственности, информационные и технологические данные, а также человеческие ресурсы. Но именно сотрудники — это та «основа», обеспечивающая кадровую, экономическую, корпоративную и иные виды безопасности организации [11, с. 55].
Актуальность темы исследования заключается в том, что система кадровой безопасности в организациях сферы социального обслуживания играет решающую роль в обеспечении благополучия и безопасности клиентов и сотрудников, также помогает систематизировать и сохранить большой объем информации. Это требует системного подхода и непрерывного мониторинга, а также активного сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. Только, таким образом, можно создать эффективную и надежную систему высококачественного социального обслуживания, гарантирующую безопасность деятельности. Кадровая безопасность помогает сохранить конфиденциальную информацию о структуре управления организацией, о клиентах, о сотрудниках, о кадровых процессах и технологиях.
Обеспечение безопасности организации направлено на защищенность персонала, жизненно важных интересов организации от внутренних и внешних угроз с целью выявления, нейтрализации и профилактики кадровых рисков, уменьшения нежелательных последствий и достижения наилучших результатов деятельности, для повышения уровня безопасности, для чего необходимо развивать подразделения, специализирующиеся на обеспечении кадровой безопасности, проводить регулярную оценку системы управления кадровой безопасностью организации.
Таким образом, обеспечение и совершенствование системы кадровой безопасности в организациях сферы социального обслуживания является важным аспектом защиты её сотрудников, клиентов и информации для обеспечения успешной деятельности.
Проведенный анализ литературы и других источников информации показывает, что многие российские организации различных сфер деятельности, и, в частности, исследуемой сферы, нуждаются в дополнительном анализе и систематизации существующих знаний, методов. способов обеспечения и развития системы кадровой безопасности с учётом современных тенденций. В связи с этим, определяется актуальность и практическая значимость выбранной темы исследования .
Изучением проблем и вопросов, касающихся кадровой безопасности, занимались такие авторы как А.Л. Алавердов [1], Н.И. Архипова [6], С. А. Аслаханова [5], А. В. Дейнека [10], С. В. Духновский [11], Н. Н. Карзаева [18], Н. В. Кузнецова [24], Т.О. Соломанидина [42] и многие другие ученые.
Исследователи смогли в полном смысле и более точно раскрыть сущность понятия кадровой безопасности предприятий, системы её построения и управления.
Объектом исследования является ГКУ Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области».
Предметом исследования является оценка системы кадровой безопасности предприятий в сфере социального обслуживания и разработка направлений по её совершенствованию.
Цель работы - изучить систему кадровой безопасности организации сферы социального обслуживания (на примере ГКУ Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области») и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1) изучить понятие и сущность кадровой безопасности организации;
2) рассмотреть формирование системы кадровой безопасности организации в сфере социального обслуживания;
3) дать характеристику деятельности ГКУ Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области» и её кадрового состава;
4) провести анализ системы кадровой безопасности исследуемой организации и разработать направления по её совершенствованию.
Новизна данной работы состоит в уточнении теоретических положений и разработке практических рекомендаций в области управления системой кадровой безопасности организации, которые позволят более эффективно управлять кадровой безопасностью организаций сферы социального обслуживания.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов и ученых в области кадровой политики, экономической и кадровой безопасности. Информационной базой исследования стали нормативно-правовые акты, учебные пособия, статьи из периодической печати ведущих специалистов по менеджменту и управлению персоналом, в том числе, затрагивающих исследуемую проблему.
Методами исследования по достижению поставленной цели являлись теоретико-методологический анализ научной литературы, монографий, статей, нормативно-правовых актов, электронных ресурсов по исследуемой теме. При написании данной работы были использованы различные методы с целью проведения исследования: методы системного подхода к предмету изучения, методы анализа и синтеза информации, методы обобщение и сравнения, которые позволили более тщательно раскрыть исследуемую тему.
Для написания практической части работы использовался анализ документов организации, методы наблюдение и интервьюирование сотрудников ГКУ Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области».
В основном для анализа системы кадровой безопасности персонала исследуемой организации использовались следующие документы: устав, положения, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, политика по управлению персоналом, различные положения и т.д.
Проведённое в работе исследование имеет практическую значимость, которая выражается в анализе, разработке рекомендаций и проведении мероприятий, которые позволят улучшить имеющиеся систему кадровой безопасности бюджетной организации сферы социального обслуживания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, содержащих по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
Кадровая безопасность является одной из составляющих более широких понятий - экономической и корпоративной безопасности организации. Экономическая безопасность предприятия играет критически важную роль в обеспечении устойчивого развития и стабильного функционирования компании. Она охватывает весь спектр финансовой стабильности - от защиты капитала и активов, до предотвращения финансовых рисков и угроз. Корпоративная безопасность, в свою очередь, охватывает еще более широкий спектр вопросов, включая защиту интеллектуальной собственности, информационные и технологические данные, а также человеческие ресурсы. Но именно сотрудники — это та «основа», обеспечивающая кадровую, экономическую, корпоративную и иные виды безопасности организации [11, с. 55].
Актуальность темы исследования заключается в том, что система кадровой безопасности в организациях сферы социального обслуживания играет решающую роль в обеспечении благополучия и безопасности клиентов и сотрудников, также помогает систематизировать и сохранить большой объем информации. Это требует системного подхода и непрерывного мониторинга, а также активного сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. Только, таким образом, можно создать эффективную и надежную систему высококачественного социального обслуживания, гарантирующую безопасность деятельности. Кадровая безопасность помогает сохранить конфиденциальную информацию о структуре управления организацией, о клиентах, о сотрудниках, о кадровых процессах и технологиях.
Обеспечение безопасности организации направлено на защищенность персонала, жизненно важных интересов организации от внутренних и внешних угроз с целью выявления, нейтрализации и профилактики кадровых рисков, уменьшения нежелательных последствий и достижения наилучших результатов деятельности, для повышения уровня безопасности, для чего необходимо развивать подразделения, специализирующиеся на обеспечении кадровой безопасности, проводить регулярную оценку системы управления кадровой безопасностью организации.
Таким образом, обеспечение и совершенствование системы кадровой безопасности в организациях сферы социального обслуживания является важным аспектом защиты её сотрудников, клиентов и информации для обеспечения успешной деятельности.
Проведенный анализ литературы и других источников информации показывает, что многие российские организации различных сфер деятельности, и, в частности, исследуемой сферы, нуждаются в дополнительном анализе и систематизации существующих знаний, методов. способов обеспечения и развития системы кадровой безопасности с учётом современных тенденций. В связи с этим, определяется актуальность и практическая значимость выбранной темы исследования .
Изучением проблем и вопросов, касающихся кадровой безопасности, занимались такие авторы как А.Л. Алавердов [1], Н.И. Архипова [6], С. А. Аслаханова [5], А. В. Дейнека [10], С. В. Духновский [11], Н. Н. Карзаева [18], Н. В. Кузнецова [24], Т.О. Соломанидина [42] и многие другие ученые.
Исследователи смогли в полном смысле и более точно раскрыть сущность понятия кадровой безопасности предприятий, системы её построения и управления.
Объектом исследования является ГКУ Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области».
Предметом исследования является оценка системы кадровой безопасности предприятий в сфере социального обслуживания и разработка направлений по её совершенствованию.
Цель работы - изучить систему кадровой безопасности организации сферы социального обслуживания (на примере ГКУ Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области») и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1) изучить понятие и сущность кадровой безопасности организации;
2) рассмотреть формирование системы кадровой безопасности организации в сфере социального обслуживания;
3) дать характеристику деятельности ГКУ Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области» и её кадрового состава;
4) провести анализ системы кадровой безопасности исследуемой организации и разработать направления по её совершенствованию.
Новизна данной работы состоит в уточнении теоретических положений и разработке практических рекомендаций в области управления системой кадровой безопасности организации, которые позволят более эффективно управлять кадровой безопасностью организаций сферы социального обслуживания.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов и ученых в области кадровой политики, экономической и кадровой безопасности. Информационной базой исследования стали нормативно-правовые акты, учебные пособия, статьи из периодической печати ведущих специалистов по менеджменту и управлению персоналом, в том числе, затрагивающих исследуемую проблему.
Методами исследования по достижению поставленной цели являлись теоретико-методологический анализ научной литературы, монографий, статей, нормативно-правовых актов, электронных ресурсов по исследуемой теме. При написании данной работы были использованы различные методы с целью проведения исследования: методы системного подхода к предмету изучения, методы анализа и синтеза информации, методы обобщение и сравнения, которые позволили более тщательно раскрыть исследуемую тему.
Для написания практической части работы использовался анализ документов организации, методы наблюдение и интервьюирование сотрудников ГКУ Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области».
В основном для анализа системы кадровой безопасности персонала исследуемой организации использовались следующие документы: устав, положения, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, политика по управлению персоналом, различные положения и т.д.
Проведённое в работе исследование имеет практическую значимость, которая выражается в анализе, разработке рекомендаций и проведении мероприятий, которые позволят улучшить имеющиеся систему кадровой безопасности бюджетной организации сферы социального обслуживания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, содержащих по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и сформулировать практические рекомендации.
Кадровая безопасность, является основным фактором по предотвращению рисков, действий со стороны сотрудников и персонала предприятия. Она позволяет своевременно выявлять внешние и внутренние факторы угрозы, определить степень их риска, а также адекватно проводить персонал - менеджмент и своевременное управление всеми процессами и этапами их нейтрализации.
Система кадровой безопасности в бюджетной организации в сфере социального обслуживания играют важную роль в обеспечении безопасности персонала и клиентов. Примеры таких систем включают процедуры проверки кандидатов на работу, разработку положений о безопасности и обучение сотрудников.
В ходе исследования проводился анализ деятельности Государственное казенное учреждение Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области» предоставляет важную государственную услугу по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании. За последние три года структура персонала центра претерпела значительные изменения, при этом основную часть сотрудников составляют квалифицированные специалисты. Анализ возрастного состава работников демонстрирует устойчивый рост численности сотрудников в возрасте от 31 до 40 лет. Женщины преобладают в общей численности персонала. Уровень образования сотрудников в большинстве случаев - высший. Количество принятых сотрудников увеличилось, а число уволенных снизилось, что свидетельствует о положительной динамике развития организации. Это указывает на рост доверия к центру среди работников и улучшение условий труда.
В организации слабый уровень обеспечения кадровой безопасности: слабо развиты некоторые направления кадровой безопасности: такие как силовая, имущественная; не проводятся проверки на обеспечение кадровой безопасности в организации и обучение персонала основам кадровой безопасности; нет положения о кадровой политики и других документов по обеспечению кадровой безопасности организации; на данном предприятии не разработана стратегия управления кадровой безопасностью предприятия; недостаточно разработаны принципы кадровой безопасности.
Для улучшения ситуации необходимо провести обучение сотрудников по основам кадровой безопасности; проводить аттестацию персонала на знания в сфере кадровой безопасности, усилить контроль и проверку в организации по разным направлениям кадровой безопасности; разработать и утвердить положение о кадровой политике учреждения, включающего раздел о кадровой безопасности; внедрить стратегию управления кадровой безопасностью предприятия и принципов ее реализации.
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать совершенствованию системы кадровой безопасности в Государственном учреждении «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области», положительно скажется на взаимодействии и трудовом поведении, на качестве предоставляемых услуг, на результатах деятельности сотрудников и организации в целом.
Кадровая безопасность, является основным фактором по предотвращению рисков, действий со стороны сотрудников и персонала предприятия. Она позволяет своевременно выявлять внешние и внутренние факторы угрозы, определить степень их риска, а также адекватно проводить персонал - менеджмент и своевременное управление всеми процессами и этапами их нейтрализации.
Система кадровой безопасности в бюджетной организации в сфере социального обслуживания играют важную роль в обеспечении безопасности персонала и клиентов. Примеры таких систем включают процедуры проверки кандидатов на работу, разработку положений о безопасности и обучение сотрудников.
В ходе исследования проводился анализ деятельности Государственное казенное учреждение Пензенской области «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области» предоставляет важную государственную услугу по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании. За последние три года структура персонала центра претерпела значительные изменения, при этом основную часть сотрудников составляют квалифицированные специалисты. Анализ возрастного состава работников демонстрирует устойчивый рост численности сотрудников в возрасте от 31 до 40 лет. Женщины преобладают в общей численности персонала. Уровень образования сотрудников в большинстве случаев - высший. Количество принятых сотрудников увеличилось, а число уволенных снизилось, что свидетельствует о положительной динамике развития организации. Это указывает на рост доверия к центру среди работников и улучшение условий труда.
В организации слабый уровень обеспечения кадровой безопасности: слабо развиты некоторые направления кадровой безопасности: такие как силовая, имущественная; не проводятся проверки на обеспечение кадровой безопасности в организации и обучение персонала основам кадровой безопасности; нет положения о кадровой политики и других документов по обеспечению кадровой безопасности организации; на данном предприятии не разработана стратегия управления кадровой безопасностью предприятия; недостаточно разработаны принципы кадровой безопасности.
Для улучшения ситуации необходимо провести обучение сотрудников по основам кадровой безопасности; проводить аттестацию персонала на знания в сфере кадровой безопасности, усилить контроль и проверку в организации по разным направлениям кадровой безопасности; разработать и утвердить положение о кадровой политике учреждения, включающего раздел о кадровой безопасности; внедрить стратегию управления кадровой безопасностью предприятия и принципов ее реализации.
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать совершенствованию системы кадровой безопасности в Государственном учреждении «Ресурсный центр социального обслуживания населения Пензенской области», положительно скажется на взаимодействии и трудовом поведении, на качестве предоставляемых услуг, на результатах деятельности сотрудников и организации в целом.



